Темы статей
Выбрать темы

Об обложении НДФЛ единоналожников при нарушении условий упрощенной системы налогообложения

Редакция НиБУ
Письмо от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10

Об обложении НДФЛ единоналожников при нарушении условий упрощенной системы налогообложения

Письмо Высшего административного суда Украины от 15.06.2010 г. № 889/11/13-10

 

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением подпункта 9.12.1 пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» и статьи 6 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ), в случае превышения объема выручки, установленной Указом, на основании пункта 3 части первой статьи 39 Закона Украины «О судоустройстве Украины» в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Согласно подпункту 9.12.1 пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, а также физическим лицом, уплачивающим рыночный сбор, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам, с учетом норм этого пункта.

Таким специальным законодательством, в частности, является Указ, которым введен специальный режим налогообложения, учета и отчетности, направленный на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Положениями статьи 1 названного Указа предусмотрено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в том числе, для физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года находится не больше 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривень.

Следовательно, реализация права субъекта малого предпринимательства на введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности зависит от выполнения последним установленных Указом требований.

При этом единый налог уплачивается исключительно с доходов, полученных физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности с соблюдением требований Указа, в частности, если выручка плательщика единого налога за год не превышает 500 тыс. гривень.

В то же время нарушение условий внедрения упрощенной системы налогообложения, определенных статьей 1 Указа, в том числе превышение предельного объема выручки за год, является юридическим фактом, который исключает возможность применения к субъекту малого предпринимательства правил налогообложения, предусмотренных для плательщиков единого налога.

Предписаниями статьи 6 Указа определено, что субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком налога на доходы физических лиц, поскольку указанный налог уплачивается им в составе единого налога.

В соответствии со статьей 2 этого Указа физическое лицо, зарегистрированное как плательщик единого налога, уплачивает такой налог по ставке, установленной местными советами по месту государственной регистрации плательщика, в зависимости от вида его деятельности. При этом только при условии соблюдения предписаний названного Указа доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика налога и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное,

неуплата налога с доходов физических лиц, как это предусмотрено для плательщиков единого налога, возможна только в случае соблюдения субъектом малого предпринимательства условий пребывания на упрощенной системе налогообложения. Указанное касается также и соответствия предельного объема выручки плательщика единого налога размерам, определенным Указом.

Согласно статье 5 Указа

в случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала).

В то же время названный Указ не содержит положений, которые бы регулировали вопрос налогообложения сумм, превышающих предельный объем выручки, установленный законодателем.

При таких обстоятельствах

налогообложение доходов, полученных плательщиком единого налога с нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, должно осуществляться с применением правил общей системы налогообложения.

Следовательно, предоставлять правовую оценку выводам налоговой инспекции о наличии оснований для начисления субъекту малого предпринимательства — плательщику единого налога налоговых обязательств по налогу с доходов физических лиц с сумм, превышающих предельный объем выручки, судам необходимо с учетом общих принципов, закрепленных в Конституции Украины и Законе Украины «О системе налогообложения», исключительно которыми устанавливаются принципы налоговых отношений в Украине, а также Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц».

При этом административным судам следует учитывать, что

сумма выручки плательщика единого налога — комиссионера от продажи товаров, переданных ему на реализацию комитентом, в полном объеме зачисляется в состав выручки такого плательщика-комиссионера. Следовательно, эта сумма учитывается при определении предельного объема выручки, при превышении которого субъект малого предпринимательства утрачивает право находиться на упрощенной системе налогообложения.

Это письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов апелляционного округа для учета при совершении правосудия.

 

Председатель суда А. Пасенюк



комментарий редакции

Превышение предельного размера выручки облагается налогом с доходов

Как известно, налоговики считают, что если физлицо-единоналожник нарушило один из критериев Указа № 727, а именно превышен установленный размер выручки, то такое

превышение следует обложить налогом с доходов по правилам, предусмотренным разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 (см., например, письма ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, от 13.08.2007 г. № 4005/г/17-0715). То есть с суммы превышения следует уплатить налог с доходов так, как уплачивает этот налог предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения.

В то же время из самого Указа № 727 однозначно следует, что плательщик единого налога, нарушивший хотя бы одно из условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (объем выручки, численность работников), должен

со следующего отчетного периода (квартала) перейти на общую систему. Собственно, это и есть санкция за нарушение норм Указа. При этом само собой разумеется, что до конца квартала, в котором произошло нарушение, такое лицо может доработать на едином налоге.

До недавнего времени налогоплательщикам в спорах с налоговиками приходилось

обращаться в суд. И достаточно часто суды защищали налогоплательщика (см., например, Определение Харьковского апелляционного административного суда от 22.01.2009 г. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 4). Однако с выходом данного письма ВАСУ ситуация, скорее всего, изменится, причем в худшую для налогоплательщиков сторону. В ключевом абзаце письма сказано, что Указ № 727 не содержит положений, которые бы регулировали вопрос налогообложения сумм, превышающих предельный объем выручки, а значит налогообложение сумм превышения должно осуществляться с применением правил общей системы налогообложения. Судя по всему, ВАСУ намекает на тот же раздел IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92. Это первый негативный вывод данного письма.

Второй вывод заключается в фискальной позиции по отношению к определению

выручки физлица-комиссионера, находящегося на упрощенной системе налогообложения. Как и следовало ожидать, ВАСУ вслед за ВСУ (см. постановление ВСУ от 19.01.2010 г. № 10/01 на с. 46 этого номера) указывает, что комиссионер для целей пребывания на упрощенной системе должен учитывать выручку от продажи товара, принадлежащего комитенту. Выходит, что и в этом вопросе налогоплательщикам не стоит рассчитывать на поддержку судов.

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше