Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения об отдельных местных налогах и сборах

Редакция НиБУ
Приказ от 25.03.2010 г. № 184

Государственная налоговая администрация Украины

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения об отдельных местных налогах и сборах

Приказ от 25.03.2010 г. № 184

(извлечение)

 

Руководствуясь законами Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О государственной налоговой службе в Украине», приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.03 № 176 «Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства», с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» и распоряжения Государственной налоговой администрации Украины от 02.03.10 № 39-р «О разработке налоговых разъяснений» ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение об отдельных местных налогах и сборах (прилагается).

<…>

5.

Приказ вступает в силу со дня обнародования.

<…>

 

И. о. председателя В. Шейбут

 

 

Утверждено приказом ГНА Украины от 25.03.2010 г. № 184

Обобщающее налоговое разъяснение об отдельных местных налогах и сборах

 

В разъяснении употребляются следующие сокращения:

Закон Украины от 25 июня 1991 года № 1251-XII «О системе налогообложения» —

Закон № 1251;

Закон Украины от 3 июля 1996 года № 270/96-ВР «О рекламе» (в редакции Закона Украины от 11 июля 2003 года № 1121-IV) —

Закон № 270;

Закон Украины от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» —

Закон № 280;

Закон Украины от 21 декабря 1993 года № 3759-XII «О телевидении и радиовещании» —

Закон № 3759;

Закон Украины от 6 сентября 2005 года № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» —

Закон № 2806;

Закон Украины от 6 сентября 2005 года № 2807-IV «О благоустройстве населенных пунктов» —

Закон № 2807;

Декрет Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года № 56-93 «О местных налогах и сборах» —

Декрет № 56-93;

Указ Президента Украины от 28 июня 1999 года № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» —

Указ № 761/99;

постановление Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 года № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» —

постановление № 526;

Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.02 № 57/188/84/105, зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 22.03.02 под № 288/6576, —

Правила ;

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 № 80, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.03.98 под № 172/2612, —

Порядок;

Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 № 327, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 08.11.05 под № 1350/11630, —

Инструкция.

 

1. Об уплате коммунального налога профсоюзными организациями

Согласно статье 1 Закона № 1251 ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), а также льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться иными законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Статьей 15 Закона № 1251 установлено, что к местным налогам и сборам относится и коммунальный налог. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. При этом коммунальный налог является обязательным для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано введение этого налога.

Порядок взимания местных налогов и сборов определен Декретом № 56-93. Согласно статье 15 Декрета № 56-93 коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. Предельный размер не должен превышать 10 процентов годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

Поскольку объектом налогообложения для коммунального налога является годовой фонд оплаты труда штатных работников профсоюзной организации, а не показатели ее финансово-хозяйственной деятельности, такая организация (при наличии объекта налогообложения) является плательщиком коммунального налога на общих основаниях, если иное не предусмотрено решением соответствующего органа местного самоуправления

.

Пунктом 24 статьи 26 Закона № 280 установлено, что к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится введение местных налогов, сборов и размеров ставок в пределах, определенных законом.

Согласно статье 73 Закона № 280 акты совета, принятые в рамках предоставленных полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на этой территории.

В то же время статьей 18 Декрета № 56-93 органам местного самоуправления предоставлено право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от уплаты определенные категории плательщиков.

 

2. Об уплате коммунального налога филиалами предприятий

Статьей 15 Закона № 1251 к местным налогам и сборам отнесен коммунальный налог. Пунктом 3 статьи 15 данного Закона определено, что местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. При этом коммунальный налог является обязательным для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано введение этого налога.

Согласно статье 5 Закона № 1251 учет плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) осуществляется органами государственной налоговой службы и другими государственными органами согласно законодательству.

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей) определяется центральным органом государственной налоговой службы Украины.

Пунктом 4.1 раздела 4 Порядка установлено, что взятие на учет как плательщиков налогов — юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц осуществляется по их местонахождению соответствующими органами государственной налоговой службы после внесения сведений о них в Единый государственный реестр или, в случаях, предусмотренных законодательством, после присвоения идентификационных кодов по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины.

При этом пунктом 7.11 Порядка определено, если в соответствии с законодательством у плательщика налогов, кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) налогов, сборов, других обязательных платежей на территории территориальной громады по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой территориальной громады, то в органе государственной налоговой службы, соответствующем этой территории, такой плательщик налогов причисляется к категории плательщиков отдельных налогов.

В пункте 9.2 Порядка указано, что плательщик налогов причисляется к категории плательщиков отдельных налогов по местонахождению его подразделений, земельных участков, месторождений полезных ископаемых, источников загрязнения окружающей природной среды, объектов движимого или недвижимого имущества, транспортных средств, гастрольных мероприятий и т. п., расположенных на территориях иных, чем плательщик налогов, территориальных громад.

Таким образом, учет плательщиков коммунального налога в органах государственной налоговой службы осуществляется по местонахождению юридического лица или филиала, если такой филиал расположен на территории иной территориальной громады, чем юридическое лицо, и является плательщиком коммунального налога согласно решению органа местного самоуправления.

Основанием для взятия на учет обособленного подразделения юридического лица является поступление уведомления о создании обособленного подразделения юридического лица от государственного регистратора в орган государственной налоговой службы по местонахождению обособленного подразделения (п. 4.4 Порядка).

Согласно статье 19 Декрета местные налоги и сборы перечисляются в бюджеты местного самоуправления в порядке, определенном советами, которыми они устанавливаются.

Следовательно,

уплата коммунального налога и представление налоговой отчетности должны осуществляться по местонахождению обособленного подразделения (филиала) с момента взятия его на учет в органах государственной налоговой службы как плательщика этого налога, определенного соответствующим решением органа местного самоуправления.

 

3. О правовых основаниях для выдачи разрешений на размещение объектов торговли и уплаты субъектами хозяйствования соответствующего сбора

Статьей 15 Закона № 1251 к местным налогам и сборам отнесен сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг. При этом этот сбор является обязательным для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано его введение.

Общие нормы по обложению сбором установлены Декретом № 56-93, положениями которого определены объект налогообложения, плательщики сбора, предельные размеры ставок.

Согласно статье 17 Декрета № 56-93 сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли — это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.

Указанный сбор взимается с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции.

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли взимается уполномоченными организациями, которым предоставлено это право.

Инструкцией утверждена классификация объектов торговли по видам, размерам, форме обслуживания, товарной специализации и т. п. При этом обращаем внимание на то, что пунктом 3.1 Инструкции к стационарным объектам розничной торговли отнесены только магазины (лавки) и дано их определение в соответствии с техническими нормами и характеристиками.

Правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности определяет Закон № 2806, который устанавливает порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов.

Статьей 1 Закона № 2806 установлен перечень разрешительных органов и их должностных лиц, уполномоченных согласно закону выдавать документы разрешительного характера от своего имени в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.

Постановлением № 526 утвержден Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, выдаваемых исключительно через разрешительные центры. В частности, пунктом 63 Перечня предусмотрена выдача городскими советами разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения, установленного Законом № 2807-IV.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 2806 необходимость получения документа разрешительного характера (к которому, исходя из приведенного, относится и разрешение на размещение объекта торговли) устанавливается исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера.

Согласно пункту 10 статьи 10 Закона № 2807 к полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов относится и предоставление на территории объектов благоустройства разрешения на размещение зданий и сооружений торгового и другого назначения.

То есть

выдача разрешения на размещение объектов торговли предусмотрена действующим законодательством Украины. Кроме того, пунктом 5 части первой статьи 16 Закона № 2807 самовольное установление таких объектов запрещено.

Пунктом 16 Основных требований к порядку взаимодействия администратора с местными разрешительными органами, субъектами хозяйствования и территориальным органом специально уполномоченного органа по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности относительно выдачи документов разрешительного характера, утвержденных постановлением № 526, установлено, что в регламенте (информационной карточке), определяющем последовательность действий для получения документов разрешительного характера, указывается размер платы за выдачу документов разрешительного характера (если это предусмотрено законодательством).

Учитывая то, что взимание сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли предусмотрено Законом № 1251 и Декретом № 56-93,

обязанность по его уплате субъектами хозяйствования возникает при получении таких разрешений согласно решениям органов местного самоуправления.

При этом, как указанно в статье 18 Декрета № 56-93, органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов и сборов в соответствии с перечнем и в границах установленных предельных размеров ставок.

Согласно статье 73 Закона № 280 акты совета, принятые в рамках предоставленных полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на этой территории.

Заключительными положениями Закона № 2806 (пункт 3 статьи 11) внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, а именно: статья 164 этого Кодекса предусматривает ответственность субъектов хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения или другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом.

 

Директор Департамента администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) Н. Хоцяновская



комментарий редакции

Нюансы уплаты местных налогов

Профсоюзы — плательщики коммунального налога

В этой части разъяснения с налоговиками трудно не согласиться. Действительно, согласно ст. 15 Декрета № 16-93

профсоюзы подпадают под определение плательщиков коммунального налога.

Единственное, на что можно уповать, так это на решение местных властей, которым дано право освобождать от уплаты местных налогов или вводить льготные ставки (ст. 18 Декрета № 16-93).

Подобное разъяснение было изложено в письме ГНАУ от 14.12.2009 г. № 27752/7/15-0717.

Как платят коммунальный налог филиалы

Органы местного самоуправления в своих положениях о коммунальном налоге для увеличения доходной части своих бюджетов, как правило, предусматривают, что обособленные подразделения, расположенные на их территории, являются плательщиками коммунального налога.

Налоговики поддерживают такую позицию местных органов власти. По их мнению, коммунальный налог за работников обособленного структурного подразделения, не составляющего отдельный баланс и не имеющего текущего счета в банке, в местный бюджет территориальной громады по месту его расположения

должно уплачивать головное предприятие — юридическое лицо (см. также письма ГНАУ от 13.10.2006 г. № 19126/7/15-0617 и от 13.10.2006 г. № 11600/6/15-0616 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80).

Таким образом, если это предусмотрено положением о коммунальном налоге, принятым органом местного самоуправления

по месту расположения обособленного безбалансового подразделения, головное предприятие должно зарегистрироваться (стать на учет) в ГНИ по месту нахождения такого подразделения как плательщик отдельного вида налога (коммунального налога), подавать в такой налоговый орган налоговый расчет коммунального налога, составленный с учетом среднеучетного количества штатных работников такого подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет. Взятие на учет осуществляется по факту подачи в ГНИ плательщиком налогового расчета.

Если идет речь

о подразделении (филиале), которому головное предприятие делегировало полномочия по подаче налоговых расчетов и уплате местных налогов, сборов, то именно подразделение берется на учет в ГНИ соответствующей территориальной громады. При этом головное предприятие письменно уведомляет о делегировании таких полномочий свою ГНИ и ГНИ подразделения. В этом случае головное предприятие не берется на учет как плательщик местных налогов и сборов.

Данный вопрос регламентирован п. 2.3 Методических рекомендаций по полноте охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16, с. 5. Также см. наш комментарий к этому документу // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16, с. 22 и статью «Как филиал уплачивает отдельные налоги и сборы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 20, с. 17.

 

Разрешение на размещение объектов торговли: быть или не быть

Данный раздел приказа полностью повторяет позицию ГНАУ, изложенную в письме от 22.12.2009 г. № 28531/7/15-0717.

История этого вопроса давняя и незаконченная. Дело в том, что есть очень серьезные аргументы, которые ставят под сомнение правомерность получения такого разрешения. Рассмотрим все по порядку.

Начнем с самого главного закона в этом вопросе — с ч. 1 ст. 4 Закона № 2806 (о разрешительной системе), которым предусмотрено что сфера отношений, связанных с выдачей документа разрешительного характера, должна быть урегулирована

только законами. В частности, именно в законе должна быть установлена необходимость получения документа разрешительного характера (это помимо других необходимых элементов*, которые должны быть установлены законом: орган, уполномоченный выдавать разрешения, платность/бесплатность выдачи, срок принятия решения или отказа, основания для отказа и аннулирования документа и др.).

* Кстати, некоторые обязательные элементы урегулированы в уже измененном Законе № 2806, который вступил в силу с 01.04.2010 г., см. наш комментарий в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 19, с. 5.

В отношении разрешения на размещение объектов торговли такой необходимости ни в одном законе не прописано, что же касается Закона № 1251 и Декрета № 56-93, то в них установлена только

необходимость уплаты сбора за разрешение и его размеры.

Далее обратимся к п. 10 ст. 10 Закона № 2807 (о благоустройстве), который установил лишь

орган, уполномоченный выдавать разрешение, но (внимание!) не на размещение объектов торговли, а на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения. То есть, во-первых, опять нигде не установлена необходимость получения документа (а только орган), во-вторых, речь идет о совсем другом разрешении, которое касается не просто объектов торговли, а именно зданий и сооружений торгового назначения (определение зданий и сооружений, а также их классификация утверждены приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507).

И, казалось бы, даже после выхода Закона № 2807 абсолютно всех элементов необходимых по ст. 4 Закона № 2806 для законного существования любого из вышеупомянутых разрешений, нет (будь то разрешение по Декрету № 56-93 или Закону № 2807). Однако смущает тот факт, что легитимность последнего разрешения (из Закона № 2807) была подтверждена таким серьезным документом, как постановление Кабмина «О мерах относительно выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 21.05.2009 г. № 526 (п. 63 приложения 1). Поэтому спорить о законности именно этого разрешения будет сложнее.

Что же следует из комментируемого документа от ГНАУ? учитывая гремучую смесь ссылок на Закон № 1251, Декрет № 56-93, Закон № 2807, Закон № 2806, постановление Кабмина № 526, она

не видит препятствий в выдаче разрешения на размещение объектов торговли (Декрет № 56-93) местными властями.

Причем, что интересно, сама ГНАУ в письме от 27.02.2008 г. № 3778/7/15-0417 признавала разницу между разрешением на размещение объектов торговли (Декрет № 56-93) и разрешением на размещение зданий и сооружений торгового назначения (Закон № 2807):

«…В то же время в 2005 г. был принят Закон Украины от 06.09.2005 г. № 2807-IV «О благоустройстве населенных пунктов», согласно которому сельским, поселковым и городским советам были предоставлены полномочия относительно предоставления разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения и введен запрет на самовольное установление на объектах благоустройства торговых лотков, павильонов, киосков и т. п.

То есть на сегодня сложилась ситуация, когда отсутствуют правовые основания для выдачи разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, а согласно Закону Украины «О благоустройстве населенных пунктов» органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять выдачу разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения»

.

Кроме того, история знает еще один положительный пример от ГНАУ, который связан с получением торговых патентов. Так, в письме от 21.07.2009 г. № 8658/5/15-0416// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 74, с. 15, ГНАУ согласилась с тем, что у субъектов хозяйственной деятельности больше нет правовых оснований для получения разрешения на размещение объекта торговли. Поэтому заявку на выдачу торгового патента налоговые органы будут принимать при наличии у такого субъекта хозяйствования необходимых документов, определенных частью четвертой ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины

(относительно согласования размещения подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления), и требований, установленных п. 2 ст. 58 этого Кодекса (относительно включения в Единый государственный реестр), или при наличии документов, которые удостоверяют право собственности или аренды помещения, в котором осуществляется торговая деятельность, деятельность по предоставлению бытовых услуг. Подробнее об этом можно прочесть в статье «Проблемный сбор за размещение объекта торговли» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 74, с. 40.

Однако на сегодняшний день мы имеем несколько иную позицию от ГНАУ. Если возникнет с ней желание поспорить, то здесь союзником выступит Госпредпринимательства с его многочисленными письмами о неправомерности разрешения на размещение объекта торговли: от 31.05.2006 г. № 4006, от 17.10.2006 г. № 7507, от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104, от 28.12.2006 г. № 9476, от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048, от 22.05.2008 г. № 4356, от 30.04.2009 г. № 5022, от 09.09.2009 г. № 10831. Так же ознакомьтесь с нашей статьей «Разрешение на торговлю для летнего кафе» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 25, с.28.

 

Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше