Темы статей
Выбрать темы

Учитываем расходы на озеленение территории предприятия

Редакция НиБУ
Статья

Учитываем расходы на озеленение территории предприятия

 

Согласитесь, пользу, которую приносят городу зеленые насаждения, трудно переоценить. Ведь еще из школьной программы мы знаем, что дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания троих человек в течение суток, а на дорожке у газона температура воздуха в жаркие летние дни на высоте роста человека почти на 2,5 °С ниже, чем на асфальтированной мостовой. Поэтому не может не радовать тот факт, что в последнее время субъекты хозяйствования все большее внимание уделяют вопросам озеленения. Разумеется, такие мероприятия требуют определенных расходов. О том, как они отражаются в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Озеленение территории предприятия: общие положения

Прежде всего укажем, что к

зеленым насаждениям относится древесная, кустарниковая, цветочная и травяная растительность естественного и искусственного происхождения на определенной территории населенного пункта (см. п. 2.1 Правил № 105).

В городах они выполняют ряд функций, способствующих созданию оптимальных условий для труда и отдыха жителей, основные из которых — оздоровление воздушного бассейна города и улучшение его микроклимата. Этому способствуют такие свойства зеленых насаждений:

— поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;

— понижение температуры воздуха за счет испарения влаги;

— снижение уровня шума;

— снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;

— защита от ветров;

— выделение растениями фитонцидов — летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;

— положительное влияние на нервную систему человека.

Кроме того,

зачастую зеленые насаждения, украшающие территорию предприятия, выгодно отличают его от конкурентов, помогают привлечь потенциальных потребителей производимой им продукции (услуг), способствуют повышению результативности и эффективности труда работников, да и просто создают гармонию.

Впрочем, озеленение территории — это не просто добрая воля субъекта хозяйствования. Так, согласно

ст. 13 Закона о благоустройстве территории предприятий, учреждений, организаций, а также территории, закрепленные за ними на договорных условиях, относятся к объектам благоустройства. При этом к элементам благоустройства (ст. 21 Закона о благоустройстве и п.п. 1.2.5 Порядка № 154) отнесены и зеленые насаждения (вдоль улиц и дорог, в парках, скверах, на аллеях, бульварах, в садах, других объектах благоустройства общего пользования, санитарно-защитных зонах, на придомовых территориях).

В соответствии с

п. 5.5 Правил № 105 ответственными за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними на территориях предприятий, учреждений, организаций и прилегающих территориях являются такие предприятия, учреждения и организации.

В зависимости от функциональных признаков зеленые насаждения подразделяются на следующие группы:

общего пользования — насаждения, расположенные на территории общегородских и районных парков, специализированных парков, парков культуры и отдыха; на территориях зоопарков и ботанических садов; городских садов и садов жилых районов, межквартальных или при группе жилых домов; скверов, бульваров, насаждения на склонах, набережных, лесопарков, лугопарков, гидропарков и других, имеющих свободный доступ для отдыха;

ограниченного пользования — насаждения на территориях общественных и жилых зданий, школ, детских учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, профтехучилищ, заведений здравоохранения, промышленных предприятий и складских зон, санаториев, культурно-образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений и другие;

специального назначения — насаждения транспортных магистралей и улиц; на участках санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий; выставок, кладбищ и крематориев, линий электропередач высокого напряжения; лесомелиорации, водоохранные, ветрозащитные, противоэрозийные, насаждения рассадников, цветоводческих хозяйств, придорожные насаждения в пределах населенных пунктов.

Как видим, зеленые насаждения на территориях промышленных предприятий, складских территорий относятся к

зеленым насаждениям ограниченного пользования. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности, руководствуясь Правилами № 105, должны проводить определенный комплекс работ по озеленению прилегающей территории и надлежащему ее содержанию.

Причем согласно

ст. 28 и п. 4 ст. 36 Закона о благоустройстве мероприятия по озеленению территории, принадлежащей предприятиям, учреждениям, организациям на правах собственности или праве пользования, осуществляются за счет средств таких предприятий, учреждений, организаций. А вот озеленение на объектах государственной и коммунальной собственности проводится за счет бюджетных средств (пп. 2, 3 ст. 36 Закона о благоустройстве).

К тому же в

ст. 22 Закона № 1699 указано, что местными правилами застройки в соответствии с государственными строительными нормами устанавливаются требования к озеленению и благоустройству территорий. Решения по благоустройству территорий, принятые органами местного самоуправления, являются обязательными к выполнению предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Следует учесть, что предприятия, на территории которых расположены зеленые насаждения, являются

ответственными за проведение их инвентаризации согласно Инструкции № 226.

Такая инвентаризация проводится бюро технической инвентаризации, предприятиями, организациями, имеющими на это право, а также балансодержателями объектов благоустройства государственной или коммунальной формы собственности, у которых есть технические возможности и соответствующие специалисты, по соглашению с исполнительными органами городских, поселковых, сельских советов

один раз в пять лет с апреля по октябрь на основании заключенного с предприятием договора (пп. 1.4, 2.1 Инструкции № 226).

Инвентаризация предусматривает:

— определение общей площади, занятой объектами зеленого хозяйства, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, тропинками и т. п.;

— определение количества деревьев и кустарников по видам насаждений, породам, возрасту, диаметру на высоте 1,3 м стволов деревьев и состоянию их содержания;

— определение стоимости объекта в целом и его отдельных участков;

— своевременное внесение изменений, которые состоялись в зеленых насаждениях, в чертеж, технические паспорта объектов зеленого хозяйства и сводные данные о зеленых насаждениях населенного пункта.

В результате проведения инвентаризации на

каждый объект зеленого хозяйства составляется паспорт объекта благоустройства зеленого хозяйства по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 226. Этот документ утверждается собственником, пользователем, балансодержателем, руководителем предприятия, на территории которых расположены зеленые насаждения, и подписывается исполнителем работ по инвентаризации (п. 1.6 Инструкции № 226). При проведении следующей инвентаризации паспорт обновляется.

Копия паспорта передается в исполнительные органы городских, районных, поселковых и сельских советов для составления

реестра зеленых насаждений по видовому составу и возрасту в соответствии с Методрекомендациями № 386.

Теперь перейдем непосредственно к вопросам учета предприятием зеленых насаждений.

 

Создание зеленых насаждений

Процесс создания зеленых насаждений и перечень проводимых при этом работ приведен в

разделе 8 Правил № 105.

Предприятие при создании многолетних насаждений может воспользоваться:

Нормами высадки рассады цветочно-декоративных растений при создании и ремонте цветников в населенных пунктах, утвержденными приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 07.12.2007 г. № 198п. 2.3 этих Норм приведены нормы высадки многолетних цветочно-декоративных растений);

Нормами высева семян газонных трав при создании и ремонте газонов, утвержденными приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 01.02.2006 г. № 31;

Нормативами приживаемости деревьев и кустов при проведении работ по озеленению городов и других населенных пунктов Украины, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 25.02.2005 г. № 32 (далее — Нормативы № 32).

Бухгалтерский учет.

Порядок отражения операций по озеленению в бухгалтерском учете зависит от стоимости и предполагаемого срока службы зеленых насаждений. При этом предприятие вправе самостоятельно определить, что считать объектом учета:

каждое зеленое насаждение (дерево, куст, газон, цветник — п.п. 14.1.2 Правил № 105);

обособленный участок (многолетние насаждения, высаженные одновременно на обособленных участках прилегающей территории группами (партиями) в зависимости от видов, форм, сортов, вегетативного периода, могут учитываться предприятием как несколько отдельных однотипных объектов);

все зеленые насаждения, высаженные на прилегающей территории (могут учитываться как один объект, например, как «Зеленые насаждения, высаженные на прилегающей территории» или как «Комплекс зеленых насаждений» согласно п. 4 П(С)БУ 7).

Таким образом, зеленые насаждения могут учитываться:

1) в составе

запасов — на субсчете 208 «Материалы сельскохозяйственного назначения», если срок их полезного использования менее года (как правило, это семена, саженцы, луковицы и т. п.). Впрочем, для этой цели можно использовать и субсчет 209 «Прочие материалы». Стоимость посадочного материала в периоде высадки будет отнесена на расходы отчетного периода и отражена на счетах 92, 93 или 94 в зависимости от направленности;

2) в составе

МНМА (малоценных необоротных материальных активов) — на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы», если срок полезного использования зеленых насаждений более года и их стоимость не превышает установленного предприятием стоимостного критерия, разграничивающего в бухучете основные средства и МНМА (к числу таковых, например, можно отнести недорогостоящие деревья, кустарники, многолетние цветочные растения). В целях амортизации таких объектов предприятие, кроме прямолинейного и производственного методов, по своему усмотрению может выбрать один из методов амортизации МНМА, предложенных п. 27 П(С)БУ 7:

«50 %/50 %». По нему амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 50 % его амортизируемой стоимости, а остальные 50 % начисляются в месяце списания объекта с баланса;

«100 %». По этому методу амортизация начисляется в первом месяце использования объекта в размере 100 % его амортизируемой стоимости;

3) в составе

основных средств — на субсчете 108 «Многолетние насаждения», если срок полезного использования более года и стоимость многолетних зеленых насаждений (деревьев, кустарников и т. п.) при этом превышает установленный предприятием стоимостный критерий, разграничивающий в бухучете основные средства и МНМА. Амортизация многолетних насаждений начисляется по правилам, установленным для амортизации любых других объектов основных средств, т. е. с применением любого из методов, предусмотренных п. 26 П(С)БУ 7. Срок полезного использования таких объектов определяется предприятием самостоятельно, исходя из предполагаемого периода использования многолетних насаждений в хозяйственной деятельности предприятия.

Если предприятие в качестве объекта учета зеленых насаждений выбрало вариант с обособленным участком или планирует учитывать все растения, высаженные на прилегающей территории, как единый объект, то приобретаемый для посадки материал (семена, саженцы, луковицы и т. п.) будут включаться в стоимость такого объекта при его создании.

В ситуации, когда озеленение многолетними насаждениями осуществляется в процессе

строительства объекта, расходы на такое озеленение согласно Правилам № 174 будут входить в сметную стоимость строительства и соответственно в бухгалтерском учете учитываться на счете 15 «Капитальные инвестиции» (с последующим формированием после окончания строительства объекта или объектов основных средств на счете 10 «Основные средства»). При этом в зависимости от того, в каком порядке предприятием в учете будут признаваться сооруженные объекты основных средств (т. е. будет ли прилегающая к постройке озелененная территория считаться отдельным объектом основных средств или же являться составляющей частью построенного объекта), расходы на озеленение прилегающей территории будут отражаться либо на субсчете 108 «Многолетние насаждения», либо, к примеру, на субсчете 103 «Здания и сооружения». Хотя в ситуации, когда изначально предполагается, что сроки полезного использования построенного объекта и зеленых насаждений, посаженных на территории, прилегающей к такому объекту, — разные (например, изначально планируется, что построенный объект прослужит дольше, чем зеленые насаждения), то, на наш взгляд, лучше расходы на озеленение учитывать отдельно на субсчете 108 «Многолетние насаждения».

Налоговый учет.

При осуществлении расходов на озеленение прилегающей территории налогоплательщику следует позаботиться о подтверждении связи проводимых мероприятий со своей хоздеятельностью. Тогда такие расходы можно будет учесть в уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия.

Для таких субъектов хозяйствования, как

заведения ресторанного хозяйства*, гостиницы, торговые площадки и т. п., сделать это несложно — их благоустроенная территория является своеобразной витриной, визитной карточкой, с нее начинается знакомство с продавцом товаров (услуг). Грамотно оформленная витрина привлекает потенциальных покупателей, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов продаж и, как следствие, росту прибыли предприятия. Поэтому в данном случае можно утверждать: озеленительные расходы напрямую связаны с хоздеятельностью налогоплательщика.

* Согласно п. 1.7 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219, субъектами хозяйственной деятельности должно обеспечиваться надлежащее санитарное состояние производственных, торговых и складских помещений, а также прилегающей к предприятию территории, благоустройство и озеленение.

Не возникает вопросов с отражением расходов на приобретение зеленых насаждений и у предприятий, для которых необходимость озеленения предусмотрена

местными правилами застройки или нормативной документацией (отраслевыми положениями, санитарными правилами и т. п.).

А как присвоить статус связанных с хоздеятельностью расходам на озеленение территории

производственного предприятия? Здесь также не должно возникнуть сложностей, если опереться на нормы соответствующих законодательных актов, в частности на:

ст. 24 Закона о благоустройстве, в соответствии с которой предприятия, учреждения и организации обеспечивают благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или на праве пользования в соответствии с законом, и обязаны содержать закрепленные за ними территории в надлежащем состоянии;

ст. 158 КЗоТ, согласно которой работодатели должны проводить мероприятия по облегчению и оздоровлению условий труда работников путем снижения и устранения запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях;

ст. 19 Закона № 4004, которой установлено, что атмосферный воздух в населенных пунктах, на территориях предприятий, учреждений, организаций и других объектов, воздух в производственных и других помещениях длительного или временного пребывания людей должен соответствовать санитарным нормам. Предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении своей деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению причин загрязнения атмосферного воздуха, физического влияния на атмосферу в населенных пунктах, рекреационных зонах, а также воздуха в жилых и производственных помещениях, в учебных, лечебно-профилактических и других заведениях, других местах длительного или временного пребывания людей;

— отраслевые санитарные правила в части требований к территории предприятия. Практически все такие правила содержат норму о необходимости озеленения территории, свободной от зданий и хозяйственных площадок, древесно-кустарниковыми насаждениями или газонами с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями, в соответствии с требованиями

главы СНиП П-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий».

Для подтверждения связи расходов на озеленение территории с хоздеятельностью предприятия целесообразно со ссылкой на вышеуказанные документы издать соответствующий

приказ, в котором будут приведены цель проводимых мероприятий, порядок их осуществления, сроки и т. п.

Налоговый учет озеленения будет зависеть от стоимости и вида зеленых насаждений:

— стоимость

однолетних растений включается в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль с последующим перерасчетом по п. 5.9, проводимым до момента высадки растений;

многолетние растения, стоимость которых не превышает 1000 грн., классифицируются как налоговая малоценка и отражаются в порядке, предусмотренном для учета запасов с включением их стоимости в перерасчет по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. При этом, по мнению ГНАУ, изложенному в письме от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217, в остатках запасов они должны отражаться согласно выбранному в бухгалтерском учете методу амортизации. Несмотря на то что данное письмо на сегодняшний день утратило силу, позиция налоговиков по этому поводу не изменилась;

многолетние растения стоимостью свыше 1000 грн. относятся к основным фондам группы 3. При этом предприятие, как и в бухгалтерском учете, вправе самостоятельно решить, что считать объектом основных фондов — каждое зеленое насаждение в отдельности (дерево, куст, газон, цветник), обособленный участок с насаждениями или все зеленые насаждения, высаживаемые на прилегающей территории. Хотя в ситуации, когда озеленение, к примеру, осуществляется в процессе строительства объекта основных фондов группы 1, по завершении которого предприятие решает, что прилегающая озелененная территория будет являться составляющей частью такого построенного объекта, озеленительные расходы можно отнести на увеличение балансовой стоимости указанного объекта основных фондов группы 1. Кстати, если в будущем территорию такого построенного объекта налогоплательщик будет благоустраивать дополнительно (например, высаживать новые деревья, кустарники, восстанавливать плодородие почвы, оборудовать систему полива и т. п.), эти расходы будут учитываться как ремонтные в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Учитывая хозяйственную направленность расходов на озеленение, предприятие имеет право включить «входной» НДС по ним в состав своего налогового кредита на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Пример 1.

Предприятию «Каравелла» принадлежит ресторан «Золотой берег». Для проведения работ по озеленению прилегающей к ресторану территории субъект хозяйствования привлек специализированное предприятие «Зеленстрой».

Расходы на приобретение и высадку зеленых насаждений составили:

для участка 1 (вдоль фасада здания) приобретены 10 саженцев многолетних хвойных деревьев — туи западной «Danica» (0,5 м) — на сумму 2640 грн. (в том числе НДС 20 % — 440 грн.) по 264 грн. (в том числе НДС 20 % — 44 грн.) за 1 саженец. Стоимость работ по высадке деревьев составила 2040 грн. (в том числе НДС 20 % — 340 грн.);

для участка 2 (по периметру летней площадки) приобретены 20 саженцев роз штамбовых на сумму 3600 грн. (в том числе НДС 20 % — 600 грн.) по 180 грн. (в том числе НДС 20 % — 30 грн.) за 1 саженец. Стоимость работ по высадке саженцев роз составила 1800 грн. (в том числе НДС 20 % — 300 грн.).

Предположим, что стоимостный критерий, разграничивающий в бухгалтерском учете предприятия основные средства и МНМА, установлен в размере 1000 грн. Амортизация МНМА начисляется в первом месяце использования объекта в размере 100 % его амортизируемой стоимости.

В бухгалтерском учете каждое зеленое насаждение предприятие будет учитывать как отдельный объект.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Порядок отражения в учете расходов на озеленение

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислена поставщику предоплата за посадочный материал

6240

371

311

5200*

* Стоимость посадочного материала принимает участие в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за посадочный материал

1040

641/НДС

644

3

Получены от поставщика саженцы:

— деревьев (10 шт. х 220 грн.)

2200

153

631

— роз (20 шт. х 150 грн.)

3000

153

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании посадочного материала

1040

644

631

5

Отражен зачет задолженности с поставщиком

6240

631

371

6

Выполнены работы по высадке:

— деревьев

1700*

153

631

1700*

— кустов роз

1500*

153

631

1500*

* Стоимость работ по высадке саженцев в бухгалтерском учете увеличивает первоначальную стоимость объекта МНМА, а в налоговом учете включается в валовые расходы и участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

7

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости работ по высадке саженцев

640

641/НДС

631

8

Оплачены работы по высадке саженцев

3840

631

311

9

Введены в эксплуатацию высаженные:

— деревья (10 шт.)

3900

112

153

— кусты роз (20 шт.)

4500

112

153

10

Начислена амортизация каждого из высаженных деревьев в месяце их ввода в эксплуатацию (10 шт.)

3900

92

112

—*

11

Начислена амортизация каждого из высаженных кустов роз в месяце их ввода в эксплуатацию (20 шт.)

4500

92

112

—*

* Стоимость высаженных деревьев и роз на дату ввода в эксплуатацию исключается из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Содержание и ремонт зеленых насаждений

Перечень мероприятий по содержанию и ремонту объектов зеленых насаждений, а также порядок их проведения приведены в

разделах 9 и 13 Правил № 105. Аналогичный перечень мероприятий при проведении указанных работ содержит и Порядок № 154. И хотя требования Порядка № 154 касаются исключительно организаций, занимающихся ремонтом и эксплуатацией объектов городского благоустройства, этот документ может быть полезен и другим предприятиям.

Перечень мероприятий по ремонту и содержанию зеленых насаждений приведем в табл. 2.

 

Таблица 2

Перечень мероприятий по содержанию и ремонту зеленых насаждений

Содержание зеленых насаждений в здоровом, упорядоченном состоянии (раздел 9 Правил № 105, приложение 5 к п. 1.8 Порядка № 154)

Ремонт зеленых насаждений

Капитальный ремонт (п.п. 13.1.1 раздела 13 Правил № 105, приложение 1 к п. 1.4 Порядка № 154)

Текущий ремонт (п.п. 13.2.1 раздела 13 Правил № 105, приложение 3 к п. 1.6 Порядка № 154)

1) уход за деревьями и кустами: подкормка, поливка, обрезка крон деревьев и кустов, вырезание сухих сучьев и веток, обезвреживание омелы, обработка ядохимикатами, утепление корневой системы, штыковка грунта в ямах, раскрытие и развязывание кустов неморозоустойчивых пород, обрезка живого ограждения (газонного бордюра), удаление аварийных деревьев;

2) уход за газонами: подсеивание газонов отдельными участками, укладка дерном отдельными участками, прочесывание газонов граблями, подкормка газонов и поливка, прополка, кошение травы, сбор и вывоз скошенной травы, мусора и опавших листьев;

3) уход за цветниками: обустройство цветников со всеми видами сопутствующих работ (поливка, прополка, рыхление грунта, прививка и удаление соответствующих соцветий, уборка стеблей из цветников, штыковка на зиму), стрижка ковровых растений, раскрытие многолетних цветов с уборкой мусора, подкормка, подвязка растений, укрытие растений на зиму, выкапывание и хранение луковичных и клубневых

1) восстановление газонов, цветников и розариев с высадкой цветочной рассады и саженцев роз, в том числе с добавлением земли, минеральных и органических удобрений;

2) омоложение старых деревьев и кустов, обезвреживание омелы и лечение дупел;

3) удаление деревьев и кустов. Замена в плановом объеме засохших и поврежденных деревьев и кустов, посадка новых деревьев и кустов, в том числе крупноразмерным посадочным материалом с глыбой грунта, замена растительного грунта в посадочных ямах с внесением минеральных удобрений;

4) работы, связанные с восстановлением плодородия почвы на земельных участках, на которых размещены зеленые насаждения;

5) устройство нового или восстановление поврежденного поливочного водопровода с заменой изношенных труб и водопроводной арматуры

1) подсыпание грунта, подсеивание газонов (до 25 % общей площади) и посадка многолетних цветочных растений в цветниках со всеми предварительными сопроводительными работами (подготовка грунта, выравнивание, посадка, полив);

2) удаление отдельных засохших или фаутных* деревьев и кустов;3) посадка новых отдельных деревьев и кустов до 10 % общей численности имеющихся деревьев и кустов на объекте;

4) обезвреживание омелы;

5) укрепление укосов дерном;

6) ремонт поливочного водопровода с незначительной заменой труб (до 10 % общей длины водопровода)

 

* Фаутное — дерево с повреждениями и дефектами ствола различного происхождения.

 

Бухгалтерский учет.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с поддержанием зеленых насаждений (и однолетних, и многолетних) в здоровом упорядоченном состоянии, осуществляемых как собственными силами, так и силами сторонних организаций, относятся на расходы отчетного периода и в зависимости от направленности отражаются на счетах 92, 93, 94.

В аналогичном порядке учитываются и расходы на

текущий и капитальный ремонт зеленых насаждений.

Налоговый учет.

Расходы на поддержание многолетних зеленых насаждений (используемых предприятием в хозяйственной деятельности) в здоровом упорядоченном состоянии, а также расходы на ремонт недорогостоящих многолетних зеленых насаждений относятся на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Иначе обстоит дело с расходами на

ремонт и другие улучшения многолетних зеленых насаждений, числящихся в составе основных фондов группы 3. Такие расходы будут учитываться в порядке, установленном п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, то есть в пределах 10 % «ремонтного» лимита они будут включаться в валовые расходы, а на сумму превышения увеличится балансовая стоимость основных фондов группы 3.

Что касается сумм «входного» НДС по таким расходам, то они, учитывая их хозяйственную направленность, отражаются в составе налогового кредита.

Пример 2.

Предприятие «Каравелла», воспользовавшись услугами специализированного предприятия «Райский сад», провело мероприятия по поддержанию зеленых насаждений в здоровом упорядоченном состоянии: выполнены обрезка крон деревьев, обработка растений химическими средствами борьбы с вредителями и возбудителями болезней, подкормка и подвязка растений. Стоимость выполненных работ — 720 грн. (в том числе НДС 20 % — 120 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Порядок отражения в учете расходов на содержание и ремонт зеленых насаждений

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Выполнены специализированным предприятием работы по поддержанию зеленых насаждений в здоровом упорядоченном состоянии (подписан акт выполненных работ)

600

92

631

600

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости выполненных работ

120

641/НДС

631

3

Оплачены работы по поддержанию зеленых насаждений в здоровом упорядоченном состоянии

720

631

311

 

Удаление зеленых насаждений

В соответствии с

п. 2 Порядка № 1045 удаление зеленых насаждений (деревьев, кустов, газонов и цветников) на территории населенных пунктов осуществляется при:

— реализации генерального плана развития населенного пункта;

— реконструкции или капитальном ремонте объекта благоустройства;

— снесении аварийных, сухостойных и фаутных деревьев, а также самосейных и порослевых деревьев с диаметром корневой шейки не более 5 см;

— ликвидации аварийной ситуации на инженерных сетях населенного пункта;

— восстановлении светового режима в жилом помещении, затененном деревьями;

— проведении ремонтных и эксплуатационных работ в охранной зоне воздушных линий электропередач, на трансформаторной подстанции и распределительном пункте системы энергоснабжения, сети водо-, теплоснабжения и водоотведения, телекоммуникационной и кабельной электросети;

— достижении деревом возрастного предела;

— осуществлении хозяйственной деятельности на территории рассадников по выращиванию декоративных деревьев и кустов;

— ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации.

Если у предприятия возникла необходимость удалить зеленые насаждения по одной из вышеуказанных причин, оно может сделать это только

по решению органа местной исполнительной власти (компетентного органа) на основании ордера (п. 3 Порядка № 1045). Для этого предприятию нужно обратиться в компетентный орган с заявлением (п. 4 Порядка № 1045).

В течение

трех дней после поступления такого заявления компетентный орган утверждает состав соответствующей комиссии, в которую включаются представители заявителя, собственника земельного участка (пользователя), компетентного органа, а также других заинтересованных организаций.

Комиссия

в пятидневный срок после ее утверждения определяет состояние зеленых насаждений, расположенных на земельном участке, и составляет акт обследования насаждений, подлежащих удалению, по образцу, приведенному в приложении 1 к Методике № 127. Данный акт составляется в четырех экземплярах и подается на согласование с территориальным органом Минприроды в трехдневный срок. Три экземпляра согласованного акта возвращаются комиссии, один из которых передается собственнику (пользователю) земельного участка, второй — заявителю.

В

трехдневный срок председатель комиссии готовит проект решения компетентного органа об удалении зеленых насаждений, в котором указываются данные о количестве зеленых насаждений, подлежащих удалению, и о тех, которые остаются на земельном участке.

После получения данного проекта компетентный орган

в месячный срок принимает решение об удалении зеленых насаждений, а на следующий день выдает заявителю копию решения для оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих удалению. Восстановительная стоимость зеленых насаждений рассчитывается в соответствии с Методикой № 127.

Не позднее

следующего рабочего дня после предоставления заявителем документа об уплате восстановительной стоимости зеленых насаждений, подлежащих удалению, компетентный орган выдает ордер на удаление зеленых насаждений, образец которого приведен в приложении 2 к Методике № 127.

Заметим, что уплачивать восстановительную стоимость зеленых насаждений при их удалении нужно не всегда. Случаи, когда такая уплата не требуется, перечислены в

пп. 6 — 10 Порядка № 1045, это, в частности:

— удаление аварийных, сухостойных и фаутных деревьев на объекте благоустройства на основании акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению;

— удаление зеленых насаждений в процессе ликвидации последствий стихийного бедствия, аварийной и чрезвычайной ситуации, а также в случае, когда состояние зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан либо имуществу граждан и/или

юридических лиц. При этом акт обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению, оформляется впоследствии;

— удаление зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности, и на приусадебном участке. Такое удаление осуществляется по решению собственника (пользователя) земельного участка.

За нарушение установленных требований, а именно — за уничтожение или повреждение зеленых насаждений, а также за неприменение мер по их охране, самовольное перенесение в другие места во время застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения,

КоАП предусмотрена ответственность должностных лиц предприятия в виде штрафа в размере от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн.).

Кроме того, виновные в самовольной вырубке зеленых насаждений предприятия и граждане обязаны

возместить ущерб, нанесенный их незаконными действиями. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного зеленым насаждениям в пределах городов и других населенных пунктов, утверждены постановлением КМУ от 08.04.99 г. № 559.

Бухгалтерский и налоговый учет.

Если зеленые насаждения предприятие учитывало в бухгалтерском учете как объекты основных средств, а в налоговом — как объекты основных фондов группы 3, то их вырубка (удаление) должна быть отражена как обычное списание:

— в

бухгалтерском учете — по правилам, установленным пп. 33, 34 П(С)БУ 7 для выбытия основных средств;

— в

налоговом учете — по правилам, установленным п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль для ликвидации основных фондов. Напомним, что согласно этому подпункту ликвидация основных фондов групп 2 — 4 по решению налогоплательщика или по независящим от него обстоятельствам (разрушение или хищение) не изменяет балансовую стоимость соответствующей группы. Если ликвидируемый объект самортизирован не полностью, оставшаяся часть расходов, понесенных в связи с его приобретением (изготовлением), продолжает амортизироваться. При наличии у предприятия документов, подтверждающих необходимость вырубки зеленого насаждения, такая операция не сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 4.9 Закона об НДС. Кроме того, не должны корректироваться суммы «входного» НДС, приходящиеся на недоамортизированную часть ликвидируемого объекта. Подробнее вопросы ликвидации основных фондов рассмотрены в статье «Ликвидация основных фондов: оформление и учет» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 28).

Удаление растений,

не относящихся к основным средствам (основным фондам), в бухгалтерском и налоговом учете не отражается, поскольку их стоимость уже была отнесена на расходы в момент высадки (ввода в эксплуатацию).

Таков порядок учета зеленых насаждений. Желаем, чтобы средства, вложенные в них предприятием сегодня, завтра окупились сторицей и у каждого нашего города появилась возможность получить статус самого зеленого промышленного центра, как получил его сорок лет назад Донецк! Именно этот город в 1970 году назвали городом миллиона роз и по решению ЮНЕСКО он был признан самым зеленым среди промышленных центров мира.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше