Темы статей
Выбрать темы

Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость

Редакция НиБУ
Распоряжение от 17.07.2009 г. № 838-

Кабинет Министров Украины

 

Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость

Распоряжение от 17 июля 2009 г. № 838-р

 

С целью реализации положений Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» Государственной налоговой администрации при администрировании налога на добавленную стоимость:

отнести к наивысшей степени риска факт подачи плательщиком налога налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — декларация) за отчетный налоговый период, составленной с учетом налоговых накладных, выписанных в ином, чем отчетный, налоговом периоде, и своевременности начисления и уплаты налога;

— при проведении камеральных проверок показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость учитывать, что

корректировка или уточнение плательщиком налога показателей декларации, связанные с несвоевременным включением сумм налоговой накладной в состав налогового обязательства или налогового кредита, за соответствующий отчетный налоговый период (далее — корректировка или уточнение декларации) являются оправданными в случае, когда они осуществляются в течение двух месяцев с даты наступления предельного срока подачи соответствующей декларации;

— в случае

корректировки или уточнения плательщиком налога показателей декларации в объеме 10 или более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, провести при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня их осуществления проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного и уплаченного на всех этапах поставки товаров (работ, услуг), и информировать в течение трех дней со дня осуществления таких корректировки или уточнения органы внутренних дел для принятия ими мер реагирования в рамках компетенции;

— в месячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением собственные нормативно-правовые акты.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко



комментарий редакции

Кабмин продолжает «распоряжаться» НДС

Эпопея с распоряжением КМУ № 757-р (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58, с. 17) продолжается. Причем в промежутке между его появлением и изданием комментируемого распоряжения ГНАУ успела разъяснить ситуацию (см. письмо от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 на с. 7) и, что самое интересное, — теперь ей, похоже, придется несколько изменить это разъяснение. Характеризуя документ в целом, отметим, что, с одной стороны,

Кабмин несколько смягчает позицию в вопросе правомерности отражения запоздавших налоговых накладных, а с другой — прямо скажем, запугивает плательщиков, которые воспользуются этим послаблением.

Основной вывод сводится к возможности корректировки или уточнения плательщиком НДС показателей декларации на сумму запоздавших налоговых накладных, если такие корректировки (уточнения) совершаются

в течение следующих двух месяцев. Причем достаточно экзотична сама формулировка «является оправданным».

Самое интересное, что оправданность таких корректировок (уточнений) касается не только «несвоевременного» включения налоговых накладных в состав налогового кредита, но и включения их в состав

налоговых обязательств. Понятно, что речь не идет об амнистировании сумм этих налоговых обязательств. В лучшем случае уточнение налоговых обязательств в течение двух месяцев позволит избежать принудительного аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС по «новым» основаниям, введенным распоряжением КМУ № 757-р (в силу «оправданности» двухмесячной задержки).

Конечно, непонятно, откуда вообще взялся двухмесячный срок. Говоря об уточнениях, Кабмин должен отдавать себе отчет в том, что речь идет об исправлении

ошибок. А раз так, то «допустимые» для этого сроки уже содержатся в действующем законодательстве (п. 5.1 и ст. 15 Закона № 2181) и они (1095 дней) существенно отличаются от озвученных Кабмином.

Отметим также, что в распоряжении речь идет о корректировках (уточнениях), вызванных

несвоевременным отражением налоговых накладных. Скорее всего (с учетом абзаца второго распоряжения), эта несвоевременность понимается Кабмином как отражение налоговой накладной в любом периоде, следующем за периодом ее составления (если речь о текущей декларации, то с учетом всех обстоятельств, скорее всего, практика вернется к заполнению стр. 16.4). Между тем дата составления и дата своевременного отражения налоговой накладной в составе налогового кредита не обязательно должны совпадать, поскольку отражение полученной с опозданием (причем независимо от срока такого опоздания) налоговой накладной в периоде ее получения является своевременным отражением налогового кредита (подробнее об этом см. на с. 12).

Введенный двухмесячный срок фактически означает, что

квартальный плательщик НДС не сможет отразить запоздавшие налоговые накладные даже в следующей декларации (а если отразит, то такому плательщику «светят» доначисления в результате камеральной проверки), и ему остается лишь успеть подать уточняющий расчет в течение 2 месяцев со дня предельного срока подачи декларации.

Теперь несколько слов об «угрозах».

Во-первых

, Кабмин фактически ввел своим распоряжением один из критериев степени риска — в зависимости от того, отражались ли в отчетном периоде налоговые накладные, составленные (выписанные) в прошлых периодах. Если такие факты были, то плательщика относят к «наивысшей» степени риска (что, в свою очередь, должно влиять на периодичность проведения плановых проверок). Со своей стороны отметим достаточно спорный характер включения даже такой нормы в распоряжение КМУ (кроме прочего, готовить эти критерии должна ГНАУ, а Кабмин лишь утверждать, причем, по нашему мнению, именно постановлением). При этом не исключаем, что распределение по степени риска осуществлено не в контексте применения Закона № 877 (поскольку в нем нет такого понятия, как «наивысшая» степень риска), а с позиции разделения плательщиков НДС (их деклараций) в зависимости от условных налоговых рисков, обуславливающих разное внимание налоговиков при проведении камеральной проверки (так называемый красный коридор).

Не можем не отметить также лишенный определенности текст второго абзаца, следующий за последней запятой («и своевременности начисления и уплаты налога»). Похоже, документ принимался впопыхах: готовилось

постановление Кабмина (см. последний абзац), а утверждено было распоряжение.

Во-вторых

, Кабмин обязует ГНАУ при выявлении фактов корректировок и уточнений (с учетом третьего абзаца не любых, а лишь связанных с несвоевременным отражением налоговых накладных) налоговых деклараций на сумму 10 и более процентов от общих налоговых обязательств (налогового кредита) по всей цепочке проводить проверку с привлечением налоговой милиции. На наш взгляд, основания для такой проверки (если речь идет о выездных мерах контроля) у налоговиков отсутствуют, равно как и отсутствует право на привлечение к таким проверкам налоговой милиции. Если у контролирующего органа возникают сомнения в правильности заполнения декларации, то он может лишь направить запрос о даче пояснений и доказательств по спорным фактам. Если плательщик в течение 10 дней не предоставит таких пояснений, то лишь тогда у налогового органа возникает право на проведение внеплановой проверки (ч. 3 ст. 111 Закона о ГНС).

 

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше