Темы статей
Выбрать темы

Как регулируются цены на алкогольную и табачную продукцию

Редакция НиБУ
Статья

Как регулируются цены на алкогольную и табачную продукцию

 

Во многих странах мира существуют различные специфические методы регулирования рынка алкоголя и табака. При этом все государственные меры направлены, по сути, на защиту отечественного производителя и сокращение потребления гражданами алкогольных напитков и табачных изделий. О мерах в части ценовой политики, которые принимает с этой целью наше государство, и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как известно, в нашей стране свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг. Исключение составляют те виды продукции, товаров и услуг, в отношении которых осуществляется

государственное регулирование цен и тарифов (см. ст. 7 Закона о ценообразовании).

Государственное регулирование цен и тарифов согласно

ст. 8 данного Закона осуществляется путем установления:

— государственных фиксированных цен (тарифов);

предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов.

Законом № 481

введены минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки и максимальные розничные цены на табачные изделия.

 

Как устанавливаются минимальные цены на алкогольные напитки

Под

минимальными оптово-отпускными ценами на алкогольные напитки Закон № 481 понимает цены, которые определяются по кодам изделий УКТ ВЭД за 1 литр 100-процентного спирта, исчисленные исходя из самой низкой оптовой цены на отечественную или контрактной стоимости на импортную продукцию и налогов и сборов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат уплате с единицы продукции отечественными производителями и импортерами, а также с учетом стоимости тары.

В свою очередь,

минимальные розничные цены на алкогольные напитки — это цены, которые определяются исходя из минимальных оптово-отпускных цен на эту продукцию и торговой надбавки.

 

Право устанавливать минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки предоставлено

КМУ (ч. 10 ст. 18 Закона № 481).

Руководствуясь этим правом, КМУ для субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками при наличии у них лицензий, установил с 16.11.2008 г. размер

минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства (см. постановление № 957).

Приведем информацию о минимальных ценах на алкогольные напитки в таблице.

 

Цена на отечественные алкогольные напитки не ниже минимальной

Минимальные розничные цены за 1 л 100-процентного спирта

Размер штрафа

Основание

оптово-отпускная

розничная

Минимальная цена определяется как произведение объема алкогольного напитка, его крепости и установленной цены за 1 л 100-процентного спирта

— водка и ликеро-водочные изделия — 58,33 грн.;

— коньяк 3 звездочки — 104,17 грн.;

— коньяк 4 звездочки — 116,67 грн.;

— коньяк 5 звездочек — 133,33 грн.;

— другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки — 104,17 грн.

— водка и ликеро-водочные изделия — 70,00 грн.;

— коньяк 3 звездочки — 125,00 грн.;

— коньяк 4 звездочки — 140,00 грн.;

— коньяк 5 звездочек — 160,00 грн.;

— другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки — 125,00 грн.

100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных цен, но не менее 1000 грн.

Ст. 17 Закона № 481, постановление № 957

 

Как видим, минимальные цены установлены только на

отечественные алкогольные напитки и не касаются импортной алкогольной продукции. Не распространяются они и на такие напитки, как вино (в частности, портвейн, мадера, херес, марсала), шампанское — хотя в названии постановления № 957 фигурируют алкогольные напитки (а к ним относится и вино), в описание товара, приведенное в таблице, вино не попадает.

Что касается категории «другие спиртные напитки», указанной в таблице, то в нее, на наш взгляд, должна включаться продукция, вошедшая в

УКТ ВЭД под кодом 2208 20, например арманьяк, граппа, бренди де жерез и другие.

Расчет минимальной цены несложен — для этого нужно знать объем тары и крепость алкогольного напитка.

Пример 1.

Водка «Генеральская» крепостью 40˚ расфасована в бутылки объемом 0,7 л. При таких условиях оптово-отпускная цена одной бутылки водки должна составлять не менее 16,33 грн. (58,33 грн.
х 0,7 л х 40 : 100), а розничная — не менее 19,60 грн. (70 грн. х 0,7 л х 40 : 100).

 

Как устанавливаются максимальные розничные цены на табачные изделия

Максимальные розничные цены на подакцизные товары устанавливаются

производителями или импортерами товаров (см. ст. 6 Декрета № 18-92). Причем эта норма касается только тех подакцизных товаров, для которых установлены ставки акцизного сбора в процентах. В настоящее время такие ставки установлены только на табачные изделия (см. Закон № 30/96).

Согласно

ч. 25 ст. 6 Декрета № 18-92 установленные производителем или импортером максимальные розничные цены на подакцизные товары наносятся на потребительскую упаковку вместе с датой их производства.

Необходимость нанесения установленной производителем или импортером максимальной розничной цены на табачные изделия на пачку, коробку или сувенирную коробку табачных изделий вместе с датой ее изготовления закреплена в

ст. 111 Закона № 481 и абз. десятом п. 13 Правил № 218.

Такая максимальная розничная цена за пачку, коробку или сувенирную коробку наносится определенным производителем способом в определенном им месте и состоит из ее цифрового выражения и сокращенного наименования денежной единицы Украины.

При наличии в месте торговли табачных изделий одного собственного названия, на пачках, коробках и сувенирных коробках которых указаны разные максимальные розничные цены, продажа таких табачных изделий осуществляется по ценам не выше тех, которые указаны на соответствующих пачках, коробках и сувенирных коробках.

Нанесение максимальной розничной цены и даты изготовления на упаковку табачных изделий, предназначенных для вывоза (экспортирования) за пределы таможенной территории Украины, осуществляется согласно условиям соответствующего договора об экспорте.

Обращаем внимание, что установление максимальных розничных цен на табачные изделия осуществляется их импортерами и производителями

путем декларирования таких цен (см. ч. 15 ст. 6 Декрета № 18-92).

Декларация об установленных производителем или импортером максимальных розничных ценах на подакцизные товары должна быть предоставлена такими лицами соответственно в ГНАУ или в Гостаможслужбу не позднее чем за 5 календарных дней до момента введения установленных в декларации максимальных розничных цен, по форме, утвержденной

приказом № 551/786.

Установленные максимальные розничные цены на перечисленные в декларации товары вводятся с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором декларация была подана в ГНАУ или в Гостаможслужбу, и действуют до их изменения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, информацию о максимальной розничной цене на табачные изделия потребитель может увидеть на их упаковке.

 

Какие санкции применяются за нарушение требований

Закона № 481

При осуществлении оптовой и розничной торговли коньяком, алкогольными напитками, изготовленными по коньячной технологии, водкой и ликеро-водочными изделиями по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на

эти напитки субъекта хозяйствования ожидает штраф в размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 1000 грн. (абз. одиннадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

При этом под термином

«полученная партия товара» понимается совокупность единиц продукции одного или нескольких наименований, отгруженной или полученной по одному товарно-транспортному документу. Так разъясняют Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ в письме от 26.06.2002 г. № 2704/21-4317 и Государственная инспекция по контролю за ценами в письме от 15.09.2003 г. № 32/3-7/1696.

Розничная торговля

табачными изделиями по ценам, превышающим максимальные, карается штрафом в размере 100 % стоимости имеющихся в наличии у субъекта предпринимательской деятельности табачных изделий, но не менее 1000 грн. (абз. двенадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

Основанием для принятия решения о применении указанных финансовых санкций являются (

п. 5 Порядка № 790):

акт проверки соблюдения субъектом предпринимательской деятельности установленных законодательством требований, обязательных для исполнения при осуществлении оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и/или табачными изделиями, составленный органом, выдавшим лицензию, в котором указывается содержание нарушения и конкретный перечень нарушенных норм законодательства;

результаты проведения проверок субъекта предпринимательской деятельности, связанные с производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, органом, выдавшим лицензию, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции;

материалы правоохранительных, налоговых и других органов исполнительной власти, касающиеся несоблюдения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательных и других нормативно-правовых актов о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

 

Кто имеет право применять санкции за нарушение требований

Закона № 481

Согласно

п. 6 Порядка № 790 решение о применении финансовых санкций за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 17 Закона № 481, может только руководитель (в случае его отсутствия — заместитель руководителя) органа, выдавшего лицензию на право торговли спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями (Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ, его региональные управления и их территориальные подразделения, Минэкономики).

Кроме того, решение о применении финансовых санкций в рамках своей компетенции, определенной законодательством, принимают

руководители (их заместители) органов государственной налоговой службы (см. Методрекомендации № 453, а также определение ВАСУ от 25.02.2009 г.).

А вот органы исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе налагать на субъектов хозяйствования финансовые санкции, но в случае выявления нарушений в сфере производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий обязаны

уведомить об этом орган, выдавший лицензию на осуществление данного вида предпринимательской деятельности (п. 7 Порядка № 790).

В список органов, которым предоставлено право принимать решения о применении финансовых санкций за реализацию алкогольных напитков по ценам ниже минимальных и табачных изделий по ценам выше максимальных Министерство экономики Украины

приказом «О предоставлении полномочий по применению финансовых санкций» от 07.10.2003 г. № 274 (не зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины) включило и Государственную инспекцию по контролю за ценами и ее территориальные органы.

Однако законность такого шага вызывает сомнение, поскольку в

Порядке № 790 данный орган не указан. Кроме того, в Законе № 481 говорится, что право применения соответствующих финансовых санкций возлагается на орган лицензирования, а также на другие органы исполнительной власти в рамках их компетенции, определенной законами Украины. Как показывает анализ законов Украины, Госинспекция по контролю за ценами не имеет подобных полномочий: Закон о ценообразовании, которым руководствуются в своей деятельности «ценовики», говорит, что государственные органы, осуществляющие контроль за ценами, и их должностные лица имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом № 509, кроме полномочий, предусмотренных пп. 6 — 9 ст. 11 данного Закона. А применение штрафных санкций и их взыскание в бюджет предусмотрены как раз п. 7 и п. 8 ст. 11 Закона № 509.

В то же время ВАСУ в

определении от 28.05.2008 г. № К-32372/06 дал понять, что полномочия Государственной инспекции по контролю за ценами в плане проведения проверок, составления актов и принятия решений о применении финансовых санкций за реализацию алкогольных напитков по ценам ниже минимальных и табачных изделий по ценам выше максимальных вполне законны.

 

В каком порядке применяются санкции за нарушение требований

Закона № 481

Некоторые коррективы в порядок применения финансовых санкций внесло

постановление № 502 — оно существенно сузило возможности выявления нарушений контролирующими органами, установив ограничение на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования до 31.12.2010 г., кроме проверок по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства и по письменному заявлению самого субъекта хозяйствования.

Проверки нарушения норм

Закона № 481 как раз являются внеплановыми в соответствии с Законом № 509. Однако проверяющие, скорее всего, будут игнорировать постановление № 502, считая, что ограничения по проведению таких проверок уже установлены в Законе № 509 (см. письмо ГНАУ от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62).

Рассмотрим порядок применения финансовых санкций для случаев, если внеплановая проверка субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением норм

Закона № 481 состоялась.

Итак, решение о применении финансовых санкций составляется по форме, приведенной в приложении к

Порядку № 790.

Такое решение выписывается в

трех экземплярах:

— один остается в органе, должностное лицо которого приняло данное решение;

— второй — в трехдневный срок после принятия решения высылается субъекту предпринимательской деятельности или выдается его уполномоченному представителю под роспись;

— третий — передается в налоговый орган по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности как плательщика налогов для контроля за поступлением в госбюджет суммы уплаченного штрафа.

Субъект хозяйствования может присутствовать при рассмотрении вопроса о применении финансовых санкций по собственному требованию или по требованию контролирующего органа, принявшего соответствующее решение.

На уплату штрафа в бюджет налогоплательщику после получения решения о его применении отводится

30 дней . О поступлении или непоступлении суммы штрафа в указанный срок налоговый орган по местонахождению налогоплательщика уведомляет орган, выдавший лицензию и принявший решение о применении финансовых санкций. При неуплате финансовых санкций в 30-дневный срок они взыскиваются на основании решения суда (п. 10 Порядка № 790).

Следует заметить, что ГНАУ в

письме от 14.04.2004 г. № 6506/7/21-0917 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 43) рассматривает финансовые санкции, предусмотренные Законом № 481, через призму административно-хозяйственных санкций, установленных ХКУ.

Напомним, что согласно

ст. 250 ХКУ административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения, кроме случаев, предусмотренных законом. А Законом № 481 в этом отношении специальных норм не установлено.

По мнению налоговиков, такие финансовые санкции считаются примененными к налогоплательщику

с момента принятия решения об их применении (см. вышеуказанное письмо).

Поясним на примерах, как исчисляются сроки, о которых идет речь в

ст. 250 ХКУ.

Пример 2.

Одноразовое нарушение государственной дисциплины цен было допущено предприятием 16 ноября 2008 года. Во время проверки этого предприятия контролирующим органом, которая состоялась 9 февраля 2009 года, это нарушение было выявлено и зафиксировано в акте. Если решение о применении финансовых санкций было вынесено руководителем (заместителем начальника) данного органа не позднее 10 августа 2009 года, требования ст. 250 ХКУ относительно шести месяцев со дня выявления нарушения были соблюдены. В случае пропуска этого срока такое решение является незаконным.

Пример 3.

Если в условиях примера 2 предположить, что проверка, которая выявила то же нарушение, состоялась 15 мая 2009 года, то принять решение о применении финансовых санкций к предприятию можно до 16 ноября 2009 года. Решение, принятое позже указанного срока, исполнению не подлежит.

Пример 4.

Если в условиях примера 2 предположить, что проверка состоится после 17 ноября 2009 года, предприятие вообще избежит установленной Законом № 481 ответственности, поскольку с момента нарушения истечет более одного года.

Обратите внимание: срок применения финансовых санкций не следует путать со сроком взыскания их сумм, которое, как было указано выше, осуществляется контролирующим органом через суд. Для подачи иска о взыскании суммы штрафа у контролирующего органа есть один год, начиная с 31-го дня, следующего за днем получения субъектом хозяйствования решения о наложении штрафа (см.

ст. 99 КАСУ).

Таков порядок государственного регулирования цен на алкогольную и табачную продукцию. Учитывая серьезность ответственности за нарушение этого порядка, желаем, чтобы таких нарушений в вашей практике было как можно меньше!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше