Бесплатное распространение рекламных материалов
Раздачей буклетов, листовок, каталогов, содержащих информацию о субъекте предпринимательства и ассортименте предлагаемых им товаров, сейчас уже никого не удивишь. К подобным рекламным акциям предприятия прибегают достаточно часто. А все потому, что они позволяют донести необходимую информацию о товаре или услуге непосредственно до потенциального покупателя. Как документально оформить и учесть расходы на проведение таких акций, вы узнаете из предлагаемой статьи.
Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Налоговый учет
Для правильного отражения в налоговом учете бесплатного распространения рекламных материалов (листовок, буклетов, каталогов, плакатов и т. п.) необходимо четко понимать, что эти материалы выполняют всего одну функцию — рекламную и предназначены для бесплатного распространения с целью информирования потенциальных клиентов о предприятии и его продукции (товарах, услугах), условиях продажи и т. п. При этом никакой материальной ценности рекламные материалы для их получателей не представляют. Учитывая эту особенность, перейдем к анализу налоговых нюансов бесплатного распространения рекламных материалов.
Налог на прибыль
. Особенностям налогообложения расходов на проведение рекламных мероприятий в Законе о налоге на прибыль посвящен специальный подпункт 5.4.4, согласно которому в валовые расходы в полной сумме включаются расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) такими плательщиками налога (первый абзац п.п. 5.4.4). А вот расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ в рекламных целях), отражаются в составе валовых расходов в пределах 2 % от налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год (второй абзац п.п. 5.4.4).Таким образом, рекламные расходы отражаются в налоговом учете по-разному: одни из них включаются в состав валовых расходов в полном объеме (
первый абзац п.п. 5.4.4), а другие — в пределах 2 % налогооблагаемой прибыли прошлого года (второй абзац п.п. 5.4.4).Расходы на изготовление (приобретение) и распространение рекламных материалов подпадают под действие
первого абзаца п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль и относятся на валовые расходы в полном объеме. Кстати, с этим полностью согласны и представители главного налогового ведомства (см. письмо ГНАУ от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48). Однако мы должны предупредить наших читателей, что эти материалы в обязательном порядке должны содержать информацию о товарах, реализуемых налогоплательщиком. Если же такой информации нет, а рекламные материалы информируют потенциальных клиентов, например, только о торговой марке, то рассчитывать на валовые расходы в таком случае не стоит. Ведь в первом абзаце п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль речь идет исключительно о товарах (работах, услугах), а не торговых марках или логотипах.В отношении круга налогоплательщиков, имеющих право на валовые расходы при бесплатной раздаче рекламных материалов, необходимо отметить, что этот круг не ограничивается собственниками рекламируемых товаров. В него, по нашему мнению, входят также
посредники, реализующие товары и распространяющие при этом рекламные материалы (например, комиссионеры). Правда, у представителей столичного налогового ведомства на этот счет иное мнение. Рассмотрев письмо по поводу расходов на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам, продаваемым при осуществлении комиссионной торговли, они сообщили, что право на валовые расходы принадлежит комитенту, поскольку именно он является собственником товара (письмо ГНА в г. Киеве от 07.04.2006 г. № 244/10/31-106). Со своей стороны должны отметить, что подобных условий Закон о налоге на прибыль не содержит.Право на валовые расходы имеют и те налогоплательщики, которые еще не реализуют рекламируемые товары, но планируют их реализовать в будущем. Разумеется, торговлю такими товарами надолго откладывать не нужно. В противном случае у контролирующих органов могут появиться сомнения в валоворасходности таких рекламных акций.
Сама стоимость рекламных материалов (листовок, буклетов, каталогов, плакатов и т. д.) принимает участие в перерасчете балансовой стоимости запасов по
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, а стало быть, попадает в состав валовых расходов только в периоде их списания (т. е. в периоде распространения среди потенциальных потребителей).При раздаче рекламных материалов валовые доходы не возникают ни у одной из сторон (ни у передающей, ни у принимающей) по той простой причине, что такие материалы
не являются товаром. Как мы уже говорили, они выступают исключительно как носитель и средство распространения информации о товарах (работах, услуга) и самостоятельной ценности не имеют. А потому их распространение не считается продажей товаров в понимании п. 1.31 Закона о налоге на прибыль .И еще один момент. Довольно часто для изготовления и распространения рекламных материалов привлекаются сторонние организации, например, рекламные агентства. Должны отметить, что расходы на оплату услуг таких организаций являются рекламными и
включаются в состав валовых расходов предприятия-заказчика на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. При этом если рекламные агентства распространяют эти листовки самостоятельно без их передачи заказчику, то стоимость рекламных материалов не отражается в учете заказчика и не участвует в перерасчете по п. 5.9.НДС.
Суммы «входного» НДС, приходящиеся на расходы по изготовлению /распространению рекламного материала, включаются в состав налогового кредита на общих основаниях, поскольку непосредственно связаны с ведением хозяйственной деятельности (п.п. 7.4.1 Закона об НДС). Однако нужно учитывать, что это правило не распространяется на рекламные акции, проводимые в отношении льготных товаров (операции по поставке которых освобождены от обложения НДС). Например, это касается листовок с рекламой лекарственного средства. В таком случае суммы уплаченного НДС не включаются в состав налогового кредита (п.п. 7.4.2 Закона об НДС), а относятся на валовые расходы (п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль).При бесплатной раздаче рекламных материалов
обязательства по НДС у предприятия не возникают. Дело в том, раздаваемый рекламный материал как средство распространения информации о товарах (работах, услугах) не считается товаром (не имеет материальной ценности). А значит, его распространение не считается поставкой товара в понимании п. 1.4 Закона об НДС. На это, кстати, обращали внимание и представители главного налогового ведомства в письмах от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26, от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26. Вместе с тем бывали случаи, когда на местах налоговые органы настаивали на обложении НДС операций по распространению рекламных материалов исходя из фактической цены таких материалов, но не ниже обычной (основание — п. 4.2 Закона об НДС). Отрадно, что суд в этом случае встал на сторону налогоплательщика и опроверг выводы налогового органа (постановление Хозяйственного суда Ровненской области от 10.05.2007 г. по делу №2/121).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете рекламные материалы (листовки, брошюры, календари, значки и т. д.) признаются запасами и учитываются на субсчете
209 «Прочие материалы».Приобретенные (или изготовленные) рекламные материалы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Определяется она по правилам, установленным
пп. 9 и 10 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246, и помимо всего прочего может включать в себя налог на рекламу. Напомним, что основные принципы и порядок его начисления установлены Декретом «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93, согласно ст. 11 которого объектом налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Вместе с тем положения местных органов самоуправления нередко расширяют объект налогообложения, включая в него не только стоимость услуг по установке и размещению рекламы, но и работы по самостоятельному изготовлению и распространению средств рекламы. Так вот, субъекты хозяйственной деятельности, уплатившие этот налог, имеют полное право включить его в первоначальную стоимость рекламных материалов.После проведения рекламных акций стоимость израсходованных материалов списывается в состав расходов на сбыт (Дт 93 — Кт 209, как это предусмотрено
п. 19 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом от 31.12.99 г. № 318).Что касается документального оформления акций по бесплатному распространению рекламных материалов, то он во многом схож с порядком документального оформления бесплатного распространения образцов продукции, о котором мы рассказывали в предыдущей статье. А сейчас отметим только, что основанием для оприходования рекламных материалов (т. е. зачисления их на субсчет 209) служат документы, которые выписывает поставщик (например, накладная). Списание этих ценностей с субсчета 209 на расходы предприятия производится при наличии отчета материально ответственного лица об их распространении, а также Акта на списание рекламных материалов.
Налоговый и бухгалтерский учет акций по бесплатному распространению рекламных материалов проиллюстрируем на примерах.
Пример
. Предприятие торговли ООО «Лидер» заключило с типографией договор об изготовлении рекламных каталогов с информацией об имеющихся в продаже товарах в количестве 700 экземпляров. Стоимость услуг типографии составила 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Рекламные каталоги распространяются среди посетителей предприятия торговли собственными силами.
Учет бесплатного распространения рекламных материалов, изготовленных типографией
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | ВД | ВР | |||
1 | Перечислена предоплата типографии за изготовление рекламных каталогов | 371 | 311 | 1800 | — | 1500 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС | 641 | 644 | 300 | — | — |
3 | Оприходованы рекламные каталоги | 209 | 631 | 1500 | — | — * |
* Стоимость каталогов принимает участие в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов. | ||||||
4 | Отражена сумма НДС | 644 | 631 | 300 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 1800 | — | — |
6 | Отражена бесплатная раздача рекламных материалов | 903 | 209 | 1500 | — | — * |
*Стоимость каталогов исключается из перерасчета по п. 5.9, тем самым уменьшая размер налогооблагаемой прибыли. |
Пример
. Торговое предприятие ООО «Мечта» заключило с рекламным агентством договор об изготовлении и распространении рекламных листовок относительно товаров, реализуемых таким предприятием. При этом стоимость услуг по изготовлению листовок составила 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.), а стоимость услуг по их распространению — 482 грн. (в том числе НДС — 80 грн. и налог с рекламы — 2 грн.).
Учет бесплатного распространения рекламных материалов при помощи рекламного агентства
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | ВД | ВР | |||
1 | Списана на расходы стоимость услуг рекламного агентства (на основании акта выполненных работ) | 93 | 631 | 902 | — | 902 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 180 | — | — |
3 | Перечислены денежные средства в оплату услуг рекламного агентства | 631 | 311 | 1082 | — | — |
На этом завершаем рассмотрение вопросов, связанных с учетом и налогообложением одной из самых популярных рекламных акций — бесплатного распространения рекламных материалов. А если у вас появятся вопросы, пишите нам. Мы обязательно разберемся в вашей ситуации и ответим на страницах газеты.