Темы статей
Выбрать темы

Повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума: последствия

Редакция НиБУ
Статья

Повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума: последствия

 

Минимальная заработная плата и прожиточный минимум на трудоспособное лицо — одни из важных макроэкономических показателей, за изменениями которых пристально следят бухгалтеры. Данная статья призвана обратить внимание наших читателей на очередное повышение минзарплаты и прожитминимума на трудоспособное лицо, которое произошло с 1 июля 2010 года, и на его последствия.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

 

Законом о госбюджете-2010

предусмотрено поэтапное повышение в течение 2010 года минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Напомним, что в настоящее время минимальная заработная плата устанавливается на уровне прожиточного минимума на трудоспособное лицо.

Согласно

ст. 52 и 53 Закона о госбюджете-2010 с 1 июля 2010 года размеры прожиточного минимума на трудоспособное лицо и минимальной зарплаты повышены и составили по 888 грн. Повысилась и минимальная зарплата в почасовом размере — с 1 июля 2010 года она составляет 5,32 грн. Такие размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты, в том числе в почасовом размере, будут действовать по сентябрь 2010 года.

 

Последствия повышения минимальной зарплаты

Согласно

ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона об оплате труда минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).

Работодатель не вправе устанавливать работнику заработную плату в размере ниже минимального.

С установленным размером минимальной заработной платы следует сравнивать начисленную заработную плату . При этом в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

Таким образом, работникам, у которых зарплата

ниже 888 грн., необходимо повысить ее до уровня минимальной зарплаты. Работникам, которым оплата труда производится в почасовом размере, должна быть установлена часовая тарифная ставка в размере не ниже 5,32 грн.

Месячная заработная плата может выплачиваться в размере, который меньше уровня минимальной заработной платы, только в отдельных случаях (например, если работник работает в условиях неполного рабочего времени или в случае невыполнения работником установленной нормы выработки).

Обращаем внимание: нынешнее повышение размера минимальной зарплаты

не повлияет на размеры налоговых социальных льгот (далее — НСЛ). Дело в том, что согласно п. 6.1 Закона № 889 размер обычной НСЛ, от которого, в свою очередь, зависят размеры остальных НСЛ, составляет 50 % минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года. То есть размеры НСЛ рассчитываются исходя из минзарплаты на 1 января текущего года и остаются неизменными в течение всего года.

Повышение размера минимальной заработной платы повлияет на размеры некоторых показателей. В частности, на размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд.

Напомним: для того, чтобы в стаж застрахованного лица был засчитан полный месяц, уплата взноса в Пенсионный фонд должна составлять не менее размера минимального страхового взноса. В случае если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше, чем размер минимального страхового взноса, застрахованное лицо может осуществить доплату страховых взносов в таком размере, чтобы общая сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов составляла не менее размера минимального страхового взноса за этот месяц. Такая доплата до размера минимального страхового взноса производится застрахованным лицом, в том числе физлицом-предпринимателем, добровольно по его решению.

Приведем размеры минимального страхового взноса для отдельных категорий застрахованных лиц. Так, с 1 июля 2010 года размер минимального страхового взноса составляет:

— для обычных работников, в том числе работающих у плательщиков ФСН, — 312,58 грн. (888 грн. хх 35,2 %);

— для работников-инвалидов, в том числе работающих у плательщиков ФСН, — 53,28 грн. (888 грн. х 6 %);

— для физических лиц — предпринимателей, в том числе избравших особый способ налогообложения, — 294,82 грн. (888 грн. х 33,2 %).

Отметим также, что с 1 июля 2010 года с повышением размера минимальной зарплаты изменится минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемых хозобществ. В период с июля по сентябрь 2010 года он будет составлять: для АО — 1110000 грн. (1250 х 888 грн.), для ООО, ОДО — 888 грн. (

ст. 24, 52, 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII) .

 

Последствия повышения прожиточного минимума

От размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит ряд показателей, используемых бухгалтерами в текущей работе.

1. Исходя из размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо рассчитывается размер максимальной величины заработной платы (дохода), с которой взимаются взносы в фонды социального страхования. Напомним, что он равен 15 размерам прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц

. Следовательно, в июле — сентябре 2010 года размер максимальной величины заработной платы, с которой взимаются взносы в социальные фонды, составляет 13320 грн. (888 грн. х 15).

Изменение размера максимальной величины заработной платы, с которой уплачиваются социальные взносы, необходимо учитывать при начислении «переходящих» выплат (отпускных и больничных). Дело в том, что для сравнения с максимальной величиной зарплаты, с которой взимаются социальные взносы, «переходящие» отпускные и больничные распределяются по месяцам, на которые они приходятся. Например, если в июле 2010 года начисляются больничные за июнь — июль 2010 года, то для целей взимания пенсионных взносов сумму больничных, приходящуюся на июнь, с учетом начисленной зарплаты за этот месяц нужно сравнивать с 13260 грн., а сумму больничных, приходящуюся на июль, с учетом начисленной зарплаты за этот месяц, — с 13320 грн.

2. Размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо используется

при определении ставки взносов на общеобязательное государственное социальное страхование по временной потере трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, в части удержаний. Напомним, что для наемных работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума на трудоспособное лицо (с июля по сентябрь 2010 года ниже 888 грн.), размер ставки страхового взноса составляет 0,5 %, для наемных работников, заработная плата которых выше прожиточного минимума на трудоспособное лицо (с июля по сентябрь 2010 года выше 888 грн.), размер ставки страхового взноса составляет 1 %.

Обращаем внимание тех, кто начисляет отпускные «наперед»: для определения размера ставки взноса в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд) суммы «переходящих» отпускных распределяются на соответствующие месяцы отпуска и доход каждого из таких месяцев (с учетом начисленной зарплаты за отработанные в этих месяцах дни) сравнивается с прожиточным минимумом для трудоспособных лиц. Таким образом, при начислении отпускных в июне 2010 года за июнь — июль для определения ставки удержаний взноса в Фонд сумму июньских отпускных с учетом зарплаты за этот месяц необходимо сравнивать с 884 грн., а сумму июльских отпускных с учетом зарплаты за июль 2010 года — с 888 грн.

3. В пределах прожиточного минимума на трудоспособное лицо индексируется заработная плата. Таким образом, в период

с июля по сентябрь 2010 года заработная плата работников должна индексироваться в пределах 888 грн.

Обращаем внимание:

неизменным останется предельный размер дохода, дающий право на применение НСЛ. Согласно п.п. 6.5.1 Закона № 889 размер данного показателя зависит от размера прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года. Поэтому в течение всего 2010 года предельный размер дохода для применения НСЛ составляет 1220 грн. (869 грн. хх 1,4, округленное до ближайших 10 грн.). Соответственно не изменится и размер выплат, зависящих от размера предельного размера дохода для применения НСЛ (например, размер необлагаемой нецелевой благотворительной помощи (в 2010 году — 1220 грн.), размер необлагаемой помощи на погребение, который в 2010 году составляет 2440 грн.).

Уверены, что теперь наши читатели учтут все последствия изменения минимальной зарплаты и прожиточного минимума на трудоспособное лицо, касающиеся их работы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше