Темы статей
Выбрать темы

Спецрежим сельхоз-НДС

Редакция НиБУ
Статья

Спецрежим сельхоз-НДС

Как известно, с 01.01.2009 г. для сельхозпредприятий, а также предприятий лесного хозяйства и рыболовства действует спецрежим налогообложения, установленный ст. 81 Закона об НДС, отдельные нормы которой освещаются в этой статье.

Леонид БЕЛИК, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Цель и суть спецрежимов сельхоз-НДС

Как ныне действующий, так и прежние спецрежимы сельхоз-НДС являются одной из форм государственной поддержки сельхозотрасли. Это бесспорно. При такой неизменной целевой направленности и главной сути спецрежимов, которая заключается в применении льготного налогообложения, в силу базирования их на разных законодательных нормах действующий спецрежим имеет как общие, так и отличительные признаки с прежними, особенности применения которых не раз освещались в наших статьях.

Общие черты спецрежимов

Аналогично прежним

льготным спецрежимам сельхоз-НДС, установленным ранее действовавшими (до 01.01.2009 г.) п.п. 6.2.6 ст. 6, пп. 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона об НДС, ныне действующий, установленный ст. 81 Закона об НДС спецрежим сельхоз-НДС, предусматривает, что:

— сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров (услуг),

не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельхозпредприятия для возмещения суммы НДС, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей (п. 81.2);

— превышение суммы «входного» НДС, уплаченной (начисленной) сельхозпредприятием поставщику на стоимость производственных факторов, над суммой налога, начисленной по операциям поставок сельхозтоваров (услуг),

не подлежит бюджетному возмещению (п. 81.3).

Как и прежде, при поставке несельскохозяйственных товаров и услуг операции подлежат
отражению в общей декларации по НДС (как налоговое обязательство, так и налоговый кредит), а налоговые обязательства по НДС по такой декларации подлежат уплате в бюджет на общих основаниях.

Отличия спецрежимов

Что же касается отличий, обращаем внимание на следующее:

— вместо трех прежних спецрежимов сельхоз-НДС согласно ранее действовавшим

п.п. 6.2.6 ст. 6 и пп. 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона об НДС с 01.01.2009 г. действует только один, установленный ст. 81 Закона об НДС;

— в

одну спецдекларацию по сельхоз-НДС теперь следует включать операции по поставке всех видов сельскохозяйственных товаров и услуг. Ранее, как известно, применялись так называемые спецдекларации № 1 и № 2, в которых отражались отдельно поставки продукции животноводства и растениеводства соответственно;

— в этой одной

спецдекларации отражаются и поставки сельхозпредприятиями молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям. До 01.01.2009 г. такие операции отражались в общей декларации;

— ныне действующий спецрежим распространяется

исключительно на сельхозтовары и сельхозуслуги. Как известно, прежний спецрежим согласно п. 11.29 Закона об НДС распространялся на любые товары (работы, услуги) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья. Такие товары (услуги) могли быть и несельскохозяйственными;

— осталась в прошлом возможность применения аграриями к поставкам молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям нулевой ставки НДС. В настоящее время сельхозпредприятия

в общем порядке применяют ставки налога, установленные п. 6.1 ст. 6 Закона об НДС, т. е. 20 % для внутриукраинских операций и 0 % при экспорте любых видов сельхоз- и несельхозпродукции;

— спецрежим, по старинке привычно называемый сельхоз-НДС, ныне уже не является сугубо сельскохозяйственным.

Кроме аграриев, он распространяется также на предприятия лесоводства и рыболовства, причисленных в этих целях п. 81.1 Закона об НДС к сельскохозяйственным предприятиям;

— отрицательное значение не возмещается, а в этом общем порядке бюджетного невозмещения спецрежимным плательщикам сельхоз-НДС превышения налогового кредита (т. е. отрицательного значения НДС по декларации) имеется исключение. При вывозе сельхозтоваров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме экспорта сельхозпредприятие — производитель таких товаров (услуг)

имеет право на бюджетное возмещение НДС, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров (услуг), стоимость которых включается в состав производственных факторов. Такое возмещение осуществляется в общем порядке (п. 81.4);

менее жестко регламентирован порядок целевого использования сумм сельхоз-НДС. Оставшиеся после возмещения уплаченного (начисленного) поставщикам «входного» НДС суммы налога используются для производственных целей, без прежней конкретизации назначения (как ранее было, например, развитие животноводства и птицеводства (п. 11.21) и приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения (п. 11.29)).

Следует отметить еще одну разновидность льготного спецрежима сельхоз-НДС, которая к

ст. 81 Закона об НДС имеет самое непосредственное отношение.

Временно, до 1 января 2012 года,

освобождаются от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала (кодов УКТ ВЭД 0102 10 10 00, 0102 10 30 00, 0102 10 90 00, 0511 10 00 00, 0511 99 90 10), осуществляемые субъектами специального режима налогообложения, установленного статьей 81 данного Закона. Операции по последующей поставке отмеченных племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала облагаются налогом в общем порядке (п. 11.46 ст. 11 Закона об НДС).

Обращаем внимание, что воспользоваться такой льготой — освобождением от налогообложения согласно вышеприведенному пункту —

вправе только спецрежимные плательщики сельхоз-НДС, т. е. как раз те, которые применяют нормы ст. 81 Закона об НДС.

Круг спецрежимных плательщиков

Специальный режим налогообложения может избрать резидент, который осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и отвечает критериям, установленным в пункте 81.6 этой статьи (далее — сельскохозяйственное предприятие) (

п. 81.1 Закона об НДС). То есть спецрежим сельхоз-НДС — дело добровольное, ведь говорится о возможности, а не об обязательности его применения.

Упомянутым выше

п. 81.6 Закона об НДС (в который совсем недавно Законом № 1403 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 54) внесены изменения (выделено нами полужирным курсивом)) установлено, что сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, а также на давальческих условиях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров (услуги) составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров (услуг), поставленных в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Строго говоря, этот пункт, исходя из начала его формулировки, в первую очередь является

определением термина «сельхозпредприятие». Все упомянутые в нем требования:

— о ведении сельхоздеятельности как основной деятельности;

— об использовании собственных или арендованных мощностей;

— о соблюдении критерия «сельскохозяйственности» не ниже 75 %,

с учетом других норм

ст. 81 Закона об НДС признаются ограничительными условиями для возможного избрания сельхозпредприятием спецрежима НДС.

Еще раз акцентируем внимание: вступившим в силу с 18.06.2009 г.

Законом № 1403 установлено, что спецрежим сельхоз-НДС распространяется также и на давальческие условия переработки самостоятельно выращенной сельхозпродукции.

Следует ожидать изменений общеизвестного

Положения № 79 с целью приведения его в соответствие с нормами Закона № 1403 об урегулировании «давальческого» ограничения в праве регистрации спецрежимным плательщиком сельхоз-НДС

Другими словами, в зависимости от наличия (или отсутствия) у предприятия сельскохозяйственного статуса в понимании его согласно

ст. 81 Закона об НДС, оно имеет (или не имеет) возможность применять при желании специальный режим обложения НДС.

Подтверждением нашему мнению является

п. 28 Положения № 79, которым установлено, в частности, что налоговой орган отказывает сельскохозяйственному предприятию в регистрации его как субъекта специального режима налогообложения, если такой плательщик не подпадает под определение сельскохозяйственного предприятия, является лицом, которое не может быть зарегистрировано как субъект специального режима налогообложения или на которое не распространяются нормы ст. 81 Закона об НДС.

Норма

п. 81.6 Закона об НДС действует с учетом того, что:

— для

вновь созданного сельхозпредприятия, зарегистрированного субъектом хозяйствования и осуществляющего хозяйственную деятельность менее двенадцати календарных месяцев, такой удельный вес сельхозтоваров (услуг) рассчитывается по результатам каждого отчетного налогового периода;

— с целью расчета «сельхоз-доли» в состав основной деятельности сельхозпредприятия

не включаются налогооблагаемые операции по поставке капитальных активов, которые находились в составе основных фондов не менее двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов совокупно, если такая поставка не была постоянной и не составляла отдельную предпринимательскую деятельность.

Пунктом 81.8 Закона об НДС

установлено, что нормы этой статьи не распространяются на производителей подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы (кодов УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30).

Это исключение позволяет сделать вывод, что несмотря на отсутствие в

п. 81.1 Закона об НДС прямого упоминания о таких предприятиях первичного виноделия, а также на то, что их предпринимательская деятельность как деятельность по переработке сельхозпродукции не относится к сельхоздеятельности, а относится к разделу перерабатывающей промышленности 15 «Пищевая промышленность» (о чем сказано в КВЭД в пояснении к разделу 01 «Сельское хозяйство, охота и связанные с ними услуги»), поставки такими предприятиями виноматериалов указанных кодов подпадают под спецрежим НДС.

В отношении возникающих на практике вопросов правомерности применения спецрежима НДС филиалами укажем на разъяснение ГНАУ в

письме № 2095, в котором сказано, в частности, следующее. Согласно ст. 95 Гражданского кодекса Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций. Следовательно, если юридическое лицо осуществляет свою деятельность через филиалы, то последние могут осуществлять все или часть видов деятельности, которые осуществляет юридическое лицо.

Филиалы не могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых не входит в виды деятельности юрлица

. В такой ситуации можно говорить, что фактически юридическое лицо осуществляет тот или другой вид деятельности через свои филиалы, но не включило эти виды деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Ситуация требует исправления и внесения изменений в виды деятельности юрлица путем дополнения видов деятельности юрлица теми видами, которые фактически оно осуществляет через свои филиалы.

Мы разделяем вышеприведенное мнение ГНАУ, поскольку оно соответствует нормам

п.п. 31.2 Положения № 79 которым, в частности, установлено, что при осуществлении сельхозпредприятием — субъектом спецрежима не указанных в Спецсвидетельстве видов деятельности, сумма НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет в общем порядке.

Порядок регистрации (перерегистрации) субъектов спецрежима

Регистрация сельхозпредприятия как субъекта специального режима налогообложения осуществляется по правилам и в сроки, установленные

ст. 9 Закона об НДС для лиц, которые приняли добровольное решение о регистрации плательщиками НДС (п. 27 Положения № 79).

Заявление по форме № 1-РС должно быть подано

не позднее 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого сельхозпредприятие желает перейти на спецрежим сельхоз-НДС. Отдельные особенности его заполнения ГНАУ разъяснила в письме от 21.01.2009 г. № 1023/7/29-1017 (далее — письмо № 1023) // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11), где указано, что в заявлении должна ставиться отметка «Регистрация». Заявления с отметками «Изменение местонахождения» и «Перерегистрация в связи с» подаются сельхозпредприятиями уже находящимися в статусе спецрежимных плательщиков, владеющих Спецсвидетельством по форме № 2-РС, при возникновении определенных ситуаций.

Для заполнения раздела 8 заявления стоимость поставленных товаров (услуг) принимается без НДС, в гривнях без копеек, удельный вес указывается в процентах, округление осуществляется по общеустановленным правилам.

Если сельхозпредприятие

не было зарегистрировано как плательщик НДС на общих основаниях, то к заявлению прилагается также платежный документ об уплате установленной суммы за Свидетельство о регистрации (п. 27.1 Положения № 79). В этом случае регистрация сельхозпредприятия как субъекта спецрежима осуществляется по процедуре регистрации обычным плательщиком НДС (п.п. 27.4.1 Положения № 79).

Если сельхозпредприятие

было зарегистрировано как плательщик НДС на общих основаниях, то его регистрация как субъекта спецрежима проводится по процедуре перерегистрации в соответствии с п.п. 27.4.2 Положения № 79. При этом заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС на общих основаниях по форме № 3-ПДВ не подается (письмо № 1023).

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган в течение 10 рабочих дней выдает (отправляет почтой с уведомлением о вручении) Свидетельство о регистрации сельхозпредприятия как субъекта спецрежима по форме № 2-РС, в котором указывается исключительный перечень видов деятельности, подпадающих под действие

ст. 81 Закона об НДС, или письменный отказ в выдаче такого Спецсвидетельства (п. 27.4 Положения № 79).

Обращаем внимание: несмотря на то что бланки заявления и Спецсвидетельства предусматривают всего 6 строк для внесения видов деятельности сельхозпредприятия,

количество видов деятельности, которые могут быть внесены в такие документы и в реестр субъектов спецрежима, не ограничено шестью. В такие поля может быть внесено и больше видов деятельности. Это подтверждает и ГНАУ в письме № 2095.

Кроме того, ГНАУ в

письме от 11.02.2009 г. № 2581/7/29-1017 отмечает, в частности, что в заявлении и Спецсвидетельстве должны указываться данные о видах деятельности согласно Перечню № 23. При этом данные о видах деятельности являются достоверными, если соответствующие виды деятельности сельхозпредприятия по КВЭД на уровне подкласса включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР). Причем, если вид деятельности в Перечне № 23 соотносится с двумя кодами КВЭД, то оба этих кода должны быть внесены в ЕГР.

В случае изменений в данных о видах деятельности сельхозпредприятия — субъекта спецрежима налогообложения проводится

перерегистрация такого плательщика НДС и замена Спецсвидетельства, для чего им подается заявление с соответствующей пометкой. Достоверность данных о видах деятельности сельхозпредприятием подтверждается в таком же порядке, как и при регистрации субъектом спецрежима.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше