В течение какого срока продавец обязан устранить недостатки товара
Покупатель — физическое лицо приобрел видеокамеру, но уже через месяц после покупки он обнаружил в ней некоторые недостатки. В течение какого срока продавец обязан устранить эти недостатки или вернуть денежные средства (заменить товар), если обнаружится, что товар имеет существенные недостатки?
(г. Севастополь)
В соответствии с
первым абзацем ч. 9 ст. 8 Закона № 1023 при предъявлении потребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 календарных дней с даты предоставления такого товара (или по соглашению сторон в другой срок). Причем если речь идет об аппаратуре для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука (к которой, в частности, относится и видеокамера), то на время ее ремонта потребитель может в письменном виде потребовать от продавца предоставить ему на время ремонта (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, модификации). Именно для этих целей продавцы и обязаны создавать обменные фонды товаров, перечень которых утвержден постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172.Обратите внимание, что
за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатка (14 дней или другого срока, установленного по договоренности сторон) потребителю выплачивается неустойка в размере 1 % от стоимости товара. При этом стоимость товара берется на момент предъявления требования. А если стоимость товара снизилась, то для начисления неустойки во внимание принимается стоимость товара, установленная на момент его приобретения (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 12.04.96 г. № 5 «О практике рассмотрения гражданских дел по искам о защите прав потребителей»).При бесплатном устранении недостатков видеокамеры как технически сложного бытового прибора необходимо учитывать требования не только
Закона № 1023, но и Порядка № 506. Согласно п. 28 этого Порядка срок выполнения гарантийного ремонта устанавливается по соглашению сторон, но не может превышать установленного законодательством (т. е. 14 календарных дней).Также отметим, что на время нахождения товара в ремонте увеличивается гарантийный срок его эксплуатации. Это время исчисляется со дня, когда потребитель обратился к исполнителю с требованием об устранении недостатков. Причем если на это время покупателю выдается аналогичный товар из обменного фонда, то время пользования этим товаром не включается в гарантийный срок эксплуатации. Окончанием срока гарантийного ремонта считается дата получения потребителем товара из ремонта, о чем делается отметка в гарантийном талоне ф. № 2-гарант.
Вполне возможно, что в ходе гарантийного ремонта будут выявлены
существенные недостатки видеокамеры (т. е. те недостатки, из-за которых он не может быть починен либо устранение неисправности в нем займет более 14 календарных дней, либо после ремонта видеокамера снова ломается). При выявлении таких недостатков покупатель имеет право по своему выбору требовать:1) возврата уплаченной за него денежной суммы;
2) замены товара на такой же товар либо на аналогичный.
При выборе
первого варианта развития событий покупатель должен написать заявление с требованием вернуть деньги за видеокамеру ненадлежащего качества и приложить к нему техпаспорт (либо другой документ, который его заменяет, с отметкой о дате продажи). В свою очередь, уполномоченное лицо субъекта хозяйствования на основании этого заявления составляет акт о возврате товара, в котором указывает (п. 2.2 Порядка № 203):— данные о покупателе;
— сведения о возвращенном товаре;
— сумму, которую необходимо вернуть покупателю*.
* Если на момент предъявления требования покупателя о возврате денежных средств цена товара изменилась, то перерасчет стоимости товара с недостатками в случае повышения цены осуществляется исходя из его стоимости на время обмена, а в случае уценки — исходя из стоимости на время покупки. Подробнее об этом читайте в статье на с. 15 данного номера.
После этого из кассы продавца выдается необходимая сумма с оформлением расходного кассового ордера либо оформляется платежное поручение.
В общем случае вернуть деньги потребителю за товар нужно
в день расторжения договора. Однако стороны могут договориться о возврате денежных средств и в другой срок, но при этом он не должен превышать 7 календарных дней (п. 7 ст. 8 Закона № 1023).При выборе
второго варианта развития событий требования покупателя о замене товара подлежат немедленному удовлетворению. А в случае возникновения потребности в проверке качества (т. е. в проведении экспертизы на предмет установления недостатков в продукции) товар необходимо заменить в течение 14 календарных дней со дня обращения потребителя с соответствующим требованием. Правда, этот срок может быть и увеличен по договоренности сторон (п. 6 ст. 8 Закона № 1023).Если необходимый товар отсутствует, то требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению в
двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Ну а если удовлетворить требование потребителя о замене товара в указанный срок невозможно, потребитель вправе на свой выбор предъявить продавцу (производителю, их представителям) одно из таких требований:1) пропорционально снизить цену на товар;
2) возместить расходы на устранение недостатков товара;
3) расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму;
4) заменить товар на такой или аналогичный.
Марина Ковенко, экономист-аналитик