Темы статей
Выбрать темы

Пользуетесь налоговыми льготами? Не забудьте об Отчете ф. № 1-ПП

Редакция НиБУ
Статья

Пользуетесь налоговымильготами? Не забудьте об Отчете ф. №  1-ПП

Действующее законодательство Украины предоставляет субъектам хозяйственной деятельности определенныельготы в  области налогообложения. Причем в  их использовании необходимо отчитываться. Об особенностях составления и  подачи Отчета о  суммахльгот в  налогообложении юридических и  физических лиц  — субъектов предпринимательской деятельности и  пойдет речь в  предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

КУоАП  —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от  07.12.84  г. №  8073-Х.

Закон об НДС  —

Закон Украины «О  налоге на  добавленную стоимость» от  03.04.97  г. №  168/97-ВР.

Закон №  2181  —

Закон Украины «О  порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными целевыми фондами» от  21.12.2000  г. №  2181-III.

Закон о  налоговой службе

  — Закон Украины «О  государственной налоговой службе в  Украине» от  04.12.1990  г. №  509-XII.

Инструкция о  порядке заполнения формы №  1-ПП  —

Инструкция о  порядке заполнения формы Отчета ф. №  1-ПП «О  суммахльгот в  налогообложении юридических и  физических лиц  — субъектов предпринимательской деятельности», утвержденная приказом ГНАУ и  Государственного комитета статистики Украины от  23.07.2004  г. №  419/453.

Правила расчетальгот по  НДС  —

Правила учета налога на  добавленную стоимость с целью совершенствования исчисления стоимостной величины влиянияльгот по  этому налогу на  формирование доходной части Государственного бюджета Украины, утвержденные приказом ГНАУ и  Государственного комитета статистики Украины от  23.07.2004  г. №  419/453.

Бюджетная классификация  —

Бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина Украины от  27.12.2001  г. №  604.

Справочникльгот №  49

  — Справочник №  49льгот, предоставленных действующим законодательством по  уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по  стоянию на  01.03.2009  г., утвержденный заместителем председателя ГНАУ 01.04.2009  г.

Основные моменты: форма, субъекты, сроки

Отчет о  суммахльгот в  налогообложении юридических и  физических лиц  — субъектов предпринимательской деятельности

по  форме №  1-ПП, утвержденный приказом ГНАУ от  23.07.2004  г. №  419/453 (далее  — Отчет ф. №  1-ПП), является статистической формой отчетности, предназначенной для обобщения информации о  потерях бюджета вследствие использования налогоплательщиками прав на льготы в  налогообложении. В соответствии с п.  1.2 Инструкции о  порядке заполнения формы №  1-ПП составляют его субъекты хозяйственной деятельности, воспользовавшиеся правом на льготу, а  именно:

юридические лица;

филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не  имеющие статуса юридического лица,  — самостоятельные плательщики налогов;

— частные предприниматели

  — плательщики НДС*.

* Несмотря на  то что в  круг лиц, обязанных предоставлять Отчет ф. №  1-ПП, входят только те предприниматели, которые являются плательщиками НДС, в  отчете необходимо указыватьльготы и  по другим налогам (конечно, если они использовались в  отчетном периоде).

Названные субъекты хозяйственной деятельности обязаны

вести учетльготных объектов налогообложения, а  именно: объектов, освобожденных от  налогообложения, облагаемых налогом по  пониженным ставкам, не  являющихся объектом налогообложения. Они самостоятельно рассчитывают потери бюджета в  перечисленных случаях и  отражают их в  форме №  1-Пп. 

Отчет ф. №  1-ПП подавать не  нужно, если с начала отчетного  годальготные операции

не  осуществлялись (второй абзац п.  1.2 Инструкции о  порядке заполнения формы №  1-ПП). Обратите внимание, что плательщики НДС не  предоставляют отчет, если в  течение налогового  года ни в  одной декларации по  НДС не  заполнялись строки 2, 3 и  4 раздела I «Налоговые обязательства» и  строки 12.3, 13.2 и  15 раздела II «Налоговый кредит» декларации по  НДС, а  также не  подавалась декларация по  НДС (сокращенная) /(перерабатывающего предприятия), разумеется, при условии, что другиельготы не  использовались.

Если же в  предыдущих кварталах отчетного  года налогоплательщики пользовались правом на льготу, то Отчет предоставлять необходимо

до окончания отчетного налогового  года. При этом уже не  имеет значения, применялись лильготы до конца  года.

Отчет по  форме №  1-ПП подается в  органы государственной налоговой службы по  месту регистрации плательщика налогов

в  сроки, предусмотренные для подачи квартальной налоговой отчетности, т. е. в  течение 40 календарных дней, следующих за  последним днем отчетного (налогового) квартала, полугодия, 9 месяцев и  года.

Отчет ф. №  1-ПП можно предоставить лично или отправить

по  почте (о наличии такой возможности свидетельствует надпись в  верхнем правом углу формы «Почтовая»). Причем, отправляя Отчет ф. №  1-ПП по  почте, необходимо помнить, что по  требованиям п.п.  4.1.7 Закона №  2181 Отчет должен быть направлен в  адрес налогового органа с уведомлением о  вручении не  позднее чем за  10 дней до окончания предельного срока налоговой отчетности.

Отчет по  форме №  1-ПП: заполняем вместе

Порядок заполнения Отчета ф. №  1-ПП установлен

п.  2.1 Инструкции о  порядке заполнения формы №  1-Пп.  Согласно нормам упомянутого документа показатели Отчета заполняются в  гривнях, без десятичных знаков с соответствующим округлением по  общеустановленным правилам, нарастающим итогом с начала  года.

Во

вступительной части Отчета указываются данные о  периоде, за  который он предоставляется, и  сведения о  налогоплательщике, а  именно: наименование налогоплательщика, почтовый адрес, код
ЕГРПОУ, код территории, код вида экономической деятельности, код формы собственности и  код организационно-правовой формы хозяйствования. Кроме этого, предприятия государственного сектора во вступительной части Отчета указывают код органа государственного управления.

Что касается

частных предпринимателей, то в  настоящее время в  действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая для таких субъектов хозяйствования коды территории, видов экономической деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования. В связи с этим во вступительной части Отчета они указывают только идентификационный номер по  ГРФЛ, во всех остальных графах ставится прочерк (см. письмо ГНАУ от  12.10.2004  г. №  9077/6/19-1116).

Порядок заполнения

содержательной части Отчета ф. №  1-ПП (по графам) для наглядности рассмотрим в  таблице 1.

Порядок заполнения Отчета ф. №  1-ПП

Графа
Отчета ф. №  1-ПП

Пункт
инструкции

Порядок заполнения графы

1

2

3

Графа 1

«Код налога, сбора, другого обязательного платежа»

п.  2.2

Заполняется на  основании

Бюджетной классификации. Вместе с тем, необходимую информацию можно получить и  из Справочникальгот №  49, а  именно из граф «Содержаниельготы» (в ней указано название налога) и  «Кодльготы» (например, код налога на  прибыль  — 11020000, код налога на  добавленную стоимость  — 14010000)

Графа 2

«Название налога, сбора, другого обязательного платежа»

Графа 3

«Кодльготы согласно Справочникульгот»

п.  2.3

Заполняется по  каждому видульгот по  платежам на  основании

Справочникальгот №  49, который уточняется, дополняется и  утверждается ГНАУ ежеквартально. На сегодняшний день последний из них доведен письмом ГНАУ от  01.04.2009  г. №  49.
Выбрав из перечня тульготу, которой предприятие пользовалось на  протяжении отчетного периода, ее название отражают в  графе 4 (здесь же приводятся пункт и  название закона, которым она предусмотрена), а  соответствующий код  — в  графе 3 Отчета ф. №  1-Пп

Графа 4

«Названиельгот, предоставленных в  соответствии с действующим законодательством»

Графа 5

«Суммальгот по  налогообложению; всего»

п.  2.4

Отражаются суммы не  внесенных в  бюджет налогов. Порядок расчета таких сумм зависит от 

видальготы:
— если в  результате примененияльготы происходит уменьшение базы налогообложения, то значение графы 5 рассчитывается как произведение суммы, на  которую была уменьшена база налогообложения, и  ставки налога. Например, предприятие согласно п.п.  5.2.2 Закона о  налоге на  прибыль имеет право включить в  валовые расходы сумму пожертвования неприбыльной организации в  размере 1000  грн. (кодльготы 11020033 ), тогда суммальготы составит

1000  грн.

х 25% = 250 грн.;
— если применяется пониженная ставка налогообложения, то значение графы 5 определяется как произведение базы налогообложения и  разницы между полной и льготными ставками налогообложения. Например, предприятие начислило нерезиденту доход в  размере 10000  грн., которые облагаются по  ставке 15  % согласно п.  13.1 Закона о  налоге на  прибыль (кодльготы 11020065), тогда суммальготы составит

10000  грн.

х (25% - 15% ) = 1000  грн.;

— если применяетсяльгота в  виде

уменьшения суммы налога, значение графы 5 равно суммельготы. Например, плательщик ФСН освобожден от  уплаты налога с владельцев транспортных средств за  трактора колесные (кодльготы 12020010), по  которым сумма налога составляет 500  грн., тогда в  графе 5 отражаетсяльгота в  размере 500  грн.

Что касается лиц, зарегистрированных плательщиками НДС, то величину используемыхльгот (значение графы 5 Отчета ф. №  1-ПП) они определяют согласно Правилам расчетальгот по  НДС

Графа 6

«Суммальгот по  налогообложению; из них государственного бюджета»

п.  2.5

В графе 6 указывается часть суммы из графы 5,
которая поступает в  государственный бюджет. Распределение налоговых платежей между государственным и  местным бюджетами приводится в  законе о  госбюджете на  текущий  год

Графа 7

«Срок примененияльгот в  отчетном периоде; дата начала действия»

пп.  2.6  — 2.8

В этих графах проставляются соответственно дата начала и  дата окончания примененияльгот
(с указанием числа, месяца,  года).
Если срок действияльготы установлен действующим законодательством до начала отчетного периода и  продолжается после его окончания, то сроки примененияльгот совпадают с датой начала и  датой окончания отчетного периода. Ввиду того что Отчет ф. №  1-ПП заполняется по  принципу нарастающего итога, дата начала примененияльготы будет постоянной на  протяжении всего  года (01.01.2009), а  вот дата окончания примененияльготы будет изменяться (в Отчете за  квартал  — 31.03.2009  г., за  полугодие  — 30.06.2009, за  9 месяцев  — 30.09.2009, за  год  — 31.12.2009).
Если право на льготу получено/утрачено в  течение отчетного периода, то в  графе 7 или 8 соответственно указывается конкретная дата начала/окончания примененияльготы

Графа 8

«Срок примененияльгот в  отчетном периоде; дата окончания действия»

Графа 9

«Суммальгот, использованная по  целевому назначению; всего»

п.  2.9

Отражается суммальгот относительно тех товаров (работ, услуг) и  средств, по  которым действующим законодательством установлены требования об их целевом использовании. Соответствующий признак целевого использования приведен в 

Справочникельгот №  49.
Если налогоплательщик пользуетсяльготами по  налогам, подлежащим перечислению в  государственный бюджет, значение графы 9 будет совпадать со значением графы 10.
В отношении НДС представители налоговых органов разъяснили, что в  графе 9 отражается суммальгот по  НДС по  тем товарам (услугам), средствам, за  которыми законодательством определено целевое использование, в  том отчетном периоде, в  котором фактически использовались эти товары (услуги), средства, ввезенные, перечисленные для целевого использования (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, №  37)

Графа 10

« Суммальгот, использованная по  целевому назначения; из них государственного бюджета»

 

Обращаем внимание, что кроме Отчета ф. №  1-ПП информация о льготах по  налогообложению отражается также в  налоговых декларациях по  отдельным видам налогов. При этом данные, отраженные в  Отчете ф. №  1-ПП, должны совпадать с данными налоговых деклараций. Например, в  соответствии с

п.  4 приложения 1 к примерному порядку проведения камеральной проверки и  осуществления контроля за  взиманием налога на  прибыль, утвержденному приказом ГНАУ от  05.12.2008  г. №  761 (далее  — Порядок №  761), значение строки 04.9 «Отрицательное значение объекта налогообложения предыдущего налогового  года» декларации при проверке налоговым инспектором согласовывается с данными Отчета ф. №  1-ПП (о налоговыхльготах) по  кодульготы 11020044. Получается, что сопоставление данных налоговых деклараций и  Отчета ф. №  1-ПП является своего рода проверкой правильности их составления. Кстати, убытки текущего  года в  ф. №  1-ПП не  отражаются, убытки включают в  Отчет только тогда, когда они перетекли из прошлого  года, то есть когда плательщик имеет право их включить в  валовые расходы по  стр. 04.9 декларации по  налогу на  прибыль предприятии (см. также «Вестник налоговой службы Украины», 2005, №  27).

Также

Порядок №  761 требует соответствия данных:

— строк 1.3, 2.3, 3.3, 4.3, 5.3, 6.3 та 7.3 (від'ємний фінансовий результат попереднього звітного  року) приложения К3 к декларации о  прибыли предприятия с данными ф. №  1-ПП по  кодульготы 11020045;

— строки 04.8 приложения Р2 к декларации о  прибыли предприятия с данными ф. №  1-ПП по  кодамльгот 11020033 (строка 1 приложения Р2), 11020034 (строка 2 приложения Р2), 11020155 (строка 3 приложения Р2), 11020162 (строка 5 приложения Р2), 11020184 (строка 4 приложения Р2).

Как определить суммульгот
по  НДС?

Прежде всего отметим, что

льгот
ы по  НДС  — это преимущества, предоставленные определенным субъектам предпринимательской деятельности, связанные с полным или частичным освобождением от  установленных законом обязательств по  уплате этого налога в  государственный бюджет.

Сумма НДС, определенная исходя из добавленной стоимости, не  поступившей в  госбюджет вследствие использования налогоплательщикамильгот по  этому налогу, является

потерями госбюджета. Величина таких потерь определяется по  особому алгоритму, установленному Правилами расчетальгот по  НДС для каждого режима налогообложения (см. таблицу 2).

Таблица 2

Определение суммыльгот по  НДС в  зависимости от  режимов налогообложения

№ п/п

Режим налогообложения

Пункт Правил расчетальгот по  НДС

1

Операции по  поставке товаров (услуг), освобожденные от  обложения НДС или не  являющиеся объектом налогообложения

п.  4.1

2

Операции по  поставке товаров (услуг), налогообложение которых осуществляется по  нулевой ставке

п.  4.2

3

Операции по  экспорту товаров при бартерной форме расчетов

п.п.  4.2.10

Примечание.

Правила расчетальгот уже несколько устарели по  отношению к текущему законодательству по  НДС. Этот пункт был написан под нормы соответствующих законов о  госбюджете, которые «не давали» экспорту при ВЭД-бартере нулевую ставку, а  определяли его как необлагаемую операцию, то есть вводили запрет на  отражение налогового кредита («входящий» НДС мог только попасть в  валовые расходы). Сегодня ВЭД-бартер облагается по  ставке 0  %, поэтому данный подпункт неактуален. В этом случае надо действовать согласно п.п.  4.2.7  — 4.2.9

4

Операции по  ввозу товаров (сопутствующих услуг) в  таможенном режиме импорта или реимпорта, освобожденные от  обложения НДС

п.  4.3

5

Операции, осуществляемые сельхозпроизводителями
Операции, осуществляемые перерабатывающими предприятиями

п.  4.4, п.  4.5

Примечание.

Со времени последних изменений в  Правила расчетальгот в  применении спецрежимов произошли серьезные изменения, в  том числе и  в нормативной базе. Однако мы считаем, что здесь уместно воспользоваться аналогией с нормами Правил и  тогда сельхозпроизводители должны определять размерльгот по  строке 18.1 декларации по  НДС (сокращенной), утвержденной приказом ГНАУ от  21.01.2009  г. №  8, а  перерабатывающие предприятия  — по  строке 20 декларации по  НДС (перерабатывающего предприятия), утвержденной приказом ГНАУ от  28.04.2009  г. №  221

6

Операции с возвратной тарой

п.  4.7

 

Остановимся на  некоторых из этих операций подробнее.

Операции по  поставке товаров (услуг), освобожденные от  обложения НДС или не  являющиеся объектом обложения НДС

. Порядок расчета не  внесенных в  бюджет сумм налога по  таким операциям определен п.  4.1 Правил расчетальгот по  НДС. Но прежде чем перейти к нему, напомним, что перечень операций, освобожденных от  налогообложения, определен в  статьях 5, 11 Закона об НДС. А вот операции, не  являющиеся объектом обложения НДС, перечислены в  п.  3.2 Закона об НДС, правда, некоторые из них не  участвуют в  расчете не  внесенных в  бюджет сумм налогов. В соответствии с п.  4.1.10 Правил расчетальгот по  НДС к таким «освобожденным» операциям относятся:

передача арендодателем имущества в  пользование арендатору по  условиям договора оперативной аренды, а  также возврат такого имущества арендодателю по  окончании действий такого договора (код льготы — 14010067);

передача имущества в  залог (ипотеку) заимодателю (кредитору) согласно договору займа и  его возврат по  окончании действия договора, если место такой передачи (возврата) находится на  таможенной территории Украины (кодльготы  — 14010069);

передача имущества на  хранение (ответственное хранение), а  также возврат имущества его владельцу (кодльготы  — 14010067);

обращение валютных ценностей (в том числе национальной и  иностранной валюты), банковских металлов, банкнот и  монет Национального банка Украины, за  исключением используемых для нумизматических целей, базой налогообложения которых является продажная стоимость; выпуск, обращение и  погашение билетов государственных лотерей, введенных по  лицензии Министерством финансов Украины; выплата денежных выигрышей, денежных призов и  денежных вознаграждений; прием ставок, в  том числе путем обмена средств на  жетоны или другие заменители гривни, предназначенные для использования в  игровых автоматах и  другом игровом оборудовании (кодыльгот  — 14010073 и  14010231);

выплаты в  денежной форме заработной платы (других приравненных к ней выплат), а  также пенсий, стипендий, субсидий, за  счет  бюджетов или Пенсионного фонда Украины или фондов общеобязательного социального страхования (кроме тех, которые предоставляются в  имущественной форме); выплаты дивидендов и  роялти в  денежной форме или в  виде ценных бумаг, осуществляемые эмитентом (кодльгот  — 14010077 и  14010336).

Однако, как вы обратили внимание, несмотря на  их освобождение, таким операциям согласно

Справочникульгот №  49 присвоенльготный код и,  кроме того, под таблицей кодов приведена инструкция по  заполнению отчета в  случае наличия таких операций. Звучит она так: «…при этом гр. гр. 5, 6, 9, 10 указанного отчета заполняются с нулевым значением, а  графы 1  — 4, 7  — 8 заполняются согласно п.  2 Инструкции*».

* Имеется в  виду Инструкция о  порядке заполнения формы №  1-ПП.

То есть получается несколько нелогичная ситуация:

п.  4.1.10 Правил расчетальгот по  НДС освобождает эти операции от  внесения в  ф. №  1-ПП, а  Справочникльгот №  49 требует их наличия. В данном случае разумно поступить следующим образом: если у  вас другихльготируемых операций нет, то на  одну зарплату подавать ф. №  1-ПП не  стоит (тем более, что к ответственности привлечь нарушителя очень проблематично, см. подробнее ниже), а  если выльготный отчет подаете по  другим причинам, то заполните тогда и  эти странныельготы.

В соответствии с

п.  4.1.9 Правил расчетальгот по  НДС расчет льгот осуществляется по  формуле:

СП = (V пост. зв. - (V прид. с податком +
+ V прид. без податку)) х 20  %,

где

СП  — суммальготы;

V пост. зв

.  — объемы поставки товаров (услуг), освобожденных от  обложения НДС или не  являющихся объектом налогообложения  — из строки 4 и  соответственно из строки 3 декларации по  налогу на  добавленную стоимость;

V прид. с податком

  — объемы приобретенных с НДС на  таможенной территории Украины товаров (услуг) и  импортированных товаров, а  также полученных от  нерезидента на  таможенной территории Украины услуг с целью их использования в  рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика для осуществления операций, не  являющихся объектом налогообложения или/и освобожденных от  налогообложения, из строки 10.2 (колонка А) и  строк 13.1 и  13.3 декларации по  НДС соответственно, увеличенных на  сумму НДС, уплаченную (начисленную) в  составе цены приобретения/импортирования/получения от  нерезидента;

V прид. без податку

  — объемы приобретенных на  таможенной территории Украины и  импортированных товаров (услуг) без НДС  — из строки 11.2 (колонка А) и  строки 13.2 декларации по  НДС.

Используя для расчета не  внесенных в  бюджет сумм НДС эту формулу, необходимо учитывать два момента:

1) ввиду того, что декларация по  НДС составляется за  отчетный период (месяц, квартал), а  Отчет ф. №  1-ПП заполняется по  принципу нарастающего итога, просто взять данные из указанных строк декларации и  подставить их в  формулу нельзя. Сначала нужно

определить значение необходимого показателя (V пост. зв., V прид. с податком, V прид. без податку) за  квартал (I полугодие,
9 месяцев и  год);

2) в  расчете участвует закупочная стоимость лишь тех товаров, которые были

реализованы в  отчетном периоде. Такие товары вполне могли быть приобретены в  прошлых периодах, причем информация об их стоимости уже нашла отражение в  прошлых декларациях. Что касается нереализованных товаров, то их стоимость из расчетальготы по  НДС исключается.

Пример 1

. Предприятие «Альфа»  — плательщик НДС приобрело в  марте 2009  года 100 штук украинско-английских и  англо-русских словарей по  цене 60  грн. у  поставщика  — неплательщика НДС. Половина приобретенных словарей в  течение отчетного периода была реализована по  цене 80  грн. (без НДС) за  1 шт.

Поскольку операции по  поставке словарей украинско-иностранного и  иностранно-украинского языка освобождены от  налогообложения на  основании

п.п.  5.1.2 Закона об НДС (кодльготы по  Справочникульгот №  49  — 14010083), рассчитаем сумму потерь бюджета на  основании вышеприведенной формулы. Именно эта сумма и  отразится в  Отчете ф. №  1-ПП за  квартал 2009  года.

В данном случае значение

V пост. зв составило 4000  грн. (50 шт. х 80  грн.). Значение V прид. с податком равно нулю, а  значение V прид. без податку равно 3000  грн. (50 шт. х 60  грн.). Определим суммульготы по  НДС на  основании полученных данных:

СП = (4000  грн. - 3000  грн.) х 20  % = 1000 х 20  % =
=

200  грн.

Операции по  поставке товаров и  услуг, облагаемых НДС по  нулевой ставке,

определены п.  6.2 Закона об НДС, международными договорами, ратифицированными Верховной Радой Украины, а  также прочими законами по  вопросам налогообложения.

Особенностью рассматриваемых операций является то, что при их осуществлении налогоплательщик фактически получаетльготу, состоящую из двух частей:

— суммыльготы по  применению нулевой ставки НДС;

— суммы «входного» НДС, подлежащего возмещению из государственного бюджета.

Расчет  этих двух составляющихльготы по  НДС осуществляется по  алгоритму, установленному

пп.  4.2.8, 4.2.9 Правил расчетальгот по  НДС.

Так, формула расчета суммы НДС,

не  внесенной в  бюджет вследствие применения нулевой ставки при денежной форме расчетов, выглядит следующим образом:

СП = (V пост. нуль - V прид.) х 20  %,

где

СП  — суммальготы;

V пост. нуль 

— объемы поставки товаров (услуг), облагаемых налогом по  нулевой ставке  — из соответствующих подстрок строки 2 декларации по  НДС;

V прид

.  — объемы приобретения товаров (услуг) на  таможенной территории Украины  — из строк 10.1, 11.1 (колонка А) и  импортированных товаров (услуг)  — из соответствующих подстрок строки 12 (колонка А) декларации по  НДС для осуществления операций по  поставке товаров (услуг), облагаемых налогом по  нулевой ставке.

В свою очередь, суммальготы по  НДС,

подлежащая возмещению из бюджета, определяется по  формуле:

СП = ПК факт. сплач.,

где

СП  — суммальготы;

ПК факт. сплач.

  — сумма НДС, фактически уплаченная получателем товаров (услуг) в  предыдущем налоговом периоде поставщикам товаров (услуг), используемых в  рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика для осуществления операции, облагаемой налогом по  нулевой ставке, в  части использования в  указанных операциях  — из строки 10.1 (колонка Б) и  строк 12.1, 12.2, 12.4, 12.5 (колонка Б) раздела II «Налоговый кредит» декларации по  НДС предыдущего отчетного периода. Другими словами, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, равна сумме налогового кредита по  такой операции.

И не  забудьте, что, определяя сумму этих двух составляющихльготы по  НДС, необходимо учитывать нюансы, рассмотренные выше, а  именно: принцип нарастающего итога и  участие в  расчете лишь тех товаров, которые были фактически реализованы в  текущем отчетном периоде.

Пример 2

. В феврале 2009  года предприятие «Альфа» отгрузило на  экспорт по  внешнеэкономическому контракту с покупателем-нерезидентом товар на  сумму 30000  грн. (в том числе НДС  — 0  грн.). Покупная стоимость товара равна 24000  грн. (в том числе НДС  — 4000  грн.).

Определим сумму потерь бюджета на  основании имеющейся информации.

В рассматриваемой ситуации

V пост. нуль равно 30000  грн., а  V прид.  — 20000 грн, следовательно, сумма НДС, не  внесенная в  бюджет вследствие применения нулевой ставки, составит:

СП = (30000 - 20000) х 20  % = 10000 х 20  % =
=

2000  грн.

В свою очередь, суммальготы по  НДС, подлежащая возмещению из бюджета, равна сумме «входного» НДС, уплаченного при приобретении экспортируемых товаров:

СП = ПК факт. сплач. =

4000  грн.

Согласно условиям примеров 1 и  2 Отчет по  форме №  1-ПП за  полугодие 2009  года будет заполнен следующим образом:

Звіт

«Про суми пільг в  оподаткуванні юридичних осіб та фізичних осіб  — суб'єктів підприємницької діяльності»

за (квартал, I півріччя, 9 місяців,  рік) I полугодия 2009 р.

Код податку, збору, іншого обов'язкового платежу

Назва податку, збору, іншого обов'язкового платежу

Код пільги згідно з  Довідником пільг

Назва пільг, наданих згідно з  чинним законодавством

Сума пільг в  оподаткуванні

Термін користування пільгами у  звітному періоді

Сума пільг, що використана за  цільовим призначенням

усього

з них державного бюджету

дата початку дії

дата закінчення дії

усього

з них державного бюджету

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14010000

Податок на  додану вартість

14010083

Звільняються від  оподаткування операції з  поставки учнівських зошитів, підручників та навчальних посібників українського виробництва, словників українсько-іноземної або іноземно-української мови
(п.п.  5.1.2 Закона об НДС)

200

200

01.01.2009

30.06.2009

14010000

Податок на  додану вартість

14010115

При експорті товарів та супутніх такому експорту послуг ставка ПДВ становить «0» відсотків до бази оподаткування
(п.  6.2 Закона об НДС)

2000

2000

01.01.2009

30.06.2009

14010000

Податок на  додану вартість

14010129

Суми податку на  додану вартість, сплачені постачальникам за  матеріально-технічні ресурси, які підлягають відшкодуванню із бюджету при експорті товарів та супутніх такому експорту послуг платником податку

4000

4000

01.01.2009

30.06.2009

 

В заключение этого подраздела хотим обратить ваше внимание на  наличие еще одной интересной НДС-льготы в  справочникельгот

под кодом 14010351. Она касается операций, отражаемых в  справочной строке декларации по  НДС  — 91, а  именно операций по  поставке услуг плательщиком налога, место предоставления которых находится за  пределами таможенной территории Украины, согласно правилам определения места поставки услуг, установленных п.  6.5 Закона об НДС, которые не  являются объектом налогообложения.

Если в  Отчете по  форме №  1-ПП допущена ошибка

Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок в  Отчете ф. №  1-ПП не  прописан ни в 

Инструкции о  порядке заполнения формы №  1-ПП, ни в  Правилах расчетальгот по  НДС. А общеизвестные правила исправления ошибок, установленные пп.  5.1 и  17.2 Закона №  2181, в  данном случае не  применяются, ведь форма №  1-ПП является формой статистической отчетности.

Тем не  менее представители главного налогового ведомства настаивают на  исправлении выявленных ошибок, поскольку они приводят к искажению информации о  потерях доходов бюджета (см. консультацию, опубликованную в  журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, №  37, с.  32). Ввиду того, что действующее законодательство не  предусматривает механизм предоставления уточняющего отчета по  форме №  1-ПП, налоговики рекомендуют исправлять допущенные ошибки

путем корректировки показателей текущего отчетного периода. Так, при выявлении арифметической ошибки в  Отчете за  квартал 2009  года исправить ее необходимо в  Отчете за  I полугодие 2009  года путем корректировки общей суммы налоговыхльгот (в сторону уменьшения или увеличения).

Учтите: этот способ подходит для исправления ошибок текущего  года. А вот ошибки, допущенные в  Отчете
ф. №  1-ПП за  прошлый  год, исправить уже не  получится. Дело в  том, что форма №  1-ПП не  содержит необходимых для этого строк, а  корректировать показатели текущего отчетного периода тоже нельзя, поскольку это приводит к искажению информации о  суммельгот текущего  года.

Если же предприятие обнаружило, что должно было предоставить Отчет ф. №  1-ПП и  по каким-либо причинам не  сделало этого, исправиться можно уже в  следующем отчетном периоде. Для этого в  отчете за  следующий отчетный период необходимо отразить неучтенную суммульгот.

Ответственность

Несмотря на  то что отчитываться о  суммельгот необходимо перед органами государственной налоговой службы, нельзя забывать о  том, что Отчет ф. №  1-ПП является статистической формой отчетности. Его нельзя считать налоговой декларацией, поскольку на  основании этого документа не  отражается ни начисление, ни уплата налогов. А раз так, то и  штрафные санкции, предусмотренные 

ст.  17 Закона №  2181, в  отношении формы №  1-ПП налоговики применить не  смогут.

Что касается административной ответственности должностных лиц предприятия, то в  соответствии со  ст. 

1863 КУоАП непредоставление статистической отчетности или предоставление ее недостоверной, не  в полном объеме,
с опозданием влечет за  собой наложение штрафа в  размере от  10 до 15 не  облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Однако дела об административных правонарушениях такого характера рассматриваются не  представителями главного налогового ведомства, а  органами статистики
(ст. 2443 КУоАП). Поэтому налагать штрафы по  ст. 1863 КУоАП налоговики не  имеют права. Они и  сами подтверждают это в  консультации, опубликованной в  журнале «Налоговый, банковский, таможенный консультант», 2008, №  47, с.  15.

Иногда от  проверяющих можно услышать, что непредоставление ф. №  1-ПП грозит нарушителю внеплановой проверкой. При этом они ссылаются на 

п.  2  ст.  111 Закона о  налоговой службе, согласно которому одним из оснований для внеплановой проверки является неподача в  установленный срок налоговой декларации или расчета, если их предоставление предусмотрено законом. Однако обязательность предоставления ф. №  1-ПП не  установлена законом, требования о  ее подаче содержатся в  подзаконных актах. Поэтому мы считаем, что ее неподача не  может быть основанием для внеплановой проверки.

Таким образом, привлечь к ответственности за  непредоставление ф. №  1-ПП практически невозможно, однако это не  повод ее игнорировать, ведь документ зарегистрирован по  всем правилам.

На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с составлением Отчета ф. №  1-ПП.  Надеемся, что наша статья  поможет бухгалтеру избежать ошибок при его заполнении и  успешно пройти отчетную кампанию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше