О подготовке к введению Общего реестра налоговых накладных
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 06.10.2009 г. № 21839/7/16-1517
Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что Кабинетом Министров Украины распоряжением от 23.09.2009 г. № 1178-р «Вопросы общего реестра налоговых накладных» принято решение о введении процедуры регистрации налоговых накладных, выдаваемых плательщиками налога — поставщиками товаров (услуг).
Регистрация налоговых накладных будет осуществляться в Общем реестре налоговых накладных (далее — Реестр), порядок ведения которого будет установлен Государственной налоговой администрацией Украины.
С целью отработки процедур регистрации налоговых накладных и упорядочения процедуры ведения Реестра введение такой регистрации предусматривается осуществлять в три этапа:
I этап — с
1 ноября 2009 года будет вводиться регистрация налоговых накладных с суммой налога на добавленную стоимость, указанной в одной налоговой накладной, свыше 1 млн грн.;II этап — с
1 января 2010 года будет вводиться регистрация налоговых накладных с суммой налога на добавленную стоимость, указанной в одной налоговой накладной, свыше 500 тыс. грн.;III этап — с
1 апреля 2010 года будет вводиться регистрация налоговых накладных с суммой налога на добавленную стоимость, указанной в одной налоговой накладной, свыше 100 тыс. грн.Процедура регистрации предусматривает, что сведения из налоговой накладной заносятся в Реестр, и
после внесения информации о такой налоговой накладной в Реестр налоговая накладная предоставляется покупателю товаров (услуг). При этом плательщик налога — покупатель будет иметь возможность сопоставить информацию в полученной им налоговой накладной с данными Реестра.Нарушение поставщиком
товаров (услуг) порядка регистрации налоговых накладных предоставит органам налоговой службы право на проведение проверки достоверности сумм налоговых обязательств, определенных плательщиком налога — поставщиком товаров (услуг), и соответственно принимать решения о подтверждении или неподтверждении права плательщика налога — покупателя на включение сумм налога на добавленную стоимость по таким налоговым накладным в состав налогового кредита.Информируя об изложенном, Государственная налоговая администрация Украины обязывает органы налоговой службы всех уровней в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями:
— сформировать списки плательщиков налогов, на которых потенциально будет распространяться процедура регистрации налоговых накладных <...>;
— провести подготовительную работу по указанному вопросу среди таких плательщиков налогов в части внесения в Реестр информации, получения необходимого программного обеспечения;
— провести разъяснительную работу о целесообразности и удобстве подачи такими плательщиками налоговой отчетности в электронном виде.
Дополнительно Государственная налоговая администрация Украины сообщает о разработанном
Порядке подачи налоговых накладных для регистрации в Общем реестре налоговых накладных в электронном виде средствами телекоммуникационной связи (далее — Порядок), который приводится в приложении. Этот Порядок необходимо довести до сведения плательщиков налогов и проинформировать их о следующем:— в связи с введением обязательной подачи указанных выше налоговых накладных в электронном виде плательщики налогов, которые впервые отчитываются в электронном виде, должны получить средства электронной цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации ключей, перечень которых размещен на веб-сайте ГНА Украины, и передать усиленные сертификаты ЭЦП по месту своей регистрации;
— в случае подачи в электронном виде только налоговой накладной Договор о признании электронных документов заключать с органами ГНС не нужно.
Приложение: Порядок подачи налоговых накладных для регистрации в Общем реестре налоговых накладных в электронном виде средствами телекоммуникационной связи на 3-х листах.
Заместитель председателя С. Чекашкин
Порядок подачи налоговых накладных для регистрации в общем реестре налоговых накладных в электронном виде средствами телекоммуникационной связи
Настоящий Порядок определяет общие принципы организации регистрации налоговых накладных плательщиков налога на добавленную стоимость — продавцов товаров (работ, услуг) в Общем реестре налоговых накладных (далее — Общий реестр) при подаче ими налоговых накладных в органы государственной налоговой службы Украины (центр обработки электронных отчетов) в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Настоящий Порядок распространяется на центр обработки электронных отчетов Государственной налоговой администрации Украины (далее — ЦОЭО ГНА Украины) и плательщиков налога на добавленную стоимость, определенных пунктом 4 настоящего Положения.
При подаче и получении налоговых накладных в электронной форме телекоммуникационными каналами связи плательщик налогов и ЦОЭО ГНА Украины должны соблюдать следующий порядок:
1.
Плательщик налогов — продавец:1.1 плательщик налогов — продавец создает
налоговую накладную в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с помощью специализированного программного обеспечения.После подготовки плательщиком налогов — продавцом налоговой накладной в электронном виде на нее налагаются ЭЦП должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя, третьей — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.
При отсутствии у плательщика налогов — продавца должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налогов налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.
Плательщиком налогов — продавцом — физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);
1.2. после наложения ЭЦП плательщик налогов — продавец осуществляет шифровку налоговой накладной в электронном виде и направляет ее в ЦОЭО ГНА Украины по телекоммуникационным каналам связи. Второй экземпляр налоговой накладной в электронном виде хранится у плательщика налогов;
1.3. после получения от плательщика налогов — продавца налоговой накладной в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины проводят ее расшифровку, проверку ЭЦП, проверку соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту) и вносят ее в Общий реестр;
1.4. подтверждением плательщику налогов — продавцу приема его налоговой накладной в Общий реестр является квитанция в электронном виде в текстовом формате, в которой определяются реквизиты принятой налоговой накладной в электронной форме, соответствие налоговой накладной в электронной форме утвержденному формату (стандарту) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о плательщике налогов, дата и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который подается налоговая отчетность, и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию налагается ЭЦП ЦОЭО ГНА Украины, осуществляется ее шифрование и направление плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр квитанции в электронном виде хранится в ЦОЭО ГНА Украины;
1.5. если направленные налоговые накладные сформированы с ошибкой, то плательщику налогов направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о неприеме налоговой накладной в электронном виде с указанием причин. На эту квитанцию налагается ЭЦП ЦОЭО ГНА Украины, осуществляется ее шифрование и направление плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр квитанции в электронном виде хранится в ЦОЭО ГНА Украины;
1.6. датой и временем подачи налоговой накладной в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины является дата и время, зафиксированные в квитанции.
2.
Плательщик налогов — покупатель:2.1. плательщик налогов — покупатель создает
запрос в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с помощью специализированного программного обеспечения.После подготовки плательщиком налогов — покупателем запроса в электронном виде на него налагаются ЭЦП должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя, третьей — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.
При отсутствии у плательщика налогов — покупателя должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налогов налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.
Плательщиком налогов — покупателем — физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП плательщика налогов — физического лица, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов (при наличии);
2.2. после наложения ЭЦП плательщик налогов — покупатель осуществляет шифрование запроса в электронном виде и направляет его в ЦОЭО ГНА Украины телекоммуникационными каналами связи. Второй экземпляр запроса в электронном виде хранится у плательщика налогов;
2.3. после получения от плательщика налогов — покупателя запроса в электронном виде в ЦОЭО ГНА Украины проводят его расшифровку, проверку ЭЦП, проверку соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту);
2.4. ЦОЭО ГНА Украины налагает на налоговую накладную свою ЭЦП, осуществляет ее шифрование и направляет по электронному адресу, указанному в запросе плательщика налогов — покупателя.
3. Если плательщик налогов — продавец направил в ЦОЭО ГНА Украины несколько экземпляров одной налоговой накладной, то оригиналом считается накладная, которая принята в базу данных и плательщику налогов поступила об этом квитанция.
Директор Департамента информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения С. Шевченко
комментарий редакции
Общий реестр налоговых накладных: скупые разъяснения ГНАУ
То, чего так ожидали налогоплательщики, все-таки
не появилось. Распоряжение КМУ от 23.09.2009 г. № 1178-р (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82) предписывает ГНАУ разработать Порядок ведения Реестра, а перед нами — всего лишь письмо, частично разъясняющее упомянутое распоряжение и устанавливающее механизм подачи налоговых накладных для регистрации в Общем реестре электронным способом (отметим, что этот механизм правильней было бы утвердить приказом ГНАУ, т. е. нормативно-правовым актом, а не письмом).Однако только этого письма даже для тех, кто готов подавать налоговые накладные в электронном виде, явно не достаточно. Таким образом, появление основного документа для полноценной реализации распоряжения № 1178-р впереди.
Дмитрий Костюк