Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2007 г. № 70
Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд
(
с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 03.09.2009 г. № 930)
1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения отделениями Фонда социальной защиты инвалидов (далее — отделение Фонда) проверок предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, у которых по основному месту работы работает восемь и более человек (далее — работодатели), по соблюдению ими требований статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
2. Предметом проведения проверки являются:
регистрация работодателей в отделениях Фонда;
подача работодателями в отделения Фонда отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов;
выполнение работодателями норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
уплата работодателями суммы административно-хозяйственных санкций и пени.
3. Отделение Фонда по приказу его руководителя может проводить плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в рабочее время работодателя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в календарный год в соответствии с квартальными планами работ, которые утверждаются приказом руководителя отделения Фонда до 25 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будет проводиться проверка, с учетом критериев распределения работодателей по степени риска их деятельности.
Невыездные проверки проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.
Отделение Фонда в письменном виде уведомляет не позже чем за десять дней до начала проведения плановой проверки работодателя о проведении проверки с указанием даты ее начала и окончания.
Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств отделения Фонда или вручается лично работодателю под роспись.
Работодатель имеет право не допускать уполномоченное должностное лицо отделения Фонда к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления о проведении плановой проверки.
Работодатель должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.
5. Внеплановая выездная проверка проводится независимо от количества ранее проведенных проверок по решению суда, в случае обращения физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства, по желанию работодателя и в случае неподачи работодателем отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов или подачи такого отчета с ошибками, которые привели к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций или уплате их в неполном объеме.
6. Работодатель должен создать условия для проведения плановых и внеплановых выездных проверок уполномоченным должностным лицом отделения Фонда при условии предъявления им служебного удостоверения и направления на проверку, подписанных руководителем и скрепленных печатью отделения Фонда. В направлении на проверку указываются дата его выдачи, название отделения, цель, вид проверки (плановая или внеплановая), основание, дата ее начала и окончания, должность и фамилия уполномоченного лица.
7. Срок проведения плановой проверки для юридических лиц — работодателей, кроме субъектов малого предпринимательства, не превышает 15 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней.
Срок проведения внеплановой проверки для юридических лиц — работодателей, кроме субъектов малого предпринимательства, не превышает 10 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней. Дальнейшее продление срока проведения плановой и внеплановой проверки не допускается.
В случае наличия у работодателя обособленных подразделений и размещения их в других регионах отделения Фонда могут заказывать их проверки отделениям Фонда, в регионах которых они расположены. В таком случае избирательно проводятся плановые выездные проверки обособленных подразделений.
8. Работодатель обязан предоставлять уполномоченному должностному лицу отделения Фонда для ознакомления и проверки следующие документы:
уведомление о регистрации работодателя в отделении Фонда;
устав или учредительный договор;
штатное расписание;
личные карточки;
трудовые книжки работников;
отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов;
копии документов, подтверждающих инвалидность работников;
приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора;
трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры и другие документы первичного и бухгалтерского учета;
табель учета использования рабочего времени и расчет заработной платы;
ведомости начисления заработной платы;
расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости;
табель выхода на работу;
платежные поручения;
товарные накладные, налоговые накладные на приобретение товаров (работ, услуг), акты приемки-передачи, подтверждающие целевое использование средств;
бухгалтерские документы, подтверждающие взятие на баланс оборудования, приобретенного за счет суммы административно-хозяйственных санкций и пени;
договоры, подтверждающие размещение на предприятии общественной организации инвалидов, входящем в состав хозяйственного объединения, заказа на приобретение товаров (работ, услуг);
расчет расходов, подтверждающий изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг) предприятием общественной организации инвалидов.
9. Для проведения проверок предприятий, организаций общественных организаций инвалидов привлекаются представители соответствующих комиссий по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.
10. В случае выявления фактов невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподачи отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов уполномоченное должностное лицо, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении.
Форма протокола об административном правонарушении и порядок ее заполнения утверждаются Минтруда.
11. После проведения плановой и внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо отделения Фонда составляет акт в двух экземплярах, в котором указываются:
дата его составления;
тип проверки (плановая или внеплановая);
ее вид (выездная или невыездная);
предмет проверки;
наименование отделения Фонда, а также должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного должностного лица, проводившего проверку;
наименование работодателя.
Уполномоченное должностное лицо отделения Фонда указывает в акте состояние соблюдения работодателем законодательства, а в случае несоблюдения — детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующий закон.
Два экземпляра акта подписываются в последний день проверки уполномоченным должностным лицом отделения Фонда и работодателем.
В случае когда работодатель не согласен с заключениями, изложенными в акте, он подписывает акт с замечаниями.
Замечание работодателя по проведению проверки является неотъемлемой частью акта.
В случае отказа работодателя от подписания акта в нем делается соответствующая отметка.
Первый экземпляр акта остается в отделении Фонда, второй передается работодателю, у которого проводилась проверка.
В экземпляре акта, оставшемся в отделении Фонда, делается отметка о дате вручения акта работодателю и проставляется подпись лица, которое его получило.
Отделение Фонда сообщает работодателю о результатах рассмотрения замечаний в течение 10 рабочих дней после подписания акта.
12. Работодатель может устранить выявленные нарушения в ходе проведения проверки или в течение десяти рабочих дней после подписания акта.
13. Руководители отделений Фонда на основании актов проверок принимают меры по устранению выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.