Темы статей
Выбрать темы

Заработки за рубежом: Кабмин предлагает облагать единым налогом

Редакция НиБУ
Статья

Заработки за рубежом: Кабмин предлагает облагать единым налогом

 

В последнее время Кабмин взял на себя немножко законотворческих функций и в основном его усилия касаются единоналожников. Пока страсти не утихают вокруг небезызвестного постановления № 366 с его доплатами пенсионных взносов. И на этом фоне комментируемое нами постановление № 236, которое касается единоналожников с иностранными доходами, кажется совсем безобидным вмешательством. Однако оставить его совсем без внимания мы не можем, тем более что Кабмин уже провел некоторые корректировки в этом документе.

Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Постановление № 236

— постановление КМУ «О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 для физических лиц, которые проводят предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса» от 05.03.2009 г. № 236.

Постановление № 366

— постановление КМУ «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, которые избрали особый способ налогообложения» от 14.04.2009 г. № 366 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 35).

 

Идея блюстителей госбюджета и других заинтересованных лиц посчитать и обложить доходы украинцев, зарабатывающих за рубежом, витает в воздухе уже давно. Другое дело, что сложно придумать и внедрить действенный механизм администрирования налога с зарубежных доходов, ведь на той территории невозможно осуществить полноценный контроль.

Поэтому пока законодатели думают, исполнители лишний раз напоминают, как легально и несильно затратно «засветить» доходы, не прибегая к ставке 15 %, а всего лишь отдавая родной стране по 200 грн. в месяц (плюс доплаты в Пенсионный фонд, подробнее об этом чуть ниже). Причем их напоминание облечено в довольно серьезную форму — постановление КМУ, разъясняющее сам Указ Президента об упрощенной системе налогообложения. Но это не единственная причина, по которой надо обратить внимание на это нормативное «разъяснение». Дело в том, что некоторые его положения будут интересны и тем единоналожникам-физлицам, которые ведут деятельность исключительно в пределах родины. Так что перечислим из документа самое интересное по порядку.

 

Регистрация

Большая половина документа рассказывает о том, что физлицо, работающее за рубежом, может зарегистрироваться на родине

как предприниматель, причем с уплатой единого налога. Для этого ему, в принципе, не надо даже возвращаться в страну, а достаточно отослать госрегистратору и в налоговый орган необходимые заявления, документы по почте или передать через уполномоченное им лицо (правда, полномочия последнего должны быть удостоверены доверенностью, заверенной нотариально).

Так,

госрегистратору физлицо по месту своего жительства должно предоставить:

— заполненную на украинском языке (машинописью или от руки печатными буквами)

регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физлица-предпринимателя;

— копию справки о присвоении идентификационного номера

(лицо, которое по своим религиозным убеждениям отказалось от присвоения идентификационного номера, этот документ не подает, но все остальные подает регистратору исключительно лично);

— документ, подтверждающий

внесение регистрационного сбора в размере 34 грн.*

* Адрес органов регистрации, формы регистрационных карточек, данные о счетах, на которые вносится регистрационный сбор, размещены на официальной веб-странице Госкомпредпринимательства: www.dkrp.gov.ua.

Для получения

свидетельства об уплате единого налога физлицо должно предоставить в налоговый орган по месту госрегистрации не позднее 15 дней до начала работы на едином налоге:

— письменное

заявление (по форме согласно приложению 1 к Порядку № 599);

платежный документ (квитанция, копия платежного поручения с отметкой банковского учреждения) об уплате единого налога за период, составляющий не менее календарного месяца.

Примечательно, что Госкомпредпринимательства и раньше не видел препятствий в регистрации предпринимателями с уплатой единого налога тех физлиц, которые получают иностранные доходы (см

. письмо от 09.02.2006 г. № 943).

 

Заявление на следующий год

В

постановлении № 236 сказано, что свидетельство об уплате единого налога на следующий год выдается без заявления только по одному факту продолжения уплаты налога. Полагаем, что это касается только «зарубежных» единоналожников-физлиц, а украинские по-прежнему должны ежегодно продлевать упрощенный режим путем подачи очередного заявления.

 

Ставка и срок оплаты

Кабмин рекомендует местным властям для таких физлиц устанавливать размер единого налога по максимальной величине —

200 грн.

Что касается сроков уплаты, то «зарубежные» единоналожники, как и другие единоналожники-физлица, должны уплачивать налог авансово ежемесячно,

не позднее 20 числа месяца, за который вносится оплата. По желанию такой предприниматель может уплатить налог за весь год, но не более.

 

Ответственность за неуплату по сроку

Для «зарубежных» единоналожников-физлиц несвоевременная уплата налога грозит

лишением упрощенного режима. Украинских предпринимателей, работающих на едином налоге, налоговики пытаются оштрафовать за эту провинность по Закону № 2181 без лишения Свидетельства. Правда, и эти штрафы под вопросом, подробнее об этом см. статью «Ответственность за несвоевременную уплату единого налога и неподачу «единого» Отчета»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 41.

 

Отчетность

В

постановлении № 236 сказано, что «зарубежные» единоналожники-физлица освобождаются от подачи отчетности. Другими словами, они, в отличие от украинских единоналожников-физлиц, не должны ежеквартально подавать Отчет (приложение 3 к Порядку № 599). Интересно, распространяется ли это освобождение на отчетность по НДС? Ведь налоговики разрешили упрощенцам отчитываться по НДС поквартально, именно ссылаясь на Указ № 727. В принципе, по этому поводу не лишним будет напомнить о п. 15.4 Закона № 2181, где сказано, что в случае пребывания плательщика налога за рубежом предельный срок подачи отчетности может быть отложен по его заявлению в налоговый орган. Этой нормой можно смело пользоваться для отчетности по НДС, ведь она в отличие от единоналожного Отчета является декларацией в понимании Закона № 2181.

 

Рекомендованные взносы в ПФ

Совершенно непонятна природа цифр, которые рекомендованы для уплаты в Пенсионный фонд:

базовый — 845 грн., повышенный — 1690 грн., максимальный — 3530 грн. Дело в том, что по-хорошему (в смысле по закону) единоналожники-физлица не обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд, они это могут сделать добровольно, например, для того, чтобы период работы на едином налоге засчитывался в страховой стаж в полном размере.

Однако с 1 мая текущего года значимые корректировки по этому поводу были внесены

постановлением № 366 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 35, 36–37, которым Кабмин ввел не совсем законным способом требование об обязательной доплате пенсионных взносов до минимального страхового взноса, т. е. до 207,5 грн. (май — июнь), до 209,16 грн. (июль — сентябрь), до 215,8 грн. (октябрь — ноябрь), до 222,11 грн. (декабрь). То есть «зарубежным» единоналожникам при ставке в 200 грн. и уже включенных в них пенсионных отчислениях в размере 84 грн. (42 % от 200 грн.) необходимо согласно требованиям КМУ доплачивать 123,5 грн. (май — июнь), 125,16 грн. (июль — сентябрь), 131,8 грн. (октябрь — ноябрь), 138,11 грн. (декабрь).

На этом фоне вызывает удивление еще одна цифра, которая скоро появится в

постановлении № 236, благодаря изменениям, введенным постановлением КМУ от 15.04.2009 г. № 454, но еще не вступившим в силу. Так, согласно расчетам Кабмина «зарубежный» единоналожник для целей страхового стажа в 2009 году должен в пенсионный фонд доплачивать по 128 грн. ежемесячно. По-видимому, Кабмин решил упростить расчеты и усреднил доплату по всем месяцам текущего года с мая по декабрь. Однако пенсионное законодательство не предусматривает усреднения платежа за какой-либо период. И тут возникает вопрос: засчитают ли пенсионщики полноценный трудовой стаж таким единоналожникам за октябрь — декабрь, если в этот период они немножко недоплатят (128 < 131,8 < 137,88), несмотря на то, что за период май — сентябрь немножко переплатят (128 > 125,16 > 123,5).

Конечно, для более существенной пенсии надо платить побольше, однако рекомендованный Кабмином максимальный платеж — 3530 грн. превышает предельный размер отчислений в Пенсионный фонд для предпринимателей — 3331,62 грн., который для 2009 года ограничен зафиксированной базой — пятнадцатью прожиточными минимумами (15 х 669 грн.).

 

Превышение 500 тыс. грн.

Это, пожалуй, самый неприятный момент

постановления № 236. В нем говорится, что в случае превышения годовой выручки более чем 500 тыс. грн. сумма превышения облагается по ставке 15 %. Конечно, по контексту это правило относится именно к «зарубежным» единоналожникам-физлицам, однако сомнений нет, что ГНАУ возьмет эту часть постановления на вооружение, отстаивая свою позицию, что такое превышение должно облагаться по ставке 15 % для любых предпринимателей. Мы же с таким утверждением никогда не соглашались, подробнее о проблеме можно прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65.

 

P.S.

Как видите,

постановление № 236 вызывает довольно противоречивые чувства, в первую очередь потому, что есть большие сомнения в его жизнеспособности ввиду его сомнительной законности. Не говоря уже о том, что некоторые его положения выглядят фискально по сравнению с Указом № 727. При этом Кабмин декларирует, что данное постановление издано с целью уменьшения влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса на уровень жизни и социальной защиты физических лиц — предпринимателей, которые являются гражданами Украины и проводят свою деятельность за рубежом.

Кроме того, довольно эмоционально в поддержку этого

постановления высказался Госкомпредпринимательства в своем письме от 30.03.2009 г. № 3363. С его слов именно Госкомпредпринимательства инициировал и разработал этот документ, основной целью которого «...було виконати побажання самих трудових іммігрантів легалізувати на території нашої країни зароблені тяжкою працею за кордоном гроші та захистити заробітчан від свавілля місцевих чиновників, що вбачали у цих людях та їх родинах постійне джерело поповнення особистих доходів».

По мнению Госкомпредпринимательства, принятие этого

постановления будет стимулировать физических лиц, которые работают за пределами Украины, к участию в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования и позволит реализовать их социально-экономические права.

Слова, конечно, звучат заботливо, но на практике, к сожалению, поступают далеко не так. Поэтому будем надеяться, что в дальнейшем механизмы налогообложения и легализации доходов будут доведены законными способами вместе с конкретными мерами по их реализации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше