Темы статей
Выбрать темы

Разъяснение особенностей применения отдельных норм. 1. Отмена регистрации филиалов как плательщиков налога на добавленную стоимость

Редакция НиБУ
Письмо от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517

Разъяснение особенностей применения отдельных норм Закона об НДС

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины разъясняет особенности отдельных норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Порядок обложения налогом на добавленную стоимость, в том числе определение круга плательщиков налога, условий регистрации в качестве плательщика НДС, определение базы налогообложения, регламентируется Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

В частности, согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона плательщиком налога является любое лицо, которое:

а) осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик этого налога;

б) подлежит обязательной регистрации как плательщик этого налога;

в) импортирует товары (сопутствующие услуги) в объемах, подлежащих обложению этим налогом согласно нормам этой статьи. При этом условия добровольной и обязательной регистрации определены пунктом 2.2 и пунктом 2.3 статьи 2 соответственно.

В соответствии с приказом ГНА Украины от 01.09.2008 г. № 560 «Об утверждении Изменений к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.10.2008 г. под № 949/15640 (вступил в силу с 20.10.2008 г.), урегулирован и конкретизирован ряд вопросов, связанных с порядком проведения регистрации и аннулирования плательщиков налога на добавленную стоимость.

Так, внесенными изменениями для плательщиков, которые добровольно регистрируются плательщиками налога на добавленную стоимость, а также регистрируются до начала осуществления ими налогооблагаемых операций, введен желаемый день регистрации. То есть лицо, которое регистрируется

добровольно, при подаче заявления о регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость может указать в регистрационном заявлении дату, с которой оно желает быть зарегистрированным плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом такая дата может наступать не ранее чем через 20 календарных дней после подачи такого заявления в орган государственной налоговой службы.

В то же время, если

в течение срока от подачи регистрационного заявления с указанием желаемого дня регистрации до наступления такого желаемого дня регистрации возникают обстоятельства, по которым регистрация плательщика плательщиком налога на добавленную стоимость является обязательной, такой плательщик обязан подать в налоговый орган повторно регистрационное заявление в сроки, определенные п. 9.6 ст. 9 Закона. В этом случае регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость с желаемого дня регистрации аннулируется и проводится регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость в общем порядке.

Лицами, подлежащими обязательной регистрации согласно п.п. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168-97/ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон), желаемый день регистрации не может быть определен. Следует также отметить, что для лиц, которые планируют осуществлять операции, определенные в подпунктах 2.3.2 — 2.3.4 п. 2.3 и п. 2.4 ст. 2 Закона, желаемый день регистрации может быть определен не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления таких операций.

Для лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую с уплатой налога на добавленную стоимость, также введен желаемый день регистрации, который может быть определен первым днем отчетного периода, с которого осуществляется такой переход, при условии подачи регистрационного заявления не позднее чем за 15 календарных дней до такого перехода.

Следует также заметить, что в случае подачи регистрационного заявления лицом, которое переходит с упрощенной системы налогообложения на общую с уплатой налога на добавленную стоимость, без определения желаемого дня регистрации датой регистрации такого лица плательщиком налога на добавленную стоимость определяется первый

день перехода такого лица на общую систему налогообложения.

Уточнены также

отдельные моменты по аннулированию, регистрации плательщика налога на добавленную стоимость. Так, аннулирование плательщика налога на добавленную стоимость, признанного банкротом, по инициативе такого плательщика может быть произведено только после составления комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) ликвидационного баланса.

В случае аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость ввиду отсутствия в течение 12 последовательных налоговых периодов объемов налогооблагаемых поставок или неподачи в течение указанного периода отчетности по этому налогу учитываются только последние полные 12 календарных месяцев и не принимается во внимание месяц регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением, если такая регистрация была проведена первым числом месяца.

При этом, если происходит аннулирование плательщика налога на добавленную стоимость по указанным выше причинам по инициативе налогового органа, к решению об аннулировании плательщика налога на добавленную стоимость в обязательном порядке будет прилагаться реестр налоговых деклараций (налоговых расчетов) такого лица за 12 последовательных налоговых месяцев. В реестре также указываются данные о регистрации лица плательщиком налога, а по каждой декларации — налоговый период, дата поступления декларации, объемы поставок, указанные в декларации.

Утвержденными изменениями также урегулирован вопрос регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость в случае реорганизации (преобразования). Так, если происходит реорганизация (преобразование) плательщика налога на добавленную стоимость и при этом дата государственной регистрации реорганизованного (преобразованного) плательщика остается неизменной, то такое лицо перерегистрируется как плательщик налога на добавленную стоимость, а дата его регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость остается неизменной.

Если в результате реорганизации (преобразования) плательщика налога на добавленную стоимость датой государственной регистрации такого лица является новая дата, то одновременно происходит аннулирование регистрации такого плательщика налога на добавленную стоимость и регистрация нового плательщика. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 9.8 ст. 9 Закона, если у такого плательщика на день аннулирования находятся товарные остатки или основные фонды, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем отчетном периоде, то такой плательщик по результатам последнего отчетного периода обязать признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств.

 

 

1. Отмена регистрации филиалов как плательщиков налога на добавленную стоимость

Пунктом 1.2 статьи 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) определено, что лицо, которое согласно статье 2 Закона может быть зарегистрировано плательщиком налога на добавленную стоимость, это — любое из приведенных ниже лиц, независимо от того, является такое лицо резидентом или нет:

— субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;

— другое юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности;

— физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или импортирует товары на таможенную территорию Украины;

— представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица.

Учитывая то, что филиал в соответствии с пунктом 3 статьи 95 Гражданского кодекса Украины не является юридическим лицом, а также не является субъектом предпринимательской деятельности, основания для регистрации филиала в качестве плательщика налога на добавленную стоимость отсутствуют.

Если филиал был зарегистрирован в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, такая регистрация должна быть отменена.

Предложения по добровольной отмене такой регистрации с начала нового бюджетного года (с 01.01.2009 г.) региональные ГНА должны были направить в каждый филиал, зарегистрированный плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 25.1 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.03.2000 № 79 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.04.2000 под № 208/4429, для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость такой плательщик должен подать в налоговый орган по месту пребывания на учете заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ.

В соответствии с Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.03.2000 № 79 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 3 апреля 2000 г. под № 208/4429), решение об аннулировании регистрации по заявлению плательщика налога принимается налоговым органом в течение десяти календарных дней.

Учитывая указанное, заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ филиалами должно быть подано не позднее 21.12.2008 г.

При подаче филиалами заявления об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость основанием для такого аннулирования указывается «Подпункт «в» пункта 9.8 статьи 9 Закона — «Аннулирование регистрации по каким-либо другим причинам». Причина — «Отсутствие оснований для пребывания в качестве плательщика налога на добавленную стоимость».

Вместе с подачей заявления об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость плательщик налога обязан возвратить налоговому органу Свидетельство и все удостоверенные копии Свидетельства.

В случае неподачи филиалами заявления об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость такое аннулирование осуществляется по инициативе налогового органа.

В этом случае Свидетельство о регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость и все удостоверенные его копии должны быть возвращены органу налоговой службы в течение двадцати календарных дней со дня принятия решения об аннулировании. Задержка в возврате такого Свидетельства приравнивается к задержке в предоставлении налоговой отчетности по этому налогу с соответствующими последствиями по применению определенных законодательством штрафных санкций.

Абзацем девятым пункта 9.8 статьи 9 Закона определено, что в случае аннулирования регистрации плательщик налога лишается права на начисление налогового кредита и получение бюджетного возмещения, но в сроки, определенные Законом, обязан погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по этому налогу, возникших до такого аннулирования, при их наличии, независимо от того, будет ли такое лицо оставаться зарегистрированным как плательщик этого налога на дату уплаты такой суммы налога, или нет.

Принимая во внимание неизменность прав собственности головного предприятия (организации) на имущество, закрепленное за филиалом, отсутствие гражданско-правовых соглашений, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, между филиалом и головным предприятием (организацией) — юридическим лицом, и учитывая нормы пунктов 1.4 статьи 1, статей 2, 7 и 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», следует иметь в виду, что нормы последнего абзаца пункта 9.8 статьи 9 Закона при отмене регистрации филиалов как плательщиков налога на добавленную стоимость не применяются. Поэтому

филиалам при отмене их регистрации в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость не нужно осуществлять условную продажу по товарным остаткам или основным фондам, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущему налоговых периодах.



комментарий редакции

Снятие филиала с регистрации плательщиком НДС и условная продажа

В письмах ГНАУ от 06.11.2008 г. № 10887/6/16-1515-26 и от 01.12.2008 г. № 24738/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11) налоговики обязали филиалы признавать условную продажу при снятии с регистрации плательщиков НДС. Понятно, что такое требование, пусть формально соответствующее букве Закона об НДС, идее п. 9.8 не соответствовало. Ведь товары и основные фонды, по которым была бы признана такая продажа, будут участвовать в облагаемых операциях юрлица в целом, то есть должны быть обложены НДС дважды (на этот момент мы обращали внимание в статье «Как филиалы прощаются с НДС» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11). Да, потом из письма ГНАУ от 01.12.2008 г. № 24738/7/16-1517 изъяли фискальные требования о применении п. 9.8 Закона об НДС, но официальное мнение о том, что филиал при снятии с регистрации плательщиком НДС условную продажу не признает, появилось только сейчас.

Возможно, некоторые филиалы в последнем отчетном периоде пошли на поводу у налоговиков и все-таки признали условную продажу. Сейчас возникает правомерный вопрос:

можно ли исправить допущенную ошибку? Скорее всего, на практике возникнут проблемы: ГНАУ не разрешает исправлять ошибки в старых декларациях бывшим плательщикам НДС (см. письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 и от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72 и 2008, № 15 соответственно).

Однако эта позиция касалась плательщика, перешедшего на уплату единого налога по ставке 10 %. Не исключено, что в отношении филиала, снявшегося с регистрации, налоговики могут занять более либеральную позицию. Например, в одной из консультаций, подготовленной сотрудником ГНА в г. Киеве, рассматривалась именно наша ситуация. На вопрос: в какой налоговый орган следует подать уточняющий расчет при исправлении ошибки, допущенной филиалом, снявшимся с регистрации плательщиков НДС, был дан такой ответ: «поскольку филиал налоговую декларацию по НДС органам налоговой службы не подает, а головное предприятие — плательщик НДС подает общую декларацию по месту своей регистрации, то и

уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно обнаруженной ошибки подает головное предприятие по месту своей регистрации» («Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2009, № 11, с. 14). Однако мы бы не переоценивали значимость этой консультации.

К сожалению, вторая проблема, которая может возникнуть при снятии с регистрации плательщиков НДС, так и не решена. Касается она возможности перенесения отрицательного значения налога (стр. 26), отраженного в последней декларации филиала, в общую декларацию по НДС. Напомним, что в упомянутых выше письмах ГНАУ указывала: эта сумма не подлежит возврату плательщику и не может быть перенесена в налоговую отчетность другого плательщика налога. На наш взгляд, эта позиция несправедлива, ведь филиал является частью юрлица, результаты его деятельности — составная часть результатов деятельности юрлица, поэтому данные последней декларации филиала, по нашему мнению, должны быть учтены в декларации юрлица, подаваемой за следующий период.

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше