Темы статей
Выбрать темы

О вопросах, возникающих при рассмотрении дел по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы

Редакция НиБУ
Письмо от 28.09.2009 г. № 1276/10/13-09

О вопросах, возникающих при рассмотрении дел по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы

Письмо Высшего административного суда Украины от 28.09.2009 г. № 1276/10/13-09

 

На основании изучения обращений административных судов по проблемным вопросам, возникающим при рассмотрении дел по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы, Высший административный суд Украины считает целесообразным довести ответы на указанные вопросы до сведения административных судов Украины.

1. Каким составом суда следует рассматривать и решать дела по поводу решений, действий или бездействия Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины?

В соответствии с частью третьей статьи 181 Кодекса административного судопроизводства Украины ответчиком по делам по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы является соответствующий орган государственной исполнительной службы.

Органами государственной исполнительной службы согласно статье 3 Закона Украины «О государственной исполнительной службе» являются:

Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины;

отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции;

районные, городские (городов областного значения), районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции.

В соответствии со статьей 23 Кодекса административного судопроизводства Украины все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных этим Кодексом, рассматриваются и решаются судьей единолично.

Частью первой статьи 24 этого Кодекса определено, что административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездействие Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей.

Департамент государственной исполнительной службы не относится к субъектам властных полномочий, определенных в указанной норме, а является структурным подразделением Министерства юстиции Украины, в связи с чем административные дела по поводу его решений, действий или бездействия в суде первой инстанции должны рассматриваться и решаться судом единолично.

2. Относится ли к компетенции административных судов рассмотрение дел по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы, принятых (совершенных) во время принудительного исполнения исполнительных надписей нотариуса?

Согласно содержанию части первой статьи 181 Кодекса административного судопроизводства Украины участники исполнительного производства (кроме государственного исполнителя) и лица, привлекаемые к проведению исполнительных действий, имеют право обратиться в административный суд с исковым заявлением, если считают, что решением, действием или бездействием государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы нарушены их права, свободы или интересы, а также если законом не установлен иной порядок судебного обжалования решений, действий или бездействия таких лиц.

Поскольку действующим законодательством не установлен порядок обжалования решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы, принятых (совершенных) во время принудительного исполнения исполнительных надписей нотариуса, то такие дела относятся к юрисдикции административных судов.

3. Какому суду территориально подсудны дела по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы по искам органов государственной власти или местного самоуправления?

В соответствии с частью второй статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Украины административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, касающихся интересов конкретного лица, решаются административными судами по месту проживания (пребывания, нахождения) истца.

Указанная норма подлежит применению при определении подсудности дел по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы независимо от статуса истца — физического или юридического лица.

Кроме того, в решении соответствующего вопроса следует учитывать положения пунктов 3, 4 постановления Пленума Высшего административного суда Украины от 6 марта 2008 года № 2 «О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины при рассмотрении административных дел».

4. В каких случаях компетенция административных судов распространяется на дела по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы по исполнению решений общего суда?

В соответствии со статьей 383 Гражданского процессуального кодекса Украины 2004 года, вступившего в силу с 1 сентября 2005 года, участники исполнительного производства и лица, привлекаемые к проведению исполнительных действий, имеют право обратиться в суд с жалобой, если считают, что решением, действием или бездействием государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы при исполнении судебного решения, принятого в соответствии с этим Кодексом, нарушены их права или свободы.

Из содержания этой процессуальной нормы следует, что в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются жалобы на решения, действия или бездействие органов государственной исполнительной службы при исполнении судебного решения, принятого после 1 сентября 2005 года, по правилам Гражданского процессуального кодекса Украины 2004 года.

Что же касается жалоб на решения, действия и бездействие органов государственной исполнительной службы при исполнении судебных решений, принятых в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины 1963 года, то такие жалобы должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Также делами административной юрисдикции являются дела по искам лиц, которые не являются участниками исполнительного производства и не являются лицами, привлекаемыми к проведению исполнительных действий, об обжаловании решений, действий или бездействия органа государственной исполнительной службы, которыми нарушены их права или свободы.

5. В каких случаях компетенция административных судов распространяется на дела по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы по исполнению решений хозяйственного суда?

В соответствии со статьей 1212 Хозяйственного процессуального кодекса Украины жалобы на действия или бездействие органов государственной исполнительной службы по исполнению решений, постановлений, определений хозяйственных судов могут быть поданы взыскателем, должником или прокурором в течение десяти дней со дня совершения обжалуемого действия, или со дня, когда указанным лицам стало о нем известно, или со дня, когда действие должно было быть совершено.

Таким образом, в порядке хозяйственного судопроизводства действия или бездействие государственного исполнителя могут быть обжалованы только взыскателем, должником или прокурором и только при исполнении решений по хозяйственным делам.

Исковые заявления по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы, принятых (совершенных) при исполнении решений по хозяйственным делам, поданные лицами, которые указанной нормой не определены как субъекты обжалования, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

6. Должен ли государственный исполнитель применять меры принудительного исполнения исполнительного документа в случае несвоевременного получения должником постановления об открытии исполнительного производства?

В соответствии с преамбулой Закона Украины «Об исполнительном производстве» указанный Закон определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), которые согласно закону подлежат принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке. Частями первой и второй статьи 30 Закона Украины «Об исполнительном производстве» установлено, что государственный исполнитель, начиная исполнять решение, должен убедиться, получена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства и осуществлены ли им действия, направленные на добровольное исполнение решения в установленный постановлением срок в соответствии со статьей 24 этого Закона.

Если копия постановления об открытии исполнительного производства получена должником несвоевременно, в результате чего должник был лишен возможности добровольно исполнить решение в установленный государственным исполнителем срок, по письменному заявлению должника при подтверждении факта несвоевременного получения указанного постановления государственный исполнитель откладывает производство исполнительных действий в порядке, установленном статьей 32 этого Закона, и возобновляет должнику срок для добровольного исполнения решения.

Таким образом, государственный исполнитель, начиная принудительное исполнение решения, обязательно должен убедиться:

во-первых, получена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства;

во-вторых, осуществлены ли им действия, направленные на его добровольное исполнение.

Следовательно, обязанность государственного исполнителя выяснить обстоятельство получения копии постановления об открытии исполнительного производства предшествует совершению любых действий по принудительному исполнению решения.

Законодательно установленная процедура возобновления срока добровольного исполнения решения не предоставляет государственному исполнителю право применять меры принудительного исполнения решения в случае несвоевременного получения должником постановления об открытии исполнительного производства.

 

Председатель суда А. Пасенюк



комментарий редакции

Обжалование действий госисполнителя в суде: процедурные нюансы

Большая часть комментируемого письма посвящена вопросу о том,

в каком из судов — административном, хозяйственном либо общем — следует обжаловать действия, бездействие или решения государственного исполнителя.

Этот вопрос уже долгое время не может получить однозначного ответа, на что мы обращали внимание (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 40, с. 43).

В соответствии со ст. 85 Закона об исполнительном производстве такая

жалоба подается в суд, выдавший исполнительный документ. В то же время спор, возникший в связи с исполнением госисполнителем предусмотренных законодательством обязанностей, по своим признакам подпадает под характеристику административных споров. Кроме того, ст. 181 Кодекса административного судопроизводства Украины предусматривает особенности рассмотрения админсудами дел по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы.

Высший админсуд однажды уже пытался внести ясность в вопрос о подведомственности дел с участием государственных исполнителей. Так, в Обзорном письме от 09.01.2008 г. № 7/9/1/13-08 «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)» была высказана точка зрения, согласно которой

жаловаться нужно в тот же суд, который выдал исполнительный документ. Такой же позиции придерживается и Президиум Высшего хозяйственного суда (п. 23 Рекомендаций от 27.06.2007 г. № 04-5/120 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам») и Президиум Верховного Суда Украины (см. постановление от 03.04.2009 г. № 7 «О состоянии осуществления судопроизводства административными судами»).

В комментируемом письме ВАСУ, оставаясь в рамках высказанной ранее позиции, уточнил лишь некоторые процедурные моменты, в частности:

— жалобы на действия госисполнителя, совершенные в ходе принудительного исполнения исполнительной надписи нотариуса, рассматриваются административным судом;

— действия госисполнителя, совершенные при исполнении решения общего суда, которое принято до 01.09.2005 г., обжалуются в этом же общем суде; если решение суда принято после этой даты, то жалобу на госисполнителя следует подавать в админсуд;

— если действиями госисполнителя нарушены права и интересы лица, которое не является участником исполнительного производства, такое лицо может обратиться в админсуд;

— действия госисполнителя, совершенные в рамках исполнения решения хозяйственного суда, сторонами дела либо прокурором могут быть обжалованы в этом же хозяйственном суде, другими лицами — в административном.

Обращаем также внимание еще на один важный момент. Из п. 6 комментируемого письма следует, что любые

действия госисполнителя, направленные на принудительное исполнение судебного решения, могут быть признаны неправомерными, если будет установлено, что срок на добровольное исполнение судебного решения начал истекать раньше, чем должник получил постановление об открытии исполнительного производства..

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше