Темы статей
Выбрать темы

Филиалы и наличность. Обособленное подразделение с РРО: когда нужна кассовая книга

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Обособленное подразделение с РРО: когда нужна кассовая книга

 

Наше предприятие имеет несколько торговых точек (магазин и киоски), которые не имеют филиального статуса (не занесены в ЕГР). На всех точках расчеты с покупателями ведутся через РРО. Обязательно ли на каждой из них заводить кассовую книгу, если торговые точки сразу сдают свою выручку в банк, минуя главную кассу предприятия? Как быть с кассовой книгой, если мы оформим новый магазин в другом районе как филиал предприятия с занесением сведений о нем в ЕГР?

(г. Харьков)

 

Как Вы знаете, основным документом, регулирующим кассовые операции, является

Положение № 637, и поэтому для ответа на поставленные вопросы важно ориентироваться в терминологии этого документа. Для нас существенен тот факт, что Положение № 637 и филиалы (с кодом ЕГРПОУ) и простые торговые точки (без кода ЕГРПОУ) называет обособленными подразделениями* (п. 1.2).

* Хотя, с позиции ХКУ и ГКУ, обособленным подразделением может быть только филиал (представительство), данные о котором занесены в Единый государственный реестр, а торговая точка без ЕГРПОУ имеет статус лишь структурного подразделения. Подробнее об этом см. в статье «РРО с кассовой книгой, лимит обособленного подразделения, хранение наличности (по письмам НБУ)» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 103.

Далее в

п. 4.2 Положения № 637 поясняется, какое обособленное подразделение должно вести кассовую книгу, а какое не должно. Прежде чем перейти к этим пояснениям, напомним, что согласно этому же подпункту все поступления и выдача гривневой наличности отражаются в кассовой книге предприятия, которая ведется в одном экземпляре при условии отсутствия у предприятия структурных подразделений, осуществляющих наличные расчеты. Если же таковые на предприятии имеются, то они:

ведут (в обязательном порядке) свою кассовую книгу (помимо кассовой, которая ведется головным предприятием), если у них есть как приход наличности, так и расход, например, на оплату труда, хознужды, другие операции с оформлением кассовых ордеров и ведомостей;

не ведут отдельную кассовую книгу, если осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операции по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам.

Некоторое время существовал вопрос по поводу необходимости наличия кассовой книги на торговой точке, оборудованной РРО,

которая сама инкассирует выручку в банк, минуя кассу главного предприятия, и которая не осуществляет других расходных операций. Однако НБУ снял этот вопрос своим письмом от 06.02.2008 г. № 11-113/423-1352// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 19: в таком случае кассовую книгу вести на торговой точке не обязательно, и соответственно, не обязательно перед инкассацией в банк ее приходовать в кассе главного предприятия. Этот же вывод подтвержден и ГНАУ в р. 4.3 Методрекомендаций № 210.

Другой вопрос, который часто возникает у бухгалтеров в рознице: необходимо ли в обязательном порядке вести кассовую книгу на торговой точке, если

в случаях возврата товара покупателям возвращаются денежные средства с соответствующим проведением операции через РРО (при отсутствии других расходных операций)? Их смущают требования п. 3.4 и п. 3.5 Положения № 637, где сказано, что:

«...Выдача денежных средств из касс проводится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям...»

«...Выдача денежных средств лицам, которых нет в штатном расписании предприятия, проводится по расходным кассовых ордерам, которые выписываются на каждое лицо, или по отдельной расходной ведомости...»

Из этих норм они делают вывод, что любая выдача денежных средств из кассы (а РРО, согласно терминологии п. 1.2

Положения № 637, тоже касса) должна быть оформлена расходным ордером, а значит, это предполагает обязательное наличие кассовой книги. Другими словами, по их мнению, возврат денег покупателям, который обязательно должен быть оформлен через РРО*, помимо этого должен еще быть оформлен и РКО.

* Возврат денежных средств покупателям — это расчетная операция, согласно терминологии Закона об РРО, а значит, в обязательном порядке она должна быть проведена через РРО (подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 33, с. 21).

Мы с таким подходом не согласны в силу наличия

п. 4.2 Положения № 637, который дает индульгенцию для касс — РРО, разрешая им обходиться без кассовой книги, при условии, что они не осуществляют таких расходных операций, как выплата зарплаты и выплаты на хознужды. Ведь возврат денежных средств за товары не только подпадает под определение наличных расчетов согласно Положению № 637, но и является расчетной операцией согласно терминологии Закона об РРО наравне с операцией по поступлению выручки от покупателей. Если признать позицию по обязательному оформлению РКО на возврат денег, то получается, и любую продажу товаров надо отражать не только в РРО, но и выписывать ПКО, а это уже доводит ситуацию до абсурда.

Поэтому еще раз повторим свой вывод.

Вести кассовую книгу на торговой точке (будь то филиал с кодом ЕГРПОУ или структурное подразделение без такого кода) не обязательно, если там осуществляются исключительно такие операции, связанные с наличностью:

— поступление выручки за товары, оформленное через РРО;

— возврат денег покупателям за проданную продукцию, оформленный через РРО;

— инкассирование денежных средств из РРО для сдачи выручки в банк или в кассу головного предприятия.

При наличии любых других расходных операций, связанных с наличностью (например, таких, как выдача заработной платы, выдача на хознужды и др.) в подразделении должна вестись кассовая книга.

 

Наталия Яновская, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше