Темы статей
Выбрать темы

Разъяснение особенностей применения отдельных норм. 9. Порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации по поручению перевозчика через автостанцию билетов пассажирам на перевозку

Редакция НиБУ
Письмо от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517

9. Порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации по поручению перевозчика через автостанцию билетов пассажирам на перевозку

В соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины.

Подпунктом 5.1.13 статьи 5 указанного Закона определено, что освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по предоставлению услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населенного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом.

Все другие операции по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на таможенной территории Украины, кроме перечисленных выше освобожденных от налогообложения операций, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

Обложение налогом на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках договоров поручительства, поручения, комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4.7 ст. 4 Закона.

Базой обложения налогом на добавленную стоимость у автостанций по операциям по продаже билетов является стоимость пассажирского билета. В соответствии с пунктом 1.3 статьи 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» автобусная станция, взимая с пассажира налог на добавленную стоимость в составе стоимости билета, обязана внести его в бюджет. При этом расчет суммы, подлежащей уплате в бюджет автостанцией, осуществляется исходя из разницы между общей суммой налога на добавленную стоимость, полученной от пассажиров в составе стоимости билетов, и суммой налога, перечисленного перевозчику, по поручению которого продаются билеты (при условии, что таким перевозчиком является лицо, зарегистрированное плательщиком налога на добавленную стоимость) и суммой налога с товаров (услуг), приобретенных автостанцией с целью использования их для предоставления услуг по продаже билетов.

Если перевозчиками выступают лица, не зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, то в бюджет автобусной станцией вносится сумма налога, которая равна разнице между общей суммой налога на добавленную стоимость, полученной от пассажиров в составе стоимости билетов, и суммой налога с товаров (услуг), приобретенных автостанцией с целью использования их для предоставления услуг по продаже билетов.

Если автобусные станции получают отдельно вознаграждение за предоставленные услуги, то указанная сумма облагается налогом на добавленную стоимость в общем порядке.

Одновременно с этим следует отметить, что и нормы Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», и указанный выше порядок налогообложения операций по продаже билетов применяются автобусными станциями, которые зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость, и не распространяются на субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения (юридических лиц, уплачивающих единый налог по ставке 10 %, и физических лиц, уплачивающих единый налог) и не являются плательщиками налога на добавленную стоимость (абзац второй пункта 11.42 статьи 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).



комментарий редакции

Автостанция должна облагать НДС стоимость пассажирского билета

По мнению главного налогового органа, операция по продаже билетов является объектом обложения НДС по правилам, установленным п. 4.7 Закона об НДС. При этом

базой налогообложения у автостанции является стоимость пассажирского билета.

Суды же, в отличие от ГНАУ, считают, что при продаже билетов по поручению перевозчика в отношении автостанции

не должны применяться общепосреднические правила абзаца второго п. 4.7 Закона об НДС (см., в частности, постановление ВСУ от 20.05.2008 г. по делу № 21-1375во07). Связано это с тем, что билет на автобус не является товаром, а в абзаце втором п. 4.7 Закона об НДС идет речь о продаже комиссионером именно товара.

Формально такой вывод суда соответствует Закону об НДС. Однако идеологически ГНАУ права. Тем более, если следовать позиции ВСУ, возникает вопрос относительно права на налоговый кредит по НДС у покупателей билетов (например, предприятий, чьи работники отбывают в командировку или возвращаются из нее и для этого приобретают билеты на автобус на автостанции).

 

Наталья Белова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше