Темы статей
Выбрать темы

О подаче отчетности и уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды головным предприятием по местонахождению филиалов

Редакция НиБУ
Письмо от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817

О подаче отчетности и уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды головным предприятием по местонахождению филиалов

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами налоговых органов и плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения среды, и с целью избежания недоразумений между плательщиками сбора и налоговыми органами сообщает следующее.

Пунктом 2.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной совместным приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 19.07.99 № 162/379, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 162/379), определено, что плательщиками сбора являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, зарегистрированные в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

С

31 июля 2009 года объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной громады, исключены из определения плательщиков сбора.

В случае осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения плательщики подают налоговые расчеты нарастающим итогом (за квартал, полугодие, девять месяцев и год) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы государственной налоговой службы по местопребыванию плательщика сбора на налоговом учете (пункты 7.1 — 7.2 Инструкции № 162/379).

В соответствии с требованиями пункта 8.4 Инструкции № 162/379 органы государственной налоговой службы осуществляют учет плательщиков сбора в соответствии с Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденным приказом ГНА Украины от 19.02.98 № 80, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.03.98 под № 172/2612 (в редакции приказа ГНА Украины от 17.11.98 № 552), с изменениями (далее — Порядок № 80), с учетом положений, определенных Инструкцией № 162/379, и особенностей, определенных подпунктами 8.4.1 и 8.4.2 пункта 8.4.

Пунктом 9.2 Порядка № 80 определено, что плательщик налогов зачисляется органами ГНС в категорию плательщиков отдельных налогов по местонахождению, в частности, его подразделений, расположенных на территориях иных территориальных громад, чем плательщик налогов. Объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, которые были самостоятельными плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды в бюджеты

до 31 июля 2009 года, должны были обратиться в органы ГНС, где они зарегистрированы, с заявлением о снятии их с учета как плательщика отдельных видов налогов.

Плательщик сбора, в состав которого включены объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, расположенные на территории другой территориальной громады и осуществляющие выбросы передвижными источниками загрязнения,

начиная с 31 июля 2009 года подает налоговые расчеты и уплачивает сбор за загрязнение окружающей природной среды, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения, по местонахождению объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

Таким образом,

плательщик сбора (головное предприятие) зачисляется в органах ГНС по местонахождению своих объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений как плательщик отдельного налога — сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения. Налоговая отчетность составляется, подается и сбор уплачивается плательщиком сбора по местонахождению объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Источник загрязнения филиала: как отчитываться по экосбору

Перетурбации в порядке предоставления отчетности по экосбору произошли с 1 января 2009 года благодаря постановлению КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100), а именно

изменилось место подачи налоговых расчетов. Если раньше оно определялось по месту налоговой регистрации плательщика, то теперь:

1)

по местонахождению стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2)

по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3)

по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Именно последнего вида источника загрязнения —

передвижного — и касается комментируемое письмо. Но прежде чем приступить к его обсуждению, напомним еще одну новость, о которой мы сообщали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62: из числа плательщиков исключили филиалы, отделения и другие обособленные подразделения. Это произошло в процессе приведения Инструкции № 162/379, регулирующей порядок расчета и уплаты экосбора, в соответствие с постановлением № 1050.

И вот теперь в письме

ГНАУ разъясняет, что должны были предпринять в связи с такими новшествами налогоплательщики, имеющие филиалы:

1)

те из филиалов, которые являлись самостоятельными плательщиками экосбора, должны были (!) до 31.07.2009 г. обратиться в свою ГНИ для снятия с учета как плательщиков отдельных видов налогов;

2)

головное предприятие должно стать на учет как плательщик отдельных видов налогов и подавать отчетность по экосбору в ГНИ филиала в отношении передвижных источников загрязнения таких филиалов .

А теперь наши замечания по вышеизложенному.

1. О заявлении о снятии с учета филиала до 31.07.2009 г.

Выполнить это требование в указанный срок не представляется возможным чисто физически, ведь Инструкция № 162/379, которой филиалы были исключены из плательщиков, только вступила в силу 31.07.2009 г. Мало того, там вообще нет подобных указаний в отношении филиалов, которых лишили статуса плательщиков.

Если обратиться к п. 7.1 и п.п. 8.4.2 этой Инструкции, где идет речь о подаче заявления с целью исключения из рядов плательщиков сбора, то там говорится о тех плательщиках, у которых «пропал» объект исчисления сбора, а это немного другая категория.

Если обратиться к п. 9.2 Порядка № 80, на который ссылается ГНАУ, или к п.п. 7.11.2 этого же документа, в которых говорится о постановке на учет и снятии с учета плательщиков отдельных видов налогов (в том числе и в отношении сбора за загрязнение), то по идее до исключения филиалов из числа плательщиков у них вообще не было такого статуса (т. е. статуса плательщика отдельных видов налогов), ведь они уплачивали экосбор по месту своей регистрации. Косвенно это подтверждает п. 4 Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16), где сказано, что плательщики экосбора не зачисляются в категорию плательщиков отдельных видов налогов (в редакционном комментарии к этому документу мы говорили о противоречии этого тезиса п. 9.2 Порядка № 80, особенно в связи с изменением места подачи отчетности с 01.01.2009 г.). Другими словами, если раньше филиалы, будучи плательщиками экосбора, не стояли на учете как плательщики отдельных видов налогов, то и требовать от них сниматься с учета как «отдельных плательщиков» тоже нельзя.

Поэтому мы считаем, что требование письма «должен был подать заявление» звучит слишком громко и не слишком законно. Другое дело, что для порядка в учете плательщиков действительно надо филиалам и ГНИ согласовать порядок снятия филиала (закрытия его лицевого счета), но сделать это надо полюбовно, так как законодательством ни сроки, ни порядок такого снятия не регламентированы. И ставить эти филиалы вровень с теми плательщиками отдельных видов налогов, которые, потеряв объект, без соответствующего заявления прекратили подавать отчетность по сбору, нельзя.

2. О подаче отчета за филиальные источники загрязнения

. Очевидно, речь идет о тех передвижных источниках, которые закреплены за филиалом (числятся на его балансе). Здесь налоговики постановили подавать отчет головному предприятию не по месту его налоговой регистрации, а по месту налоговой регистрации филиала. Соответственно для этого головное предприятие должно стать на учет как плательщик отдельных видов налогов в филиальной ГНИ (для чего достаточно просто подать отчетность по сбору).

Строго говоря, таких требований ни из постановления № 1050, ни из Инструкции № 162/379 не следует. Ведь там сказано, что за передвижные источники отчитывается плательщик (т. е. головное предприятие) по своему налоговому месту регистрации. Вместе с тем ГНАУ несколько переиначила это требование, и, похоже, с ним надо будет считаться.

3. О месте регистрации транспортных средств и месте подачи отчетности по экосбору.

Несмотря на то что об этом в комментируемом письме нет ни слова, обойти вниманием такой важный момент мы не можем. Как нам представляется, при решении вопроса о месте подачи головным предприятием указанной отчетности в отношении автомобильного транспорта следует прежде всего ориентироваться на нормы постановления КМУ от 07.09.98 г. № 1388, которым утверждены Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок (далее — Правила № 1388).

Как следует из п. 24 этих Правил, в общем случае

транспортные средства юридических лиц регистрируются по местонахождению этих лиц. Следовательно, и отчет по экосбору за выбросы, осуществленные такими транспортными средствами, должен предоставляться по месту их госрегистрации, которое будет совпадать с местом пребывания головного предприятия на налоговом учете. Такой подход следует применять независимо от того, где на самом деле эксплуатируется этот автотранспорт и кто (головное предприятие или филиал) приобретает ГСМ для него.

Вместе с тем следует знать о единственном исключении из п. 24 Правил № 1388:

если стоянка транспортных средств расположена по местонахождению филиалов, отделений или других обособленных подразделений юридических лиц, такие транспортные средства регистрируются по месту их стоянки. В этом случае отчет будет предоставляться также головным предприятием, но уже по местонахождению филиалов, за которыми зарегистрирован автотранспорт.

По информации из ГНАУ, готовится специальное разъяснение о заполнении головным предприятием отчета за 9 месяцев 2009 года Следите за нашими публикациями.

 

Наталия Яновская, Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше