Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2010: краткий комментарий

Редакция НиБУ
Статья

ГОСБЮДЖЕТ-2010:
краткий комментарий

 

Пусть и со значительным опозданием, но Закон о госбюджете все же принят (см. с. 4) и вступил в силу с 30.04.10 г. Традиционно его положения затрагивают далеко не только получателя бюджетных средств, но и любое хозрасчетное предприятие. Ключевые и наиболее ожидаемые новости — в части социального блока (минзарплата и прожитминимум). Но не остались без внимания и сугубо налоговые аспекты. Сегодня тезисно остановимся на главных положениях документа.

Дмитрий ВИНОКУРОВ, заместитель главного редактора
Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете-2010

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI.

Закон № 1646

— Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о плате за землю

Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон об АО

— Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI.

 

Минзарплата и прожитминимум: история установления

Как известно, одними из важных показателей, которые бухгалтеры используют в своей работе, являются минимальная зарплата и прожиточный минимум. Эти показатели ежегодно устанавливаются Законом о госбюджете.

Однако с размерами минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 2010 год сложилась непростая ситуация. Дело в том, что до последнего времени

Закон о госбюджете-2010 не был принят. В то же время Законом № 1646, который вступил в силу 4 ноября 2009 года, были установлены новые размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 1 января 2010 года. В заключительных положениях данного Закона указано, что КМУ, Комитету ВРУ по вопросам бюджета при подготовке проекта Закона о госбюджете-2010 следует учесть данные размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

В связи с этим возник вопрос о размерах минимальной зарплаты и прожиточного минимума, которые следовало применять с 1 января 2010 года: то ли это размеры, установленные

Законом о госбюджете-2009, то ли размеры, установленные Законом № 1646.

ГНАУ в своих

письмах от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2) и от 14.01.2010 г. № 160/6/17-0716 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 13) указала, что для определения предельного размера дохода, который дает право на налоговую социальную льготу, используется размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо — 869 грн., для расчета размера налоговых социальных льгот — размер минимальной заработной платы — 869 грн. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности в письме от 01.02.2010 г. № 02-24-181 указал на то, что для определения размера страхового взноса в части удержаний взносов с 1 января 2010 года необходимо применять размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный ст. 1 Закона № 1646, — 869 грн., и этот же размер прожиточного минимума необходимо использовать для определения максимальной величины зарплаты, с которой взимаются страховые взносы (письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 29.12.2009 г. № 01-16-2801 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 10).

Позже специалисты Минтруда в

письме от 03.02.2010 г. № 98/13/84-10 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 13) изложили свою позицию относительно данного вопроса, согласно которой до принятия Закона о госбюджете-2010 размер минимальной заработной платы устанавливался на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица в размере 744 грн.

В своих консультациях мы указывали, что с учетом позиции Минтруда организации и учреждения бюджетной сферы для целей оплаты труда и индексации заработной платы должны применять размеры прожиточного минимума на трудоспособное лицо и минимальной заработной платы, установленные

Законом о госбюджете-2009, — 744 грн.

Предполагая, что с большей долей вероятности

Закон о госбюджете-2010 будет содержать размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума на трудоспособное лицо, установленные Законом № 1646, обычным предприятиям мы рекомендовали до принятия Закона о госбюджете-2010 применять размеры указанных показателей на уровне 869 грн.

 

Размеры минзарплаты и прожитминимума на 2010 год

И вот,

Закон о госбюджете-2010 принят, и размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 2010 год установлены. Отметим, что они аналогичны тем, которые были установлены Законом № 1646.

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц, определенные

ст. 52 Закона о госбюджете-2010, приведем в таблице.

 

Прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в 2010 году

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума

01.01.2010 — 31.03.2010

01.04.2010 — 30.06.2010

01.07.2010 — 30.09.2010

01.10.2010 — 30.11.2010

01.12.2010 — 31.12.2010

Дети в возрасте до 6 лет

755 грн.

767 грн.

771 грн.

787 грн.

799 грн.

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

901 грн.

917 грн.

921 грн.

941 грн.

957 грн.

Трудоспособные лица

869 грн.

884 грн.

888 грн.

907 грн.

922 грн.

Лица, которые утратили трудоспособность

695 грн.

706 грн.

709 грн.

723 грн.

734 грн.

Общий показатель

825 грн.

839 грн.

843 грн.

861 грн.

875 грн.

 

Статьей 53 Закона о госбюджете-2010

установлены размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере.

Отметим, что необходимость установления почасового размера минзарплаты возникла с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно почасовой оплаты труда» от 25.06.2009 г. № 1574-VI, которым внесены изменения в

ч. 1 ст. 95 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Согласно указанным нормам минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ). В связи с этим КМУ было поручено разработать и утвердить в установленном порядке механизм определения и применения минимальной заработной платы в почасовом размере. Теперь размер почасовой минзарплаты установлен, а вот что касается механизма его применения, то следует ожидать соответствующего постановления КМУ.

Размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере, приведем ниже в таблицах.

 

Размеры минимальной заработной платы, в том числе в почасовом размере, на 2010 год

Срок действия

Размер минимальной зарплаты

Размер минимальной зарплаты в почасовом размере

01.01.2010 — 31.03.2010

869 грн.

5,20 грн.

01.04.2010 — 30.06.2010

884 грн.

5,29 грн.

01.07.2010 — 30.09.2010

888 грн.

5,32 грн.

01.10.2010 — 30.11.2010

907 грн.

5,43 грн.

01.12.2010 — 31.12.2010

922 грн.

5,52 грн.

 

Применение новых размеров минзарплаты и прожитминимума

И немного о наиболее значимых показателях, на которые повлияли размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленные

Законом о госбюджете-2010 на 2010 год.

От размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2010 года, зависят

размеры налоговых социальных льгот (далее — НСЛ). Таким образом, как и разъясняла ГНАУ, в 2010 году размер обычной НСЛ составляет 434,50 грн. (869 грн. х 50 %), размер повышенной НСЛ — 651,75 грн. (434,50 х 150 %), размер максимальной НСЛ — 869 грн. (434,50 х 200 %).

Предельный размер дохода для применения НСЛ зависит от размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо, действующего на 1 января 2010 года. Следовательно, в 2010 году размер этого показателя составляет 1220 грн. ( 869 х 1,4 = 1220).

От размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит еще один важный показатель —

максимальная величина дохода, с которого взимаются взносы в фонды социального страхования . Ее размер устанавливается на уровне 15 размеров прожиточного минимума на трудоспособных лиц, следовательно, в 2010 году он составит:

— в январе — марте — 13035 грн.;

— в апреле — июне — 13260 грн.;

— в июле — сентябре — 13320 грн.;

— в октябре — ноябре — 13605 грн.;

— в декабре — 13830 грн.

Следует также помнить, что от размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо зависит размер страхового взноса в части удержаний в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности:

— 0,5 % — для наемных работников, зарплата которых ниже или равна прожиточному минимуму, установленному для трудоспособного лица;

— 1,0 % — для наемных работников, зарплата которых выше прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.

Заработная плата

индексируется в пределах прожиточного минимума на трудоспособное лицо.

Отметим, что для организаций и учреждений бюджетной сферы, а также обычных работодателей, которые, руководствуясь разъяснениями Минтруда, изложенными в письме от 03.02.2010 г. № 98/13/84-10, до принятия Закона о госбюджете-2010 для целей оплаты труда и индексации заработной платы применяли размеры прожиточного минимума на трудоспособное лицо и минимальной заработной платы, установленные Законом о госбюджете-2009, а именно 744 грн., возникла необходимость перерасчета заработной платы и сумм индексации за период до вступления в силу Закона о госбюджете-2010. Если обычные работодатели могут осуществлять этот перерасчет уже сейчас, бюджетникам следует дождаться соответствующих постановлений КМУ.

Согласно п. 3 Заключительных положений Закона о госбюджете-2010 КМУ должен обеспечить в 2010 году повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки. Кроме того, в скором времени относительно данного вопроса должны появиться соответствующие разъяснения Минтруда, о которых мы обязательно сообщим на страницах нашей газеты.

 

Размеры пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до трех лет на 2010 год

В соответствии со ст. 45 Закона о госбюджете-2010

в 2010 году пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в соответствии с Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII и Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III назначается и осуществляется в размерах и порядке, определенных КМУ. Отметим, что аналогичная норма была и в Законе о госбюджете-2009.

Согласно Порядку назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751, пособие при рождении ребенка предоставляется в размере

12240 гривень — на первого ребенка, 25000 гривень — на второго ребенка, 50000 гривень — на третьего и следующего ребенка.

Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

предоставляется в размере, равном с 1 января 2010 года разнице между 100 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 грн. Отметим, что спорный вопрос относительно минимального размера пособия по уходу за ребенком до трех лет остается открытым (см. комментарий к письму Минтруда от 21.01.2010 г. № 594/0/14-10/5 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 30).

 

Возмещение НДС

В отечественной практике уже были прецеденты погашения задолженности по возмещению НДС в неденежной форме, а именно путем выдачи облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Эта история в 2010 году повторяется вновь.

На основании

ст. 25 Закона о госбюджете-2010 плательщикам, у которых суммы НДС задекларированы к возмещению до 01.05.10 г. и подтверждены проверками (но не возмещены на 30.04.10 г.), возмещение НДС будет оформляться путем выдачи пятилетних ОВГЗ. Было бы логично предположить, что речь идет о суммах бюджетного возмещения, подлежащего зачислению на счета в банке (стр. 25.1 декларации по НДС).

Кроме того, несмотря на императивный текст

абзаца первого ст. 25 Закона о госбюджете-2010, «осуществить возмещение… путем оформления облигациями» предполагается, что возмещение, совершаемое таким способом, должно носить добровольный характер. По крайней мере, в абзаце третьем названной статьи, давая поручения Кабмину по разработке детального порядка выпуска и обращения таких облигаций, установлен принцип добровольности осуществления такого возмещения. Посмотрим, как он будет претворяться в жизнь.

Некоторые вопросы, связанные с возмещением НДС, затронуты дополнительно в

ст. 88 Закона о госбюджете-2010. В ней указано, что плательщики НДС за счет сумм, заявленных к бюджетному возмещению на текущий счет плательщика налога в банке, сформированных за счет налогового кредита, который возник по операциям 2010 года, и полученных в соответствии с Законом об НДС, имеют право, при условии открытия текущих счетов со специальным режимом использования в государственных банках или органах Государственного казначейства Украины, приобретать государственные ценные бумаги и/или объекты государственного ценового регулирования, предложенные Аграрным фондом. Соответствующий порядок должен также разработать Кабмин, но пока остается неясным, почему речь идет о полученных суммах возмещения?

 

Госдивиденды

Принципиальных отличий (касающихся широкого круга плательщиков) в установленном порядке внесения госдивидендов в 2010 году по сравнению с действовавшим в 2009 году не появилось.

По-прежнему обязанность по уплате 15 % чистой прибыли лежит на государственных

унитарных предприятиях и их объединениях. Уплата таких сумм, как и ранее, осуществляется нарастающим итогом исходя из результатов ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль (с подачей расчета и финотчетности).

Остались и нормы, предписывающие уплату

до 1 июля дивидендов в размере базовых нормативов (по результатам 2009 года — 30 %, см. постановление КМУ от 22.03.10 г. № 274 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 27, с. 8) хозобществам, в уставном фонде которых есть корпоративные права государства. С учетом положений ст. 59 Закона о госбюджете-2010 аналогичная участь уготована в случае непроведения собрания.

 

Дивиденды в акционерных обществах

Несмотря на сферу своего регулирования,

Закон о госбюджете-2010 затронул далеко не только дела бюджетные, но и вторгся (пусть и временно — на 2010 год) в сферу корпоративного права. Изменения коснулись Закона о хозобществах и Закона об акционерных обществах. Начнем с последнего (поскольку изменения в Закон о хозобществах самостоятельного значения не имеют). Внесенные в него изменения фактически установили обязательность направления части прибыли на выплату дивидендов в размере, по крайней мере, 30 %. Решение о начислении дивидендов в меньшем размере не может приниматься общим собранием. Оно может лишь увеличить норматив дивидендов.

Со своей стороны обратим внимание, что внесенные в

Закон об АО изменения касаются исключительно акционерных обществ, приведших свою деятельность в соответствие с этим Законом (т. е. публичных и частных акционерных обществ). Кроме того, общие собрания в таких акционерных обществах должны были быть проведены не позднее 30.04.10 г. На наш взгляд, Закон о госбюджете-2010 не дает оснований для пересмотра уже принятых общим собранием в 2010 году решений о распределении прибыли.

 

Обжалование налоговиками судебных решений «до конца»

Внимание налогоплательщиков наверняка привлечет

ч. 3 ст. 21 Закона о госбюджете-2010, которая обязывает органы государственной налоговой службы Украины обжаловать решения всех судебных инстанций, принятые не в пользу государства, до принятия окончательного решения Верховным Судом Украины.

Первый вопрос, который возникает, распространяется ли указанная обязанность на любой спор, в котором участвуют налоговики? Поскольку

ст. 21 Закона о госбюджете-2010 полностью посвящена процедуре взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством либо под госгарантии, бюджетным ссудам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, можно говорить о том, что в данном случае речь идет об обязательном обжаловании вплоть до разрешения спора Верховным Судом Украины судебных решений, вынесенных в рамках процедуры взыскания именно названных сумм. Впрочем, не удивимся, если рассматриваемую норму будут толковать шире. Кроме того, и до ее появления такая «обязанность» негласно была возложена на налоговые органы в отношении всех дел, в которых они выступают стороной спора.

 

Прочие изменения

1. Увеличен земельный налог.

В ст. 62 Закона о госбюджете-2010 (вступает в силу с 30.04.10 г.) установлено, что в 2010 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, определенные частью второй ст. 7 Закона о плате за землю, увеличенные в 3,2 раза (ранее — в 3,1 раза). По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена состоянием на 1 января 2010 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой ст. 7 Закона о плате за землю.

2. Отменен сбор с покупки валюты.

Начиная с 01.07.10 г. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с безналичных операций по покупке-продаже иностранной валюты за гривню не взимается (ст. 86).

3. Налоговые органы будут контролировать погашение кредитов под госгарантии.

С учетом положений ст. 21 Закона о госбюджете-2010 налоговые органы являются органами взыскания задолженности субъектов хозяйствования перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным займам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе. При этом такая задолженность считается налоговым долгом и взыскивается в соответствии с Законом 2181. В связи с этим были подкорректированы положения Закона № 2181 и Закона о ГНС.

4. Смена местонахождения.

Осталась нетронутой старая традиция, по которой в случае изменения местонахождения юридическим лицом и местожительства физическим лицом — предпринимателем уплата налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (ст. 35).

5. Сбор за геологоразведочные работы.

К нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.1999 г. № 115, применяется коэффициент 3,19 (ранее — 2,27).

6. Дотации сельхозтоваропроизводителям. В Законе о госбюджете-2010 (п. 50 ст. 6) предусмотрено отнесение НДС, уплачиваемого в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты и другую продукцию переработки животных и птицы, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясо-костная мука), к источникам формирования спецфонда госбюджета. За счет этих поступлений будет осуществляться доплата на одну корову по состоянию на 01.01.10 г. Эти положения (с учетом третьего абзаца п. 11.21 Закона об НДС) фактически приостанавливают спецрежимный механизм выплаты дотаций, предусмотренный п. 11.21 Закона об НДС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше