Темы статей
Выбрать темы

«Старые» НН снова законны (по мотивам распоряжения КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р)

Редакция НиБУ
Статья

«Старые» НН снова законны
(по мотивам распоряжения КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р)

 

Итак, то, чего все с таким нетерпением ожидали, — свершилось: незаконные НДС-распоряжения Кабмина наконец-то отменены и все потихоньку возвращается в прежнее русло. Правда, без новшеств все же не обошлось. О том, что из всего этого получилось и как теперь быть налогоплательщикам, мы сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 706

— Указ Президента Украины «О приостановлении действия пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 года № 757-р и распоряжения Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 года № 838-р» от 04.09.2009 г. № 706/2009.

Письмо № 20400

— письмо ГНАУ «Об отражении в налоговой отчетности опоздавших налоговых накладных» от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

Распоряжение № 1120-р

— распоряжение КМУ «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость» от 09.09.2009 г. № 1120-р.

Распоряжение № 757-р

— распоряжение КМУ «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» от 01.07.2009 г. № 757-р.

Распоряжение № 838-р

— распоряжение КМУ «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» от 17.07.2009 г. № 838-р.

 

«Спасительное» распоряжение № 1120-р

Коварная ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг НДС, разрешилась следующим образом. Не дожидаясь вердикта Конституционного Суда по поводу вышедшего (вместе с

Указом № 706) «НДСного» Конституционного представления Президента Украины от 04.09.2009 г., Кабмин взял инициативу в свои руки и собственноручно отменил свои прежние документы. В результате появившимся в связи с этим распоряжением № 1120-р (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 78) были признаны утратившими силу:

распоряжение № 838-р;

— п. 2 распоряжения № 757-р.

Тем самым недавно введенные

незаконные требования об отражении налогового кредита в периоде возникновения налоговых обязательств поставщика, возможности отражения налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным (НН) не старше 2-месячной давности, а также новоявленные основания внеплановых проверок и аннулирования НДС-регистрации были отменены.

Правда, при этом долгожданное

распоряжение КМУ № 1120-р, датированное еще 9 сентября 2009 года (и вступившее в силу именно с этой даты — ч. 2 ст. 55 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI, на что также обращалось внимание и в письме № 20400), оказалось выставленным на всеобщее обозрение почти 2 недели спустя и появилось на сайте КМУ лишь к вечеру 21 сентября. А потому неудивительно, что воспользоваться им, сдавая декларацию за август 2009 г., налогоплательщики попросту не успели. Тем не менее посмотрим, как это можно будет сделать в дальнейшем. При этом заметим, что распоряжение № 1120-р было направлено в налоговые органы вместе с сопроводительным письмом ГНАУ от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 79, далее — письмо № 20400), которое несколько поясняло и снова, увы, ужесточало ситуацию, а также отзывало прежние вышедшие в свое время нехорошие НДС-письма налоговиков от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 и от 04.08.2009 г. № 16521/7/16-1517.

 

Как быть со старыми НН?

В результате теперь конечно же возникает вопрос: а что делать со старыми НН? Можно ли их будет учесть при формировании налогового кредита (НК)?

Сразу отметим:

отражать по ним налоговый кредит можно. Правда, теперь предлагается это делать с учетом некоторых особенностей.

Так, о судьбе запоздавших (в том числе старых) налоговых накладных говорится в

п. 2 распоряжения № 1120-р, согласно которому:

во-первых, по запоздавшим налоговым накладным (в том числе старым запоздавшим НН, полученным в предыдущих налоговых периодах, но отложенным налогоплательщиками и так и не попавшим в налоговый кредит по вине былых кабминовских распоряжений или по просьбам самих проверяющих), налогоплательщик теперь вправе самостоятельно отразить налоговый кредит, внеся сведения о них в реестр полученных и выданных налоговых накладных, а также налоговую отчетность (конечно, с учетом отведенного 3-летнего срока давности, установленного Законом № 2181). Тем самым, очевидно, подразумевается, что, получив наконец-то (после распоряжения № 1120-р) законное право на налоговый кредит, налогоплательщик теперь может отразить такие запоздавшие НН в реестре в обычном порядке, после чего они могут быть также учтены в составе налогового кредита при составлении декларации;

во-вторых, при этом (внимание!) отражать в налоговой отчетности запоздавшие НН (причем, судя по всему, любые запоздавшие НН — как старые, так и «будущие») отныне следует по правилам п. 4.4. Порядка № 166, т. е. в порядке, установленном для исправления ошибок. А значит, в строку 10.1 декларации (как это происходило в прежние времена и на что тогда указывали сами же налоговики) отныне запоздавшие НН попасть не могут (подробнее на этом моменте мы также остановимся далее, хотя при этом не можем не заметить, что правильнее было бы, на наш взгляд, полученные запоздавшие НН в месяце получения все же включать в строку 10.1);

в-третьих, туманным выглядят нормы абзаца второго п. 2 распоряжения № 1120-р, угрожающие возможностью проведения внеплановой проверки в случае отражения налогового кредита по запоздалой НН с нарушением норм п.п. 7.5.1 Закона об НДС. Очевидно, на прицел хотели взять ситуацию с умышленным припрятыванием полученных НН и запоздалым отражением по ним налогового кредита, что, по мнению КМУ, и должно грозить внеплановым визитом проверяющих. В то же время не можем не заметить, что случай несвоевременного включения в налоговый кредит запоздавшей НН может произойти и с добросовестными налогоплательщиками по причине банальной ошибки! Выходит, такое самоисправление также может обернуться проверкой. В любом случае среди причин проведения внеплановых проверочных мероприятий в Законе № 509 такого основания не найти, а потому оно является незаконным.

Примечательно также, что при этом еще одно

дополнительное условие для отражения налогового кредита по запоздавшим НН (которого нет в распоряжении № 1120-р) выдвинула ГНАУ в письме № 20400. Как указывалось в этом письме, налогоплательщики имеют право отражать налоговый кредит по запоздавшим налоговым накладным (фактическое получение которых состоялось в налоговых периодах, следующих за периодом их выписки) при условии документального подтверждения такой задержки в их получении. Тем самым, выдвигая подобные требования, налоговики снова хотят незаконно существенно сузить налоговокредитные возможности налогоплательщиков, по сути, вновь пытаясь лишить их при этом права на налоговый кредит по запоздавшим НН. Причем, повторимся, требования о документальном подтверждении «запоздания» в самом распоряжении № 1120-р нет, а появилось оно (не понятно откуда) именно в письме № 20400. Ввиду того что больше ничего на этот счет в письме не пояснялось, осторожные налогоплательщики, конечно, могут задуматься, а что же может выступать таким документальным подтверждением: например, регистрация в журнале входящей корреспонденции, запись в реестре полученных и выданных налоговых накладных*? Либо, предположим, дополнительная подстраховка телефонограммами, письмами с просьбой о предоставлении НН, штамп почтовой службы, если НН отсылалась по почте, и прочими документами? Но все это уже имеет мало общего с требованиями законодательства. Ведь что интересно, никаких подобных документальных подтверждений задержки НН опять же ни распоряжение № 1120-р, ни сам Закон об НДС при этом не предусматривают. По законодательству для отражения НК достаточно одного документа — самой налоговой накладной (п.п. 7.2.6 Закона об НДС). А значит, выдвигаемые налоговиками дополнительные «документальные» требования подтверждения «запоздания» вновь являются надуманными, и с ними налогоплательщикам опять придется бороться.

*Кстати, в данном случае хотим обратить внимание на постановление окружного административного суда АР Крым от 25.08.2009 г. № 2а-7791/09/7/0170, которое может быть полезным по той причине, что суд в ходе рассмотрения дела, связанного с декларированием налогового кредита налогоплательщиком, отмечал, что

факт получения НН подтверждается соответствующими записями в реестре полученных и выданных налоговых накладных. А значит, получается, что внесение таких записей в реестр и подтверждает собственно само получение НН, а потому говорить при этом о каком-либо их запаздывании вообще неуместно.

Итак,

подытожим, как теперь ситуацию с запоздавшими НН видит ГНАУ:

— отражать НК по запоздавшим НН можно (без оглядки на 2-месячный период, но в рамках срока согласно

Закону № 2181);

— делать это предстоит в порядке исправления ошибок;

— при этом нужно иметь документальное подтверждение задержки в получении запоздавших НН;

— несвоевременное включение запоздавшей НН в налоговый кредит (в периодах, следующих за периодом ее получения) грозит внеплановой проверкой.

И все же два последних условия, как мы уже отмечали, являются незаконными и с ними мы согласиться не можем. Тем не менее очевидно одно: отражать НК по запоздавшим НН можно, но до полного спокойствия пока еще далеко.

 

Отражаем (восстанавливаем) налоговый кредит

В итоге, имея на сегодняшний день на руках до сих пор так и не поучаствовавшие в НК запоздавшие налоговые накладные, налогоплательщики могут поправить ситуацию и задекларировать по ним налоговый кредит в порядке исправления ошибок. А значит, для восстановления налогового кредита у налогоплательщика есть

2 пути:

— в текущей декларации — включив при этом запоздавшие НН в «ошибочную» строку 16 (по строке 16.1) и соответственно расшифровав такие суммы в приложении 1 к декларации (помня при этом, что в текущей декларации могут быть исправлены ошибки только одной ранее поданной декларации, т. е. ошибки одного периода,

п. 4.4 Порядка № 166);

— через уточняющий расчет (УР) — подав уточняющие расчеты к тем прошлым налоговым периодам, в которых запоздавшие НН были получены и в которых, следовательно, у налогоплательщика и возникало право на НК.

Какой из вариантов при этом выбрать? Cпешить ли сейчас с подачей уточняющих расчетов или дождаться cоставления сентябрьской декларации?

Конечно, выбор удобного варианта остается за налогоплательщиками. Однако поскольку в данном случае речь идет о доначислении налогового кредита и, следовательно, о декларировании налогоплательщиком переплаты налога (что в отличие от доначисления налоговых обязательств — нештрафоопасно), то по большому счету, полагаем, особо торопиться с самоуточнением через УР не стоит. Более того, в отдельных случаях подача УР может оказаться даже менее выгодной налогоплательщику, так как будет иметь отложенный эффект формирования НК (так,

если, к примеру, доначисляя налоговый кредит, в УР при этом окажется заполненной строка 8.5, данные которой, как известно, по лицевому счету не проводятся, а переносятся в строку 23.4 аж следующей декларации (т. е., к примеру, в случае подачи УР в сентябре попадут в декларацию за октябрь), в то время как, предположим, исправление такой ошибки в текущей декларации через строку 16.1 дало бы возможность учесть такую сумму НК уже при уменьшении текущих налоговых обязательств, т. е. уже текущего (а не следующего) налогового периода, — соответственно сентября, а не октября). С другой стороны, вариант с УР может оказаться полезным в случае известного непринятия на местах деклараций с минусами или же когда на руках имеются запоздавшие НН, полученные в разных периодах. Так что, пожалуй, в каждом конкретном случае стоит подходить к этому вопросу взвешенно. Мы же еще раз повторим, что налоговому кредиту по запоздавшим (в том числе старым) НН было возвращено законное право на жизнь, а значит, налогоплательщик имеет свое законное право отразить его удобным для себя способом.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше