Темы статей
Выбрать темы

«О, как намаялась я с тобой, моя попытка номер... три» (ввоз и торговля мобильными телефонами)

Редакция НиБУ
Статья

«О, как намаялась я с тобой, моя попытка номер... три»

(ввоз и торговля мобильными телефонами)

Если верить заявлениям высокопоставленных чиновников-«связистов», госбюджет за последние 4 года недополучил 5 млрд грн. от продажи мобильных телефонов, которые были ввезены нелегально на территорию Украины. По их словам, в 2006 году в Украине было продано 12 млн мобильных телефонов, только 11 % из которых ввезено по разрешению Украинского государственного центра радиочастот. В 2007-м продано 9,5 млн таких устройств, из которых лишь 7,6 % имели соответствующие разрешения. Вместе с тем за последние месяцы текущего года объем ввоза легальных мобильных телефонов в Украину увеличился в 4,5 раза. О том, что стало причиной таких разительных изменений, расскажем в этой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Историко-правовой экскурс

Соответствующая законодательная база, дающая Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины (сокращенно — НКРС) право устанавливать

порядок реализации и эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС) и излучающих устройств (ИУ) на территории Украины, а также порядок ввоза их из-за границы, содержалась в Законе № 1770 (см. п. 10 ч. 2 ст. 14 и ст. 29) еще с момента его принятия и пару раз уже находила свое воплощение в нормативных документах этого госоргана. При этом в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 16 этого Закона полномочия по выдаче разрешений на ввоз из-за границы и реализацию РЭС и ИУ возложены на государственное хозрасчетное предприятие «Украинский государственный центр радиочастот» (сокращенно — УГЦР).

О двух предыдущих попытках НКРС ввести соответствующие порядки, как и о неизменных фиаско, сопровождавших такие попытки, регулярно сообщалось на страницах нашего издания (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45; 2007, № 9, 59, 88). Кратко напомним, что в соответствии с отмененными на сегодняшний день

решениями НКРС от 02.03.2006 г. № 212 и № 213, а также от 20.06.2007 г. № 802 и № 803 ввоз, получение в почтовых отправлениях из-за границы в Украину РЭС и ИУ, кроме отдельных радиоэлектронных средств и излучающих устройств, а также оптовая и розничная реализация на территории Украины РЭС и ИУ, в том числе и через сеть комиссионной торговли и интернет-магазины, должны были осуществляться на разрешительной основе.

На практике суть предписаний НКРС заключалась в необходимости

маркировки мобильных телефонов специальными учетными марками, введении ежемесячной отчетности об использовании этих марок и получении разрешений на оптовую и розничную реализацию таких устройств на территории Украины. При этом указанные методы дважды под разными предлогами признавались судами незаконными, что привело к отмене перечисленных выше нормативных актов.

Полагаем, многим небезынтересно будет узнать, как же на сегодня обстоят дела с государственным регулированием ввоза и торговли мобильными телефонами? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные положения действующих ныне

решений НКРС от 05.02.2009 г. № 1338 и № 1339, в третий раз за последние несколько лет устанавливающих новые правила игры* на «мобильном» рынке.

* Кстати, совсем не исключено, что вскоре будет предпринята и четвертая попытка подкорректировать (а может быть, и перекроить) эти правила. Основания для такого предположения нам дают решения НКРС от 17.09.2009 г. № 1672 и № 1671, которыми одобрены изменения в Положение № 1338 и Порядок № 1339 соответственно. К сожалению, об их содержании говорить пока рано, так как тексты этих изменений отсутствуют на официальном сайте НКРС.

«Мы будем жить теперь по-новому...»

1. Ввоз мобильных телефонов.

Положение № 1338, как и его предшественники, определяет порядок предоставления разрешений на ввоз, в том числе перемещение в международных почтовых отправлениях, международных экспресс-отправлениях, радиоэлектронных средств и излучающих устройств. Следовательно, ввоз мобильных телефонов, как и раньше, должен осуществляться на разрешительной основе, что само по себе не противоречит требованиям ч. 1 ст. 29 Закона № 1770.

Положением № 1338

установлены также дополнительные меры по недопущению ввоза из-за границы не разрешенных к применению в Украине радиотелефонов мобильной связи (в тексте документа они названы терминалами). Заметим, что полномочия НКРС по разработке таких дополнительных мер тоже предусмотрены вышеупомянутым Законом № 1770 (см. ч. 4 ст. 29). Подробно об этих мерах пойдет речь далее, а сейчас остановимся на отличительных особенностях Положения № 1338 по сравнению с ранее действовавшими Положениями, которые были утверждены решениями НКРС от 02.03.2006 г. № 212 и от 20.06.2007 г. № 802.

Главное, на что следует обратить внимание:

вместо предусмотренного ранее двойного маркирования (учетными марками — фирменной упаковки терминала и защитным знаком — самого устройства) теперь терминалы, ввозимые из-за границы в Украину в режиме авторизованных поставок, должны иметь обозначение только защитным знаком, наличие которого проверяется Государственной инспекцией связи после завершения таможенного оформления. Терминалы, ввозимые из-за границы вне режима авторизованных поставок, не требуют обязательного обозначения их защитным знаком.

При этом под

авторизованными поставками в Положении № 1338 понимается импорт терминалов, осуществляемый на условиях CIP населенный пункт Украины**, импортерами по согласованию с производителем терминалов, непосредственно от производителя и под его постоянным контролем, или импорт терминалов, осуществляемый на условиях DDP населенный пункт Украины, официальным представительством (представителем) производителя либо предприятием, созданным производителем в соответствии с законодательством Украины.

** Содержание условий поставок CIP Украина и DDP Украина определяется в соответствии с терминами Incoterms 2000.

Защитный знак

установленного образца наносится производителем терминалов на собственную фирменную этикетку, нанесенную непосредственно на терминал, рядом с его названием и международным кодом идентификации (так называемым кодом IMEI, о котором скажем в одном из следующих разделов) на стадии изготовления и на этикетку заводской упаковки, содержащей название и код IMEI конкретного терминала. Наличие такого защитного знака на терминале подтверждает изготовление этого терминала для поставки в Украину.

Без обязательного обозначения защитным знаком разрешается ввоз терминалов

, которые:

— ввозятся вне режима авторизованных поставок (в этом случае

разрешения на ввоз предоставляются на указанное заявителем количество терминалов каждого типа в пределах срока действия сертификата соответствия конкретного типа терминала, но не более чем на 6 месяцев);

— временно ввозятся на таможенную территорию Украины, в том числе и с рекламной и/или демонстрационной целью;

— ввозятся на таможенную территорию Украины с целью испытаний и/или сертификации;

— транзитом перемещаются через территорию Украины;

— входят в перечень РЭС и ИУ, для ввоза из-за границы которых не нужны разрешения УГЦР (указанный перечень утвержден

решением НКРС от 19.03.2009 г. № 1405).

Отметим, что до 30.06.2009 г. включительно разрешения на ввоз при авторизованных поставках терминалов из-за границы выдавались УГЦР независимо от наличия их обозначения защитным знаком. После указанной даты получить такие разрешения можно лишь при соблюдении субъектом хозяйствования указанного условия (еще раз подчеркнем, что

забота о нанесении защитного знака возлагается на производителя терминалов), а также после обращения такого субъекта в УГЦР с соответствующим заявлением, к которому должны быть приложены копии его свидетельства о госрегистрации, свидетельства плательщика налогов и сертификатов соответствия на каждый заявленный тип РЭС или ИУ.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на ввоз принимается УГЦР в срок, не превышающий 5 рабочих дней от даты регистрации заявления. Само же разрешение выдается заявителю не позднее чем через три рабочих дня после поступления платы за его оформление.

Как видим, сохранился основной недостаток предыдущих Положений, на который было множество нареканий от субъектов хозяйствования, —

платность услуг по выдаче разрешений на ввоз.

В этой связи следует отметить, что на сегодняшний день основным документом в разрешительной системе является

Закон № 2806, в котором под документом разрешительного характера понимается разрешение, заключение, согласование, свидетельство и т. п., которые дают субъекту хозяйствования право на осуществление определенных действий в рамках его хозяйственной деятельности.

Достаточно важными являются нормы

ч. 1 ст. 4 Закона № 2806, в соответствии с которыми необходимость получения документа разрешительного характера, разрешительный орган, уполномоченный выдавать данный документ, платность или бесплатность его выдачи, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа, исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера, а также возможность применения декларативного принципа должны быть установлены исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением таких документов.

Очевидно (и это подтверждается составленным Госкомпредпринимательства перечнем* законодательно установленных требований на получение разрешительных документов по состоянию на 05.10.2006 г.), что

разрешение на ввоз из-за границы РЭС и ИУ является разрешительным документом в терминах Закона № 2806. Очевидно также и то, что Законом № 1770 установлена только необходимость получения такого разрешения и разрешительный орган, уполномоченный его выдавать. А вот остальных из вышеперечисленных требований, выдвигаемых Законом № 2806 к любому документу разрешительного характера, в Законе № 1770 не найти. В том числе нет в нем нормы и о платности или бесплатности выдачи разрешений на ввоз терминалов из-за границы.

* С данным перечнем читатели могут ознакомиться на официальном сайте Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (www.dkrp.gov.ua).

Как следует действовать в таком случае, говорится в

письме Госкомпредпринимательства от 01.10.2006 г. № 7121. В частности, в нем указывается на то, что если законом закреплена необходимость получения документа разрешительного характера, но не установлена платность или бесплатность его выдачи, разрешительный орган должен выдать такой документ бесплатно.

К сожалению, в отношении разрешения на ввоз РЭС и ИУ практика пошла по другому пути — такие разрешения продолжают и в настоящее время выдаваться УГЦР за соответствующую плату. Обращаем внимание, что актуальные на сегодняшний день

Тарифы на работы (услуги) УГЦР, связанные с пользованием радиочастотным ресурсом Украины и выделением номерного ресурса (далее — Тарифы № 1256), утверждены решением НКРС от 11.12.2008 г. № 1256. В частности, согласно ст. 13 раздела І этих Тарифов оформление разрешения на ввоз (временный ввоз) из-за границы в Украину терминалов обойдется:

для производителя — при авторизованных поставках производителями на условиях СІР Украина или DDP Украина — 37850 грн. за модель (каждой модификации);

для импортера — при наличии разрешения на ввоз модели у производителя при авторизованных поставках им на условиях СІР Украина — 40 грн. за разрешение;

при ввозе импортерами вне режима авторизованных поставок производителем — 8 грн. за терминал.

Следует заметить, что

указанные суммы подлежат отнесению в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как расходы, уплаченные (начисленные) в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг). Что касается НДС, то согласно п. 3 раздела «Общие положения» Тарифов № 1256 они приведены без учета этого налога, который начисляется согласно действующему законодательству. А в соответствии с п.п. 7.4.1 Закона об НДС плательщики налога имеют право отнести суммы «входного» НДС, уплаченного (начисленного) в связи с получением разрешений, в состав налогового кредита.

2. Реализация мобильных телефонов на территории Украины.

Порядок № 1339, определяющий процедуру оформления, подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений на реализацию в Украине РЭС и ИУ общего пользования, вообще-то, мало чем отличается от своих ранее действовавших аналогов, утвержденных решениями НКРС от 02.03.2006 г. № 213 и от 20.06.2007 г. № 803. Однако есть в нем и важное новшество — все те же дополнительные меры по недопущению реализации радиотелефонов мобильной связи, не разрешенных к применению в Украине. Поскольку такие меры из Порядка № 1339 по своему содержанию перекликаются с соответствующими мерами, предусмотренными Положением № 1338, обсудим совместно и те, и другие в следующем разделе. А сейчас кратко приведем основные нормы Порядка № 1339, которых следует придерживаться всем субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю мобильными телефонами.

Итак,

оптовая и розничная реализация на территории Украины РЭС и ИУ, в том числе и через сеть комиссионной торговли и интернет-магазины, должна осуществляться на разрешительной основе. Разрешение на такую реализацию на каждый отдельный пункт реализации выдается УГЦР или его филиалом по месту регистрации субъекта хозяйствования.

Субъект хозяйствования, имеющий намерение осуществлять реализацию РЭС или ИУ, к заявлению на получение указанного разрешения должен приложить копии свидетельства о госрегистрации, учредительных документов (для юрлиц) или соответствующих страниц паспорта (для физлиц), свидетельства плательщика НДС, документа, удостоверяющего право собственности на помещение пункта реализации, или договора аренды такого помещения, а также перечни адресов пунктов реализации и видов РЭС и ИУ, реализацию которых он планирует осуществлять.

Решение о предоставлении разрешения

на реализацию или об отказе в его предоставлении принимается УГЦР (его филиалом) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Разрешение на реализацию предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 5 лет.

Как и в случае с получением разрешения на ввоз терминалов из-за границы,

выдача разрешений на их реализацию на территории Украины также не бесплатна. Стоимость таких услуг УГЦР определена ст. 18 раздела І Тарифов № 1256 и составляет:

— за рассмотрение заявочных материалов на предмет их соответствия требованиям законодательства о предоставлении разрешения на реализацию РЭС или ИУ — 80 грн. за заявление;

— за оформление и выдачу разрешения — 20 грн. за разрешение на каждый пункт реализации;

— за рассмотрение заявочных материалов при обращении заявителя относительно открытия дополнительного (к действующим) пункта реализации — 80 грн. за заявление;

— за рассмотрение заявочных материалов при обращении владельца разрешения на реализацию относительно изменения и дополнения перечня видов РЭС и ИУ, реализация которых разрешена — 20 грн. за заявление;

— за рассмотрение заявочных материалов при обращении заявителя относительно переоформления разрешения — 40 грн. за заявление.

Обратите внимание на то, что в случае если заявитель в течение 30 календарных дней со дня направления ему счета на оплату стоимости работ по оформлению и выдаче разрешения на реализацию не внес плату за эти работы, то УГЦР (его филиал) отменяет решение о выдаче такого разрешения.

Соображения, высказанные в предыдущем разделе относительно возможности отнесения таких расходов на валовые расходы заявителя, а также о праве на налоговый кредит по суммам НДС, уплаченным (начисленным) в связи с получением разрешений, остаются в силе и в этом случае.

«Один белый, другой серый...» или Каждую мобилку — на карандаш!

Пришла очередь сказать несколько слов об упомянутых выше

дополнительных мерах по недопущению ввоза из-за границы не разрешенных к применению в Украине радиотелефонов мобильной связи, а также по недопущению их реализации на территории Украины..

Отметим, что и

Положение № 1338, и Порядок № 1339 используют практически один и тот же метод, преследуя общую цель, — поставить надежный заслон против попадания на рынок контрабандного товара путем идентификации каждого ввезенного и продаваемого мобильного телефона, а заодно и тех устройств, которые уже эксплуатируются в Украине. Благо, техническую возможность для такой идентификации предоставляют сами производители мобильных телефонов, присваивая каждому из них уникальный международный код мобильного оборудования (код IMEI*) еще на заводе-изготовителе.

* Код IMEI (International Mobile Equipment Identifier) представляет собой пятнадцатизначное число, которое является уникальным серийным номером каждого телефона и служит для его точной идентификации в сетях GSM и UMTS. Код записывается в памяти телефона и включает информацию о его происхождении, модели и порядковом номере устройства. IMEI-код указывается на наклейке под аккумулятором, в гарантийном талоне, а также на упаковке из-под телефона. Его можно узнать также, набрав на клавиатуре

*#06#.

Итак, с целью защиты отечественного рынка от некачественных и не разрешенных к применению в Украине терминалов, кроме их обозначения защитным знаком,

Положением № 1338 предусмотрен также учет кодов IMEI в обобщенной базе данных кодов IMEI ввезенных терминалов, которую ведет УГЦР. Действия производителей терминалов, отгружающих свою продукцию отечественным заказчикам, а также украинских импортеров, ввозящих такие терминалы, по наполнению указанной базы кодами IMEI ввезенных терминалов каждого типа регламентированы разделом V этого документа. Поскольку передача сведений о кодах IMEI производится в электронном виде и затрагивает небольшой круг субъектов хозяйствования, подробно останавливаться на этом не будем. Заметим лишь, что в соответствии с п. 5.11 Положения № 1338 внесение кодов IMEI терминалов в обобщенную базу данных кодов IMEI осуществляется на бесплатных основаниях.

Обращает на себя внимание норма, содержащаяся в

п. 2 решения НКРС от 05.02.2009 г. № 1339, а также в п. 1.7 и п. 4.1 Порядка № 1339, согласно которой с 30.06.2009 г. реализация в Украине терминалов, коды IMEI которых не внесены в обобщенную базу, запрещена. Кроме того, интерес представляет также требование п. 5.12 Положения № 1338 и п. 3 того же решения НКРС: операторы мобильной связи Украины до 30.09.2009 г. должны были предоставить УГЦР коды IMEI терминалов, которые обслуживались ими по состоянию на 01.09.2009 г., для их внесения в обобщенную базу данных.

В этой связи спешим успокоить всех владельцев мобильных терминалов (как юридических, так и физических лиц), которые приобрели их до первой из указанных выше дат, но не совсем уверены в легальном происхождении своего аппарата. Дело в том, что код IMEI при каждом включении телефона передается оператору, а потому все аппараты, находящиеся в этот период в сети, автоматически (без каких-либо дополнительных заявлений от их владельцев) должны вноситься в обобщающую базу, и, что важно, все они

будут считаться легальными.

По сообщению пресс-службы НКРС,

на сегодняшний день обобщенная база данных кодов IMEI мобильных телефонов сформирована и работает в полном объеме.. По состоянию на 20 октября 2009 года в указанную базу данных внесено около 80 млн кодов IMEI мобильных терминалов. Из них свыше 76 млн являются кодами тех мобильных телефонов, которые на 1 сентября текущего года работали в сети всех операторов мобильной связи, а также тех, которые проданы на законных основаниях и в дальнейшем будут подключены к сетям операторов. Пополняться база данных будет за счет кодов IMEI мобильных телефонов, которые законно ввезены на территорию Украины и продаются в торговой сети.

Для того чтобы быть полностью уверенным в легальности мобильного телефона, следует воспользоваться простыми рекомендациями, которые сформулированы на сайте УГЦР (http://www.ucrf.gov.ua/uk/imei_base/). Согласно этим рекомендациям при покупке новых телефонов необходимо в обязательном порядке проверить наличие кодов IMEI в обобщенной базе ппри помощи веб-сайта УГЦР (прямая ссылка — http://80.91.178.149/index.aspx) или путем отправки SMS-сообщения с кодом IMEI проверяемого телефона на короткий номер «307» любого мобильного оператора Украины. Пользователям, которые работали в сети операторов мобильной связи до 1 сентября 2009 года, код IMEI своего телефона можно проверить таким же образом.

База данных IMEI разделена на три списка:

«белый» — включает коды ІМЕІ телефонов, легально ввезенных на территорию Украины (в рамках существующей разрешительной системы);

«серый» — в него входят коды ІМЕІ телефонов, происхождение которых на территории Украины неизвестно (например, могли быть ввезены нелегально или частными лицами и т. п.);

«черный» — список кодов IMEI телефонов, которые в настоящее время запрещены для использования на территории Украины (числящиеся потерянными, украденными или имеющие неверный код ІМЕІ).

В связи с этим в результате проверки введенного кода ІМЕІ возможны следующие варианты ответов: «Уведений код «ххххххххххххххх» в БД ІМЕІ внесено в «________» список» или «Уведений код «ххххххххххххххх» в БД ІМЕІ не знайдено».

Отсутствие кода в базе свидетельствует о сомнительном источнике происхождения телефона в Украине и об отказе

операторов мобильной связи в дальнейшем обслуживании этого телефона в своих сетях.

Ответственность субъектов хозяйствования

Ответственность за нарушение правил реализации, эксплуатации радиоэлектронных средств и излучающих устройств, а также пользования радиочастотным ресурсом Украины предусмотрена

ст. 146 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Указанные нарушения влекут за собой наложение штрафа на граждан от 340 до 850 грн. с конфискацией указанных средств и устройств или без нее. Для должностных лиц субъектов хозяйствования и граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от 850 до 1700 грн. с той же конфискацией или без таковой. О наказаниях за повторные правонарушения, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за одно из подобных правонарушений, следует задуматься и тем, и другим — штрафы составляют от 850 до 1700 грн. и от 1700 до 5100 грн. соответственно.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше