Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтер по гражданско-правовому договору

Редакция НиБУ
Статья

Бухгалтер по гражданско-правовому договору

 

В последние годы все более распространенным вариантом организации ведения бухучета на предприятии становится обращение к услугам бухгалтера в рамках гражданско-правового договора вместо включения его в штат как наемного работника. Однако при выборе такого варианта не следует забывать об особой роли бухгалтера в жизни предприятия, что не может не отражаться на оформлении гражданско-правовых отношений с ним.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Бухгалтер — самозанятое лицо или физлицо-предприниматель

Для начала напомним, что в соответствии со

ст. 8 Закона о бухучете для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации (более подробно см. статью «Кто ведет бухгалтерский учет на предприятии» на с. 5 этого номера).

В число возможных форм организации бухучета входит обращение к

услугам «специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица» (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). В связи с этим необходимо выяснить: первое — как должна быть организована деятельность бухгалтера, который предоставляет услуги по ведению бухгалтерского учета, второе — как следует оформить отношения предприятия с таким лицом.

Для ответа на первый вопрос обратимся прежде всего к двум базовым нормативным актам в этой сфере — к

Гражданскому и Хозяйственному кодексам.

Согласно

ст. 50 ГКУ физическое лицо имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом, при условии государственной регистрации такого физлица как предпринимателя в установленном порядке.

Аналогичным образом этот вопрос урегулирован и в

ХКУ: в соответствии со ст. 128 ХКУ гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица.

Как видим, определяющим при установлении необходимости регистрации в качестве предпринимателя в любом случае будет характер деятельности, т. е. будет ли оказание услуг по ведению бухгалтерского учета охватываться понятием

предпринимательской деятельности, под которой понимается самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХКУ).

В то же время

Закон № 889 деятельность бухгалтеров наряду с деятельностью адвокатов, частных нотариусов, врачей, аудиторов, оценщиков, инженеров, архитекторов относит к независимой профессиональной деятельности, которая не подлежит государственной регистрации как предпринимательская (п. 1.9 Закона № 889). Однако на практике реализация данной нормы достаточно ограничена: она используется только в отношении адвокатов и частных нотариусов, поскольку они, в отличие от представителей других перечисленных в п. 1.9 Закона № 889 профессий, не могут выбрать другой вариант ведения своей деятельности — запрет заниматься предпринимательством для них установлен на уровне соответствующих законов (см. ст. 1 Закона Украины «Об адвокатуре» от 19.12.92 г. № 2887-XII, а также разъяснение Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабмине от 21.03.2008 г. «О совмещении адвокатской и предпринимательской деятельности»; ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII). Приобретение статуса физического лица — предпринимателя является более выгодным по сравнению с регистрацией независимой профессиональной деятельности, и поскольку аналогичных ограничений в отношении бухгалтеров действующее законодательство не устанавливает, услуги в сфере бухгалтерского учета могут оказываться в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Для этого лицо должно быть зарегистрировано как предприниматель.

Вывод о необходимости такой регистрации подтверждает и прямое указание на нее в

ст. 8 Закона о бухучете. Регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV. При регистрации в качестве вида деятельности должна быть сделана запись — деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита. Этот подкласс включает регистрацию, накопление, обобщение и хранение информации о деятельности предприятий; подготовку, проверку, подтверждение достоверности финансовых счетов, отчетов, балансов; составление налоговых деклараций для юридических и физических лиц; консультирование и представительство (кроме юридического) от имени клиентов перед налоговыми инспекциями (код 74.12.0 согласно Национальному классификатору Украины. Классификация видов экономической деятельности, утвержденному Госкомстатистики от 26.12.2005 г. № 375).

Физлицо-предприниматель, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского учета, может избрать упрощенный способ налогообложения, получив Свидетельство об уплате единого налога. В Свидетельстве также должна быть соответствующая запись о видах деятельности предпринимателя. Для этого ему нужно найти в утвержденном местным советом списке наиболее подходящий вид деятельности. Безусловно, оптимальным будет, с учетом настойчивых пожеланий налоговиков (см., например,

письма ГНАУ от 18.04.2007 г. № 1902/Б/17-0415, от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717, от 28.11.2006 г. № 13411/6/17-0416), если записанный в Свидетельстве вид деятельности будет соответствовать КВЭД. Однако если местный совет на КВЭД при утверждении ставок единого налога не ориентировался, нужно выбрать наиболее подходящий. Если и такого нет, то, соответственно, делается запись «иные виды деятельности» с их конкретизацией. В последнем случае опять-таки рекомендуем обратиться к КВЭД.

 

Оформление отношений с бухгалтером-предпринимателем

С физическим лицом — предпринимателем, оказывающим услуги в сфере ведения бухгалтерского учета, предприятию необходимо

заключить гражданско-правовой договор на оказание соответствующих услуг. Особое внимание в договоре следует уделить раскрытию обязанностей такого «внешнего» бухгалтера, а также условиям привлечения его к ответственности за ненадлежащее их исполнение.

Возможная форма договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета приведена в приложении на с. 28.

Если сравнивать положительные и отрицательные стороны такого варианта организации ведения бухгалтерского учета, как обращение к услугам бухгалтера-предпринимателя, то кроме общих моментов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 15 «Гражданско-правовые договоры. Отличия трудового договора от договора гражданско-правового характера»; 2007, № 28 «Трудовой и гражданско-правовой договоры: преимущества и недостатки») следует также обратить внимание на некоторую специфику, обусловленную ролью бухгалтера на предприятии. В частности, при заключении договора с таким «внешним» бухгалтером возникает вопрос о возможности подписания им отчетности и первичных документов, а также об ответственности, которую такое лицо несет за правильность ведения бухгалтерского учета и выполнение других, возложенных на него обязанностей. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

 

Подписание первичных документов

В вопросе о возможности подписания отчетности и первичных документов лицом, которое оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета в рамках гражданско-правового договора, есть аргументы как для признания такой возможности, так и для ее отрицания. Начнем с первичных документов.

В качестве основного аргумента «против» приводятся предписания

Закона о бухучете и Положения № 88, устанавливающие порядок составления (оформления) первичных документов. Так, согласно ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятие самостоятельно определяет права работников на подписание бухгалтерских документов. Положение № 88 среди обязательных реквизитов первичных документов называет должность, фамилию и подпись лица, ответственного за предоставление разрешения и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа (п. 2.4), таким образом также косвенно указывая, что это должен быть работник предприятия. Необходимость указания должности как реквизита первичного документа названа и в ст. 9 Закона о бухучете.

Специальные требования к подписанию документов, составляемых на предприятии лицами, являющимися

работниками данного предприятия, содержат и другие нормативные акты. Так, например, Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка от 15.12.2004 г. № 637, прямо называет в качестве должностных лиц, уполномоченных на подписание расходных кассовых ордеров, руководителя и главного бухгалтера либо работника предприятия, уполномоченного на это руководителем (п. 3.4). Подпись лица, занимающего должность главного бухгалтера, указывается также в карточке с образцами подписей при открытии банковского счета (см. Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденную постановлением Правления Нацбанка от 12.11.2003 г. № 492).

Таким образом, при формальном прочтении приведенных положений нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что

первичные документы не могут быть подписаны лицом, оказывающим предприятию бухгалтерские услуги по гражданско-правовому договору, поскольку такое лицо не является работником предприятия и не занимает должность главного бухгалтера.

Однако сторонники возможности подписания первичных документов «внешними» бухгалтерами указывают на следующее.

Закон о бухучете полномочия по обеспечению соблюдения на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составлению и подаче в установленные сроки финансовой отчетности, организации контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предоставляет главному бухгалтеру либо лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, применяя к ним при этом общий термин — бухгалтер. Из этого можно сделать вывод, что законодатель во всех вопросах, связанных с ведением бухгалтерского учета, заполнением и подачей финансовой отчетности, приравнивает лицо, ведущее бухучет на основании гражданско-правового договора, по своему статусу к главному бухгалтеру, состоящему в штате предприятия.

Такой ход рассуждений позволяет на практике активно использовать следующий вариант предоставления бухгалтеру-предпринимателю права подписывать первичные документы: соответствующие полномочия физлица-предпринимателя указываются в договоре об оказании услуг с выдачей доверенности на представление предприятия при осуществлении хозяйственных операций с правом подписи подтверждающих их первичных документов.

Решающим в этом споре стало мнение Минфина, высказавшегося в пользу возможности подписания первичных документов бухгалтером-предпринимателем (см.

письмо от 26.09.2006 г. № 31-34000-20-23/20039 ). Как указал Минфин, с согласия на выполнение таких функций физического лица — предпринимателя, которое по договору предоставляет предприятию услуги по ведению бухгалтерского учета, в договоре может быть предусмотрено подписание им тех первичных документов, в реквизиты которых включена подпись главного бухгалтера. Аналогичный вывод был сделан в письме Минфина от 07.04.2006 г. № 31-34000-30-25/7186 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 72).

 

Подписание отчетности

Как и в вопросе о подписании первичных документов,

Минфин высказался за возможность подписания финансовой отчетности физическим лицом — предпринимателем, предоставляющим предприятию услуги ведения бухгалтерского учета. Так, в письме Минфина от 04.04.2001 г. № 053-2948 (см. на с. 44), в частности, подчеркивалось, что в случаях ведения бухгалтерского учета на предприятии физическим лицом — предпринимателем финансовую отчетность вместо главного бухгалтера подписывает предприниматель, формы другой отчетности подписываются им, если договором о предоставлении услуг предусмотрено их составление предпринимателем. Данный вывод был позже подтвержден в письме от 28.02.2003 г. № 041-407-98/23-406/11-1962 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 32).

Менее однозначно решается вопрос с подписанием налоговой отчетности.

Напомним, в соответствии с

абзацем третьим п. 1.6 Порядка составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденного приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143, достоверность данных подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера и удостоверяется печатью предприятия. Такие же требования закреплены в п. 3.4 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, и п.п. 5.4, 5.6 Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451. Отсутствие подписи соответствующего должностного лица (в частности, главного бухгалтера) является основанием для непризнания поданной отчетности как налоговой декларации.

На практике приемлемым признается вариант, когда бухгалтер-предприниматель подписывает налоговые декларации в строке «главный бухгалтер». Соответствующие полномочия прописываются в договоре о предоставлении услуг и в выданной предприятием такому бухгалтеру доверенности. Хотя, несмотря на распространенность этого варианта оформления отношений с бухгалтером-предпринимателем, использование доверенности для предоставления полномочий на подписание налоговой отчетности, на наш взгляд, все же не соответствует требованиям действующего законодательства. Дело в том, что доверенность выступает документом, подтверждающим существование между лицами

гражданско-правовых отношений представительства, т. е. отношений, как это указано в ст. 237 ГКУ, в которых одна сторона (представитель) обязана либо имеет право совершить сделку от имени другой стороны, которую она представляет. В свою очередь, сделка — это действие лица, направленное на получение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей. Выдавая доверенность на подписание налоговой отчетности и представительство интересов перед контролирующими органами, предприятие не действует в рамках гражданско-правовых отношений, поскольку отношения, связанные с выполнением норм налогового законодательства, являются публично-правовыми, т. е. отношениями между предприятием и государством в лице его уполномоченных органов. В таких отношениях представительство возможно только в силу прямого указания закона (как, например, это сделано в процессуальных кодексах, прямо предусматривающих возможность стороны в деле обращаться к помощи представителя либо защитника).

Впрочем, еще раз подчеркнем, на практике, особенно если доверенность будет нотариально заверена, проблем возникнуть не должно, но при условии, что данные о бухгалтере-предпринимателе включаются как данные о главном бухгалтере в формы № 1-ОПП и № 1-ПДВ. Как предусмотрено в

п. 7.9 Порядка № 80, сведения об ответственных за налоговый учет лиц юридического лица — руководителя и главного бухгалтера вносятся или изменяются органом государственной налоговой службы в Едином банке данных юридических лиц на основании: регистрационного заявления налогоплательщика с пометкой «Изменения» (по форме № 1-ОПП); данных о таких лицах, которые указываются налогоплательщиком в налоговых декларациях, расчетах, отчетах, если таких данных достаточно для однозначной идентификации ответственных лиц налогоплательщика. Сами налоговики высказывают пожелания, чтобы это было все-таки заявление по форме № 1-ОПП с указанием идентификационного номера уполномоченного лица, информация о котором вносится в Единый банк данных юрлиц. Для того чтобы бухгалтер-предприниматель мог ставить свою подпись в декларации по НДС, информацию о нем должно содержать регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ, в разделе пятом которого указываются сведения об ответственных лицах налогоплательщика — о руководителе и бухгалтере. Поэтому в указанные формы необходимо внести информацию о физлице-предпринимателе как о главном бухгалтере.

Исходят из правомерности предоставления полномочий на подписание отчетности бухгалтеру-предпринимателю путем включения соответствующего условия в договор между ним и предприятием и выдачи ему доверенности и

фонды социального страхования. Так, отчет в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением правления Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности от 04.03.2004 г. № 21, также может быть не признан, если он не подписан руководителем и/или главным бухгалтером. Однако в одном из своих недавних писем исполнительная дирекция Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности признала возможность подписания отчетности в фонды соцстрахования бухгалтером-предпринимателем (см. письмо от 15.06.2009 г. № 03-27-1242 на с. 45).

 

Ответственность бухгалтера-предпринимателя

Поскольку бухгалтер-предпринимтаель не является наемным работником предприятия, его нельзя привлечь ни к дисциплинарной, ни к материальной ответственности в порядке, предусмотренном

КЗоТ. Однако в случае причинения материального ущерба предприятию в результате виновных действий такого лица (например, если будет доказано, что в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения бухгалтером-предпринимателем предусмотренных договором обязанностей предприятие было вынуждено заплатить финансовые санкции) бухгалтеру-предпринимателю может быть предъявлено требование возместить понесенный ущерб. Кроме того, договором об оказании услуг могут быть установлены дополнительные санкции в виде штрафа либо пени за неисполнение условий договора.

Что касается

административной и уголовной ответственности бухгалтера-предпринимателя, то этот вопрос находится в центре гораздо более острых дискуссий. Объясним, в чем заключается предмет спора. Среди административных правонарушений (см. на с. 38 в этом номере), к ответственности по которым может быть привлечен главный бухгалтер, следует назвать предусмотренные статьями 1631 — 1633, 1642, 1651, 1654 КоАП.

Во всех статьях (кроме

ст. 1642 КоАП, штрафы по которой налагают органы КРУ) в качестве субъекта ответственности названы должностные лица предприятий, к которым физические лица — предприниматели, оказывающие услуги по гражданско-правовому договору, не относятся (см. письмо Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548, см. также постановление Пленума ВСУ от 08.10.2004 г. № 15), а значит — и к ответственности по перечисленным выше статьям КоАП привлечены быть не могут.

По этой же причине бухгалтер-предприниматель не может считаться исполнителем таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (

ст. 212 УКУ), злоупотребление властью либо служебным положением (ст. 364 УКУ), слежебная халатность (ст. 367 УКУ), однако может быть привлечен к ответственности как соучастник, в частности пособник, если в ходе расследования удастся доказать наличие сговора между должностными лицами предприятия и физлицом-предприниматем, оказывающим услуги по ведению бухучета. Более реальной выглядит угроза привлечения физлица-предпринимателя к ответственности по ст. 396 УКУ за сокрытие преступления (например, того же уклонения от уплаты налогов), если предпринимателю было о нем заранее известно.

Однако хотим предупредить, что несмотря на приведенные выше аргументы, не исключена вероятность того, что следственные органы воспользуются вырванными из контекста словами того же Минюста, приведенными в

письме от 03.11.2006 г. № 22-48-548, который, в частности, указал, что лицо является должностным не только тогда, когда осуществляет соответствующие функции или выполняет обязанности постоянно, временно либо по специальному полномочию, но и при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом либо уполномоченным должностным лицом. При буквальном прочтении под такое понимание должностного лица вполне может подпадать и физлицо-предприниматель, на которого фактически возлагаются функции главного бухгалтера. К слову, это мнение в свое время прямо высказало КРУ (см. письмо от 15.10.2002 г. № 13-14/1-668// «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 94). Но такое развитие событий является маловероятным.

Думаем, теперь руководитель предприятия сможет более объктивно отнестись к возможности заключения гражданско-правового договора с бухгалтером.

 

 

Приложение

ДОГОВІР ПРО НАДАННЯ ПОСЛУГ № _____

м. _______________________

«___» _____________ 20__ р.

 

________________________________________________________________________, в особі директора ______________________________, що діє на підставі Статуту (надалі іменується

«Замовник»), з одного боку, і Фізична особа — підприємець _______________________________, що діє на підставі Свідоцтва про держвну реєтарцію фізичної особи-підприємця від ___________ 20___ р. № _______________ (надалі іменується «Виконавець»), з іншого боку, а разом іменовані «Сторони», а кожна окремо «Сторона», уклали даний договір (надалі іменується «Договір») про таке:

 

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРУ

1.1. За цим Договором Виконавець зобов’язується своїми засобами та на власний ризик надавати Замовнику послуги з ведення бухгалтерського обліку, складання фінансової і податкової звітності, а Замовник зобов'язується оплачувати Виконавцеві зазначені послуги в розмірі і в строки, встановлені цим Договором.

 

2. ОБОВ’ЯЗКИ СТОРІН ДОГОВОРУ

2.1. Обов’язки Виконавця:

— вести бухгалтерський облік відповідно до єдиних методологічних засад, встановлених Законом України «Про бухгалтерський облік і фінансову звітність в Україні»;

— здійснювати контроль за правильністю оформлення первиних документів, забезпечувати повне і достовірне відображення інформації, що міститься у прийнятих до обліку первинних документах, в бухгалтерському і податковому обліку;

— складати фінансову і податкову звітність підприємства, забезпечувати її своєчасне подання контролюючим органам;

— забезпечувати за узгодженням із Замовником перерахування податків і зборів, проведення розрахунків із контрагентами Замовника;

— надавати Замовнику консультації з питань організації бухгалтерського та податкового обліку;

— інформувати Замовника про виконання вказаних зобов’язань.

2.2. Обов’язки Замовника:

— забезпечувати своєчасне надання Виконавцю складених первинних документів за кожною господарською операцією, а також необхідну для ведення бухгалтерського обліку і складання фінансової і податкової звітності інформацію, надавати в повному обсязі в розпорядження Виконавця всі документи і матеріали, які відносяться до предмету цього Договору і необхідні з точки зору Сторін для виконання Виконавцем його зобов’язань;

— своєчасно і у повному розмірі оплачувати надані Виконавцем послуги відповідно до п. 5 цього Договору.

2.3. Сторони зобов'язуються не розголошувати і не передавати третім особам конфіденційну інформацію, отриману одна від одної в ході виконання умов Договору. Сторони вважають зміст документів і консультацій, виконаних Виконавцем у межах цього Договору, конфіденційною інформацією.

 

3. СТРОК ДІЇ ДОГОВОРУ, ПОРЯДОК ВНЕСЕННЯ ЗМІН та РОЗІРВАННЯ

3.1. Договір діє з ______________ 20__ р. до ___________________ 20__р.

3.2. У випадку відсутності письмової заяви однієї чи обох Сторін про бажання припинити дію цього Договору, дія Договору вважається подовженою на один рік.

3.3. Зміни і доповнення до цього Договору дійсні лише, якщо вони здійснені в письмовій формі та підписані обома Сторонами.

3.4. Договір може бути розірвано за письмовою згодою Сторін або за рішенням суду. Одностороння відмова від виконання зобов’язань за цим Договором не допускається. В угоді про розірвання Договору обов’язково повинно бути зазначено порядок остаточних взаєморозрахунків Сторін.

 

4. ПОРЯДОК ПІДТВЕРДЖЕННЯ НАДАННЯ ПОСЛУГ ЗА ДОГОВОРОМ

4.1. Виконання умов цього Договору оформлюється актом, що підтверджує надання Виконавцем послуг за Договором. Акт підписується Сторонами щомісячно протягом 5 календарних днів після закінчення календарного місяця і повинен містити перелік послуг, наданих Виконавцем Замовнику, зауваження щодо якості наданих послуг, загальну вартість наданих послуг.

4.2. У випадку часткового виконання Виконавцем своїх зобов'язань за Договором оплата його послуг здійснюється Замовником пропорційно обсягові виконаних зобов'язань, що визначається відповідним актом.

4.3. У випадку виявлення фактів неналежного надання Виконавцем послуг за Договором, Сторонами Договору складається двосторонній акт із зазначенням виявлених недоліків, порядку і термінів їх усунення, а також умов взаєморозрахунку.

 

5. ВАРТІСТЬ НАДАНИХ ПОСЛУГ ТА ПОРЯДОК ОПЛАТИ

5.1. Вартість послуг Виконавця, наданих за цим Договором, складає __________________ грн. 00 коп. за кожен календарний місяць.

5.2. Оплата послуг Виконавця здійснюється Замовником протягом 5 календарних днів після підписання Акту в порядку, передбаченому п. 4.1 Договору, шляхом перерахування відповідної суми на розрахунковий рахунок Виконавця.

5.3. Зміна вартості послуг Виконавця можлива тільки за згодою Сторін.

 

6. ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ СТОРІН І ІНШІ УМОВИ

6.1. За неналежне виконання умов Договору Сторони несуть відповідальність, передбачену чинним законодавством і цим Договором.

6.2. У випадку порушення своїх договірних зобов'язань винна Сторона відшкодовує іншій стороні всі понесені збитки в повному обсязі. Упущена вигода відшкодуванню не підлягає.

6.3. У випадку невиконання Замовником обов’язків, передбачених п. 2.2 Договору, дії непереборної сили, дій Замовника, непогоджених з Виконавцем, Виконавець не несе відповідальності за неналежне виконання цього Договору.

6.4. Виконавець самостійно несе всі ризики, пов’язані з виконанням Договору. Витрати Виконавця, понесені у зв’язку з виконанням цього Договору, Замовником не відшкодовуються.

6.5. У разі невиконання або неналежного виконання Виконавцем зобов’язань, передбачених п. 2.1 Договору, Виконавець, крім відшкодування нанесених цим Замовнику збитків, у тому числі у вигляді штрафних санкцій, за умови встановлення його вини у допущених порушеннях сплачує на користь Замовника штраф у розмірі ______.

6.6. Замовник сплачує на користь Виконавця пеню у розмірі __ відсотків від суми заборгованості за кожен день прострочки встановленого у п. 5.2 цього Договору строку оплати послуг Виконавця.

6.7. Суперечки між сторонами вирішуються у встановленому законом порядку.

 

7. ДІЯ НЕПЕРЕБОРНОЇ СИЛИ

7.1. Сторони звільняються від часткового чи повного виконання зобов’язань за цим договором, якщо таке невиконання є наслідком дії непереборної сили, що виникла після укладення цього Договору в результаті подій надзвичайного характеру, які сторона не могла ані передбачити, ані відвернути, включаючи оголошену чи фактичну війну, масові заворушення, епідемії, блокаду, ембарго, землетруси, повені, пожежі, інші стихійні лиха. Сторона, для якої утворилась неможливість виконання своїх зобов’язань за цим договором, повинна негайно, але не пізніше 10 днів з дати настання таких обставин, в письмовій формі інформувати іншу сторону про виникнення, можливі строки дії та закінчення зазначених вище обставин, що підтверджується актами Торгівельно-промислової палати України.

7.2. Після закінчення дії непереборної сили Сторони за цим Договором зобов’язані продовжити виконання своїх обов’язків у повному обсязі.

 

8. ЗАКЛЮЧНІ ПОЛОЖЕННЯ

8.1. Замовник є платником податків на загальних підставах.

8.2. Виконавець перебуває на спрощеній системі оподаткування, є платником єдиного податку (Свідоцтво про сплату єдиного податку від ___________ 20__ р. № _____________________ за видом діяльності ____________________________________).

8.3. Сторони керуються чинним законодавством України та звичаями ділового обігу в тих правовідносинах, що не врегульовані цим Договором.

8.4. Після підписання цього Договору усі попередні перемови за ним, протоколи про наміри, попередні договори, листування сторін, будь-які інші усні чи письмові домовленості Сторін, що так чи інакше стосуються цього Договору, втрачають чинність, але можуть братися до уваги при тлумаченні Договору.

8.5. Кожна Сторона несе повну відповідальність за правильність вказаних нею у цьому Договорі реквізитів. Замовник підтверджує повноваження особи, яка підписала цей Договір.

8.6. Цей Договір складено зрозумілою Сторонам українською мовою, на 3 (трьох) сторінках, у двох примірниках, по одному для Замовника і Виконавця, кожний з примірників має однакову юридичну силу.

 

9. АДРЕСИ І РЕКВІЗИТИ СТОРІН

ЗАМОВНИК








 

ВИКОНАВЕЦЬ








Директор


 

Фізична особа — підприємець


 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше