Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Надо ли регистрировать магазин как место хранения алкогольных напитков?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Надо ли регистрировать магазин как место хранения алкогольных напитков?

 

У магазина, который среди прочей продукции реализует алкогольные напитки, нет отдельного склада. Вся продукция находится в помещении магазина. Надо ли регистрировать магазин как место хранения алкогольных напитков?

(г. Севастополь)

 

Вопросы, аналогичные заданному, приобрели особую актуальность в связи с внесением изменений в Порядок ведения Единого государственного реестра мест хранения и формы справки о внесении мест хранения в Единый государственный реестр, утвержденный приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251 (далее — Порядок № 251).

Согласно приказу ГНАУ от 07.09.2009 г. № 489 была изменена редакция абз. шестого п. 2.1 Порядка № 251, в соответствии с которым для внесения в Единый реестр мест хранения розничных партий алкогольных напитков либо табачных изделий субъекты предпринимательской деятельности подают заявление в региональное управление Департамента по местонахождению места хранения.

Напомним, что до внесения изменений абз. шестой п. 2.1 Порядка № 251 прямо указывал, что данное предписание касается только мест хранения алкогольных напитков либо табачных изделий, обособленных от розничной торговли. Данное предписание и в такой редакции создавало немало проблем для субъектов хозяйствования, занимающихся розничной реализацией алкогольных напитков и табачных изделий, поскольку четко не определяло, какие места хранения следует считать обособленными от розничной торговли. Например, является ли обособленным местом хранения склад, расположенный по тому же адресу, что и магазин, в котором осуществляется реализация алкогольных напитков? Суды, к сожалению, нередко отвечали положительно на этот вопрос, что приводило к применению к субъектам хозяйствования весьма серьезных штрафных санкций. Так, Одесский апелляционный административный суд в определении от 14.05.2009 г. по делу № 22а-1778/2008 исходил из того, что складское помещение, расположенное по одному адресу с магазином, но имеющее отдельный выход, должно считаться обособленным от розничной торговли местом хранения, а потому подлежит внесению в Единый реестр.

Как видим, в результате принятия приказа № 489 указание на необходимость внесения в Единый реестр только мест хранения, обособленных от розничной торговли, из абз. шестого п. 2.1 Порядка № 251 исчезло. В связи с этим у субъектов хозяйствования, занимающихся реализацией алкогольных напитков и табачных изделий, возник вопрос, как это отразится на практике и будет ли это означать, что теперь внесению в Единый реестр подлежит любая точка продажи алкогольных напитков и табачных изделий?

У ГНАУ по данному вопросу сомнений не возникает: любое место хранения алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, находится оно в месте осуществления торговли или в обособленных от объекта торговли местах (складских помещениях), должно вноситься в Единый государственный реестр (см. письмо от 04.02.2010 г. № 1114/6/32-0615).

Как можно судить уже по первым месяцам действия измененной редакции п. 2.1 Порядка № 251, налоговые органы будут активно отстаивать именно эту позицию при проведении проверок соблюдения требований законодательства субъектами хозяйствования, занимающимися реализацией алкогольных напитков и табачных изделий.

Мотивы налоговиков понятны: за хранение алкогольных напитков либо табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр, предусмотрен штраф в размере 100 процентов стоимости товара, находящегося в таком месте хранения, но не менее 1700 грн. (абз. десятый ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP).

Учитывая существенный размер штрафа, возможность неоднозначного толкования действующих требований законодательства в части необходимости внесения в Единый госреестр в качестве мест хранения мест торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а также настойчивость налоговиков в данном вопросе, наиболее безопасным вариантом поведения для субъектов хозяйствования, безусловно, будет внесение мест торговли в качестве мест хранения в Единый реестр.

Тем же субъектам хозяйствования, которые готовы спорить с налоговиками, на наш взгляд, есть, чем обосновать свою позицию. Тем более, что и выбор самого безопасного из возможных вариантов поведения оставляет угрозу применения санкций. Дело в том, что приказ № 489, как было прямо предусмотрено в его тексте, вступил в силу со дня его опубликования, т. е. с 23.10.2009 г. Какой-либо переходный период для субъектов хозяйствования, позволяющий им отреагировать на изменения в законодательстве, предусмотрен не был. При формальном подходе получается, что уже 23.10.2009 г. налоговый орган в случае выявления алкогольных напитков либо табачных изделий в месте, не внесенном в Единый государственный реестр мест хранения, мог применить к субъекту хозяйствования штраф в размере 100 процентов стоимости продукции, находящейся в таком месте.

Какие аргументы можно использовать для обоснования правомерности невнесения помещения магазина либо иного помещения, в котором осуществляется реализация алкогольных напитков или табачных изделий, в Единый реестр?

Требования к порядку хранения и реализации алкогольных напитков и табачных изделий установлены Законом № 481 и они не менялись. При этом Закон № 481 четко разграничивает понятия «место торговли» как место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения (абз. четырнадцатый ст. 1 Закона № 481), и «место хранения» как помещение, которое используется для хранения алкогольных напитков и табачных изделий, сведения о местонахождении которого внесены в Единый государственный реестр мест хранения (абз. двадцать первый ст. 1 Закона № 481). Разные требования к помещениям для розничной торговли алкогольными напитками и помещениям для их хранения предъявляют и Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением Кабмина от 30.07.96 г. № 854.

Как видим, Закон № 481 предусматривает необходимость внесения в Единый реестр исключительно мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий.

При этом, как можно судить из того, что в лицензии на розничную торговлю указывается адрес места торговли, а в Единый реестр вносятся сведения о местонахождении места хранения, идея законодателя заключалась в том, чтобы обеспечить механизм, который позволял бы владеть информацией о всех местах, где находятся алкогольные напитки либо табачные изделия — то ли для их реализации, то ли для хранения. О месте торговли алкогольными напитками либо табачными изделиями государство получает информацию при выдаче лицензии на розничную торговлю ими. Поэтому, если предположить, что внесению в Единый реестр подлежат не только места, где осуществляется хранение данной продукции, но и места их реализации, данная информация попросту дублируется.

Такую логику подтверждает и судебная практика применения Закона № 481. Так, в определении от 14.05.2008 г. № К-21825/06 Высший административный суд Украины исходил из того, что помещение магазина не является местом хранения алкогольных напитков в понимании ст. 1, 15 Закона № 481. Такой вывод не был опровергнут и аргументами налоговой инспекции о том, что у субъекта хозяйствования нет отдельного складского помещения, а значит, все алкогольные напитки, подлежащие последующей реализации, хранятся в помещении магазина. На подобных аргументах базировался и вывод ВАСУ о том, что витрина магазина, на которой размещены алкогольные напитки, также не может считаться местом их хранения (см. определения ВАСУ от 05.12.2007 г. № К-32898/06, от 05.11.2008 г. № К-16728/06).

Кроме того, следует сказать, что органы государственной налоговой службы согласно Закону № 481 наделены только полномочиями по внесению соответствующих сведений в Единый госреестр, но не по установлению и изменению требований к информации, подлежащей включению в него.

Если же нарушение действительно было допущено, нам остается напомнить, что предусмотренные Законом № 481 санкции относятся к административно-хозяйственным, а потому могут быть применены в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения субъектом хозяйствования установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности (см. определения ВАСУ от 15.03.2007 г. № К-9797/06, от 28.05.2009 г. № К-37886/06).

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше