Темы статей
Выбрать темы

Уплата транспортного налога за большегрузные автомобили марки «БелАЗ»

Редакция НиБУ
Письмо от 09.07.2009 г. № 14316/7/17-0317

34. О налогообложения крупнотоннажных автомобилей марки «БелАЗ»

Согласно требованиям УКТВЭД крупнотоннажные автомобили марки «БелАЗ» классифицируются в товарной позиции 8704 «Автомобили грузовые», к которой, в частности, относятся и самосвалы, т. е. транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или днищем, открывающимся вниз, предназначенным для перевозки грунта, породы или других материалов. Эти автомашины, которые могут иметь жесткое или шарнирное шасси, как правило, оборудованы колесами для движения по бездорожью и могут передвигаться по мягкому грунту. В эту товарную позицию входят как тяжелые, так и легкие самосвалы, а именно классифицированные в подсубпозициях 8704 10 110 — 8704 10 900 автомашины, предназначаемые для использования в карьерах, рудниках или на строительных площадках, на строительстве дорог для перевозки грунта, гравия, цемента и т. п. Указанные подсубпозиции также охватывают транспортные средства меньшего размера, используемые на строительных площадках для указанных целей.

Следовательно, крупнотоннажные автомобили-самосвалы марки «БелАЗ», предназначенные для использования вне дорожной сети,

являются объектом налогообложения, по УКТВЭД определены под кодом 8704 «Автомобили грузовые» и соответственно облагаются налогом по ставке, установленной статьей 3 Закона 1963-XII, в зависимости от объема цилиндров двигателя.



комментарий редакции

Уплата транспортного налога за большегрузные автомобили марки «БелАЗ»

Поскольку в пунктах 34 и 36 обзорного письма речь идет практически об одном и том же, только под разными углами зрения, мы решили объединить комментарии к этим двум пунктам в один.

Итак, в п. 34 ГНАУ утверждает, что

большегрузные автомобили марки «БелАЗ», применяющиеся, в частности, предприятиями горнодобывающей отрасли в открытых карьерах, шахтах, рудниках для транспортировки различных грузов в пределах территории таких предприятий, следует классифицировать в товарной позиции 8704 «Автомобили грузовые», относя их к субпозиции 8704 10 «Автомобили-самосвалы, предназначенные для использования на бездорожье». Заметим, что такой подход влечет за собой необходимость налогообложения этих транспортных средств по ставкам, установленным ст. 3 Закона № 1963 для кода УКТВЭД 8704.

Вместе с тем

существует противоположное мнение о необходимости классифицировать большегрузные автомобили по коду УКТВЭД 8709, что позволяет исключить их из объектов обложения транспортным налогом. К этой товарной позиции, в частности, относятся транспортные средства грузовые, самоходные, используемые на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, не оборудованные подъемными и погрузочными приспособлениями; тягачи, которые используются на железнодорожных платформах, их части.

Безусловно, приоритет в данном случае следует отдавать рекомендациям таможенников, которые изложены в Пояснениях № 68, причем внимательное их прочтение наводит на мысль о правоте налоговиков.

В частности, в пояснениях к товарным категориям 8704 10 10 и 8704 10 90 указывается, что

автомобили-самосвалы, в зависимости от компоновки шасси, проходимости, по параметрам осевой нагрузки и внешним габаритам делятся на дорожные, т. е. которые могут передвигаться по дорогам общего пользования, повышенной проходимости, движение которых допускается дорогами общего пользования и в карьерах, и внедорожные (так называемые карьерные), которые могут передвигаться только за пределами дорог общего пользования, т. е. предназначенные для использования на бездорожье.

Внедорожные карьерные самосвалы предназначены для вывоза породы с мест открытой разработки полезных ископаемых, перевозки строительных материалов — песка, щебня и других материалов при строительстве дорог и т. п. Движение таких самосвалов по дорогам общего пользования запрещено из-за массово-габаритных ограничений.

Внедорожные самосвалы используют для транспортировки груза на небольшое расстояние. Они оснащены кузовами ковшевого типа и не имеют открывающихся бортов. Роль заднего борта выполняет поднятая задняя часть кузова.

Заметим, что анализ судебной практики по этому вопросу свидетельствует о ее неоднозначности. Так, в решениях, принимаемых судами в пользу налогоплательщиков, одним из главных аргументов, на который ссылаются последние и который зачастую находит понимание у судов, является трактовка термина «внедорожные самосвалы» из пояснений к товарной позиции 8704. Например, в постановлении ВХСУ от 02.03.2005 г. № 41/71а, определении Киевского апелляционного административного суда от 26.01.2009 г. № 22-а-6189/08 и др. утверждается, что

автомобили «БелАЗ» не являются внедорожными, поскольку эти транспортные средства могут использоваться исключительно на специальных путях горнодобывающих предприятий и непригодны для использования в условиях бездорожья , а поэтому они не относятся к товарной позиции 8704.

Кроме того, некоторые суды (см., например, определение Львовского апелляционного административного суда от 31.03.2009 г. № 22а-9633/08/9104; постановление Кировоградского окружного административного суда от 23.12.2009 г. № 2-а-7868/09/1170 и др.) принимали во внимание тот факт, что такие транспортные средства

предназначены для перевозки грузов на короткие расстояния в пределах горнодобывающих предприятий (обогатительных фабрик, карьеров, отвалов). По мнению судов, этот факт является решающим квалификационным признаком для их отнесения к товарной позиции 8709.

Справедливости ради следует сказать и о существовании противоположных судебных решений (см., например, постановление Ривненского окружного административного суда от 29.09.2009 г. № 2а-4002/09/1770; определение Киевского апелляционного административного суда от 22.12.2009 г. № 22-а-42236/08; постановление ВАСУ от 10.12.2009 г. № К-37345/06 и др.), где преимущество было отдано описанной выше позиции налоговиков, по которой автомобили «БелАЗ» следует относить к товарной позиции 8704, облагая при этом транспортным налогом.

Подводя итог, скажем, что окончательная точка в таких спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками еще не поставлена. Видимо, понимая неоднозначность своей позиции, ГНАУ в п. 36 комментируемого письма приводит развернутую характеристику товарной позиции 8709, что, судя по всему, должно окончательно убедить владельцев БелАЗов в ошибочности их мнения. Кстати, консультация специалиста ГНАУ аналогичного содержания была ранее опубликована в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 100.

Кроме того, в этой части письма также указывается, что в Законе № 1963 не идет речь об объектах налогообложения через призму их регистрации в органах ГАИ или других госорганах*. ГНАУ подчеркивает, что

независимо от места своей регистрации транспортное средство, которое не может быть классифицировано в товарной позиции 8709, следует облагать транспортным налогом в общем порядке.

* Здесь следует отметить, что большегрузные автомобили марки «БелАЗ» регистрируются в территориальных органах Госгорпромнадзора, причем новый порядок такой регистрации утвержден совсем недавно постановлением КМУ от 06.01.2010 г. № 8.

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше