Темы статей
Выбрать темы

О применении штрафных санкций при проведении невыездных документальных и камеральных проверок

Редакция НиБУ
Письмо от 15.09.2009 г. № 19876/7/15-0217

О применении штрафных санкций при проведении невыездных документальных и камеральных проверок

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.09.2009 г. № 19876/7/15-0217

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с наличием запросов органов ГНС предоставляет разъяснения по порядку применения штрафных санкций при проведении невыездных документальных и камеральных проверок правильности определения налога на прибыль.

В соответствии с п.п. 4.2.2 п. 4.2 ст. 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон) контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налогов, если, в частности:

— данные документальных проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях (подпункт «б» этого пункта);

— контролирующий орган в результате проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной плательщиком налогов налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства (подпункт «в» этого пункта).

Камеральной считается

проверка, которая проводится контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок плательщика налогов.

То есть если при проверке налоговой отчетности служебное лицо использует исключительно данные поданной налоговой декларации, то такая проверка является камеральной.

При этом в соответствии с приказом Государственной налоговой администрации Украины от 10.08.2005 № 327 «Об утверждении Порядка оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства» (далее — приказ № 327)

невыездной документальной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), независимо от способа их подачи.

Подпунктом 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона определено, что в случае когда контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства плательщика налогов, если данные

документальных проверок результатов деятельности такого плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях (п.п. «б» п.п. 4.2.2 п. 4.2 ст. 4 Закона), такой плательщик налогов обязан уплатить штраф в размере десяти процентов от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким плательщиком налогов налогового уведомления от контролирующего органа, но не более пятидесяти процентов такой суммы и не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Подпунктом 17.1.4 п. 17.1 ст. 17 Закона определено, что в случае когда контролирующий орган в результате проведения

камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданной плательщиком налогов налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства, и самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства плательщика налогов (п.п. «в» п.п. 4.2.2 п. 4.2 ст. 4 Закона), такой плательщик налогов обязан (кроме случаев, когда налоговая декларация не принимается вопреки нормам данного Закона) уплатить штраф в размере пяти процентов суммы доначисленного налогового обязательства, но не меньше одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Следовательно, если контролирующий орган в результате проведения

камеральной проверки налоговой декларации доначисляет сумму налогового обязательства, то к такому плательщику налогов применяется штрафная санкция в соответствии с п.п. 17.1.4 п. 17.1 ст. 17 Закона.

При этом, если при проведении проверки деклараций по налогу на прибыль используются отчеты, расчеты и другие документы, то такая проверка является

невыездной документальной и при доначислении сумм налогового обязательства к плательщику налогов применяется штрафная санкция в соответствии с п.п. 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона.

По результатам проведения невыездных документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства субъектов хозяйствования оформляется

акт, а в случае отсутствия нарушений налогового, валютного и другого законодательства — справка (в соответствии с требованиями приказа № 327).

Результаты проведения проверок деклараций по налогу на прибыль, которые проводятся подразделениями администрирования налога на прибыль, оформляются актом о результатах проведения проверки налоговой отчетности в соответствии с п. 2.6 приказа ГНА Украины от 05.12.2008 № 761 «Об утверждении Примерного порядка проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль».

Председателям Государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения плательщиков налогов и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и апелляционных процедур.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Камеральная и невыездная документальные проверки: отличия в последствиях

В комментируемом письме налоговики попытались провести

разграничение камеральных и невыездных документальных проверок. Основные моменты, на которые обратила внимание ГНАУ:

1.

Камеральная проверка осуществляется исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях. В отличие от камеральной проверки, при проведении невыездной документальной проверки налоговый орган обращается к данным не только поданных налоговых деклараций, но и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей).

2. И камеральная, и невыездная документальные проверки

направлены на выявление занижения либо завышения суммы налоговых обязательств.

3. Разными будут применяемые к налогоплательщику санкции за занижение налогового обязательства в зависимости от того, выявлен факт такого занижения в ходе камеральной или невыездной документальной проверки:

при камеральной проверке штраф составляет 5 % суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее 1 ннмдг за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов (п.п. 17.1.4 Закона № 2181); при невыездной документальной проверке10 % суммы недоплаты за каждый налоговый период, начиная с периода возникновения недоплаты и заканчивая периодом, в котором получено соответствующее налоговое уведомление, но не более 50 % суммы недоплаты и не менее 10 ннмдг за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов (п.п. 17.1.3 Закона № 2181 // подробно об особенностях расчета и применения данного штрафа см. письмо ГНАУ от 13.05.2009 г. № 9842/7/23-4017/227 и комментарий к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62, с. 9).

Как видим,

разница в штрафах существенная. Этим, как можно предположить, как раз и объясняется стремление налоговиков провести указанное разграничение, ведь если камеральную и невыездную документальную проверки отождествлять, то штраф, предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона № 2181, может быть применен исключительно по результатам выездной документальной проверки.

Напомним, при камеральной проверке налоговый орган может установить

исключительно ошибки арифметического либо методологического характера. Высшие судебные инстанции при определении того, что следует считать «арифметической либо методологической ошибкой», продолжают использовать письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 20.03.2001 г. № 06-10/167 (см., например, определения ВАСУ от 26.05.2009 г. по делу № К-4637/08, от 11.09.2008 г. по делу К-30407/06). Напомним, в нем под арифметическими ошибками или описками, которые привели к занижению налогового обязательства, было предложено понимать ошибки или описки, допущенные плательщиком налога при заполнении налоговой декларации или приложений к ней, в частности при выполнении арифметических действий, предусмотренных при исчислении объекта налогообложения с целью определения налоговых обязательств (сложения или вычитания соответствующих строк), а также описки, допущенные при перенесении данных из приложений, на основании которых заполняются соответствующие строки декларации (неверно поставленная запятая при применении единицы измерения, неправильно перенесенный итог из приложения и т. п.). В качестве методологических рассматриваются ошибки, допущенные налогоплательщиком при составлении им декларации и заключающиеся в неправильном применении либо неприменении ставок налогообложения или коэффициентов при определении налогового обязательства по тому либо иному налогу, сбору (обязательному платежу).

Отсутствие четких критериев разграничения камеральных и невыездных документальных проверок периодически приводит к отмене решений налоговых органов о применении штрафных санкций по п.п. 17.1.3 Закона № 2181. Более того, на уровне многих нормативных актов камеральные и невыездные документальные проверки вполне, на наш взгляд, оправданно, рассматриваются как взаимозаменяемые понятия (как например, в п.п. 7.7.5 Закона об НДС, в п.п. 1.2.2 Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНАУ от 18.08.2005 г. № 350). Показательный в этом плане пример — Примерный порядок проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взысканием налога на прибыль, утвержденный приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761, прямо предусматривает, что во время проведения камеральной проверки налоговой инспекцией проводится изучение имеющейся информации, а именно: показателей финансовой (в случае ее опубликования), другой налоговой отчетности (с целью выявления расхождений); сведений о применении налогоплательщиком схем уклонения от налогообложения либо схем минимизации (при наличии); информации в отношении взаимоотношений с какими-либо контрагентами; сведений о связанных лицах и осуществлении каких-либо операций с ними, смену собственников (директоров, уполномоченных осуществлять контроль за корпоративными правами государства) и др. Источником такой информации могут быть материалы других подразделений, других органов ГНС, государственных органов и открытых источников (СМИ, Интернет и др.) (п.п. 2.16.2).

Идея же разграничения камеральных и невыездных документальных проверок получила воплощение в Примерном порядке взаимодействия органов государственной налоговой службы при обработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов, утвержденном приказом ГНАУ от 18.04.2008 г. № 266. Подробный анализ данного документа, включая рассмотрение особенностей проведения камеральной и невыездной документальной проверок, см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44, с. 44. В основу такого разграничения положен тот же искусственно выведенный и не предусмотренный Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII критерий, что и в комментируемом письме: камеральная проверка — проверка, осуществляемая исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, невыездная документальная — проверка, в ходе которой также анализируются другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше