Темы статей
Выбрать темы

О налогообложении операций по предоставлению права пользования собственными знаками для товаров и услуг

Редакция НиБУ
Письмо от 07.10.2009 г. № 21914/7/16-1517-26

О налогообложении операций по предоставлению права пользования собственными знаками для товаров и услуг

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.10.2009 г. № 21914/7/16-1517-26

 

ГНАУ рассмотрела письмо о предоставлении разъяснения о порядке налогообложения операций по предоставлению на платной основе права пользования собственными знаками для товаров и услуг другим лицам и сообщает.

Согласно п. 1.30 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон о прибыли)

роялти являются платежами любого вида, полученными как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование любым авторским правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио или телевизионного вещания; за приобретение любого патента, зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки, дизайна, секретного чертежа, модели, формулы, процесса, права на информацию по промышленному, коммерческому или научному опыту (ноу-хау).

Не считаются роялти

платежи за получение объектов собственности, определенных в части первой этого пункта, во владение или распоряжение либо собственность лица или если условия пользования такими объектами собственности предоставляют право пользователю продать или отчуждать иным способом такой объект собственности или обнародовать (разгласить) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию по промышленному, коммерческому или научному опыту (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое обнародование (разглашение) является обязательным согласно законодательству Украины.

Вопросы, связанные с понятием права интеллектуальной собственности, регулируются Книгой четвертой ГКУ.

Перечень объектов права интеллектуальной собственности определен ст. 420 ГКУ. В частности, к объектам права интеллектуальной собственности согласно этой статье относятся коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг).

Правом интеллектуальной собственности в соответствии с п. 1 ст. 418 ГКУ является право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на другой объект права интеллектуальной собственности, определенный ГКУ и другим законом. Этой же статьей определено, что право интеллектуальной собственности составляют личные неимущественные права интеллектуальной собственности и (или) имущественные права интеллектуальной собственности. При этом в преамбуле Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» указано, что данный Закон охраняет, в частности, личные неимущественные права и имущественные права авторов и их правопреемников.

В соответствии с положениями Книги четвертой ГКУ одним из имущественных прав интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности с правом на использование этого объекта является исключительное право разрешать использование объекта (выдавать лицензии).

При этом в ст. 419 ГКУ указано, что право интеллектуальной собственности и право собственности на вещь не зависят друг от друга, а переход права на объект права интеллектуальной собственности не означает перехода права собственности на вещь.

Статьей 1107 ГКУ предусмотрены виды договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности, одним из которых является лицензионный договор.

В то же время п. 4 ст. 1108 ГКУ установлено, что с согласия лицензиара, предоставленного в письменной форме, лицензиат может выдать письменные полномочия на использование объекта права интеллектуальной собственности другому лицу (сублицензию).

Таким образом, если лицензиар владеет правом интеллектуальной собственности на объект интеллектуальной собственности, что удостоверяется соответствующим образом, и реализует свое имущественное право интеллектуальной собственности на такой объект интеллектуальной собственности путем предоставления лицензиату права на использование этого объекта, при этом лицензионным договором не предусмотрены условия, которые бы предоставляли право пользователю объекта интеллектуальной собственности продавать, передавать или отчуждать указанный объект <…>, то

платежи по такому лицензионному договору, предусматривающему предоставление на срок действия лицензионного договора лицензиату права использовать принадлежащий лицензиару знак для товаров (в том числе права, определенные п. 4 ст. 1108 ГКУ), без права лицензиата продать или отчуждать иным способом сам объект интеллектуальной собственности, полностью соответствуют понятию «роялти», определенному п. 1.30 ст. 1 Закона.

Аналогичной позиции придерживается Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности, которая изложена в письме от 09.08.2006 г. № 06-10/10-375.

Что касается налогового учета роялти, то получение роялти увеличивает сумму валового дохода

предприятия-получателя на основании п.п. 4.1.4 ст. 4 Закона о прибыли и в случае, если уплата этих платежей связана с ведением хозяйственной деятельности пользователя объекта интеллектуальной собственности (лицензиата), они включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.4.2 ст. 5 Закона о прибыли.

В то же время сообщаем, что в соответствии с п.п. «в» п. 13.1 ст. 13 Закона о прибыли

доходы в виде роялти, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей.

Вопрос о применении норм налогового законодательства к указанным операциям был разъяснен письмами ГНАУ от 05.09.2005 г. № 17622/7/15-1117 и от 16.08.2006 г. № 15426/7/15-03174, направленными в адрес региональных ГНА для использования в работе и информирования плательщиков налогов, а также в письме ГНА в Киевской области от 18.01.2007 г. № 49/10/16-016/16, адресованном ОАО. Кроме того, указанный вопрос отражен также и в письме Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 09.08.2006 г. № 06-10/10-375.

Отмеченное было указано в письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 6381/6/16-1515-10 в ответ на запрос плательщика от 23.06.2009 г. № 150/1, о чем письмом ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14038/7/16-1517-10 была проинформирована ГНА в Киевской области.

Учитывая то, что с момента написания указанных писем нормы налогового законодательства по этому вопросу не изменились,

следует руководствоваться указанными письмами. В добавление к изложенному ГНАУ сообщает, что письмо ГНАУ от 19.08.2009 г. № 17857/7/16-1517-10 отзывается.

 

Заместитель С. Чекашкин



комментарий редакции

Плата за пользование знаком для товаров и услуг — роялти

Согласно ст. 420 ГКУ торговая марка (знак для товаров и услуг) — это объект права интеллектуальной собственности. В Законе о налоге на прибыль норм, связанных с отражением таких прав, несколько — в рамках определений терминов «продажа работ (услуг)», «роялти» и «нематериальный актив».

В данном письме рассматривается только один из случаев — когда

лицензиар предоставляет право пользования торговой маркой лицензиату. В налоговом учете приобретение таких прав нельзя рассматривать как приобретение нематериального актива, поскольку лицензиату не переходит право собственности на саму торговую марку, он может лишь пользоваться ею.

Что касается двух других терминов, то они соотносятся как общее к частному: поставка работ (услуг) — широкое понятие, включающее в себя, в частности, передачу права на основании авторских или лицензионных договоров, а также другие способы передачи объектов авторского права, патентов, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности. В свою очередь, платежи за получение права пользования торговой маркой считаются роялти (с применением льготы согласно п.п. 3.2.7 Закона об НДС).

Однако если условия договора позволяют продать или осуществить отчуждение этой торговой марки (правильней было бы сказать — права собственности на эту торговую марку), то платежи по такому договору не будут считаться роялти ввиду нормы, указанной во

втором абзаце п. 1.30 Закона об НДС. В таком случае соответствующая льгота не применяется. Обратите внимание, речь идет именно об отчуждении такого объекта права собственности, а не права пользования им. То есть если лицензиат по договору с лицензиаром имеет право передать право пользования торговой маркой сублицензиату (т. е. выдать сублицензию), то для лицензиата платежи по такому договору все равно будут считаться роялти . Собственно об этом и идет речь в данном письме.

Что касается отражения платежей по такому лицензионному договору, то лицензиат включает их в состав валовых расходов по

правилу первого события, если лицензиар является обычным плательщиком налога на прибыль (несмотря на то, что в п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль фигурирует слово «выплата»; см. письмо ГНАУ от 17.03.2004 г. № 2000/6/15-1116, а также мнение налоговиков ГНА в Харьковской области в газетах «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 42 и 2005, № 75 соответственно). В учете лицензиара будет отражено увеличение валовых доходов согласно п.п. 4.1.4 Закона о налоге на прибыль. Причем, несмотря на то что в нем также фигурирует слово «получение», на наш взгляд, валовые доходы также следует отражать по правилу первого события, ведь учет лицензиата и учет лицензиара должны быть сбалансированными.

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше