Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

Редакция НиБУ
Постановление от 26.08.2009 г. № 982

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

Постановление от 26 августа 2009 г. № 982

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при принятии решений о размещении малых архитектурных форм учитывать утвержденный настоящим постановлением Порядок.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 августа 2009 г. № 982

Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

 

Общая часть

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями законодательства с целью учета органами местного самоуправления при принятии решений о размещении малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности (далее — решение).

Действие настоящего Порядка не распространяется на малые архитектурные формы, размещаемые на землях дорожного хозяйства, в том числе в пределах полосы отведения, вдоль автомобильных дорог общего пользования. Размещение указанных архитектурных форм осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах» и Земельным кодексом Украины.

2. В этом Порядке приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

1)

паспорт привязки малой архитектурной формы, состоящий из следующих документов:

схемы привязки малой архитектурной формы;

чертежа узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовых материалов с требованиями по эстетическому виду и инженерному обеспечению малой архитектурной формы;

2)

паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм, состоящий из следующих документов:

схемы привязки малой архитектурной формы;

чертежа узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовых материалов с требованиями по эстетическому виду и инженерному обеспечению малой архитектурной формы с привязкой к местности всей группы сооружений и каждой из них отдельно;

3)

передвижная малая архитектурная форма — торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности;

4)

стационарная малая архитектурная форма — временное одноэтажное сооружение социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности высотой не выше 4 метров, которое имеет по наружному контуру площадь около 30 кв. метров, изготавливается из облегченных конструкций и устанавливается временно без закладки фундамента;

5)

схема привязки малой архитектурной формы — графические материалы, выполненные на топографо-геодезической основе масштабом 1:500 с привязкой малой архитектурной формы к местности.

 

Порядок размещения малых архитектурных форм

3.

Размещение малой архитектурной формы осуществляется на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета, а для собственников земельных участков — на основании решения исполнительного комитета соответствующего местного совета.

Самовольное

размещение малых архитектурных форм запрещается .

4. Сельский, поселковый, городской совет не принимает отдельного решения по размещению:

рядом со стационарной малой архитектурной формой витрин, холодильного и другого оборудования (за исключением столов и стульев) в случае наличия соответствующего решения по размещению такой архитектурной формы. Общая площадь указанного оборудования не может превышать 25 процентов площади малой архитектурной формы. Витрины, холодильное и другое оборудование размещаются с соблюдением предусмотренных законодательством норм и правил в пределах земельного участка, который предоставлен для размещения малой архитектурной формы в собственность, пользование (аренду) или используется на основании договора личного срочного сервитута, заключенного субъектом хозяйствования непосредственно с соответствующим сельским, поселковым, городским советом;

в специально отведенных местах во время проведения ярмарок, праздничных мероприятий сроком до одной недели передвижных малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения в установленном соответствующим сельским, поселковым, городским советом порядке.

5. Субъект хозяйствования подает в соответствующий сельский, поселковый, городской совет

заявление согласно приложению 1 к настоящему Порядку, в котором указываются желаемое место и срок размещения малой архитектурной формы, ее назначение и общее описание.

К заявлению прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

копия государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды (при наличии).

Если малая архитектурная форма размещается свыше трех лет на земельном участке коммунальной или государственной формы собственности, срок действия договора аренды которого истек, однако арендная плата за землю вносилась своевременно и в полном объеме, к заявлению дополнительно прилагаются:

копия договора аренды земельного участка, срок действия которого истек;

справка ГНА об отсутствии задолженности по арендной плате за землю за период действия договора аренды;

схема привязки малой архитектурной формы.

Подача указанных документов дает возможность продлить право на размещение малой архитектурной формы в порядке, определенном пунктом 10 настоящего Порядка.

Требовать подачи

других документов запрещается.

6. Прием документов для размещения малой архитектурной формы, их оформление и рассмотрение, а также оформление договора сервитута осуществляются

бесплатно. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования уплаты благотворительных взносов и других платежей.

7. Сельский, поселковый, городской совет регистрирует поданное заявление о размещении малой архитектурной формы и в

месячный срок принимает решение о предварительном согласовании месторасположения малой архитектурной формы и уполномачивает исполнительный орган или должностное лицо сельского, поселкового, городского совета (далее — уполномоченный представитель) передать субъекту хозяйствования перечень документов, которые необходимо подать для принятия решения по размещению малой архитектурной формы и/или заключения договора личного срочного сервитута.

Запрещается делегирование

указанных полномочий коммунальным и частным предприятиям.

8. Документы согласно перечню, указанному в пункте 7 настоящего Порядка, выдаются субъекту хозяйствования в течение

двух недель со дня регистрации заявления уполномоченным разрешительным органом с соблюдением Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 г. № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» (Официальный вестник Украины, 2009, № 40, ст. 1350).

9. Уполномоченный представитель на основании поданных субъектом хозяйствования документов готовит проект решения по размещению малой архитектурной формы и/или заключению договора личного срочного сервитута.

10. Сельский, поселковый, городской совет

в течение месяца после регистрации документов принимает решение по размещению малой архитектурной формы и/или заключению договора личного срочного сервитута.

Если решение по размещению малой архитектурной формы

не принято в течение месяца после подачи субъектом хозяйствования определенных уполномоченным представителем документов, считается, что размещение малой архитектурной формы разрешается по принципу «молчаливого согласия».

11. После принятия сельским, поселковым, городским советом решения по размещению малой архитектурной формы уполномоченный представитель возвращает в недельный срок субъекту хозяйствования поданные ранее схему привязки передвижной малой архитектурной формы или паспорт привязки стационарной малой архитектурной формы, или паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм с паспортами привязки каждой отдельной малой архитектурной формы.

12. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком либо договора аренды такого земельного участка сельский, поселковый, городской совет заключает с таким субъектом хозяйствования в десятидневный срок со дня принятия предусмотренного пунктом 10 настоящего Порядка решения

договор личного срочного сервитута в порядке, определенном законодательством.

13. Срок размещения малой архитектурной формы

не может превышать срока действия договора аренды земельного участка или договора личного срочного сервитута. Для стационарной малой архитектурной формы указанный срок составляет более трех лет.

14. Условия договора личного срочного сервитута определяются сельским, поселковым, городским советом. Размер платы по такому договору не может превышать

размера арендной платы для данного земельного участка.

15. После размещения стационарной малой архитектурной формы субъект хозяйствования подает уполномоченному представителю

заявление-декларацию по форме согласно приложению 2 с указанием информации о выполнении требований размещения малой архитектурной формы.

16. На основании заявления-декларации уполномоченный представитель регистрирует стационарную малую архитектурную форму.

 

Отдельные положения

17. Во время эксплуатации малой архитектурной формы необходимо соблюдать требования по обеспечению технологической безопасности и благоустройству прилегающей территории.

18. Если малая архитектурная форма препятствует проведению реконструкции или ремонта инженерных сетей улицы, дороги, домов и сооружений, малая архитектурная форма

переносится на определенный период в другое место без прекращения решения о ее размещении.

Уполномоченный представитель направляет не позднее чем за две недели до запланированного переноса малой архитектурной формы уведомление с определением ее нового места и срока размещения на период проведения реконструкции или ремонта. Такое уведомление является основанием для переноса субъектом хозяйствования малой архитектурной формы на период проведения реконструкции или ремонта.

Перенос

малой архитектурной формы возможен также в случае внесения изменений в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, изменений в расположении инженерных сетей, домов и сооружений, которые делают невозможным расположение малой архитектурной формы в определенном месте. Новое место расположения малой архитектурной формы определяется сельским, поселковым, городским советом, принявшим решение по размещению малой архитектурной формы по согласованию с субъектом хозяйствования.

19.

Снос установленных согласно законодательству малых архитектурных форм без согласования с субъектом хозяйствования, использующим ее для осуществления предпринимательской деятельности, осуществляется исключительно по решению суда.

20. Срок разработки малой архитектурной формы может быть продлен без разработки новой схемы привязки, паспорта привязки малой архитектурной формы или паспорта размещения группы малых архитектурных форм по инициативе субъекта хозяйствования, а также в случае, когда право собственности или право пользования земельным участком удостоверено государственным актом или продлено действие договора аренды земельного участка, договора личного срочного сервитута, при условии, что не внесены изменения в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, а также не произошли изменения в расположении инженерных сетей, домов и сооружений.

21.

В случае изменения собственника малой архитектурной формы соответствующий сельский, поселковый, городской совет вносит изменения в решение по размещению малой архитектурной формы, а уполномоченный представитель вносит информацию о новом собственнике в схему привязки или паспорт привязки малой архитектурной формы, или схему размещения группы малых архитектурных форм и паспорт привязки соответствующей отдельной малой архитектурной формы.

22. В случае разработки перспективной схемы размещения малой архитектурной формы на территории населенного пункта сельский, поселковый, городской совет после проведения общественного обсуждения и согласования соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями может рекомендовать субъектам хозяйствования разместить малую архитектурную форму по процедуре, определенной настоящим Порядком.

 

 

img 1

 

img 2

 



комментарий редакции

Одинаковый для всех порядок размещения киосков и ларьков

Цель комментируемого нормативного акта — дать местным советам общий ориентир для разработки порядков размещения малых архитектурных форм (далее — МАФ) в своем населенном пункте.

Сегодня варианты урегулирования этого вопроса на местах отличаются друг от друга ввиду отсутствия каких-либо законодательных нормативов, в пределах которых могли бы действовать органы местного самоуправления. Определенное время роль некоего ориентира выполняли Типовые правила размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденные приказом Госстроя от 13.10.2000 г. № 227. Позже они были заменены на Методические рекомендации по установлению порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденные приказом Минстроя от 04.09.2006 г. № 296.

Названные документы, как и комментируемый Порядок, были предназначены для использования местными советами и их исполнительными органами при установлении порядка получения разрешения и решения вопросов о размещении МАФ. Методрекомендации также прекратили свое действие в связи с их отменой приказом Минрегионстроя от 09.04.2008 г. № 152.

С учетом изложенного предложенный Кабмином Порядок размещения МАФ представляет особый интерес. Обратим внимание на его основные положения.

1. Комментируемый Порядок носит

рекомендательный характер, о чем прямо сказано в п. 2 приказа, которым он утвержден, и в п. 1 самого Порядка. Такие действия Кабмина объясняются достаточно просто: установление обязательных к исполнению требований в части благоустройства населенных пунктов является исключительной компетенцией органов местного самоуправления и не входит в сферу полномочий правительства. В связи с этим возникает вопрос о статусе комментируемого документа. Означает ли его рекомендательный характер реальную возможность для местных советов не последовать изложенным правительством «рекомендациям» и может ли несоответствие им действующих на местах правил стать основанием для обжалования действий органов местного самоуправления? На наш взгляд, ответ на первую часть вопроса лежит не столько в правовой, сколько в политической плоскости, поэтому ответ, базирующийся исключительно на юридических аргументах, в любом случае не будет в полной мере отражать реальную ситуацию. Впрочем, в случае несоответствия местных порядков размещения МАФ утвержденному Кабмином документу можно попытаться оспорить их на этом основании.

2.

Комментируемый Порядок не распространяется на МАФ, размещаемые на землях дорожного хозяйства. В этой части следует обращаться к Порядку выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, а также согласий и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденному приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414. Под объектами сервиса в нем, в частности, понимаются пункты торговли и питания, малые архитектурные формы.

3. Понятия передвижной и стационарной малых архитектурных форм заимствованы с незначительной доработкой из Методрекомендаций. Правда, если раньше в качестве определяющего признака, позволяющего отличить передвижные МАФ, называлось отсутствие в них закрытого помещения для пребывания людей, то теперь этот признак прямо не выделен, хотя и следует из общей характеристики передвижных МАФ.

Предложенный Кабмином Порядок разрешает давний спор о возможности размещения возле МАФ витрин, холодильного и другого оборудования, допуская такое размещение без получения дополнительного разрешения местного совета при условии, что указанное оборудование занимает не более 25 процентов площади МАФ.

4.

Изменения произошли в предусмотренном порядке получения разрешения на размещение МАФ, в частности:

— установлена упрощенная процедура согласования размещения МАФ для собственников земельных участков, на которых планируется размещение МАФ, — в этом случае не нужно решение сессии местного совета, достаточно соответствующего решения исполкома;

— в целом порядок согласования сводится к подаче заявления с приложением необходимых документов (как и раньше, это выписка из единого реестра юридических лиц и физлиц-предприниматей и документ, подтверждающий право пользования землей). В то же время, на наш взгляд, идея нормы, согласно которой требовать дополнительные к указанным документам запрещено, нивелируется п. 7 и п. 8 Порядка размещения МАФ, согласно которым после подачи этих документов местный совет предварительно согласовывает место размещения МАФ, после чего субъекту хозяйствования выдается новый список необходимых для подачи документов (даже ориентировочный их перечень в Порядке не приведен, что значительно расширяет возможности местных советов в этом вопросе). Речь, видимо, в первую очередь идет о паспорте привязки;

— на основании поданных документов выносится решение о размещении МАФ. С момента подачи всех требуемых документов и до вынесения соответствующего решения должно пройти

не более месяца.

Важная гарантия, которой раньше не было: если решение в течение установленного срока не принимается, такое «молчание» местного совета расценивается как согласие на размещение МАФ в месте, которое было предварительно согласовано.

Особое внимание следует также обратить на возможность размещения МАФ на земельном участке, на который у субъекта хозяйствования нет ни права собственности, ни права пользования. В этом случае согласование проходит по той же процедуре с включением в нее лишь одной дополнительной стадии — заключения договора сервитута, по которому права субъекта хозяйствования в отношении земельного участка ограничены исключительно возможностью размещать МАФ на определенном земельном участке.

К слову, тот факт, что согласование размещения МАФ отнесено к компетенции местного совета, не дает последнему права полностью отказываться от размещения МАФ в населенном пункте (см. определение Киевского апелляционного суда от 28.01.2009 г. по делу № 22-а-8537/08).

5. Как и раньше, в оговоренных случаях местный совет может инициировать перенос малой архитектурной формы. Но теперь оговорен минимальный срок

предварительного уведомления о предстоящем переносе МАФ: предупредить субъекта хозяйствования об этом местный совет должен как минимум за 14 дней до переноса.

Снос МАФ возможен только по решению суда

.

6. Отдельно оговорено, что изменение собственника МАФ является основанием для внесения соответствующих изменений в решение о согласовании размещения МАФ. Это освобождает нового собственника МАФ от необходимости прохождения процедуры согласования заново.

Хотим еще раз подчеркнуть:

данный Порядок не имеет прямого действия, т. е. не подлежит самостоятельному применению. Он может заработать, только будучи воспринятым местными органами власти при разработке соответствующих местных порядков.

Несмотря на принятие комментируемого документа, многолетняя дискуссия о законности самого требования о получении разрешения на размещение МАФ не исчерпана. Противники признания за местными властями соответствующих полномочий ссылаются на Закон Украины «О разрешительной системе», согласно которому исключительно законами Украины должны устанавливаться: необходимость получения документа разрешительного характера; разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; платность либо бесплатность выдачи такого документа; срок принятия решения о выдаче либо отказ в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; возможность получения субъектом хозяйствования права на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности по декларативному принципу.

Однако на практике в вопросе МАФ данная статья оказалась мертвой, о чем, в частности, свидетельствует позиция высших судебных инстанций в спорах о демонтаже самовольно размещенных киосков, ларьков и павильонов (см. определение ВАСУ от 29.01.2009 г. по делу № к-18890/07, постановление ВХСУ от 12.02.2009 г. № 3/60).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше