Темы статей
Выбрать темы

Интернет-магазин: проблемы учета и осуществления расчетов

Редакция НиБУ
Статья

Интернет-магазин: проблемы учета и осуществления расчетов

 

Продолжая рассмотрение вопросов, связанных с функционированием интернет-магазина, начатое в предыдущей статье (см. с. 10 сегодняшнего номера), обсудим проблемы налогового и бухгалтерского учета расходов по созданию такой виртуальной торговой площадки, а также нюансы осуществления расчетов при покупках в сети Интернет.

Сергей ТИХОНОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Учетные особенности создания интернет-магазина

Как можно понять из предыдущего материала,

интернет-магазин представляет собой сайт, на котором размещена информация о предлагаемой продукции (товарах, услугах). Поэтому особенности отражения расходов по созданию интернет-магазина сводятся к правильной классификации в учете такого актива, как веб-сайт. Рассмотрение вопросов этого раздела целесообразно вести по двум направлениям:

1. Субъект хозяйствования начинает свой сетевой бизнес с нуля, и тогда разумно будет заняться комплексным проектированием сайта, включающего в себя и функциональные возможности интернет-магазина.

2. Субъект хозяйствования уже имеет собственный интернет-сайт (тогда остается лишь разработать самостоятельно или дозаказать у сторонних IT-специалистов ту часть программного обеспечения, которая содержит необходимый функционал для запуска интернет-магазина, и, образно говоря, «прикрутить» его к существующему сайту.

Учетные проблемы, возникающие

в первом случае, на страницах нашей газеты уже обсуждались, но достаточно давно (см. статью «Интернет-сайт: проблемы бухгалтерского и налогового учета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81), поэтому есть смысл кратко повторить основные тезисы той статьи, актуализировав их под сегодняшние реалии.

Как уже отмечалось, разработку сайта в целом и интернет-магазина в качестве дополнения к существующему сайту, можно произвести самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. И в том, и в другом случае возникает вопрос о наличии (получении) авторского права на такую разработку.

Для начала заметим, что, базируясь на тех определениях понятия «

веб-сайт», которые содержатся в нескольких нормативно-правовых актах*, нельзя однозначно классифицировать веб-сайт как компьютерную программу, что предоставило бы возможность распространить на него соответствующий правовой режим в сфере защиты авторских прав, по которому компьютерные программы являются объектом авторского права и охраняются как литературные произведения.

* Приведем одно из них:

«веб-сайтсовокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, находящимися в распоряжении определенного субъекта и обеспечивающими доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и другие информационные услуги через сеть Интернет» (см. п. 1.3 Порядка информационного наполнения и технического обеспечения Единого веб-портала органов исполнительной власти, утвержденного приказом Госкоминформа и Госкомсвязи Украины от 25.11.2002 г. № 327/225).

И тем не менее, с точки зрения действующего законодательства,

интернет-сайт является объектом авторского права. При этом в самом сайте право интеллектуальной собственности для предприятия может быть заложено только в виде авторского права на макет сайта и авторского права на программный код веб-страниц. Сделать такой вывод позволяют положения ст. 8 Закона об авторском праве, согласно которым объектом авторского права являются графические произведения (макет сайта) и компьютерные программы (программный код).

Кроме того, по мнению Государственного департамента интеллектуальной собственности (см.

письмо от 22.01.2007 г. № 16-14/231), отсутствие в законодательстве об авторском праве определения соответствующих понятий не может быть препятствием для правовой охраны «веб-сайта», «веб-страницы», «веб-портала» как объектов авторского права, если они являются произведениями, т. е. результатами творческой деятельности человека. Произведение может быть, например, отдельным файлом или несколькими файлами (что справедливо для структуры интернет-сайта), считываемыми при помощи компьютерной программы, или базой данных.

Далее, согласно положениям

ст. 430 ГКУ личные неимущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный по заказу, принадлежат создателю этого объекта, а имущественные права (использования, распространения) принадлежат создателю и заказчику совместно, если иное не установлено договором. То же самое ГКУ устанавливает и относительно проектирования веб-сайта работниками самого предприятия в связи с выполнением ими трудового договора — имущественные права интеллектуальной собственности на использование такого объекта принадлежат работникам совместно с работодателем, если иное не установлено договором (ч. 2 ст. 429 этого Кодекса).

В то же время согласно

ч. 2 ст. 16 Закона об авторском праве исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем. При этом норму указанного Закона можно отнести к специальной, а значит имеющей большую юридическую силу.

В соответствии со

ст. 428 ГКУ веб-сайт, имущественные права интеллектуальной собственности на который находятся в совместной собственности нескольких лиц, должен использоваться ими по согласованию друг с другом. В противном случае, если сайт будет использоваться без такого согласования, прежде всего с автором (разработчиком), последний может выдвинуть против предприятия иск о нарушении имущественных прав и возмещении ущерба.

В тесной связи с проблемой получения авторского права на разработанный по заказу предприятия интернет-сайт находится ответ на вопрос,

является ли этот сайт нематериальным активом. Причем такая увязка имеет значение как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

В бухгалтерском учете

в соответствии с п. 4 П(С)БУ 8 под нематериальным активом понимают немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (обратите внимание, что классификационного признака относительно срока использования такого актива, существовавшего в этом определении ранее, сейчас уже нет). Приобретенный или полученный нематериальный актив отражается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена.

Кроме того, в

п. 7 П(С)БУ 8 приведен ряд условий для отражения в балансе НМА, полученного в результате разработки, и все они соблюдаются по отношению к интернет-сайту, что дает право отражать расходы на его разработку именно как нематериальный актив. Зачислять на баланс такой актив следует по его первоначальной стоимости, состоящей из цены (стоимости) приобретения (создания) и прочих расходов, непосредственно связанных с его приобретением (созданием) и приведением к состоянию, в котором он пригоден для использования по назначению, с отражением в бухучете по субсчету 125 «Авторское право и смежные с ним права».

При ведении

налогового учета также следует признать все расходы по разработке сайта первоначальной стоимостью нематериального актива. Правильность такого подхода неоспорима, если договор на разработку интернет-сайта прямо указывает на переход к заказчику соответствующих имущественных прав, поскольку понесенные расходы на создание (приобретение) интернет-сайта будут подпадать под определение нематериального актива, приведенное в п. 1.2 Закона о налоге на прибыль.

Сказанное означает, что предприятие — собственник сайта однозначно должно капитализировать расходы на его создание в составе нематериальных активов с правом дальнейшего начисления амортизации. Такое право закреплено в

п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль. Эту же позицию занимают и налоговики (см. письмо ГНАУ от 12.12.2006 г. № 385/2/15-0310 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46).

Однако если речь идет не о полноценном интернет-магазине, а о

псевдоинтернет-магазине (содержание этого понятия было раскрыто в предыдущей статье на с. 10 сегодняшнего номера), то возможно применение иного подхода к отражению расходов на его создание в налоговом учете. Поскольку такой виртуальный псевдомагазин является своеобразной витриной, другими словами, выполняет информационно-рекламные функции, то стоимость его создания можно сразу включить в валовые расходы как расходы на рекламу в соответствии с абз. первым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. В то же время не будет ошибкой расходы по созданию псевдоинтернет-магазина признавать первоначальной стоимостью НМА, причем такой вариант налогового учета мы бы рекомендовали в первую очередь, учитывая возможные претензии налоговиков к одномоментному отражению всей суммы в составе валовых расходов.

Учет разработки интернет-магазина

во втором случае (напомним, что речь идет о дополнении уже существующего сайта страницами с макетом и программным кодом собственно интернет-магазина) сводится к вопросу, как в налоговом учете отражать расходы на модификацию (улучшение) НМА, используемого в хозяйственной деятельности?

К сожалению,

Закон о налоге на прибыль не дает прямых указаний, как действовать налогоплательщику в данном случае. Поэтому в этой связи следует обратить внимание на мнение ГНАУ, изложенное ею в п. 7 письма от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 47). Налоговики рекомендуют в случае изменения срока использования нематериальных активов осуществлять корректировку начисленной амортизации за прошедшие отчетные периоды аналогично порядку корректировки валовых доходов и валовых расходов (п.п. 4.1.5 и п.п. 5.2.7 Закона о налоге на прибыль) и подавать в налоговый орган Уточняющий расчет налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок.

Отрицательным моментом такого механизма является необходимость предоставления уточняющего расчета за каждый период, в течение которого начислялась амортизация на соответствующий нематериальный актив. Следует отметить, что при увеличении срока использования нематериальных активов соответствующая корректировка амортизации (в сторону уменьшения) не должна повлечь начисление штрафов, в том числе и пятипроцентного самоштрафа.

Существует и менее хлопотный способ расчета амортизации улучшенного НМА, не затрагивающий уже начисленную амортизацию предыдущих периодов и, следовательно, не приводящий к необходимости составления множества уточняющих расчетов. При таком способе новую величину ежеквартальной амортизации можно определить так:

Ан = (ПС -

ΣАп + СУ) : (ПСЭ - СЭп + СЭу),

где ПС — первоначальная стоимость НМА;

ΣАп — сумма амортизации, начисленная ранее с квартала, следующего за вводом НМА в эксплуатацию, до квартала, в котором произошло его улучшение;

СУ — стоимость улучшений НМА;

ПСЭ — первоначальный срок эксплуатации НМА (в кварталах);

СЭп — количество кварталов, начиная с квартала, следующего за вводом НМА в эксплуатацию, до квартала, в котором произошло его улучшение;

СЭу — срок, на который увеличился первоначальный срок эксплуатации НМА в результате его улучшения (в кварталах).

Вместе с тем улучшение (модификация) НМА не всегда может приводить к увеличению срока полезной эксплуатации такого актива (решение об этом вправе принять субъект хозяйствования по своему усмотрению). В таком случае ни о какой корректировке предыдущей амортизации речь идти не будет — достаточно лишь распределить сумму расходов по улучшению (модификации) на оставшийся срок эксплуатации нематериального актива и ежеквартально добавлять соответствующую их часть к той сумме амортизации, которая была рассчитана ранее исходя из первоначальной стоимости.

Хотя в упомянутом письме ГНАУ ничего не говорится о том, как учитывать собственно расходы на улучшение НМА, на наш взгляд, правильнее всего будет относить такие расходы на увеличение первоначальной стоимости нематериального актива (того же веб-сайта) с целью дальнейшей их амортизации в течение оставшегося (или пересмотренного в сторону увеличения) срока его полезного использования.

Нельзя хотя бы кратко не напомнить о дополнительных расходах, связанных с функционированием веб-сайта. Чтобы такой сайт был доступен любому интернет-пользователю, необходимо физически его где-то разместить — на собственном или арендованном сервере, либо на предоставленном провайдером дисковом пространстве. Последний из приведенных вариантов называется веб-хостингом и включает в себя услуги по размещению веб-сайта клиента на сервере провайдера или компании, специализирующейся на предоставлении услуг хостинга.

С точки зрения бухгалтерского учета, расходы собственника сайта на его хостинг не связаны с увеличением каких-либо будущих экономических выгод от использования самого сайта. Такие расходы являются условно-постоянными и направлены на поддержание работоспособности веб-сайта в рабочем состоянии. Следовательно, согласно п. 18 П(С)БУ 8 они подлежат включению в состав расходов отчетного периода как расходы на сбыт. Такого же подхода следует придерживаться и в налоговом учете, относя стоимость услуг по хостингу на валовые расходы в соответствии с п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Кроме того, каждый веб-сайт должен иметь уникальный адрес в сети Интернет — так называемое доменное имя, которое обычно закрепляется за сайтом на один год и подлежит последующей перерегистрации. По нашему мнению, нет оснований увеличивать стоимость веб-сайта (как нематериального актива) на плату за регистрацию доменного имени, поскольку в общем случае такие расходы не связаны с приобретением (созданием) НМА, а также не направлены на его улучшение либо изменение его качественных характеристик. Отражать такие суммы целесообразней всего как расходы будущих периодов (счет 39) с последующим постепенным списанием их на расходы соответствующих отчетных периодов.

В налоговом учете стоимость регистрации (перерегистрации) доменного имени включается в валовые расходы как расходы, связанные с подготовкой, организацией и ведением производства, а также продажей продукции, работ, услуг в соответствии с п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе таких платежей, равно как и прочих расходов по созданию (улучшению) веб-сайта, формируют налоговый кредит по общим правилам Закона об НДС.

 

Проблемы осуществления расчетов

Выбор способа расчетов за товар, заказанный в интернет-магазине, зависит от множества факторов, среди которых можно выделить статус покупателя (физическое или юридическое лицо), особенности товара (материальный или электронный), цену, способ доставки и пр.

Как указывалось ранее, наиболее распространенными являются следующие

способы оплаты товара:

наличный расчет — товар оплачивается наличными средствами при его получении;

банковский перевод — оплата заказа осуществляется банковским платежным поручением на текущий счет продавца. Возможна также безналичная оплата через отделение связи, если товар доставлен по почте наложенным платежом;

банковская платежная карточка — в этом случае возможны два варианта: оплата с помощью БПК в момент доставки товара через специальное устройство (портативный импринтер), находящееся у курьера, и оплата непосредственно на сайте интернет-магазина;

электронные деньги.

Проблемы, связанные с осуществлением

наличных расчетов, рассматривались в разделе «Разрешение на торговлю, лицензии, РРО, патенты» предыдущей статьи, поэтому здесь останавливаться на них не будем, поскольку документооборот и правила отражения этих операций в учете интернет-торговца и покупателя практически не отличаются от обычной розничной торговли. То же самое можно сказать и о традиционном банковском переводе.

Да и к операциям по продаже товара, расчет за который производится с помощью БПК (без разницы — через стационарный POS-терминал или портативный импринтер), многие уже давно привыкли. Главное, что следует помнить, отражая эти операции в налоговом учете, — согласно

п.п. 11.3.3 Закона о налоге на прибыль датой увеличения валового дохода при таких операциях считается дата оформления соответствующего счета (товарного чека). Что же касается налоговых обязательств по НДС, то датой их увеличения будет либо дата оформления налоговой накладной, удостоверяющей факт поставки налогоплательщиком товаров (работ, услуг) покупателю, либо дата выписки соответствующего счета (товарного чека), в зависимости от того, какое событие произошло ранее (п.п. 7.3.3 Закона об НДС).

Если в роли покупателя интернет-магазина будет выступать юрлицо, имеющее, скажем, корпоративную платежную карточку, то и для него в этом случае все окажется довольно просто — абсолютно симметричные правила отражения валовых расходов и права на налоговый кредит содержатся в

п.п. 11.2.2 Закона о налоге на прибыль и п.п. 7.5.1 Закона об НДС. О нюансах расчетов с помощью БПК, если расчет осуществляется прямо на сайте интернет-магазина, скажем чуть ниже.

Дополнительного внимания требует такой вид безналичных расчетов, как

оплата товара по факту его получения (наложенным платежом) при доставке по почте, поскольку здесь присутствуют некоторые особенности в налоговом учете продавца. Прежде всего отметим, что проведение таких операций должно осуществляться в соответствии с требованиями, определенными Правилами № 206/699 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 70). В этом случае для осуществления продажи товаров по почте субъекту хозяйствования следует заключить договор с оператором почтовой связи — обязанности сторон по такому договору приведены в п. 4 Правил № 206/699.

Потребитель для приобретения товаров, предлагаемых к продаже по почте, должен заполнить и подать объекту почтовой связи

заявку-заказ в двух экземплярах для дальнейшей его отправки субъектом хозяйствования, причем форма такого бланка устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно. После получения заявки-заказа продавец упаковывает заказ в виде почтового отправления и подает на почту для дальнейшей пересылки потребителю.

Обращаем внимание, что при реализации товаров по почте в соответствии с

п. 29 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270, почтовые отправления до их вручения получателям являются собственностью отправителя.

Таким образом, независимо от выбранной формы оплаты (предоплата или оплата по факту поставки) при реализации товаров почтой

в бухгалтерском учете доход от такой операции отражается в момент получения покупателем (заказчиком) или получателем почтового отправления. О наступлении такого момента предприятию-продавцу станет известно из полученного от предприятия связи уведомления о вручении заказа.

В налоговом учете

валовые доходы при реализации товара почтой в соответствии с п.п. 11.3.1 Закона о налоге на прибыль будут отражаться:

— либо по дате поступления средств за заказанный товар,

— либо по дате отгрузки товара покупателю (дате получения уведомления о вручении заказа покупателю).

Другими словами, в случае продажи товара наложенным платежом передача товара оператору почтовой связи для его пересылки покупателю в налоговом учете роли не играет. Кстати, Госкомпредпринимательства также разделяет эту точку зрения, указывая в своем

письме от 25.02.2003 г. № 1-221/1054, что только в момент получения товара покупателем на почте осуществляется его продажа и продавцом отражаются валовой доход и налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость.

Что касается

налоговиков, то они считают первым событием для продажи на условиях наложенного платежа именно дату передачи почтового отправления (товара) почте для отправки его покупателю. Подобные разъяснения сотрудники ГНАУ ранее приводили в своих консультациях («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 3, с. 10), а не так давно аналогичный подход к определению даты отгрузки был высказан в письме ГНАУ от 07.03.2008 г. № 4501/7/16-1517-18.

Кроме того, следует помнить, что

товары, отправленные покупателю по почте, но не полученные им, т. е. те, которые еще находятся в пути, предприятие-продавец должно учитывать при расчете балансовой стоимости запасов в соответствии с п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, поскольку для него такие товары продолжают оставаться его собственностью.

Что касается налоговых обязательств по НДС, то дата их возникновения совпадает с датой увеличения валовых доходов.

Оплата БПК на сайте интернет-магазина.

В общем случае для реализации товаров, оплата которых осуществляется с помощью банковской платежной карточки, продавец заключает договор с эквайринговым учреждением (эквайром). Порядок заключения такого договора определен Положением № 137.

Кроме того, для организации приема платежей непосредственно на сайте магазина может потребоваться заключение дополнительного договора с компанией, которая будет заниматься обработкой интернет-платежей (разумеется, за определенное комиссионное вознаграждение). Заметим, что от заключения такого договора и соответственно от лишних расходов можно уйти в том случае, если банк, в котором открыт текущий счет продавца, имеет собственный процессинговый центр.

К слову, в Украине существует всего 2 процессинговых центра, обрабатывающих транзакции через Интернет, — это процессинговый центр «ПриватБанка» и Украинский процессинговый центр, работающий в связке с «Райфайзен Банк Аваль». Кроме того, задачу по техническому обеспечению эквайринга международных платежных карт для интернет-магазинов может взять на себя система Portmone.com, работающая, в частности, с такими банками, как «Укрсоцбанк» и «Финансы и кредит».

Схема расчета в этом случае может выглядеть следующим образом. Покупатель заходит на сайт интернет-магазина продавца и выбирает товар. Решив оплатить его с помощью БПК, покупатель в электронном виде заполняет определенную платежную форму с указанием наименования товара, цены и количества. Затем он перенаправляется на сервер платежной системы, куда также передаются данные продавца. Покупатель вводит данные своей карточки (вместе со специальным кодом CVC2/CVV2, предназначенным для осуществления интернет-платежей) уже непосредственно на сервере платежной системы. Таким образом, продавец не имеет доступа к информации о карточке покупателя.

После определения кредитоспособности покупателя денежные средства списываются с его счета через эквайра на счет продавца. Факт оплаты покупателем стоимости товара подтверждается центром приема платежей в автоматическом режиме путем пересылки электронного сообщения (в закодированном виде) на рабочий электронный адрес продавца.

При использовании описанной формы расчетов возникает естественный вопрос о том, что в данном случае следует считать первичным документом, подтверждающим совершение операции. Чтобы ответить на него, укажем, что согласно

п. 4.1 Положения № 137 документы по операциям с применением платежных карточек, в том числе в системах электронной торговли (коммерции), могут быть как бумажными, так и электронными. Форма электронного документа, подтверждающего совершение операции купли-продажи, утверждается платежной системой.

В соответствии с

п. 18.1 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III электронный документ на перевод денег имеет одинаковую юридическую силу с бумажным. При этом такой документ должен быть удостоверен электронной цифровой подписью сторон. Согласно п. 4.3 Положения № 137 во время проведения расчетов в системах электронной торговли (коммерции) допускается формирование квитанции платежного терминала в электронной форме при условии доставки ее клиенту. Пунктом 4.4 этого же Положения установлено, что квитанция платежного терминала является первичным документом для покупателя, причем без уточнения формы ее предоставления.

Следовательно, распечатав такую квитанцию, покупатель будет иметь тот первичный документ в бумажном виде, по дате которого и будет отражать собственные валовые расходы и налоговые обязательства. Для подстраховки покупатель может также запастись и банковской выпиской с карточного счета, но при этом стоит учитывать, что дата фактического списания денежных средств со счета покупателя в общем случае может и отличаться от даты осуществления операции. Объясняется это тем, что с целью предотвращения расходов с помощью БПК, которые бы превышали остаток на картсчете, после проведения каждой трансакции в режиме реального времени сначала производится не списание средств, а только их блокирование.

По этой же причине продавцу безопасней не ориентироваться на дату зачисления средств на его счет (о факте такого зачисления он узнает из выписки банка или другого документа, предусмотренного договором интернет-эквайринга, например, реестра платежей), а организовать хранение и последующую распечатку тех электронных форм заказов, по которым производились оплаты на сайте с помощью БПК, и на эти даты отражать свои валовые доходы и налоговые обязательства. Хотя могут быть и другие варианты, поскольку специального порядка документального оформления продаж через Интернет действующее законодательство не содержит.

Электронные деньги.

Для понимания сути вопроса отметим, что электронные деньги — это платежное средство, существующее исключительно в электронном виде, т. е. в виде записей в специализированных электронных системах. Электронные деньги эмитируются в виде произвольных платежных единиц и в общем случае могут привязываться к какой угодно валюте.

Существует несколько вариантов появления у покупателя электронных денег:

их можно заработать, в том числе и в Интернете;

внести реальные деньги на банковский счет (путем перечисления по безналичному расчету, внесения наличности, почтового перевода и т. п.), после чего специальным образом перевести в электронный эквивалент;

приобрести предоплаченную карту (аналогично карточкам пополнения счета на мобильном телефоне) и активировать ее на сайте той или иной платежной системы, работающей с электронными деньгами.

Одной из наиболее популярных платежных систем по переводу электронных денег в Украине является

Webmoney Transfer. С юридической точки зрения, ее деятельность заключается в том, что пользователи такой системы, по сути, обмениваются правами требования к эмитенту, которые учитываются на электронных кошельках (лицевых счетах). Пользователь, пополняя кошелек обычными деньгами (наличными или безналичными), приобретает у эмитента права требования, у которого в свою очередь возникают обязательства по отношению к пользователю. И наоборот, производя обмен электронных денег на обычные деньги, пользователь истребует у эмитента исполнения обязательства перед ним.

Чтобы стать участником системы WebMoney Transfer, необходимо установить на своем персональном компьютере или мобильном телефоне клиентский интерфейс, зарегистрироваться в системе и принять ее условия, получив при этом WM-идентификатор (уникальный номер). Процесс регистрации также предусматривает ввод персональных данных и подтверждение их достоверности через сервис WM-аттестации. Каждый пользователь имеет WM-аттестат — цифровое свидетельство, составленное на основании предоставленных им персональных данных.

Для проведения расчетов в системе WebMoney Transfer используются универсальные учетные единицы — титульные знаки WebMoney (обозначение таких единиц, привязанных к украинской гривне, — WMU). Эмиссию титульных знаков определенного типа осуществляет специальная организация — Гарант (в Украине таким гарантом выступает ООО «Украинское гарантийное агентство»), которая в рамках выполнения своих функций:

— обеспечивает ликвидность обращающихся в системе титульных знаков WMU;

— выполняет продажу и покупку у пользователей активов с одновременным их учетом на U-кошельках системы WebMoney;

предоставляет возможность интернет-магазинам и другим организациям, торгующим через Интернет, принимать WMU на веб-сайтах;

— производит документарное сопровождение проводимых сделок с учетом требований действующего законодательства Украины.

Для возможности осуществления расчетов за товары (услуги) в интернет-магазине продавцу нужно заключить с ООО «Украинское гарантийное агентство» договор уступки прав требования и их учета в гривне. На каждое перечисление денежных средств заключается дополнительное соглашение к указанному договору уступки прав требования, которое при необходимости может оформляться в бумажном виде.

Несмотря на то что оплата товара с помощью электронных денег системы WebMoney на сегодняшний день является широко распространенной, мы бы поостереглись рекомендовать их к использованию теми интернет-магазинами, за которыми стоят субъекты хозяйствования — юридические лица. Связано это с несколькими причинами.

Во-первых, отличие таких денег от настоящих состоит в том, что расчеты с их помощью, как видим, могут осуществляться в обход банковской системы — их эмитентом является небанковское учреждение. Вместе с тем, согласно

п. 1.3 Положения об электронных деньгах в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 25.06.2008 г. № 178 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 74), выпуском электронных денег в Украине могут заниматься исключительно банки. При этом банк-эмитент должен обеспечить, чтобы сумма электронных денег на одном электронном устройстве, которое находится в распоряжении пользователя, не превышала сумму, эквивалентную 5000 грн.

Насколько нам известно, в настоящее время немногие банки откликнулись на призыв своего регулятора, поэтому говорить о широком хождении в Украине именно таких электронных денег, которые бы полностью отвечали требованиям НБУ, пока не приходится.

Во-вторых, и это главное, существуют определенные проблемы с документальным оформлением расчетов посредством электронных денег, а также с бухгалтерским и налоговым учетом таких операций (особенно в части преобразования электронных денег в их гривневый эквивалент и зачисления полученных средств на банковский счет).

Тем не менее, для предпринимателей-единоналожников, которые освобождены от ведения бухучета и налогообложение которых не зависит от суммы дохода (разумеется, в пределах 500 тыс. грн.), проблемы с несовершенством первичного документооборота вряд ли столь значимы. Поэтому пока такой способ расчета ориентирован преимущественно на них. А остальным остается лишь ждать окончательного законодательного урегулирования «электронноденежного» сегмента интернет-торговли.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше