Темы статей
Выбрать темы

Создаем комфортные условия труда для своих работников

Редакция НиБУ
Статья

Создаем комфортные условия труда для своих работников

 

Несмотря на то что отечественная экономика переживает сегодня не самые лучшие времена, многие работодатели всячески стараются сохранить и поддержать свои трудовые коллективы, понимая, что главный капитал любого предприятия — это его высококвалифицированные и преданные кадры. Такая поддержка заключается, в частности, в обеспечении комфортных условий труда работников и в заботе об их здоровье. Для этого, например, в офисах и производственных помещениях устанавливаются кондиционеры и увлажнители воздуха, организуется доставка экологически чистой питьевой воды и т. д. Разумеется, что все это требует определенных расходов. О правилах их отражения в налоговом и бухгалтерском учете предприятия и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Конституция

— Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 4004

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-ХII.

Перечень № 994

— Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.

Постановление о снабжении газводой

— постановление секретариата ВЦСПС «О снабжении работников горячих цехов газированной подсоленной водой» от 11.06.34 г.

Перечень № 4/П-1

— Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов этого питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденный постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 г. № 4/П-1.

Положение № 9

— Положение о разработке инструкций по охране труда, утвержденное приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины Министерства труда и социальной политики Украины от 29.01.98 г. № 9.

Правила № 7

— Государственные санитарные правила и нормы работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин ГСанПиН 3.3.2.007-98, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.98 г. № 7.

Правила № 21

— Правила охраны труда во время эксплуатации электронно-вычислительных машин, утвержденные приказом Комитета по надзору за охраной труда Украины Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.99 г. № 21.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Установка кондиционера

Как предусматривает

ст. 6 Закона об охране труда, условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работниками, а также санитарно-бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства.

Кроме того,

ч. 1 ст. 13 указанного Закона обязывает работодателя создать на рабочих местах в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда.

То есть работодатель обязан принять меры по обеспечению надлежащих, безопасных, здоровых, а значит комфортных условий труда работников.

А комфортные условия зависят в том числе и от качества воздуха в рабочем помещении. При этом качество воздуха характеризуется его температурой, влажностью, скоростью движения. К тому же воздух в помещении не должен содержать загрязняющих частичек: запахов, дыма, пыльцы, спор, бактерий, выхлопных газов, радона и т. д.

В большинстве случаев обеспечить такие оптимальные условия помогает

кондиционер — устройство, отвечающее за создание и автоматическое поддержание в закрытых помещениях всех или определенных параметров (температуры, относительной влажности, чистоты, состава, скорости движения и давления воздуха), наиболее благоприятных для самочувствия людей.

Необходимость установки и использования кондиционеров в

производственных помещениях не вызывает сомнений, поскольку регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию того или иного производственного процесса, к числу которых относятся, например:

— СН 4088-86 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений»;

— СН 2152-80 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений»;

— ГОСТ 12.4.021-75 «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования»;

— ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;

— СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;

— ДБН Д.2.6-3-2000 Сборник 3. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Из сказанного следует, что расходы на приобретение и установку кондиционеров в производственном помещении — это не что иное, как расходы на

охрану труда, а значит, они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.

А что, если кондиционер решили установить в

офисе? В этом случае также следует руководствоваться указанными выше общими требованиями, касающимися вопросов организации надлежащих условий труда, а также — Правилами № 7 и № 21, где прямо зафиксирована необходимость установки систем кондиционирования воздуха, обеспечивающих оптимальные значения микроклимата в помещениях, в которых используются визуальные дисплейные терминалы электронно-вычислительных машин (далее — ВДТ).

Заметим, что

Правила № 7 и № 21 разработаны во избежание неблагоприятного воздействия на работников вредных факторов, сопровождающих работу с ВДТ, связанных со зрительным и нервно-эмоциональным напряжением.

Нарушение установленных санитарно-гигиенических правил и норм влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, предусмотренную

Законом № 4004 (см. п. 1.9 Правил № 7 и п. 8.7 Правил № 21 ).

Поэтому можно утверждать: использование кондиционера как в производственном, так и в офисном помещении

является одним из необходимых мероприятий по охране труда и, разумеется, связано с хозяйственной деятельностью предприятия. Правда, для уверенности не помешает закрепить эти нормы в коллективном договоре и разработать инструкции по охране труда в соответствии с Положением № 9 .

Указанные расходы в

налоговом учете Перечень № 994 относит к трудоохранным мероприятиям, а именно, к мероприятиям по приведению основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, в частности:

— систем вентиляции и аспирации, пылеулавливающих устройств, установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах;

— установок для нагрева (охлаждения) воздуха производственных, административных и других помещений.

Учитывая, что срок службы этих устройств

превышает 365 календарных дней, а стоимость, как правило, более 1000 грн., расходы на их приобретение в соответствии со ст. 8 Закона о налоге на прибыль в большинстве случаев относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 2 и начинают амортизироваться с квартала, следующего за кварталом приобретения, по квартальной норме 10 %. Однако если для улучшения микроклимата помещение оборудуется стационарной установкой кондиционирования воздуха вместе с сетью воздухоотводов и прочим вспомогательным оборудованием, то речь будет идти об улучшении такого помещения. В этих условиях понесенные расходы в пределах 10 % ремонтного лимита попадут в валовые расходы, а сумма превышения увеличит балансовую стоимость соответствующего объекта основных фондов группы 1.

Если предприятию удалось приобрести недорогой кондиционер (дешевле

1000 грн.), он отражается в порядке, предусмотренном для учета запасов с включением затрат на его покупку в валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как связанных с хозяйственной деятельностью и с дальнейшим перерасчетом по правилам п. 5.9 данного Закона. Напомним, что налоговики связывают этот перерасчет с выбранным методом амортизации в бухгалтерском учете относительно такого объекта.

Что касается непосредственно установки кондиционера, то она почти всегда сопряжена с проведением работ по прокладке тепловой магистрали. По нашему мнению, эти работы можно рассматривать как улучшение основных фондов группы 1 — помещений или зданий, в которых устанавливается кондиционер. Соответственно и расходы по прокладке таких магистралей должны быть отнесены на валовые расходы в пределах 10 % лимита расходов согласно

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль или в размерах превышения лимита увеличить балансовую стоимость соответствующего объекта основных фондов группы 1.

Поскольку кондиционер предназначен для использования предприятием в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, есть все основания включить суммы

НДС, уплаченные при его приобретении, в налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

В

бухгалтерском учете материальные активы, срок полезного использования которых более одного года и стоимость выше установленного стоимостного критерия (по усмотрению предприятия этот критерий может быть установлен в любом размере, например, 500 грн., 1000 грн., 1500 грн. или выше), относятся к основным средствам и подлежат амортизации. Учитывать эти объекты можно на субсчете 106 «Инструменты, приспособления и инвентарь».

Объекты со сроком службы более года, но стоимостью менее установленного стоимостного критерия (к примеру, менее 1000 грн.), будут относиться к малоценным необоротным материальным активам (МНМА) и учитываться на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

Напомним, что амортизация МНМА в соответствии с

п. 27 П(С)БУ 7 может начисляться с применением одного из следующих методов*:

1) «

50 %/50 %», по которому амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости и остальные 50 % амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом;

2) «

100 % списания», по которому амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 100 % его стоимости.

* В соответствии с п. 27 П(С)БУ 7 амортизация МНМА может осуществляться также с применением прямолинейного и производственного методов.

 

Установка увлажнителя воздуха

При всех положительных сторонах использования кондиционеров в помещении существуют и некоторые негативные моменты — создавая приятную прохладу, они частично осушают воздух. Дело в том, что оптимальная относительная влажность воздуха для человека находится в пределах 40 — 60 %, только тогда он чувствует себя комфортно. При содержании влаги в атмосфере менее 40 % даже у абсолютно здоровых людей ухудшается общее самочувствие, появляются сонливость, рассеянность, сухость кожи и слизистых оболочек полости рта и дыхательных путей, что приводит к существенному увеличению риска респираторных заболеваний. Для повышения уровня относительной влажности в помещении необходимо увеличить концентрацию водяного пара в воздухе, что достигается путем установки

увлажнителей воздуха.

Сведения об оптимальных параметрах температуры и относительной влажности воздуха в рабочих помещениях, в частности, в помещениях, в которых используются компьютеры, можно найти, например, в табл. 2.1

Правил № 21, в СН 4088-86 «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений» и в ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

 

Таблица 1

Нормы микроклимата для помещений с ВДТ ЭВМ И ПЭВМ (ГОСТ 12 1.005-88, СН 4088-86)

Время года

Категория работ

Температура воздуха, °С

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

Холодное

легкая — 1а

22 — 24

40 — 60

0,1

легкая — 1б

21 — 23

40 — 60

0,1

Теплое

легкая — 1а

23 — 25

40 — 60

0,1

легкая — 1б

22 — 24

40 — 60

0,2

 

Как и в случае с приобретением кондиционера, расходы на приобретение увлажнителей воздуха можно классифицировать как

расходы, связанные с охраной труда. Ведь данные расходы также направлены на обеспечение оптимальных значений микроклимата в помещениях с целью создания благоприятных, здоровых условий труда, а также повышения результативности и эффективности труда работников.

Это означает, что указанные расходы

связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и отражаются в налоговом и бухгалтерском учете в том же порядке, что и расходы на приобретение кондиционера.

Пример 1.

Предприятие «Радуга» приобрело кондиционер Mitsubishi SKM22ZA стоимостью 2448 грн. (без НДС — 2040 грн.; НДС 20 % — 408 грн.) и увлажнитель воздуха Boneco Air-O-Swiss E2441 стоимостью 1122 грн. (без НДС — 935 грн.; НДС 20 % — 187 грн.) для бухгалтерской службы. По условиям примера кондиционер относится к основным фондам группы 2.

Стоимость услуг по установке кондиционера — 1200 грн. (без НДС — 1000 грн.; НДС 20 % — 200 грн.). По условиям примера к моменту установки кондиционера 10 % ремонтный лимит уже исчерпан.

Предположим, что предприятие для оценки материальных активов определило в бухгалтерском учете стоимостный критерий в размере 1000 грн. Амортизация МНМА осуществляется по методу «100 % списания».

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 2

Порядок отражения в учете расходов на приобретение кондиционера и увлажнителя воздуха

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1. Приобретение кондиционера

1

Перечислена поставщику предоплата за кондиционер

2448

371

311

 —

 —

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за кондиционер

408

641/НДС

644

 —

 —

3

Получен от поставщика кондиционер

2040

152

631

Расходы на приобретение кондиционера увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 2 на начало отчетного квартала, следующего за кварталом приобретения

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании кондиционера

408

644

631

 —

 —

5

Предоставлены услуги по установке кондиционера

1000

152

631

Расходы на установку кондиционера увеличивают балансовую стоимость помещения (группа 1) на начало отчетного квартала, следующего за кварталом установки

6

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости услуг по установке кондиционера

200

641/НДС

631

 —

 —

7

Оплачены услуги по установке кондиционера

1200

631

311

 —

 —

8

Введен в эксплуатацию кондиционер

2040

106

152

 —

 —

9

Увеличена стоимость помещения

1000

103

152

 —

 —

2. Приобретение увлажнителя воздуха

1

Перечислена поставщику предоплата за увлажнитель воздуха

1122

371

311

 —

935*

* Стоимость увлажнителя воздуха участвует в перерасчете балансовой стоимости запасов согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за увлажнитель воздуха

187

641/НДС

644

 —

 —

3

Получен от поставщика увлажнитель воздуха

935

153

631

 —

 —

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании увлажнителя воздуха

187

644

631

 —

 —

5

Передан в эксплуатацию увлажнитель воздуха

935

112

153

 —

 —

6

Начислена амортизация увлажнителя воздуха в первом месяце его использования

935

92

112

 —

 —

 

Приобретение питьевой воды

Никто не станет отрицать, что употребление в пищу качественных продуктов и хорошей питьевой воды улучшает здоровье и настроение человека, продлевает жизнь, способствует росту производительности труда и улучшению качества работы.

Поэтому действия работодателей по обеспечению работников экологически чистой питьевой водой с целью обеспечения безопасных, здоровых условий труда можно только приветствовать. Тем более что право на такие условия на рабочем месте гарантирует гражданам

ст. 43 Конституции.

Однако, как бы ни хотелось отнести такие действия предприятия к комплексу мер по охране труда, предусмотренных

Законом об охране труда, сделать это, к сожалению, не получится.

Дело в том, что в рамках трудоохранного законодательства обеспечению в обязательном порядке газированной подсоленной водой, бесплатным лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами подлежат исключительно

работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными температурными условиями (см. постановление об обеспечении газводой и Перечень № 4/П-1). Поэтому только связанные с этим затраты можно считать хозяйственными и отражать их в составе валовых расходов предприятия, а «входной» НДС — в составе налогового кредита.

Затраты же на приобретение питьевой воды для

других категорий работников под хозяйственные нужды не подпадают, а значит, не могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия. Такой вывод следует из консультации представителей налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 21, с. 46 и письма ГНАУ от 28.10.2008 г. № 484/4/17-0713 (см. с. 24 этого номера).

Аналогичная ситуация складывается и с расходами на аренду или на приобретение кулера — их налоговики также не рассматривают как связанные с хоздеятельностью и не предоставляют права включать в валовые расходы или амортизировать (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 12, с. 29).

Единственный случай, когда можно рассчитывать на валоворасходность понесенных водозатрат, — приобретение питьевой воды для клиентов и посетителей офиса. Тогда такие расходы предприятие классифицирует как

представительские и получает право включать их в валовые расходы в пределах 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Заметим, что с налогообложением бесплатно выданной работникам питьевой воды может быть связан еще один неприятный момент — начисление налоговых обязательств по НДС на основании

п. 4.2 Закона об НДС. Во всяком случае сотрудники налоговых органов настаивают на отражении налоговых обязательств по НДС при обеспечении работников обедами за счет средств предприятия (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23, с. 30). Да и выдача молока отдельным категориям работников с тяжелыми и вредными условиями труда классифицируется налоговиками как операция поставки товаров, требующая начисления НДС (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 23, с. 27). Хотя утверждение о том, что такая бесплатная выдача является поставкой товаров, на наш взгляд, все же спорно.

Кроме того, рассматривая операцию по обеспечению работников питьевой водой как подпадающую под определение «продажа товаров» (

п. 1.31 Закона о налоге на прибыль), здесь придется отразить еще и валовой доход.

Правда, радует то, что, по мнению сотрудников ГНАУ, стоимость воды, приобретенной за счет средств работодателя и предназначенной для потребления в офисе всеми работниками предприятия, а также посетителями,

не рассматривается как объект обложения налогом с доходов физических лиц, поскольку эти расходы не могут быть персонифицированы (см. письмо от 29.07.2005 г. № 7129/6/17-3116 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 71).

Пример 2.

Предприятие «Лира» закупило для работников производственного участка экологически чистую питьевую воду «Добро» на сумму 120 грн. Кроме того, на основании договора аренды получен кулер, стоимость которого согласно акту приема-передачи — 1500 грн. Плата за аренду кулера в месяц составляет 150 грн. Данные расходы не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, поэтому на валовые расходы они не относятся.

В бухгалтерском учете предприятия указанные операции отражаются следующим образом:

 

Таблица 3

Порядок отражения в учете расходов на приобретение питьевой воды

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Перечислена поставщику предоплата за питьевую воду

120

371

311

2

Получена от поставщика питьевая вода

120

209

631

3

Получен в аренду кулер

1500

01

 —

4

Передана в пользование питьевая вода*

120

91

209

* Если принять во внимание вышеизложенный взгляд сотрудников налоговых органов на обеспечение работников обедами и молоком за счет средств предприятия, то при выдаче питьевой воды также придется начислить налоговые обязательства по НДС и отразить валовой доход.

5

Начислена арендная плата в связи с арендой кулера

150

91

685

6

Перечислена сумма арендной платы арендодателю кулера

150

685

311

7

Отнесены на финансовый результат:

 — расходы на приобретение воды

120

791

91

 — расходы на аренду кулера

150

791

91

 

Подробнее

с вопросами потребления воды за счет средств работодателя можно ознакомиться в статье «Чайная церемония» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 47).

 

Приобретение снаряжения для пикника и спортинвентаря

Не секрет, что должная организация отдыха человека в целом может значительно снизить его заболеваемость и повысить производительность труда. А многие работодатели уже давно усвоили, что здоровье трудящихся — это залог стабильной работы предприятия.

Хорошим способом укрепления здоровья работников, повышения сплоченности рабочего коллектива и распространения корпоративной культуры является отдых на природе или на туристском маршруте. Для того чтобы такой отдых был полноценно организован, часто за счет средств предприятия приобретаются мангалы, гриль, удочки, мячи, теннисные ракетки и другой подобный инвентарь.

Разумеется, что связать такие расходы с хозяйственной деятельностью налогоплательщика не представляется возможным, поэтому они

не могут быть учтены в составе валовых расходов, а уплаченный при их приобретении НДС — в составе налогового кредита. То есть профинансировать данную покупку предприятие может только за счет собственной прибыли.

При отражении же расходов на приобретение предметов для корпоративного отдыха в

бухгалтерском учете нужно принимать во внимание срок их полезного использования (более или менее года) и стоимость (более или менее установленного стоимостного критерия). В зависимости от таких критериев приобретенные ценности будут относиться либо к основным средствам, либо к МНМА, либо к запасам предприятия.

Пример 3.

Предприятие «Стройсервис» с целью организации отдыха своих работников приобрело:

— гриль стоимостью 600 грн.;

— удочку стоимостью 480 грн.;

— мяч волейбольный стоимостью 120 грн.

Предположим, что предприятие отнесло гриль, удочку к МНМА, амортизация которых осуществляется по методу «50 %/50 %», а мяч — к запасам.

В бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Перечислена поставщику предоплата за:

— гриль

600

371

311

— удочку

480

— мяч волейбольный

120

2

Получены от поставщика:

— гриль

600

153

631

— удочка

480

153

631

— мяч волейбольный

120

22

631

3

Переданы в эксплуатацию:

— гриль

600

112

153

— удочка

480

112

153

— мяч волейбольный

120

949

22

4

Начислена амортизация при передаче в эксплуатацию:

— гриля

300

949

112

— удочки

240

949

112

 

Вот таков налогово-бухгалтерский порядок отражения затрат на создание комфортных условий труда и отдыха работников. Желаем вам стабильности, процветания и возможности финансировать как можно больше различных социальных программ!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше