Темы статей
Выбрать темы

Если летнюю площадку открывает предприниматель-единоналожник

Редакция НиБУ
Статья

Если летнюю площадку открывает предприниматель-единоналожник

 

Торговля на летней площадке — дело серьезное, ведь чтобы ее организовать, нужно пройти не только массу инстанций, но и учесть множество организационных моментов. Если деятельность на летней площадке планирует осуществлять предприниматель-единоналожник, то, с одной стороны, кроме общих требований, предусмотренных действующим законодательством, ему необходимо учитывать еще и специальные. С другой стороны, для единоналожников предусмотрен ряд льгот. Разберемся в этом вопросе.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Нужен ли предпринимателю-единоналожнику торговый патент?

Как правило, расчеты с покупателями на летней площадке осуществляются наличными. Торговая деятельность за наличные средства в пунктах продажи товаров подлежит патентованию. Торговый патент приобретается на каждый пункт продажи товаров за наличные. К пунктам продажи товаров, помимо всего прочего, относятся и открытые летние площадки. Таким образом, если наличные

расчеты с посетителями осуществляются непосредственно на летней площадке (являющейся самостоятельным пунктом торговли), то, по общему правилу, для осуществления такой деятельности необходимо приобрести торговый патент.

Однако из этого правила есть исключения. Налогообложение деятельности плательщиков единого налога регулируется специальным документом —

Указом № 727. В соответствии со ст. 6 этого Указа субъекты малого предпринимательства на упрощенной системе налогообложения освобождены от платы за патенты . Поэтому, если предприниматель-единоналожник собирается открывать летнюю площадку, приобретать торговый патент не нужно.

 

Уплачивают ли единоналожники сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли?

Прежде всего отметим, что сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли представляет собой плату за оформление и выдачу

разрешения на торговлю в специально отведенных для этого местах. В соответствии со ст. 15 Закона № 1251 данный сбор относится к местным сборам, механизм и порядок уплаты которых устанавливается местными советами.

В то же время, говоря о плательщиках единого налога, необходимо руководствоваться нормами специального

Указа № 727, согласно ст. 6 которого единоналожники не являются плательщиками сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг. Другими словами, они освобождены от уплаты этого сбора.

Однако получить разрешение на размещение объекта торговли (как один из разрешительных документов) единоналожникам все же придется*. Причем сделать это они должны

бесплатно, на что, в частности, обращал внимание Госкомпредпринимательства в письме от 19.10.2004 г. № 7197 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 30, а также представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 6, с. 46.

* Разрешение нужно получать, если летняя площадка является

самостоятельным торговым объектом. Если же она не имеет места для расчетов с посетителями и расположена рядом со стационарным капитальным объектом предприятия ресторанного хозяйства, в котором и производятся наличные расчеты, в получении дополнительного разрешения нет необходимости.

Справедливости ради отметим, что со вступлением в силу

Закона № 2806 возникла дискуссия относительно правовых оснований для выдачи местными органами данного разрешения. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в статье «Разрешение на торговлю для летнего кафе» на с. 28 данного номера.

 

Нужна ли предпринимателю-единоналожнику лицензия?

Согласно

ст. 15 Закона № 481 субъект хозяйственной деятельности, который планирует осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, должен получить соответствующую лицензию. Однако для единоналожников в отношении такой торговли есть некоторые ограничения. Дело в том, что действие Указа № 727 не распространяется на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности осуществляющих торговлю ликеро-водочными напитками и табачными изделиями. Другими словами, частные предприниматели на едином налоге не могут торговать табаком и ликеро-водочными напитками.

Напомним, что в соответствии со

ст. 1 Закона № 481 к табачным изделиям относятся сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания и жевания.

Что касается ликеро-водочных напитков, то они представляют собой алкогольные напитки крепостью от 1,2 до 60 %, изготовленные путем смешивания

спирта этилового ректифицированного с полуфабрикатами, ингредиентами и подготовленной водой, насыщенные или ненасыщенные диоксидом углерода (ДСТУ 3297: 95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий»). К ним, в частности, относятся ликеры, наливки, пунши, настойки, бальзамы, аперитивы, коктейли, напитки десертные, напитки слабоалкогольные (например, «Джин-тоник», «Бренди-кола» и т. п.), а также водка.

Обратите внимание: понятие «алкогольные напитки» и «ликеро-водочные напитки» — это не одно и то же. Так, например, в группу алкогольных напитков, кроме ликеро-водочных, включается винодельческая продукция (вино, вермут, шампанское, коньяк), на которую ограничения

Указа № 727 не распространяются. Следовательно, частный предприниматель может торговать алкогольными напитками, которые не относятся к категории ликеро-водочных, и оставаться при этом плательщиком единого налога*.

* В Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения теми, кто осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и

оптовой продажей подакцизных товаров. Поскольку все алкогольные напитки являются подакцизными, единоналожники могут торговать ими только в розницу.

Однако прежде чем начать торговлю разрешенными алкогольными напитками, частный предприниматель на упрощенной системе налогообложения должен получить соответствующую лицензию. На это, в частности, обращал внимание

Госкомпредпринимательства в письме от 30.10.2002 г. № 5-532/5791. О порядке выдаче такой лицензии и многих других лицензионных вопросах вы сможете прочитать в статье «Получаем лицензию на торговлю алкоголем и табаком» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68.

Правда, кроме наличия лицензии, действующее законодательство выдвигает еще ряд требований к розничной торговле алкоголем. Как предусмотрено

пп. 4, 12, 16 Правил № 854, для осуществления этого вида деятельности необходимо:

— иметь торговое помещение площадью не менее 20 кв. м, при этом такое помещение должно быть оснащено соответствующим торгово-технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и т. п.), охранной и противопожарной сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а также оборудовано РРО или с наличием книг учета расчетных операций;

— осуществлять хранение и реализацию алкогольных напитков только при наличии марки акцизного сбора;

— обеспечить хранение алкогольных напитков в специальных помещениях, сведения о местонахождении которых вносятся в Единый государственный реестр мест хранения.

В связи с этим организовать продажу алкогольных напитков частный предприниматель сможет исключительно на летних площадках, обустроенных

непосредственно возле заведений ресторанного хозяйства. Причем лицензию будет получать не летняя площадка, а заведение ресторанного хозяйства.

А вот выполнить перечисленные требования к продаже алкогольных напитков в условиях торговли на отдельно стоящих торговых площадках не получится. Следовательно, и торговать алкогольной продукцией в таких местах нельзя.

 

Когда нужно применять РРО?

Прежде всего отметим, что в соответствии с

п. 6 ст. 9 Закона об РРО физлица-единоналожники при продаже товаров и услуг освобождены от применения РРО и расчетных книжек (РК). Правда, для этого должны выполняться следующие условия:

— такие субъекты предпринимательской деятельности не осуществляют продажу

подакцизных товаров (кроме пива на разлив);

— ведут Книгу учета доходов и расходов в порядке, установленном

постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Вместе с тем

ст. 10 Закона об РРО разрешено проводить расчеты без РРО, но с использованием расчетных квитанций и Книги учета расчетных операций тем субъектам хозяйствования, деятельность которых попадает в Перечень № 1336. В этом Перечне, помимо всего прочего, указана розничная торговля продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках, которая осуществляется физлицами-единоналожниками, при условии отсутствия продажи других подакцизных товаров. Причем годовой объем расчетных операций в рамках такой деятельности, позволяющий осуществлять расчеты с применением КУРО, но без РРО, не ограничен.

В соответствии с требованиями

Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, КУРО регистрируется в налоговом органе по местонахождению субъекта хозяйствования на каждую отдельную хозяйственную единицу. Причем в случае использования КУРО на территории другой административно-территориальной единицы ее необходимо до начала использования взять на учет в органах ГНС по месту осуществления торговли.

Итак, физлицо-единоналожник может обойтись без применения РРО при условии отсутствия продажи подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Если же частный предприниматель среди прочих товаров реализует

алкогольные напитки (те из них, которые не относятся к ликеро-водочной продукции), РРО ему необходим.

При этом через РРО следует пропускать

все товары, которые есть в реализации (как подакцизные товары, так и любые другие). По крайней мере, такой точки зрения придерживается ГНАУ в своих письмах от 25.07.2005 г. № 6961/6/17-3116 и от 31.03.2004 г. № 5534/7/23-2117, а также в Налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 14.01.2002 г. № 20.

Ввиду того что ограничение на торговлю подакцизными товарами относится ко всей деятельности частного предпринимателя, а не только к конкретному месту его торговли, РРО придется применять

на всех объектах торговли (даже если подакцизные товары реализуются на одном из них).

Хотя смелые предприниматели могут поспорить с таким подходом, ведь в

Законе об РРО нет каких-либо ограничений по проведению расчетных операций с применением РРО по подакцизным товарам и с ведением Книги учета доходов и расходов (или в некоторых случаях РК и КУРО) по остальным товарам. Подобную позицию поддерживали и суды, примером чему является постановление ВХСУ от 21.07.2005 г. по делу № 5/2887-2/283.

Ну а осторожным предпринимателям, не желающим спорить с налоговиками, остается порекомендовать применять РРО на всех торговых точках (независимо от того, на какой из них продается подакцизный товар).

 

Какие расчетные документы необходимо предоставить посетителю?

Если предприниматель-единоналожник применяет в торговой деятельности РРО (или КУРО с РК), то вопросов не возникает: после того, как расчетная операция будет проведена через РРО (или КУРО с РК), посетителю предоставляется

фискальный кассовый чек («полная» или «упрощенная» расчетная квитанция). Форма и обязательные реквизиты указанных расчетных документов утверждены Положением. № 614.

А как поступить в ситуации, когда предприниматель не применяет ни РРО, ни КУРО с РК? Нужно ли выдавать посетителю расчетный документ, и если да, то какой?

Согласно

п. 15 ст. 3 Закона об РРО субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий расчетные операции в наличной форме, обязан предоставить покупателю товаров по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, подтверждающий передачу права собственности на такие товары от продавца к покупателю, с целью выполнения требований Закона о защите прав потребителей.

В свою очередь,

Закон о защите прав потребителей указывает в п. 11 ст. 8, что во время продажи товара продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, который свидетельствует о факте покупки, с указанием даты продажи.

В связи с этим предпринимателю все же лучше расчетный документ выдавать. О том, что предприниматели — плательщики единого налога не освобождаются от обязанности при продаже товаров (предоставлении услуг) выдавать каждому покупателю соответствующий расчетный документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию и т. п.), который бы подтверждал факт продажи товаров, шла речь и в консультации представителей главного налогового ведомства в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 41.

Что касается формы расчетного документа, то при расчетах с посетителями (когда РРО или КУРО с РК не применяются) предприниматель может использовать любой удобный для него документ (товарный чек, расчетную квитанцию) или

другой письменный документ. Кстати, по поводу применения товарного чека ГНАУ в письме от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37 отметила следующее: субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки произвольной формы. Вместе с тем этот расчетный документ должен содержать надпись «Товарный чек» и по содержанию соответствовать требованиям п. 3.2 Положения № 614. Конечно, тут можно возразить: если предприниматель имеет право не использовать РРО или КУРО с РК, то почему он должен руководствоваться соответствующими законодательными актами? Однако во избежание недоразумений со стороны контролирующих органов лучше использовать расчетные документы, соответствующие требованиям Положения № 614.

 

Торговля пивом

Торговля пивом на летних площадках заслуживает особого внимания. Связано это прежде всего с тем, что пиво не является

алкогольным напитком, поэтому физлица-единоналожники могут осуществлять розничную торговлю пивом без каких-либо ограничений.

Также заметим, что для торговли пивом

не нужно получать лицензию и на нее не распространяются требования к розничной торговле алкогольными напитками, уставленные Правилами № 854. Эти требования обязаны выполнять только те субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками (п. 3 Правил № 854). В связи с этим, предприниматель может осуществлять розничную торговлю пивом на любых летних площадках (в том числе и на отдельно стоящих).

Определенные нюансы, связанные с торговлей пивом, есть и в области применения РРО. Так, предприниматель-единоналожник может не использовать РРО и расчетные квитанции в случае продажи

пива на разлив (конечно, если он не реализует при этом другие подакцизные товары). Здесь сразу возникает закономерный вопрос: что понимать под термином «пиво на разлив»?

Однозначного ответа вы не найдете, поскольку официального определения этого термина не существует. Однако никто не будет спорить с тем, что реализация пива из кег, бочек и других больших емкостей является продажей пива на разлив. А вот как быть с такой формой обслуживания, когда клиенту приносят пустой бокал и открытую бутылку пива?

Скорее всего, доказать тот факт, что пиво продается на разлив, будет непросто. Лучше поступить по-другому: в меню указать стоимость пива не за бутылку, а

за единицу объема (0,5 л или 0,3 л) и клиенту приносить только бокал пива. В этом случае доказать реализацию пива на разлив будет значительно проще.

Еще один нюанс, связанный с торговлей пивом, заключается в том, что согласно

п. 1 Перечня № 1336 физлицам-единоналожникам разрешается осуществлять розничную торговлю продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках (при условии отсутствия продажи других подакцизных товаров) без РРО, но с использованием расчетных квитанций.

Это основные моменты, которые должен учитывать предприниматель-единоналожник. Желаем успешной работы на летних площадках в новом сезоне!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше