Темы статей
Выбрать темы

Об обложении единым налогом субъектов малого предпринимательства — физических и юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю

Редакция НиБУ
Письмо от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018

Об обложении единым налогом субъектов малого предпринимательства — физических и юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018

 

Во исполнение п. 3 решения Общественной коллегии при ГНА Украины от 28.01.10 г. Государственная налоговая администрация Украины предоставляет информацию о практике применения Указа Президента от 28 июня 1999 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

1.

О налогообложении выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссий

Согласно Указу Президента Украины от 28 июня 1999 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» физическое лицо — плательщик единого налога уплачивает единый налог в фиксированном размере, который устанавливается местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц, и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (дохода, убытков или отсутствия деятельности) при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. грн. на календарный год.

Указом (абзац 5 статьи 1) установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Вместе с тем постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637 утверждено Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, которым установлено, что

наличная выручка (выручка) — это сумма фактически полученных наличных средств от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные поступления.

В то же время указанным Положением определены требования к организации наличных и безналичных расчетов. Предусмотрено, что предприниматели, которые открыли текущие счета в банках и хранят на этих счетах свои средства, осуществляют расчеты по своим денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях, преимущественно в безналичной форме, а также в наличной форме (с соблюдением действующих ограничений) в порядке, установленном законодательством Украины.

В соответствии с Гражданским кодексом (статья 1011) по договору комиссии одна сторона (комиссионер — лицо, совершающее соглашения или другие юридические действия от своего имени, но за счет комитента)) обязано по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок. Договор комиссии (посреднический договор) относится к числу договоров о предоставлении материальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций. Посредником при этом является комиссионер.

Согласно Классификатору видов экономической деятельности (КВЭД), принятому приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 № 375, деятельность комиссионеров, осуществляющих торговые операции от имени или за счет других лиц для третьих лиц, или осуществление коммерческих операций от имени комитента (доверителя) относятся к группе «Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле».

То есть комиссионер действует от своего имени, а следовательно, принимает на себя все права и обязанности по договорам, заключаемым с третьими лицами, и несет за них ответственность.

Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (п. 31 ст. 1) определено, что

продажа товаров — любые операции, которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Следовательно, учитывая указанное, комиссионер (физическое лицо — плательщик единого налога) на основании договора комиссии на продажу продукции, выступая от своего имени, самостоятельно заключает договор купли-продажи с третьим лицом (покупателем) и осуществляет продажу (реализацию) товара покупателю. Поэтому

сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности — плательщиком единого налога на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операции по договору комиссии, включая и сумму вознаграждения, считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и согласно положению Указа не должна превышать в течение календарного года 500 тыс. грн.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Указа ставки налога и объем сумм единого налога для юридических лиц, в отличие от физических лиц — предпринимателей, прямо зависят именно от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливаются местными советами в зависимости от вида деятельности, являются фиксированными и не зависят от размера выручки физического лица — плательщика единого налога в пределах разрешенного Указом ее объема — 500 тыс. грн.

То есть

в данном случае годовой объем выручки (500 тыс. грн.) является только критерием определения возможности физического лица — предпринимателя находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в отличие от юридических лиц, у которых объем выручки является объектом налогообложения по ставкам 6 и 10 процентов.

Поэтому

с целью определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения субъекты малого предпринимательства, включая и тех, которые осуществляют торговлю по договору комиссии (поручения), должны учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов и выручку от другой реализации.

Указанная позиция подтверждена решениями судов различных инстанций, в частности:

— постановлением Житомирского окружного административного суда от 03.11.08 по делу № 2-а-8555/08, определением Киевского апелляционного административного суда от 01.12.09 по делу № 22-а42229/;

— постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 29.07.08 по делу № 22-а-3505/2008;

— постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 23.12.08 по делу № 22-а-4326//2008;

— определением Высшего административного суда Украины от 23.12.08 по делу № К-11744/08;

— постановлением Верховного Суда Украины от 31.03.09 по делу № 21-1067.

2. Об обложении единым налогом выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю, предоставляющих экспедиторские, брокерские, агентские услуги

По вопросу налогообложения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих комиссионную торговлю, предоставляющих экспедиторские, брокерские, агентские услуги, региональным органам государственной налоговой службы предоставлено разъяснение письмом от 24.12.2009 № 28729/7/15-0117.

ППозиция, изложенная в указанном разъяснении, основывается на нормах действующего законодательства.

Так, статьей 1 Указа Президента Украины от 03.07.98 № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в частности, для юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). /p>

Следовательно,

упомянутой статьей Указа предусмотрена выручка от реализации (продажи) продукции (товаров, работ, услуг), принадлежащей субъекту хозяйствования по праву собственности.

При этом п. 1.31 ст. 1 Закона Украины от 28.12.94 № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) установлено, что продажа товаров — это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию.

Не считаются продажей

операции по предоставлению товаров в рамках договоров комиссии, хранения (ответственного хранения), поручения, других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу прав собственности на такие товары.

В соответствии с подпунктом 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 Закона валовой доход включает, в частности, общие доходы от продажи товаров (работ, услуг).

При передаче товара от комитента комиссионеру в рамках договора комиссии не предусмотрен переход права собственности на такой товар, поэтому такая операция не является продажей, а следовательно, валовой доход у комитента (как и валовые расходы у комиссионера) не возникает.

Если комиссионер реализует товар покупателю (т. е. третьему лицу), происходит переход права собственности от комитента покупателю. Такая операция считается продажей. Валовой доход, возникающий в соответствии с п.п. 11.3.1 п. 11.3 ст. 11 Закона в результате проведения такой операции, отражается в налоговом учете комитента на общую сумму, полученную от продажи такого товара. Кроме того, в момент подписания акта о предоставленных комиссионных услугах или перечислении комитентом комиссионеру комиссионного вознаграждения у комитента возникают валовые расходы в соответствии с п.п. 11.2.3 п. 11.2 ст. 11 Закона.

Для комиссионера валовой доход возникает в соответствии с п.п. 11.3.1 п. 11.3 ст. 11 Закона на сумму полученного (начисленного) вознаграждения (без учета НДС), поскольку в данном случае собственностью комиссионера является только комиссионное вознаграждение.

Средства, поступающие на расчетный счет плательщиков единого налога — юридических лиц, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги,

являются транзитными и они не имеют права собственности на такие средства.

Поэтому

субъекты малого предпринимательства — юридические лица, осуществляющие комиссионную торговлю, предоставляющие экспедиторские, брокерские, агентские услуги, в базу обложения единым налогом, а также для определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения, должны включать только суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, полученные от осуществления таких видов деятельности.

 

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

ГНАУ о единоналожниках и комиссионных операциях

В ходе проведения Общественной коллегии при ГНАУ возник вопрос о необходимости обобщения имеющихся разъяснений в отношении обложения

единым налогом комиссионных операций.

Важность комментируемого письма состоит в комплексном освещении вопросов налогообложения не только у юридических лиц, но и у физлиц-единоналожников.

Говоря о

юридических лицах (п. 2 письма), укажем только, что с «обновленной» позицией ГНАУ, равно как и с нашим отношением к ней, читатели уже знакомы. В последний раз мы обращались к этой теме в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 7 на с. 44, комментируя письмо ГНАУ от 24.12.2009 г. № 28729/7/15-0117. По сути дела, в сегодняшнем разъяснении налоговики присоединяются к его тезисам.

Иные выводы делает ГНАУ в отношении

физлиц-единоналожников: сумма, полученная предпринимателем-единоналожником на расчетный счет и/или в кассу за осуществление операций по продаже комиссионного товара (включая «транзитные» средства), считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и учитывается для сравнения с 500-тысячным пределом.

Нужно признать, в отношении физлиц-единоналожников ГНАУ традиционно занимает такую позицию (см. также письма ГНАУ от 23.11.2006 г. № 13290/6/17-0416, от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 63, с. 19, там же см. аргументы против учета транзитных сумм в выручке единоналожника).

В то же время, несмотря на определенную непоследовательность ГНАУ и наличие некоторых аргументов в защиту физлиц-единоналожников, рекомендуем осторожным плательщикам все-таки прислушаться к мнению контролирующего органа. Дело в том, что по этому вопросу судебная практика хотя и

не так однозначна, как представляет ГНАУ в письме, но действительно содержит ряд примеров решения споров в пользу налоговых органов (эти споры доходили до Верховного Суда Украины). Ситуация осложняется также и принудительным переводом предпринимателей (превысивших в давно прошедших периодах 500-тысячный лимит) на общую систему налогообложения с соответствующим доначислением налогов и штрафных санкций, в том числе в связи с неприменением РРО при осуществлении наличных расчетов.

 

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше