Темы статей
Выбрать темы

Бонусы и подарки от мобильного оператора (подарочные телефоны, бесплатные минуты и пр.)

Редакция НиБУ
Статья

Бонусы и подарки от мобильного оператора

(подарочные телефоны, бесплатные минуты и пр.)

Стремясь прочно укрепиться на рынке, продавцы мобильных услуг не устают придумывать всевозможные заманчивые акции для своих абонентов. Сегодня мы поговорим о таких их видах, как бонусы и подарки. О том, как учесть их получающей стороне — пользователям услуг мобильной связи — и пойдет речь в данной статье

.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Подарки и бонусы

Для привлечения и сохранения клиентов используются любые возможности. Это могут быть просто

подарки в ходе проведения тех или иных акций (например, при подключении, переходе на новый пакет, приобщении новых абонентов к сети и т. п.). Либо же подарки или скидки на мобильные услуги могут предоставляться клиентам за бонусы. Условия их накопления могут быть самыми разнообразными. Так, бонусы могут начисляться за пополнение счета, «стаж» разговоров или на прочих оговоренных оператором условиях. В конечном итоге принципы их начисления выглядят так: чем больше разговоров и оплаты — тем больше бонусов.

Накопленные бонусы обычно соответствуют определенной сумме денежных средств (допустим, из расчета 1 бонус = 1 гривня или на других условиях), использовать которую предлагается клиенту, как правило, на следующие цели (

способы использования):

— на приобретение мобильного телефона или при покупке других товаров (услуг) у партнеров оператора;

— для получения бесплатных (дополнительных) минут разговоров;

— в оплату услуг мобильной связи.

Таким образом,

бонус — это вознаграждение абоненту, накопительная скидка, выраженная в условных денежных единицах, которая может быть засчитана в дальнейшем в счет оплаты тех или иных мобильных услуг. При этом зачастую устанавливается срок использования клиентом накопленных бонусов (скажем, в течение 12 месяцев с момента начисления), по истечении которого неиспользованные бонусы пропадают (сгорают).

Заметим, что само по себе

начисление бонусов от оператора ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете предприятия-абонента не отражается. А в дальнейшем в учете показывается непосредственно использование бонусов выбранным по договоренности сторон способом (получение товаров в счет бонусов, оплата услуг и т. п.). Итак, рассмотрим наиболее распространенные бонусно-подарочные варианты.

«Телефон в подарок»

Как правило, телефон в подарок вручают клиентам при заключении договора (или подписания дополнительного соглашения) с оператором мобильной связи на пользование его услугами в течение продолжительного срока (обычно свыше 1 года) и с внесением при этом определенной суммы авансового платежа (предоплаченный сервис). При этом в зависимости от условий акций возможны следующие варианты вручения телефонов-подарков.

Бесплатное получение

. Сразу укажем, что этот вариант больше подойдет единоналожникам. Ведь никакие налоговые последствия им в таком случае не грозят, поскольку стоимость бесплатно полученного имущества в выручку от реализации у них не включается (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 33, с. 16).

А вот предприятию — плательщику налога на прибыль при получении

бесплатно подарочного мобильника придется показать валовые доходы на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль — как по бесплатно полученному имуществу. При этом, ориентируясь на бухгалтерский учет (п. 10 П(С)БУ 7), они будут отражены исходя из справедливой (т. е. рыночной, определяемой, как правило, по данным прайс-листов) стоимости подаренного объекта. Ввиду отсутствия валовых расходов стоимость подаренного телефона в налоговом учете в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль участвовать не будет. В бухгалтерском учете (в зависимости от стоимости) подаренный телефон будет зачисляться в состав малоценных необоротных материальных активов (МНМА) или основных средств (ОС) с увеличением при этом дополнительного капитала (Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы») — как при бесплатном получении.

Порядок учета таких операций рассмотрим на примере.

Пример

. При подключении к мобильному оператору сроком на 1 год предприятию (плательщику налога на прибыль) был подарен мобильный телефон. При этом рыночная (справедливая) стоимость такого телефона (согласно данным прайс-листа того же магазина-дарителя, в котором происходит подключение и где эта же модель телефона выставлена на продажу) составила 840 грн. (в том числе НДС — 140 грн.).

В учете будут сделаны следующие записи:

Бесплатное получение телефона

(телефон-подарок от оператора при подключении)

< cellspacing="1" dir="LTR" width="642">

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Оприходован мобильный телефон (по справедливой стоимости)

153

424

840

840

2. Передан телефон в пользование (эксплуатацию)

112

153

840

3. Начислена амортизация в первом месяце использования телефона (предприятием выбран метод в размере 100 %)

23, 91, 92, 93, 94

132

840

4. Отражен доход в сумме начисленной амортизации

424

745

840

 

 

И все же, учитывая, что подарки оборачиваются для плательщиков налога на прибыль не совсем приятными налоговыми последствиями, зачастую такие операции оформляют как продажу-покупку мобильного телефона «за 1 грн.» (1,20 грн. с НДС).

Покупка за 1 грн.

В таком случае в бухгалтерском учете телефон (по цене 1 грн.) приходуется как малоценный необоротный материальный актив (МНМА) на субсчет 112. В налоговом учете стоимость приобретенного телефона (1 грн.) относится на валовые расходы, а сумма уплаченного НДС (0,20 грн.) — в налоговый кредит (при наличии налоговой накладной или чека), если, конечно, он будет использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

При этом в налоговоприбыльном учете такой телефон попадает в состав «налоговой малоценки» и его стоимость принимает участие в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль с учетом метода амортизации, используемого предприятием по МНМА в бухгалтерском учете (письмо ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11).

Пример

. Подключаясь к мобильному оператору на контрактной основе, предприятие перечисляет аванс за услуги мобильной связи и получает в подарок телефон — покупает его за 1,20 грн. (в том числе НДС — 0,20 грн.).

В учете предприятия операции отразятся следующим образом:

Подарочный телефон (за 1,20 грн.)

< cellspacing="1" dir="LTR" width="642">

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Перечислена оплата за мобильный телефон

371

311

1,20

1

2. Отражен налоговый кредит по НДС по приобретенному телефону

641

644

0,20

3. Оприходован мобильный телефон

153

631

1

—*

*В налоговом учете стоимость мобильного телефона участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента ввода в эксплуатацию и с учетом метода амортизации, используемого предприятием в бухучете по МНМА.

4. Списан ранее отраженный налоговый кредит

644

631

0,20

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

1,20

6. Телефон передан в пользование (эксплуатацию)

112

153

1

7. Начислена амортизация в первом месяце использования телефона (по выбору предприятия в размере 100 %)

23, 91, 92, 93, 94

132

1

 

 

Телефон в счет бонусов.

В ситуации, когда абонент становится участником накопительной системы бонусов, также возможен вариант получения телефона в счет бонусных сумм. Как правило, в таком случае накопленный объем бонусов дает право на скидку и предоставляет возможность приобрести мобильный телефон по сниженной
(т. е. со скидкой в счет бонусов) цене. Понятно, что, по сути, такой телефон не может при этом считаться бесплатно полученным, ведь на него предприятие фактически зарабатывало «годами разговоров». Вместе с тем в данном случае в пользу небесплатности говорит и сам учет операций, который будет аналогичен приобретению товаров со скидками. При этом полученная в счет бонусов скидка является обычной, поскольку договор с оператором относится к числу публичных договоров (пп. 1.20.2, 1.20.3 Закона о налоге на прибыль), т. е. условия получения и использования бонусов (скидок) одинаковы для всех клиентов при выполнении установленных оператором условий. Заметим: подробнее о скидках также шла речь в статье «Скидки и распродажи: правила отражения в учете» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 18.

Рассмотрим ситуацию на примере.

Пример

. Предприятие-контрактник, постоянный абонент, накопило 500 бонусов. Такое их количество дает абоненту право воспользоваться скидкой в размере 500 грн. при покупке мобильного телефона в магазине оператора. Тогда предприятие за счет накопленных бонусов приобрело телефон (стоимость которого согласно прайс-листу оператора составила 740 грн.), но за который с учетом бонусов (т. е. использовав скидку в 500 грн.) предприятие заплатило лишь разницу в 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.).

В учете предприятия будут сделаны следующие записи:

Телефон со скидкой в счет бонусов

< cellspacing="1" dir="LTR" width="642">

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Предприятию-абоненту начислены 500 бонусов от оператора, дающие право на скидку в размере 500 грн.

500

2. Выданы необходимые средства из кассы подотчетному лицу на покупку телефона (740 грн. - 500 грн. = 240 грн.)

372

301

240

3. Оприходован мобильный телефон, приобретенный подотчетным лицом

153

372

200

200*

4. Отражен налоговый кредит по НДС

641

372

40

5. Телефон передан в пользование (эксплуатацию)

112

153

200

6. Начислена амортизация в первом месяце использования телефона (по выбору предприятия в размере 100 %)

23, 91, 92, 93, 94

132

200

*В налоговом учете расходы на покупку мобильного телефона (200 грн.) принимают участие в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента ввода в эксплуатацию и с учетом метода амортизации, применяемого предприятием в бухучете к МНМА.

Заметим: если бы расходы на покупку телефона оказались выше 1000 грн., то они были бы отнесены на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 4 и с квартала, следующего за кварталом оприходования, в составе этой группы подлежали бы амортизации.

 

Для сравнения заметим, что если бы, к примеру, у предприятия было 1000 накопленных бонусов (т. е. размер которых

полностью покрывал бы стоимость телефона), то в таком случае телефон доставался бы предприятию бесплатно (при этом налоговые последствия получения телефона за бонусы были бы для предприятия такими же, как и в подразделе «Бесплатное получение», рассмотренном выше). Поэтому во избежание такой бесплатности получения лучше все же в этом случае при покупке телефона воспользоваться бонусами частично — в сумме меньшей, чем стоимость самого мобильника (или, скажем, приобрести два телефона за полцены). То есть использовать бонусы не полностью так, чтобы в итоге предприятию пришлось все равно оплатить какую-то часть его стоимости (допустим, возвращаясь к рассмотренному выше примеру, из 1000 бонусов на покупку телефона использовать 700, а разницу — 40 грн. оплатить деньгами, на остаток — 300, к примеру, получить бесплатные минуты; или опять же, израсходовав бонусы-скидку в сумме 999 грн., купить телефон за 1 грн.). Тогда операции будут отражаться в порядке, рассмотренном выше (как покупки со скидками).

Вот почему важно учитывать условия акции, и если накопленные бонусы дают право выбора получить:

— мобильный телефон в подарок в счет накопленных бонусов или

— скидку в счет бонусов при покупке мобильного телефона,

то лучше отдать предпочтение второму варианту (т. е. скидкам), поступая при этом так, как отмечалось выше. И соответственно само использование бонусов при этом лучше оформлять как право на получение скидки при покупке средств или услуг связи в мобильной сфере.

«Бесплатные минуты»

Еще один популярный подарок оператора — бесплатные минуты (определенное количество нетарифицированного времени). Как правило, они могут предоставляться:

— при подключении — т. е. абонентам, подключающимся на пакеты с определенными условиями (к примеру, с большей абонплатой и т. п.);

— в счет накопленных бонусов — т. е. ими одаривают «солидных» клиентов, длительное время пользующихся услугами оператора, не жалеющих значительных сумм на разговоры и заработавших тем самым определенное количество бонусов.

Для налогообложения при этом важно учитывать, что

бесплатные минуты нельзя расценивать как бесплатно предоставленные (полученные) услуги.

Во-первых, такие минуты

не предоставляются отдельно — без оплаченных ранее минут (т. е. не являются самостоятельной бесплатной услугой, предоставляемой клиенту оператором, а фактически оказываются неотъемлемой составляющей мобильных услуг). Причем возможность их получения ставится в зависимость от определенных условий — количества потребленных услуг, внесения предоплаты, ее суммы и т. п.

Во-вторых, как правило,

стоимость бесплатных минут заложена в плату за соединение или абонплату, от которых абонент при этом не освобождается и которые в данном случае можно рассматривать как компенсацию за «бесплатные» разговоры. В результате выходит, что в конечном итоге оператор, по сути, предоставляет абоненту скидку на общую сумму потребленных услуг
(т. е. уменьшение цены за одну тарифицируемую минуту).

Таким образом, «бесплатные минуты» бесплатными услугами на самом деле не являются. И хотя мы прежде упомянули о скидке (что больше важно для оператора), однако получение бесплатных минут на учет предприятия-получателя не влияет и в его учете никак не отразится (фактически в учете предприятия-абонента пройдет только общая сумма оплаты за услуги, в счет которой в том числе и даются бесплатные минуты). Правда, для этого лучше, чтобы в первичных документах (счете оператора, чеках) бесплатные минуты отдельно не выделялись.

Пример

. При подключении на эконом-пакет с абонплатой 102 грн./месяц (80 грн. + НДС = 80 грн. х
х 20 % = 16 грн. + пенсионный сбор (7,5 %) = 80 х
х 7,5 % = 6 грн.) абонент получает от оператора в подарок 1000 минут бесплатных разговоров в месяц. В этом случае следует говорить, что 1000 минут получены не бесплатно, а за 102 грн., т. е. стоимость 1 минуты фактически составляет 0,102 грн. (таковы условия данного тарифного пакета).

В учете предприятия операции отразятся следующим образом:

Бесплатные минуты от оператора

(при подключении)

< cellspacing="1" dir="LTR" width="642">

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Перечислена предоплата (абонплата) за услуги мобильной связи

371

311

102

86

2. Отражен налоговый кредит по предоплаченным услугам

641

644

16

3. Сумма предоплаты списана на расходы периода (в том числе абонентом использованы бесплатные минуты разговоров)

92

631

86

4. Списан ранее отраженный налоговый кредит по НДС

644

631

16

5. Произведен зачет задолженности

631

371

102

 

 

Аналогичным образом учитываются у абонента и бесплатные минуты, полученные

в счет бонусов. Например, насобирав 300 бонусов, абонент имеет право обменять их на 300 бесплатных минут разговора в месяц. Это значит, что, внося, к примеру, обычную абонплату за месяц, клиент получает в том числе и 300 бесплатных минут связи.

Бонусы в счет оплаты услуг связи

Накопленными бонусами также может оплачиваться стоимость услуг мобильной связи (стоимость разговоров). Их можно, к примеру, обменять на пополнение счета, приобретение нового стартового пакета, оплату услуг мобильного оператора и т. п. Во всех этих случаях использование бонусов лучше оформлять как

скидку при оплате услуг связи (покупку минут разговоров по меньшей цене). А значит, в таком случае это будет означать, что, заработав бонусы и получив скидку, абонент просто оплачивает мобильные услуги в меньшей сумме (и соответственно в состав расходов (валовых и бухгалтерских) отнесет меньшую, фактически уплаченную сумму).

Рассмотрим пример.

Пример

. Накопив 400 бонусов, предприятие-абонент имеет право воспользоваться скидкой в сумме 400 грн. при оплате услуг связи в будущем. Выставляя счет за следующий месяц, оператор учел пожелания абонента и засчитал ему 400 грн. в счет месячной оплаты, выводя при этом к оплате сумму разницы (т. е. с учетом предоставленной скидки — бонусов, зачтенных в счет оплаты) в 127,50 грн. (в том числе НДС — 20 грн., сбор в Пенсионный фонд (7,5 %) — 7,50 грн.).

В учете будет отражено:

Оплата услуг за бонусы

< cellspacing="1" dir="LTR" width="642">

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Отражены расходы по услугам связи

23, 91, 92, 93, 94

631

127,50

107,50

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

20

3. Перечислена оплата оператору за услуги

631

311

127,50

 

 

Как видим, в ситуации с бонусами и подарками многое зависит от оформления таких операций. А чтобы учетные последствия были наиболее оптимальными, в заключение в который раз повторим, что использование бонусов лучше оформлять как скидку при приобретении тех или иных «подарков» оператора.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше