От строки к строке
(заполняем декларацию по НДС)
С апреля текущего года НДС-отчетность начинает подаваться по новым форме и правилам, утвержденным приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41. В настоящей статье вниманию читателей представлен уникальный материал, объединивший в себе все существующие на данный момент консультации налоговиков и специалистов в сфере налогообложения. В ней в простой и доступной форме изложены наиболее важные моменты заполнения и предоставления декларации по НДС и ее приложений, а также другой НДС-отчетности.
Дмитрий КОСТЮК, заместитель главного редактора
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Формы налоговой отчетности по НДС
В соответствии с
п. 9 разд. I Порядка № 41 к налоговой отчетности по НДС относятся:1) декларация по НДС
(далее — декларация) — подается зарегистрированными плательщиками НДС в общем случае, вне зависимости от того, осуществлял ли такой плательщик в отчетном периоде хозяйственную деятельность, — п. 13 разд. III Порядка № 41. Заметьте, что полная декларация подается даже в случае, когда плательщик предоставляет спецдекларацию (см. ниже), — кстати, в таком случае в декларации проставляется отметка об одновременном предоставлении соответствующей спецдекларации;2) декларация по НДС (сокращенная)
— подается налогоплательщиками, которые в соответствии со ст. 209 НКУ используют специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского/лесного хозяйства и рыболовства (п. 5 разд. I Порядка № 41). В сокращенную декларацию вносятся лишь операции, касающиеся специального режима налогообложения;3) декларация по НДС (специальная)
— подается сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности, которые соответствуют критериям ст. 209 НКУ, но не выбрали специальный режим налогообложения в сфере сельского/лесного хозяйства и рыболовства, и реализуют молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах (п. 6 Порядка разд. I № 41). В эту декларацию включаются лишь указанные в данном пункте операции;4) декларация по НДС перерабатывающего предприятия
— предоставляется перерабатывающими предприятиями, которые в соответствии с п. 1 подраздела 2 разд. ХХ НКУ используют особый порядок уплаты НДС за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, приобретенных в живом весе: шкуры, субпродукты, мясокостная мука (п. 7 разд. I Порядка № 41);5) уточняющие расчеты
(далее — УР) к указанным выше видам деклараций (декларации по НДС, сокращенной, специальной или декларации перерабатывающего предприятия) — подаются плательщиками при исправлении самостоятельно выявленных ошибок по соответствующим видам деятельности. На этом пункте остановимся отдельно.В ранее действовавшей декларации, утвержденной
приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, для исправления ошибок были предусмотрены строки 8.1 и 16.1. В то же время если мы обратимся к новой декларации, утвержденной приказом ГНАУ от 25.01.2011 г. № 41, заметим, что аналог указанных строк отсутствует. Кроме того, в разд. ІV Порядка № 41, посвященном внесению изменений в отчетность, говорится лишь об исправлении с помощью УР. А теперь поясним подобные расхождения с текстом ст. 50 НКУ. Дело в том, что УР может иметь один из двух статусов, в зависимости от отметки в поле 01: приложения к декларации (отметка 1, в этом случае в декларации проставляется отметка об одновременной подаче уточняющего расчета) или самостоятельного документа (отметка 2). В последнем случае речь идет как раз об УР, а в первом — об исправлении в декларации, так как приложения к декларации в соответствии с п. 46.1 НКУ являются ее неотъемлемой частью (об этом сказали и налоговики в письме № 7273);6) копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных
(далее — реестр) в электронном виде — исходя из п. 201.15 НКУ предоставляются всеми плательщиками НДС в сроки, установленные для месячного отчетного периода (вне зависимости от того, на месячном или квартальном периоде находится плательщик. например, юрлица-единоналожники на 6 % должны подавать реестр каждый месяц). Кроме того, реестр подается даже в том случае, если декларация подается с прочерками. Также, заметьте: при подаче декларации в ней следует проставить отметку о том, что вместе с ней предоставляется и реестр;7) расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг,
не зарегистрированным плательщиком НДС, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины — является самостоятельной формой налоговой отчетности, несмотря на то что в п. 208.4 НКУ он назван приложением к декларации. На наш взгляд, он не должен заполняться физическими лицами, однако форма и название говорят об обратном. Заполнение этого расчета также будет рассмотрено в данной статье.
Сроки подачи
Сроки предоставления декларации остались прежними (
пп. 203.1, 202.1, 49.18 НКУ, п. 5 разд. II Порядка № 41):1)
для месячных плательщиков — 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца (декларация за март должна быть подана до 20 апреля включительно — по новой форме!);2)
для квартальных плательщиков (в 2011 году лишь юрлица-единоналожники на 6 %*) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (декларация за I квартал должна быть подана до 10 мая включительно).* А с 2012 и плательщики налога на прибыль, которые имеют право на применение ставки 0 % в соответствии с п.п. «б» п. 154.6 НКУ (см. письмо ГНАУ 24.01.2011 г. № 1705/7/16-1517).
Также без изменений осталось и правило, по которому при попадании последнего дня отчетного периода на выходной или праздничный день последний день для предоставления отчетности переносится на первый операционный (банковский) день, следующий за таким выходным или праздничным днем (
п. 49.20 НКУ). Напоминаем, что данное правило теперь не действует для уплаты налоговых обязательств.Как уже отмечалось, плательщик обязан подавать декларацию за каждый отчетный период независимо от того, осуществлял ли он хозяйственную деятельность в отчетном периоде (
п. 49.2 НКУ, п. 13 разд. ІІІ Порядка № 41). Данное правило не касается приложений к декларации — они подаются лишь при заполнении соответствующих строк декларации (п. 13 разд. ІІІ Порядка № 41), а также в отдельных случаях (например, приложение Д8 подается при отказе поставщика предоставить налоговую накладную). Также правило не касается расчета налоговых обязательств при получении услуг от нерезидента (п. 10 разд. I Порядка № 41) — забегая вперед отметим, что он подается лишь в случае получения услуг от нерезидента в сроки, установленные для месячного отчетного периода.
Продление сроков подачи декларации
Общие правила продления предусмотрены в
п. 102.6 НКУ, а механизм его реализации утвержден Порядком № 1044. В целом изменений в процедуре продления не произошло. Новшеством в механизме продления является то, что срок, на который может быть продлен предельный срок подачи декларации, в Порядке № 1044 не указан, а значит он может быть установлен налоговиками на свое усмотрение — без каких-либо ограничений (раньше срок продления не мог быть большим 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения).
Способы предоставления
В данном вопросе
НКУ ввел определенные новшества. Так, в соответствии с п. 49.3 НКУ (п. 2 разд. III Порядка № 41) декларация может предоставляться лишь тремя способами (причем третий способ обязателен для средних и крупных предприятий):1) лично налогоплательщиком или уполномоченным лицом
. Как видите, НКУ предъявляет некоторые требования к субъектам. При этом в Единой базе налоговых знаний высказано мнение, что при предоставлении декларации предъявлять уполномочивающие документы или документы, подтверждающие личность, не требуется. Таким образом, как и раньше, декларацию за налогоплательщика может предоставить любое лицо;2) по почте с уведомлением о вручении и описью вложения
— не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи декларации (п. 49.5 НКУ, п. 3 разд. ІІІ Порядка № 41). Ужесточение правил в этой части заключается в том, что отныне указанный срок должен действовать даже в случае, если налоговики будут неправомерно отказываться принимать декларацию*. Напомним, что раньше плательщик мог защититься от неправомерного отказа в приеме декларации отправкой декларации с жалобой по почте без соблюдения 10-дневного срока (п.п. 4.1.2 Закона № 2181). Иные почтовые правила не изменились. Причем, как и ранее, плательщик, избравший способ предоставления декларации по почте, должен также учитывать нормы Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного постановлением Кабмина от 28.07.97 г. № 799;3) средствами электронной связи в электронной форме
с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц, определенного законодательством. Основы электронного документооборота содержатся в Законе № 851, а конкретный механизм подачи декларации в электронной форме — в Инструкции № 233 (на нее также ссылается и Порядок № 41 в п. 10 разд. ІІІ). Коренным изменением в этой части является то, что теперь электронная форма декларации обязательна для средних и крупных предприятий (ранее плательщик выбирал электронную форму исключительно по своему желанию). Заметьте, что речь идет лишь о крупных и средних предприятиях — критерий для классификации содержится в п. 7 ст. 63 ХКУ (им выступает среднеучетная численность работников за отчетный год, а также валовой доход за этот же период).* Если налогоплательщик считает отказ в приеме декларации неправомерным, то он может обжаловать его в общем порядке — административном или судебном (п.п. 49.12.2 НКУ).
Кроме того, отдельно стоит выделить ситуацию с подачей декларации (при наличии экспортных операций). Как и раньше, к такой декларации должны быть приложены оригиналы ГТД, подтверждающие вывоз товаров (
п. 200.8 НКУ). При этом у многих возникал вопрос, как предоставлять такие ГТД, если сама декларация подавалась в электронной форме (сейчас данный вопрос особенно актуален для средних и крупных предприятий). В соответствии с п. 18 разд. III Порядка № 41 такие ГТД следует предоставлять отдельно в порядке, установленном для предоставления отчетности в бумажном виде. Аналогичный порядок действует при подаче копий первичных документов, когда вместе с декларацией подается жалоба на поставщика (письмо № 7273).
Причины непризнания налоговиками декларации
Общие положения.
Данный вопрос всегда являлся одним из наиболее резонансных в теме предоставления налоговой отчетности, и не только в части НДС, причем в нем не обошлось без изменений.Как гласит
п. 49.8 НКУ, прием декларации — это обязанность органа налоговой службы. Во время приема декларации должностное лицо налоговой службы обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пп. 48.3 и 48.4 НКУ. Другие показатели декларации проверке не подлежат! Впрочем, сказанное не является новинкой — похожие требования содержал и п.п. 4.1.2 Закона № 2181. Несмотря на это, ситуация значительно улучшилась — ведь теперь перечень обязательных реквизитов, корректное заполнение которых является единственным (пп. 49.8 — 49.10 НКУ, пп. 22, 23 разд. III Порядка № 41) условием приема декларации, приводится непосредственно в НКУ, что не может не радовать**.** Напомним, что Закон № 2181 ссылался на обязательность наличия обязательных реквизитов, но не приводил их. С этой целью налоговики ссылались на Методрекомендации № 827, что являлось причиной множества споров.
Обязательные реквизиты (
пп. 48.3, 48.4 НКУ). Обязательными реквизитами декларации по НДС являются (п. 48.3 НКУ):1) тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);
2) отчетный (налоговый) период, за который отчетный подается налоговая декларация;
3) отчетный (налоговый) период, который уточняется (для уточняющего расчета);
4) полное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика в соответствии с регистрационными документами. Как видим, требования к данному реквизиту стали более детализированы — наименование должно быть полным и должно соответствовать данным в регистрационных документах, о чем в
Методрекомендациях № 827 не говорилось;5) код плательщика согласно ЕГРПОУ или налоговый номер;
6) регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физлиц, которые по причине своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);
7) местонахождение (место проживания) налогоплательщика. В данном случае речь идет о налоговом адресе (
ст. 45 НКУ);8) наименование органа налоговой службы, которому подается отчетность.
9) дата подачи отчета (или дата заполнения — в зависимости от формы). Интересно, что налоговики под датой заполнения понимают дату фактической подачи (см. Единую базу налоговых знаний);
10) инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц налогоплательщика;
11) подписи налогоплательщика — физического лица и/или должностных лиц налогоплательщика, определенных
НКУ, заверенные печатью (при наличии). В соответствии с п. 48.5 НКУ таким лицами могут выступать: (а) руководитель налогоплательщика или уполномоченное лицо, а также лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета и предоставление декларации, а в случае ведения бухгалтерского учета и подачи декларации руководителем декларация должна быть подписана руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета (выходит, подпись руководителя должна повторяться два раза); (б) физическое лицо — налогоплательщик или его законный представитель.Форма декларации может содержать и дополнительные реквизиты, перечень которых содержится
п. 48.4 НКУ. в таком случае они обязательны к заполнению. В части НДС такими обязательными реквизитами также являются индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика НДС в соответствии с данными реестра плательщиков НДС за отчетный период.Как видим, непосредственно в перечне обязательных реквизитов коренных изменений не произошло. то, что ранее было зафиксировано в
Законе № 2181 и Методрекомендациях № 827, теперь объединено на уровне НКУ.Отказ в приеме декларации.
На данный вопрос рекомендуем обратить особое внимание — ведь теперь несвоевременная подача декларации стоит гораздо дороже (при первом нарушении штраф все тот же — 170 грн., а при повторном в течение года — 1020 грн.).Исходя из
п. 49.11 НКУ, если плательщик предоставляет декларацию, заполненную с нарушением требований пп. 48.3, 48.4 НКУ, то налоговый орган обязан предоставить ему письменное уведомление об отказе в приеме налоговой декларации с указанием причин такого отказа:1)
в течение пяти рабочих дней со дня ее получения — если декларация была подана по почте или в электронном виде;2) в течение трех рабочих дней
со дня ее получения — если декларация была подана лично или через представителя.После получения такого уведомления налогоплательщик, как и ранее, имеет право или
подать новую декларацию (а также уплатить штраф в случае пропуска предельных сроков подачи), или обжаловать решение налоговой в административном или судебном порядке (п. 49.12 НКУ).Как видим, по тексту
НКУ все получается довольно складно. Если налогоплательщик подал декларацию с ошибкой, ему высылают письменное уведомление, которое потом можно обжаловать. Только вот как поступить плательщику, если ему отказали в приеме декларации непосредственно в налоговой? Если ранее в Законе № 2181 для таких случаев существовало специальное правило (подача декларации с жалобой по почте и без учета десятидневного лимита), то в настоящий момент аналогов этому правилу нет. Таким образом, «обиженному» налогоплательщику остается два основных варианта действий: (1) предоставить декларацию по почте или в электронной форме (с уплатой штрафа — при нарушении сроков); (2) обжаловать действия налоговиков в административном или служебном порядке (это единственный способ, позволяющий избежать уплаты штрафа, если предельные сроки подачи декларации уже пропущены). Если плательщик в процедуре обжалования сможет отстоять свою правоту, то декларация будет считаться поданной в момент ее фактического предоставления (п. 49.13 НКУ).
Основные требования к заполнению декларации
Внешний вид.
Приведем основные требования к внешнему виду декларации:1) декларация в бумажном виде подается на листах А4, а в электронном — в порядке подготовки и подачи налоговых документов в электронном виде, установленном органом налоговой службы. речь идет об
Инструкции № 233 (п. 4 разд. ІІІ Порядка № 41). Обратите внимание: в Порядке № 166 существовало правило относительно оформления декларации на двух двусторонних листах А4 (причем нарушение данного правила порой влекло за собой неприем/непризнание декларации) — в настоящий момент подобные требования отсутствуют;2) декларация заполняется таким образом, чтобы обеспечить сохранение записей и свободное чтение текста (цифр) на протяжении установленного срока хранения отчетности (длительность хранения в общем случае — 1095 дней с даты подачи отчетности, а в случае ее неподачи — с предельной даты ее предоставления — подробнее см. в
ст. 44 НКУ);3) строки, в которых отсутствуют записи, прочеркиваются — для бумажной формы отчетности (
п. 5 разд. III Порядка № 41).Содержание.
В соответствии с п. 8 разд. III Порядка № 41 данные в декларации должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета (данное правило подтверждает и п. 44.1 НКУ). Что касается невключения налоговой накладной при предоставлении копий данных реестра выданных и полученных накладных, то, как и ранее, данный факт не должен приводить к невозможности формирования налогового кредита по такой накладной (даже несмотря на то, что об этом теперь не говорится прямо в законе). В то же время в данной части есть и изменения: (1) при выявлении расхождений по данным реестра налоговый орган может обратиться к налогоплательщику с запросом о предоставлении информации о таком расхождении (п. 73.3 НКУ); (2) если в указанный срок плательщик не объяснит причину расхождений, то у налоговиков появятся основания для документальной внеплановой выездной проверки такого плательщика (п.п. 78.1.4 НКУ). Более того, ошибки в заполнении реестра могут привести к наложению административного штрафа по ст. 1631 КоАП (также см. мнение в Единой базе налоговых знаний).Как и прежде:
1) в декларацию вносятся данные
за каждый отчетный период без нарастающего итога (п. 1 разд. III Порядка № 41);2)
все показатели в налоговой отчетности заполняются в гривнях без копеек, с округлением по общеустановленным правилам* (п. 6 разд. III Порядка № 41);3) должна быть подписана
уполномоченными лицами — п. 9 разд. III Порядка № 41 (подробнее см. выше, в части обязательных реквизитов);4) должна быть заверена печатью
(п. 48.3 НКУ).* Исключением являются приложения Д5 и Д2, в которые, как и прежде, суммы должны вноситься с копейками.
Структура декларации
Структура декларации не изменилась: как и прежде, она состоит из
вступительной части, служебных полей, четырех разделов (плательщик заполняет лишь первые три) и обязательных приложений (п. 1 разд. V Порядка № 41).Далее мы приводим сводную таблицу, в которой приведен исключительный перечень документов, которые могут прилагаться к декларации:
Таблица 1
Перечень заявлений/справок/приложений и прочих документов к декларации
№ п/п | Название документа | Примечания |
1 | 2 | 3 |
Приложения к декларации | ||
Теперь при подаче приложений (кроме приложения 8) в декларации не делается никаких отметок | ||
1 | Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС (Д1) | Подается при заполнении строк 8.1, 8.1.1, 16.1, 16.1.1, 16.1.2, 16.1.3 — т. е. исключительно при корректировках сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 192 НКУ |
2 | Справка об остатке суммы отрицательного значения предыдущих налоговых периодов, который остается непогашенным после бюджетного возмещения, полученного в отчетном налоговом периоде, и подлежит включению в состав налогового кредита следующего налогового периода (Д2) | Подается при заполнении строки 22 (даже теми налогоплательщиками, которые не имеют право на бюджетное возмещение). |
3 | Расчет суммы бюджетного возмещения (Д3) | Подается при заполнении строки 23 и только теми, кто имеет право на бюджетное возмещение |
Отметим, что теперь сумму бюджетного возмещения разрешается разделить на часть, которую налогоплательщик хочет получить на расчетный счет, и часть, идущую в уменьшение налоговых обязательств будущих периодов | ||
4 | Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (Д4) | Подается при заполнении строки 23.1 — т. е., если налогоплательщик решил получить сумму бюджетного возмещения на банковский счет |
5 | Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (Д5) | Подается при заполнении строк 1, 10.1, 10.2, 14.1, 15.1, 15.2. |
6 | Справка (Д6) | Новое приложение. Подается в двух случаях: |
7 | Расчет (перерасчет) доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, необоротным активам между облагаемыми и необлагаемыми операциями (Д 7) | Новое приложение. Заполняется лишь при частичном использовании приобретенных товаров/услуг в облагаемых и необлагаемых операциях (при заполнении строк 15, 16.4), а также плательщиками, которые применяют кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с п. 187.10 НКУ. Приложение состоит из 4 таблиц. — при первом распределении по ст. 199 НКУ вместе с декларацией за период, в котором происходит такое распределение. Таблица 2 (при заполнении строки 16.4) — в ней осуществляется перерасчет доли и налогового кредита по итогам года. Подается или с последней декларацией за год, или с декларацией за последний отчетный период в случае аннулирования НДС-регистрации. Таблица 4 — в ней осуществляется расчет распределения сумм НДС, начисленного при получении товаров/услуг согласно п. 187.10 НКУ, при поставке которых применяются одновременно кассовый метод и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита |
Внимание! Таблица 1 подается всеми налогоплательщиками вместе с декларацией за март/ I квартал (письмо № 7273) | ||
8 | Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (Д8) | Новое приложение. Подается при отказе поставщика выдать налоговую накладную (или при нарушении порядка ее составления и/или регистрации в Едином реестре налоговых накладных*) — п. 201.10 НКУ. К заявлению обязательно прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, первичных документов, свидетельствующих о факте приобретения и получения товаров/услуг от поставщика. |
Прочие документы | ||
1 | Копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных | Подаются в электронной форме в сроки, установленные для месячного отчетного периода — вне зависимости от избранного периода по НДС). О предоставлении реестра в декларации делается отметка |
2 | Уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок | Подается при исправлении самостоятельно выявленных ошибок — в зависимости от отметки в его поле 01 может быть приложением к декларации (отметка 1 — считается, что ошибка исправляется в декларации) или самостоятельным документом (отметка 2 — т. е. уточняющим расчетом). Если в уточняющем расчете проставляется отметка 1, то в декларации делается отметка о его предоставлении |
3 | Заявление о выборе квартального отчетного (налогового периода) | Является приложением 1 к Порядку № 41. Может подаваться лишь вместе с декларацией за последний отчетный период (п. 3 разд. II Порядка № 41) — т. е. первый раз она может быть с декларацией за декабрь (ІV квартал) 2011 г. При ее подаче в декларации делается отметка. |
4 | Уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям) права выписки налоговых накладных и ведения части реестра полученных и выданных налоговых накладных | Уведомление подают налогоплательщики, имеющие филиалы (структурные подразделения), при условии делегирования им права выписки налоговых накладных и ведения части реестра. Оно подается: |
Внимание! В 2011 году налогоплательщики, имеющие филиалы (структурные подразделения), которым делегировано право выписки налоговых накладных, должны подать уведомление с декларацией | ||
5 | Оригиналы пятых основных листов ГТД (экземпляры декларанта) | Подаются при наличии экспортных операций (заполнении строки 2.1) — п. 18 разд. III Порядка № 41. Если декларация подается в электронной форме, то ГТД следует предоставить в порядке, установленном для подачи отчетности в бумажном виде. О подаче ГТД в декларации делается отметка |
6 | Копии товарных чеков или других расчетных документов, первичных документов, свидетельствующие о факте приобретения и получения товаров/услуг от поставщика | Подаются лишь вместе с заявлением об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (Д8). Если декларация подается в электронной форме, то такие документы следует предоставить в порядке, установленном для подачи отчетности в бумажном виде |
7 | Дополнение к декларации, составленное в произвольной форме | Плательщик может подать его вместе с декларацией, если считает, что форма декларации увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НКУ — п. 46.4 НКУ. При его подаче в декларации делается отметка |
* Напомним, что уже с 01.04.2011 г. — регистрируют ННс НДС больше, чем 500 тыс. грн., а с 01.07.2011 г. — предел понизится до 100 тыс. грн., с 01.01.2012 г. — до 10 тыс. грн.
Вступительная часть
Во вступительной части декларации в специально отведенных для этого служебных полях приводятся данные о типе декларации, периоде, за который она предоставляется, а также сведения о налогоплательщике. В целом нужно заметить, внешний вид вступительной части сохранился, разве что теперь в ней нет прежних полей 07 и 08 для проставления отметок о декларируемом налогоплательщиком отрицательном значении или заявляемом бюджетном возмещении — при этом новые справочные поля 07 и 08 наравне с полями 09 и 10, теперь призваны помочь идентифицировать налогоплательщика и его принадлежность к субъектам хозяйствования «особого» вида (предприятиям судостроения, самолетостроения и т. п.).
Вступительная часть декларации по НДС
Служебные поля декларации по НДС | Пункт, раздел | Заполнение служебных полей вступительной части |
1 | 2 | 3 |
Поля | п. 25 разд. III | Служебные поля для проставления отметок о типе декларации. Первая колонка содержит код (011, 012) типа декларации, третья — название типа декларации (соответственно «Звітна», «Звітна нова»). Во второй колонке проставляется отметка (Х) в строке служебного поля, соответствующего типу подаваемой налогоплательщиком декларации, т. е.: |
Поле 02 | пп. 1 — 4 | Указывается, за какой отчетный (налоговый) период (месяц или квартал) отчетного года подается декларация |
Примечание. С 01.01.2011 г. отчетным периодом по НДС является календарный месяц. Квартальный период по НДС после 01.01.2011 г. (скорее, как исключение) сохранен для единоналожников-юрлиц на ставке 6 %. | ||
Поля | разд. IV | Поле 03 заполняется в случае исправления ошибок прошлых периодов «в текущей декларации». В нем указывается «ошибочный» отчетный (налоговый) период — месяц или квартал, за который исправляются ошибки. Причем после приказа № 41 при его заполнении предстоит учитывать «свои» особенности. Прежде всего для сравнения напомним, что в прежней форме декларации, утвержденной приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, с изменениями и дополнениями, поле 03 (с указанием соответствующего «ошибочного» периода) заполнялось в том случае, когда налогоплательщик исправлял «прошлые» ошибки непосредственно в текущей декларации, т. е. заполняя при этом специальные корректирующие «ошибочные» строки 8.1 и/или 16.1. Однако после приказа № 41 в новой форме декларации по НДС аналогичных «ошибочных» строк (предназначенных для исправления ошибок) просто нет! А один из возможных способов исправления ошибок — «в текущей декларации» — стал весьма своеобразным и теперь предполагает, что в этом случае (как при исправлении ошибок уточняющим расчетом, далее — УР) налогоплательщик составляет уточняющий расчет, который подает, однако, при этом просто вместе с текущей декларацией. Таким образом, отныне поданный вместе с текущей декларацией УР и будет означать исправление ошибок «в текущей декларации»! Кстати, подтверждает это и сама обновленная форма УР, в служебных полях 1 «додаток до декларації» или 2 «самостійний документ» которой в свою очередь налогоплательщик должен проставить нужную отметку (Х) (соответственно ее проставление в поле 1 будет означать проведение исправлений «в текущей декларации», а в поле 2 — «через УР»; на что также обращалось внимание в письме № 7273. Таким образом, в случае исправления ошибок описанным способом «в текущей декларации» в поле 03 текущей декларации (как и в поле 03 прилагаемого к ней УР) следует указать «ошибочный» период, за который исправляются ошибки. Если же, к примеру, «в текущей декларации» налогоплательщик исправляет ошибки периода, ошибки которого уже исправлялись ранее, то об этом соответственно проставляется отметка (Х) в служебном поле 031 «відмітка про те, що помилки цього звітного (податкового) періоду вже виправлялися раніше». |
Поле 04 (041 — 045) | — | В поле 04 указывается наименование налогоплательщика, соответственно: |
Поле 05 | — | В этом поле указываются: индивидуальный налоговый номер налогоплательщика и номер свидетельства плательщика НДС |
Поле 06 | — | В этом служебном поле указываются: |
Далее приводится наименование налогового органа, в который подается декларация. | ||
Поля 07-10 — специальные служебные поля для проставления отметки (Х) особыми налогоплательщиками, попадающими в одну из перечисленных ниже категорий | ||
Поле 07 | п. 2 | Проставляется отметка (Х) в случае заполнения декларации предприятием судостроения |
Поле 08 | п. 2 | Проставляется отметка (Х) в случае заполнения декларации предприятием самолетостроения |
Поле 09 | п. 2 | Проставляется отметка (Х) в случае осуществления операций по поставке |
Поле 10 | п. 19 | Проставляется отметка (Х) предприятиями и организациями инвалидов, которые используют льготный режим налогообложения согласно п. 197.6 НКУ. В случае заполнения поля 10 обязательно вместе с текущей декларацией подается приложение 6 (Д6) с заполненной таблицей 4 « Расчет показателей относительно принадлежности предприятия (организации) к предприятию (организации) инвалидов», где происходит своего рода проверка на соблюдение следующих установленных и дающих право на применение льготного режима критериев: |