Темы статей
Выбрать темы

О применении РРО при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Редакция НиБУ
Письмо от 26.02.2010 г. № 1939/6/23-7015

О применении РРО при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.02.2010 г. № 1939/6/23-7015

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <…> о применении регистраторов расчетных операций при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения <…> и в рамках компетенции сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Украины от 06.07.95 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 265), субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Согласно п. 11 статьи 3 Закона № 265 субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны проводить расчетные операции через регистраторы расчетных операций с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества.

Статьей 8 Закона № 265 определено, что форма, содержание расчетных документов, порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, а также форма и порядок представления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием расчетных книжек, устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины.

Пунктами 3.1 и 3.2 статьи 3 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 № 614 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.02.01 под № 105/5296 (далее — Положение № 614), определено, что фискальный кассовый чек на товары (услуги) (далее — кассовый чек) — это расчетный документ, напечатанный регистратором расчетных операций при проведении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги).

Кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

название хозяйственной единицы;

адрес хозяйственной единицы;

для СПД, зарегистрированных как плательщики НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, который предоставляется согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»; перед номером печатаются прописные буквы «ПН»;

для СПД, не являющегося плательщиками НДС, — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед которым печатаются прописные буквы «ІД»;

если количество приобретенного товара (полученной услуги) не равняется единице измерения — то количество, стоимость приобретенного товара (полученной услуги);

стоимость единицы измерения товара (услуги);

наименование товара (услуги);

буквенное обозначение ставки НДС справа от напечатанной стоимости товара (услуги);

обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумму средств по данной форме оплаты;

общая стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) в пределах чека, перед которой печатается слово «СУМА» или «УСЬОГО»;

для СПД, зарегистрированных как плательщики НДС, отдельной строкой — буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общая сумма НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам), в начале строки — прописные буквы «ПДВ»;

порядковый номер кассового чека, дату (день, месяц, год) и время (час, минута) проведения расчетной операции;

фискальный номер регистратора расчетных операций, перед которым печатаются прописные буквы «ФН»;

надпись «ФІСКАЛЬНИЙ ЧЕК» и логотип производителя.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Положения № 614 при отсутствии хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдении сферы назначения, документ не является расчетным.

При этом действующим законодательством не предусмотрено освобождение от предварительного программирования регистратора расчетных операций при реализации лекарств по бесплатным рецептам.

Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования

при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам в аптечных заведениях обязаны проводить расчетные операции через регистраторы расчетных операций с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества и выдавать потребителю соответствующий расчетный документ, в котором обязательно указывается предоплата (безналичный расчет).

 

Заместитель председателя Н. Рубан



комментарий редакции

Произвол в отношении аптек: бесплатные рецепты надо проводить через РРО

Мы категорически не согласны с позицией ГНАУ, которая, кстати, уже была озвучена в ее обзорном письме от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 (п.п. 2.2.4). Это очередная фискальная придумка, которая не имеет под собой законных оснований.

Итак, ГНАУ утверждает, что отпуск бесплатных рецептов надо проводить через РРО и в качестве аргументов использует следующие нормы законодательства:

1)

п. 2 ст. 3 Закона об РРО, где сказано, что СПД, осуществляющие расчетные операции в наличной/безналичной форме (карточки, чеки, жетоны и т. п.) в сфере торговли, общепита, услуг, должны выдавать расчетный документ установленной формы;

2)

п. 11 ст. 3 Закона об РРО, где сказано, что СПД, осуществляющие расчетные операции в наличной/безналичной форме (карточки, чеки, жетоны и т. п.) в сфере торговли, общепита, услуг, должны использовать режим предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества;

3)

п. 3.2, п. 3.1 Положения № 614, где указаны реквизиты чека РРО, среди которых: обозначение формы оплаты (наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п.) и сумма средств по данной форме оплаты, который, между прочим, тоже печатается при осуществлении расчетных операций.

Как видите, все перечисленные требования касаются

исключительно расчетных операций. И почему-то об определении расчетной операции ГНАУ даже не вспомнила. А именно оно и разбивает всю «доказательную базу» (если этот термин вообще уместен в данном случае) ГНАУ. Поэтому мы его не можем не привести (ст. 2 Закона об РРО):

«расчетная операция

— прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача денежных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего документа относительно уплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов».

В случае бесплатных рецептов от покупателя по месту реализации товара ничего не поступает, нет никакого расчета соответственно

нет никакой расчетной операции, а значит, РРО тут ни при чем! Если следовать странной логике ГНАУ, то любой бесплатный отпуск с торговой точки надо проводить через РРО, например, магазин игрушек дарит малышам шарики, которые есть и в продаже: неужели это надо проводить через РРО?

Опять-таки, если обратиться к реквизитам чека, которые ГНАУ не поленилась и перечислила все, то там фигурирует форма оплаты: наличными, карточкой, в кредит, чеками и т. п. То есть он (чек) предполагает наличие оплаты: сейчас, потом, налом (иногда безналом), но она (оплата) должна быть. А бесплатные рецепты на то и бесплатные, что вообще отсутствует оплата, о каком чеке вообще может идти речь?

В качестве дополнительного аргумента нашей позиции можно вспомнить п. 12 ст. 9 Закона об РРО, где сказано, что

если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (оптовая торговля и т. п.), РРО и РК не применяются. Благодаря этой норме некоторые торговые предприятия в суде отстаивают неприменение РРО, даже если они получают наличку, но не в месте отпуска товара (см. определение ВАСУ от 16.12.2006 г. и консультацию по этой теме в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97, с. 37). А при отпуске бесплатных рецептов вообще нет налички, и не будет!!!

Таким образом, иначе как произволом, эту позицию ГНАУ назвать нельзя, тем более учитывая драконовские размеры штрафов (в пятикратном размере от реализованных товаров, п. 1 ст. 17 Закона об РРО). Так что аптекам есть за что бороться, тем более Закон на их стороне. Да и другим торговым предприятиям не следует расслабляться, ведь не исключено, что главный налоговый орган возьмет на вооружение эту идею и пойдет дальше: начнет требовать (т. е. штрафовать) за любой бесплатный отпуск без РРО.

 

Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше