Темы статей
Выбрать темы

Товарная биржа не является налоговым агентом по налогу с доходов

Редакция НиБУ
Статья

Товарная биржа не является налоговым агентом по налогу с доходов

 

Суть спора

В данном случае спор вели представители товарной биржи и представители налоговых органов. Суть спора сводится к тому, что товарная биржа не согласна с мнением представителей налоговых органов, что согласно

Закону № 889 товарная биржа является налоговым агентом относительно сумм налога с доходов, который должен быть удержан из дохода, полученного продавцом движимого имущества.

 

Позиция налоговых органов

Согласно

ст. 15 Закона о товарной бирже договор считается заключенным с момента его регистрации на бирже. Учитывая изложенное, при проведении биржевой операции по купле-продаже движимого имущества одна из сторон (покупатель) получает право собственности на движимое имущество, которое приобретает, а другая сторона договора (продавец) получает доход от такой продажи только с момента регистрации договора на бирже.

В статье

1 Закона о товарной бирже указано, что товарная биржа имеет статус юридического лица и ее целью, в частности, является предоставление услуг по заключению биржевых договоров.

Согласно

п. 12.3 Закона № 889, если объект движимого имущества продается при посредничестве юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента, то такое лицо считается налоговым агентом налогоплательщика по налогообложению доходов, полученных таким плательщиком налога от такой продажи.

Пунктом 1.15 Закона № 889

определено, что налоговый агент — это юридическое или физическое лицо (резидент или нерезидент), которые независимо от их организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет налогоплательщика, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам, а также нести ответственность за нарушение норм этого Закона.

Исходя из этого, при заключении на товарной бирже договоров купли-продажи движимого имущества, которое принадлежит продавцу — физическому лицу, налоговым агентом такого плательщика — физического лица относительно налогообложения доходов, полученных им от такой продажи, является товарная биржа. Агентские функции биржи, которые она должна выполнять согласно

п. 12.5 Закона № 889, заключаются в том, что налог с доходов физических лиц уплачивается продавцом самостоятельно до или во время регистрации биржевого соглашения, а биржи во время регистрации договора должны проконтролировать (проверить) правильность уплаты (перечисления в бюджет) необходимой суммы налога, осуществив расчет (начисление) сумм налогооблагаемого дохода и подлежащего уплате налога.

 

Решение дела судом

Согласно

ч. 3 ст. 1 Закона о товарной бирже товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли.

Товарная биржа не выступала согласно заключенным договорам в качестве поверенного или комиссионера.

Кроме того, согласно

п. 12.5 Закона № 889 налоговым агентом при осуществлении операций по отчуждению объектов движимого имущества в порядке, определенном в ст. 12 Закона № 889, является нотариус, который удостоверяет соответствующий договор или действительность подписей сторон договора при наличии документа об уплате налога сторонами договора.

Учитывая вышеизложенное,

товарная биржа в Законе № 889 по признакам, приведенным в Законе о товарной бирже, налоговым агентом не определена, поскольку посредническую деятельность не осуществляет.

 

Мнение редакции

Следует отметить, что ГНАУ неоднократно в своих письмах настаивала на том, что товарная биржа является налоговым агентом в отношении доходов, которые получает продавец движимого имущества по договору купли-продажи, заключенному на товарной бирже (

письмо от 19.04.2004 г. № 197/2/17-3110 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 66, письмо от 18.02.2004 г. № 1139/6/17-3116, письмо от 08.06.2006 г. № 6347/6/17-0216).

Однако сначала она настаивала на том, что товарная биржа является налоговым агентом согласно

п. 12.3 Закона № 889 и поэтому обязана начислять, удерживать и уплачивать налог с доходов физических лиц за счет дохода такого лица.

Затем несколько изменила свое мнение, ведь товарная биржа только сводит продавца и покупателя и не ведет посредническую деятельность, связанную с «прохождением» через нее денежных средств (дохода продавца). В связи с этим ГНАУ, ссылаясь на

п. 12.5 Закона № 889, начала настаивать на том, что товарная биржа должна выполнять агентские функции по аналогии с нотариусами. Такие функции заключаются в том, что налог с доходов физических лиц уплачивается продавцом самостоятельно до или во время регистрации биржевого соглашения, а биржи во время регистрации договора должны проконтролировать (проверить) правильность уплаты (перечисления в бюджет) необходимой суммы налога, осуществив расчет (начисление) сумм налогооблагаемого дохода и подлежащего уплате налога.

Вместе с тем ни первая позиция налоговиков, ни вторая не являются правомерной согласно

Закону № 889.

Товарная биржа не может быть налоговым агентом согласно

п. 12.3 Закона № 889, поскольку не является торговым посредником.

Товарная биржа не может быть налоговым агентом как нотариус согласно

п. 12.5 Закона № 889, поскольку она прямо не указана в данном пункте Закона № 889.

А это значит, что если покупателем движимого имущества является физическое лицо, то физическое лицо — продавец обязано самостоятельно задекларировать полученный от продажи движимого имущества доход и уплатить с него налог с доходов физических лиц. А в случае если покупателем движимого имущества является юридическое лицо, то такое юридическое лицо является налоговым агентом по отношению к выплаченному продавцу доходу от продажи движимого имущества.

Учитывая, что налоговикам администрировать налог с доходов с помощью товарной биржи, определяя ее налоговым агентом, намного проще, то налоговики вряд ли откажутся от той идеи, что товарная биржа является налоговым агентом. Вместе с тем данное решение ВАСУ, а также прямые нормы

Закона № 889, дают все шансы товарным биржам отстоять свою правоту в судебном порядке.

 

Материал подготовила Татьяна Онищенко,
 экономист-аналитик

 

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2008 года

 

Высший административный суд Украины <...>

установил:

Товарная биржа «Р» (далее — истец, ТВ «Р») обратилась в хозяйственный суд Харьковской области с иском к Государственной налоговой инспекции <...> (далее — ответчик, ГНИ) о признании недействительным налогового уведомления-решения ГНИ от 28.08.2006 г. <...>.

Постановлением хозяйственного суда Харьковской области от 09.10.2006 г., оставленным без изменений определением Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 18.12.2006 г., исковые требования удовлетворены; признано недействительным налоговое уведомление-решение ГНИ <...> от 28.08.2006 г. <...>.

ГНИ <...> обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановление хозяйственного суда Харьковской области от 09.10.2006 г. и определение Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 18.12.2006 г. отменить и принять новое судебное решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Коллегия судей Высшего административного суда Украины считает, что кассационная жалоба ГНИ <...>

не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, судами предыдущих инстанций установлено, что 28.08.2006 г. ГНИ <...> принято налоговое уведомление-решение <...>, которым истцу определена сумма налогового обязательства по налогу с доходов физических лиц на общую сумму 129773,07 грн., в том числе 43257,69 грн. основного платежа и 86515,38 грн. штрафных (финансовых) санкций.

В соответствии с заключениями Акта проверки истцом в нарушение п. 7.1 ст. 7, п. 8.1 ст. 8, п. 12.3 ст. 12, и п.п. «а» п. 19.2 ст. 19 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»

не удерживался налог с доходов физических лиц при заключении договоров купли-продажи транспортных средств <...>.

В отношении указанного в Акте проверки невыполнения истцом обязанности налогового агента плательщика налога — физического лица по налогообложению доходов при заключении договоров купли-продажи движимого имущества, принадлежащего продавцу — физическому лицу, Высший административный суд обращает внимание на следующее.

Согласно п. 1.15 ст. 1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налоговый агент — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо либо нерезидент или его представительство, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушение норм этого Закона.

Согласно содержанию п.п. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налоговый агент, начисляющий (выплачивающий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, удерживает налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в соответствующих пунктах статьи 7 этого Закона.

Согласно п. 12.3 ст. 12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»,

если объект движимого имущества продается при посредничестве юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента, то такое лицо считается налоговым агентом плательщика налога в отношении налогообложения доходов, полученных таким плательщиком налога от такой продажи.

В соответствии с 12.5 ст. 12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налоговым агентом при осуществлении операций по отчуждению объектов движимого имущества в порядке, предусмотренном в статье 12 этого Закона, является нотариус, удостоверяющий соответствующий договор или подлинность подписей сторон соглашения при наличии документа об уплате налога сторонами договора.

Наряду с этим, в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Украины «О товарной бирже»

товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли.

Судами предыдущих инстанций установлено, что истец за проверенный ответчиком период

договоры с продавцом и покупателем (физическими лицами) на предоставление посреднических услуг, предусмотренных гражданским законодательством Украины, не заключал, в биржевых соглашениях не выступал поверенным или комиссионером.

Таким образом, товарная биржа в Законе Украины «О налоге с доходов физических лиц» по признакам, приведенным в Законе Украины «О товарной бирже»,

налоговым агентом не определена, поскольку посредническую деятельность не осуществляет.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций относительно

беспочвенности доначисления ответчиком ТВ «Р» налога с доходов физических лиц на общую сумму 129773,07 грн.

Согласно ч. 1 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу и не может исследовать доказательства, устанавливать и признавать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном решении, и решать вопрос о достоверности того или иного доказательства.

Учитывая изложенное, Высший административный суд Украины пришел к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом выяснены обстоятельства дела и дана им соответствующая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли привести к изменению или отмене постановления хозяйственного суда Харьковской области от 09.10.2006 г. и определения Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 18.12.2006 г. <...>, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 222, 223, 224, 230 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд

определил:

Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции <...>

оставить без удовлетворения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше