Темы статей
Выбрать темы

НДС

Редакция НиБУ
Статья

НДС

 

Прежде всего, сразу отметим, что

НДС-изменения вступили в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона № 3609, т. е. с 6 августа 2011 года * (за исключением добавленного «льготного» п. 197.9 НКУ, который заработал уже с 1-го числа месяца вступления Закона № 3609 в силу — т. е. с 1 августа 2011 года; п. 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3609). Познакомимся с ними.

*Закон № 3609 опубликован в газете «Голос Украины» от 05.08.2011 г. № 144, а стало быть, изменения, касающиеся НДС, действуют начиная с 6 августа 2011 года.

 

Добровольная НДС-регистрация (новое основание)

После

Закона № 3609 «добровольный» п. 182.1 НКУ пополнился (добавлен второй абзац) еще одним дополнительным основанием добровольной НДС-регистрации. Для наглядности измененный «добровольный» п. 182.1 НКУ приведен ниже:

 

Добровольная НДС-регистрация

Пункт 182.1 НКУ

было

стало

182.1. Если лицо, которое осуществляет облагаемые налогом операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 этого Кодекса, не является плательщиком налога в связи с тем, что объемы облагаемых налогом операций являются меньшими, чем установленная указанной статьей сумма, и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам налога за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставки, считает целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщик налога, такая регистрация осуществляется по его заявлению

182.1. Если лицо, которое осуществляет облагаемые налогом операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 этого Кодекса, не является плательщиком налога в связи с тем, что объемы облагаемых налогом операций являются меньшими, чем установленная указанной статьей сумма, и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам налога за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставки, считает целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщик налога, такая регистрация осуществляется по его заявлению.

Лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300000 гривень и которое не является плательщиком налога в соответствии с пунктом 181.1
статьи 181 этого Кодекса, может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров / услуг другим плательщикам налога

 

Таким образом, теперь зарегистрироваться

по желанию плательщиком НДС также сможет лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300 тыс. грн., независимо (!) от наличия осуществленных им облагаемых операций и объемов поставок товаров/услуг другим плательщикам налога (а также независимо от времени работы до момента НДС-регистрации — более или менее 12 месяцев). В связи с этим нужно заметить, что:

— к сожалению, появившийся

абзац второй п. 182.1 НКУ при этом не уточняет, каким образом регистрирующемуся по этому основанию добровольцу предстоит подтверждать надлежащий размер своего уставного капитала или балансовой стоимости активов: предположим, то ли данными «последнего» баланса (составленного на последнюю отчетную дату перед НДС-регистрацией), то ли данными отдельного баланса, составленного непосредственно на дату подачи НДС-заявления, либо же, возможно, для этого и вовсе окажется достаточно справки произвольной формы о размере уставного капитала/перечня соответствующих активов (ОС, НМА, запасов) субъекта хозяйствования. Очевидно, этот момент должен проясниться с внесением соответствующих уточнений на счет новоявленной категории добровольцев в «регистрационное» Положение № 978 либо же из разъяснений контролирующих органов;

— в данном случае для добровольной НДС-регистрации важно, чтобы 300 тыс. грн. превышали уставный капитал или балансовая стоимость

таких активов, как ОС, НМА или запасы (то есть именно этих активов, перечень которых во втором абзаце п. 182.1 НКУ является исчерпывающим, и не содержит, к примеру, упоминания о денежных средствах — денежные средства в нем отсутствуют);

— новое основание добровольной НДС-регистрации дает

возможность зарегистрироваться плательщиками НДС (уже с первых дней своей работы, подав регистрационное заявление по правилам п. 183.3 НКУ) вновь созданным субъектам хозяйствования. Главное, чтобы у них «на старте» соблюдался требуемый 300-тысячный критерий, т. е. выше 300 тыс. грн. был либо уставный капитал, либо балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов);

— отдельно нужно остановиться на касающемся добровольцев основании аннулирования НДС-регистрации из

п.п. «и» п. 184.1 НКУ (допускающем, напомним, возможность НДС-аннулирования, в случае если объемы поставок товаров/услуг у добровольных плательщиков НДС другим плательщикам налога за последние 12 месяцев окажутся меньше 50 % общего объема поставок). По логике, касаться добровольцев из второго абзаца п. 182.1 НКУ оно не должно. Иначе может возникать абсурдная ситуация, когда после НДС-аннулирования лицо, по-прежнему соответствующее критериям добровольного плательщика НДС из второго абзаца п. 182.1 НКУ (т. е. с  уставным капиталом или балансовой стоимостью активов свыше 300 тыс. грн.) тут же вновь подает заявление на НДС-регистрацию, чтоб опять зарегистрироваться добровольным плательщиком НДС и вновь оказаться в числе плательщиков этого налога по собственному желанию.

Итак, как видим,

новым вторым абзацем п. 182.1 НКУ также установлен 300-тысячный критерий для добровольной НДС-регистрации, но «свой особый»: в данном случае выше 300 тыс. грн. должен быть либо уставный капитал, либо балансовая стоимость активов (ОС, НМА, запасов) субъекта хозяйствования. И тогда в случае его соблюдения лицо может оказаться в числе добровольных плательщиков НДС. Правда, пока остается непонятным, смогут ли по этому основанию зарегистрироваться добровольцами, к примеру, частные предприниматели.

 

Обязательная НДС-регистрация: подача заявления и ответственность

Ряд уточнений внесены в

ст. 183 НКУ в отношении порядка регистрации лиц плательщиками НДС, и коснулись, в частности, подачи регистрационного заявления. Рассмотрим их подробнее.

 

Продавцы конфиската.

Уточнения, внесенные в п. 183.3 НКУ, затронули поставщиков конфиската (плательщики НДС согласно п.п. 6 п. 180.1 НКУ). Подавать заявление на НДС-регистрацию им предстоит (как и лицам, регистрирующимся плательщиками НДС добровольно) не позднее чем за 20 календарных дней до начала периода, с которого они будут считаться плательщиками НДС и иметь право на выписку налоговых накладных и налоговый кредит. Тем самым изменения призваны восполнить пробел, ведь до этого момента, как известно, продавцы конфиската оставались без даты подачи заявления на НДС-регистрацию.

«Переходящие» упрощенцы (с ЕН — на общую, с общей — на ЕН).

Посвященный им п. 183.4 НКУ изложен в новой редакции и теперь предусматривает, что:

а) при переходе с упрощенной

системы на общую:

— с начала календарного года — регистрационное заявление должно быть подано

не позднее 10 января;

— в середине календарного года — регистрационное заявление следует подавать

одновременно с заявлением об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (которое, напомним, в свою очередь, подается налоговому органу не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения, ст. 4 Указа № 727). Правда, нужно заметить, заявление об отказе, как известно, подают в случае ухода с единого налога и перехода на общую систему в добровольном порядке — по собственному желанию. Поэтому может возникнуть вопрос: а когда подавать заявление на НДС-регистрацию переходящим упрощенцам-«нарушителям», которые в середине года вынужденно покидают единый налог по причине превышения единоналожных критериев выручки или численности, ведь заявление об отказе они при этом не подают? В таком случае, судя по всему, им предстоит ориентироваться на нормы п. 6.2 разд. III Положения № 978, устанавливающие, в частности, что в случае превышения предельного годового объема выручки регистрационное заявление «на НДС» должно быть подано (направлено) налоговому органу:

а) физическим лицом — предпринимателем — не позднее 20 календарного дня с момента превышения выручки;

б)юридическим лицом:

— не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на общую систему — если превышение выручки произошло в 1-м или во 2-м месяце последнего квартала работы на едином налоге;

— не позднее 20-го календарного дня после окончания последнего квартала работы на едином налоге — если превышение выручки произошло в 3-м месяце последнего квартала работы на едином налоге.

Однако при этом по-прежнему остается вопрос: когда подавать НДС-заявление тем единоналожникам, которые переходят на общую систему по другим причинам (например, из-за превышения численности (50 человек — для юрлиц, 10 человек — для физлиц) и налогооблагаемые объемы у которых за последние 12 месяцев превысили 300 тыс. грн.? Судя по всему, ориентируясь при этом на общее правило из

п. 183.2 НКУ, регистрационное заявление должно быть ими подано не позднее первых 10 календарных дней работы на общей системе налогообложения;

б) при выборе упрощенной системы налогообложения или переходе с общей системы на упрощенную (с уплатой НДС)

— регистрационное заявление подается вместе с заявлением о выборе упрощенной системы налогообложения.

При этом при «переходе» и в первом, и во втором случае лицо зарегистрируют плательщиком НДС

только при условии соответствия критериям «обязательного» либо «добровольного» плательщика НДС из п. 181.1 или п. 182.1 НКУ, иначе в НДС-регистрации может быть отказано (заметим, аналогичные требования содержит и п. 6 разд. III Положения № 978). А значит, следуя этим правилам, получается, что выбрать, к примеру, единый налог «с уплатой НДС» (т. е. зарегистрироваться, предположим, ЮРЕНом на ставке 6 % — плательщиком НДС) вновь созданный субъект хозяйствования сможет только при условии, что он при этом отвечает критериям добровольного плательщика НДС из абзаца второго п. 182.1 НКУ (т. е. его уставный капитал или балансовая стоимость активов «при открытии» превышает 300 тыс. грн.).
В противном случае стать НДС-упрощенцем на ставке 6 % лицо сможет, только проработав некоторое время на общей системе или 10 %-ном едином налоге — т. е. соответственно после достижения при этом критериев «обязательной» или «добровольной» НДС-регистрации, и в частности, предела в 300 тыс. грн.

В таких условиях «переходный»

п. 18 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (предписывающий, напомним, переходящим на общую систему упрощенцам отсчитывать объемы в целях НДС-регистрации несколько иначе — с момента перехода «наперед») оказался исключен. Поэтому никаких подсчетов объемов «наперед» в подобных случаях больше не будет, а на соответствие критериям обязательного либо добровольного плательщика из п. 181.1 либо п. 182.1 НКУ «переходящие» упрощенцы будут проверяться по общим правилам в обычном порядке (т. е. с оглядкой при этом на прошедший период работы).

При этом так же, как и прежде, в регистрационном заявлении в данном случае разрешается указывать

желаемый день НДС-регистрации, который, правда, теперь уже может соответствовать исключительно дате начала налогового периода — календарного месяца (в то время, как, напомним, согласно прежнему п. 183.5 НКУ налогоплательщик на этот счет имел право выбора и мог, к примеру, указать желаемым днем и иную дату — дату начала проведения операций. Вместе с тем, нужно заметить, налоговики и раньше почему-то смотрели на ситуацию слишком узко, признавая «желаемым днем» только лишь дату начала календарного месяца, см. письмо ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417). При этом в любом случае сама регистрация «переходящих» единоналожников возможна не раньше даты изменения системы налогообложения (п. 183.5 НКУ).

Кроме того, появившийся новый

п. 21 подразд. 2 разд. ХХ НКУ теперь отдельно оговаривает ситуацию, когда бывший упрощенец при переходе на общую систему регистрируется плательщиком НДС. В таком случае «переходная» поставка товаров/услуг, оплаченных (авансом/предоплатой) в период единоналожия (и обложенных единым налогом), на общей системе НДС не облагается.

Юрлица

. Для юрлиц процедура подачи заявления на НДС-регистрацию стала немного проще. Так, от предприятий заявление на НДС-регистрацию теперь может подавать не только «непосредственно руководитель», но также и «представитель» юридического лица (соответствующее уточнение внесено в п. 183.7 НКУ).

Ответственность за нерегистрацию

. Такую ответственность отныне оговаривает новая редакция п. 183.10 НКУ, согласно которой любое лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС, однако не подавшее налоговому органу регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения. При этом вместе с прежней формулировкой п. 183.10 НКУ также исключено и (подчас оборачивающееся определенными сложностями) требование о том, что «обязательные» плательщики НДС считаются плательщиками с 1 числа месяца, следующего за месяцем достижения предельного объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн. (когда свои неприятности, напомним, в силу отведенных сроков в регистрационной процедуре приносила регистрация плательщика НДС и получение Свидетельства не с первого числа месяца). Теперь же никакой привязки к 1-му числу не будет, а с учетом общих правил лицо будет считаться налогоплательщиком с момента его НДС-регистрации (даты регистрации, указанной в Свидетельстве).

Так, предположим, в августе 2011 года лицом были превышены объемы в 300 тыс. грн., в связи с чем заявление на обязательную НДС-регистрацию подано 5 сентября (т. е. согласно требованиям

п. 183.2 НКУ — не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем достижения 300-тысячного предела). Допустим, свидетельство плательщика НДС получено при этом 12 сентября. В таком случае лицо будет являться плательщиком НДС, начиная с 12 сентября 2011 года (даты, указанной в свидетельстве), став именно с этой даты осуществлять выписку налоговых накладных и отражать налоговый кредит. При этом за период неплательщика НДС (с 1 сентября по 11 сентября) никаких налоговых обязательств по НДС лицу начислять не нужно.

 

База обложения НДС — с учетом «мобильного» сбора в ПФ

Дополненный

п. 188.1 НКУ отныне прямо предусматривает, что в базу обложения НДС включаются также и суммы пенсионного сбора с услуг сотовой мобильной связи (упоминание о сборе теперь помещено в заключительной части первого абзаца). Так что НДС начисляют на стоимость услуг с учетом сбора в Пенсионный фонд. Заметим, на это контролирующие органы обращали внимание и прежде (см., к примеру, письмо ГНАУ от 12.04.2011 г. № 10374/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33, в котором налоговики, указывая на различие формулировок п. 188.1 НКУ и п. 4.1 Закона об НДС, говорили о необходимости включения с 01.01.2011 г. пенсионного «мобильного» сбора в базу обложения налогом на добавленную стоимость). Подробней об истории вопроса — в редакционном комментарии к письму*.

* Хотя вариант кодификации текста п. 188.1 НКУ, размещенный на сайте Верховной Рады Украины, предполагает, что такой пенсионный сбор не включается в базу налогообложения. Однако это из текста Закона № 3609 не следует. —

Примеч. ред.

 

Операции с ОС: продажа, ликвидация, перевод в непроизводственные и условная поставка

Основательно подкорректированы нормы, касающиеся операций с основными средствами (которые раньше, заметим, были написаны небрежно — взять хотя бы, к примеру, ситуацию с переводом основных средств в непроизводственные, когда определению базы налогообложения посвящались сразу три разных пункта:

п. 188.1, п. 189.9 и п. 198.5 НКУ, или ликвидацию основных средств, которая упоминалась одновременно в п. 188.1 и «специальном» п. 189.9 НКУ, что порождало вопросы и вносило неоднозначность).

Теперь же (после обновленных редакций

абзаца пятого п. 188.1, п. 189.1, п. 189.9 и п. 198.5 НКУ) ситуации строго разграничены следующим образом:

 

НДС в операциях с ОС

Операция

Пункт НКУ

Определение базы налогообложения

Продажа ОС:

поставка производственных и непроизводственных ОС, в том числе без оплаты, с частичной оплатой, в рамках обмена, дарения, в счет оплаты труда работникам, связанным лицам, а также неплательщикам НДС

пятый абзац п. 188.1

база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости ОС, но не ниже обычных цен

Ликвидация ОС:

ликвидация основных производственных или непроизводственных средств по самостоятельному решению плательщика (при этом возможность не начислять НДС при ликвидации, при соблюдении определенных условий — документальном подтверждении уничтожения, разборки, преобразования или кражи, — по-прежнему дает абзац второй п. 189.9 НКУ)

п. 189.9

база налогообложения определяется исходя из обычных цен, но не ниже балансовой стоимости
на момент ликвидации

Перевод ОС в непроизводственные:

перевод ОС в непроизводственные, использование производственных и непрозводственных средств не в хозяйственной деятельности

п. 189.1

база налогообложения определяется исходя из балансовой стоимости на момент перевода (использования, поставки)

Условная поставка ОС:

условная поставка в целях налогообложения признается по ОС, которые впоследствии стали использоваться в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения (льготных) операциях (при условии, что раньше по таким ОС был отражен налоговый кредит)

п. 198.5, п. 189.1

Условная поставка ОС при аннулировании НДС-регистрации:

условная поставка признается (не позднее даты аннулирования) по числящимся в последнем отчетном периоде у налогоплательщика ОС (при приобретении которых был отражен налоговый кредит)

п. 184.7

база налогообложения определяется исходя из обычной цены ОС

 

Так что, как видим, теперь в операциях с ОС навели порядок.

Кстати, попутно заметим, что теперь в измененном

п. 198.5 НКУ больше не упоминается о недостачах (прежде, напомним, положения этого пункта вместо корректировки налогового кредита по недостающим товарам требовали признавать условную поставку с начислением налоговых обязательств по НДС исходя из обычных цен, но не ниже цены приобретения недостающих ценностей). Вместе с тем ситуация кардинальным образом не изменилась, а теперь просто попадает в сферу регулирования другого пунктап. 189.1 НКУ, который также теперь говорит о необходимости начисления НДС-обязательств (не ниже цены приобретения), в частности, в случае использования товаров не в хозяйственной деятельности (и стало быть, тем самым касается также и недостач). Так что налоговый кредит по недостачам по-прежнему не корректируется, а вместо этого начисляются налоговые обязательства по НДС.

 

Дата признания условной поставки при аннулировании НДС-регистрации

После внесения изменений немного подкорректированный

п. 184.7 НКУ урегулировал ситуацию с датой признания условной поставки при аннулировании НДС-регистрации. Теперь она признается «не позднее даты аннулирования» (а не «не позднее даты подачи заявления на аннулирование», как в этом пункте значилось прежде).

Как известно, условная поставка сопровождает любое аннулирование НДС-регистрации: как добровольное, так и принудительное. Прежняя же формулировка этого

пункта (требующая признавать условную поставку «не позднее даты подачи заявления»), получалось, охватывала только один из возможных случаев аннулирования — добровольный выход лица из плательщиков НДС (с подачей заявления) по собственному желанию. А вот когда признавать условную поставку в случае принудительного аннулирования НДС-регистрации (по решению налогового органа), было непонятно. Теперь же изменения поправили ситуацию и разрешили вопрос, выведя при этом общее правило признания условной поставки для всех случаев аннулирования.

 

Налоговый кредит по импортным операциям

Покорректнее сформулирован

абзац четвертый п. 198.2 НКУ. Так, разграничивая уже импорт товаров от услуг нерезидентов, теперь он прямо указывает на то, что:

— при

ввозе товаров на территорию Украины право на налоговый кредит возникает по дате уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам в соответствии с п. 187.8 НКУ;

— при поставке на территории Украины

услуг нерезидентом налоговый кредит возникает на дату уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам, отраженным получателем нерезидентских услуг в налоговой декларации предыдущего периода (т. е. налоговый кредит формируют в периоде, следующем за периодом отражения налоговых обязательств). Нужно заметить, что основания сделать такой вывод в прошлом также давал и п. 201.12 НКУ.

Таким образом, в целом, ситуация не изменилась — такие же правила существовали и прежде, просто теперь в

НКУ они представлены уже более четко.

 

Налоговые накладные

Новый обязательный реквизит в НН для подакцизных и импортных товаров.

Для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (импортных товаров), в налоговой накладной появится новый обязательный реквизит — «код товару згiдно з УКТЗЕД» (п. 201.1 НКУ дополнен новым пунктом «і»). При этом сами реквизиты налоговой накладной из п. 201.1 НКУ отныне названы обязательными.

Очевидно, в связи с таким нововведением предстоит ожидать обновления формы налоговой накладной (дополнения ее новым УКТВЭД-реквизитом, с отражением согласно

п. 201.1 НКУ отдельной строкой). Пока же, по-видимому, до этого составлять налоговые накладные на подакциз и импорт придется, вписывая код УКТВЭД вслед за наименованием товара в графу 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» налоговой накладной. Причем в данном случае также остается не совсем понятным, касается ли данное требование только 1-го импортера (1-го поставщика подакцизных товаров) или же и всей последующей цепочки участников «подакцизных» и «импортных» продаж. Надеемся, что контролирующие органы разъяснят ситуацию гуманно, распространив данное требование лишь на 1-ю поставку, ведь, подчас, не в каждом случае может быть известно о том, что реализуется поступивший товар «заграничного» происхождения. Кстати, похожая проблема может подстерегать и при регистрации таких налоговых накладных (с 2012 года) в Едином реестре (о чем еще будет сказано далее).

Срок на регистрацию в ЕРНН.

Наконец-то новым абзацем седьмым п. 201.10 НКУ установлен гуманный срок на регистрацию «соответствующих» налоговых накладных в ЕРНН — Едином реестре налоговых накладных. Теперь зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки к налоговой накладной в ЕРНН нужно в течение 20 календарных дней, следующих за датой их выписки. Раньше, напомним, налоговики на этот счет выдвигали достаточно жесткое условие, строго требуя регистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН исключительно в день их выписки (что на практике порой бывало трудно выполнимым и оборачивалось определенными сложностями).

Попутно отметим, что согласно

п. 11 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ регистрации в ЕРНН подлежат налоговые накладные с суммой НДС:

— с 1 января 2011 г. — свыше 1 млн грн.;

— с 1 апреля 2011 г. — свыше 500 тыс. грн.;

— с 1 июля 2011 г. — свыше 100 тыс. грн.;

— с 1 января 2012 г. — свыше 10 тыс. грн.

При этом под особым контролем в будущем окажутся

налоговые накладные, выписанные на поставки подакцизных товаров и поставки товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (импортных товаров) — с 1 января 2012 года такие налоговые накладные будут регистрироваться в ЕРНН, независимо от указанной в них суммы НДС (т. е. даже если она окажется меньше 10 тыс. грн.). В данном случае опять же возникает вопрос: будут ли подлежать при этом регистрации в ЕРНН только налоговые накладные, выписываемые при 1-й поставке таких подакцизных/импортных товаров либо же и при всех последующих этапах в цепочке их продаж? Очевидно, этот момент должны прояснить контролирующие органы.

 

Туруслуги и НДС

«Туристическая»

ст. 207 НКУ изложена в новой редакции, которая, пожалуй, призвана упростить достаточно сложный и специфический учет туруслуг, введенный с 01.01.2011 г. НКУ (напомним, в свое время подробно на всех новшествах и нюансах НДС-учета, привнесенных НКУ в туристическую сферу, мы останавливались в статье «Туристическая деятельность: особенности обложения НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 43).

В результате, охватывая уже все возможные способы реализации туристических услуг (как по прямым договорам, так и по посредническим), обновленная

ст. 207 НКУ теперь называет объектом налогообложения и для туроператора, и для тур­агента сумму вознаграждения (расчет величины которого также при этом станет проще), см. таблицу.

 

Туристические услуги и НДС

Субъекты турдеятельности

Норма НКУ

Определение базы налогообложения

Туроператор

поставка турпродукта, предназначенного для его потребления
на территории Украины (внутренний/въездной туризм)

п. 207.2

базой налогообложения является вознаграждение туроператора, которое определяется как разница между стоимостью поставленного им турпродукта и расходами (без НДС, п. 207.6 НКУ), понесенными туроператором вследствие приобретения (создания) такого турпродукта*

поставка турпродукта, предназначенного для его потребления
за пределами Украины (выездной туризм)

п. 207.3

Туроператор, осуществляющий посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров на туросблуживание с иностранными субъектами турдеятельности (посредничество при выездном туризме)

п. 207.4

базой налогообложения является вознаграждение туроператору, которое начисляется (выплачивается) ему таким иностранным субъектом турдеятельности (в том числе сумма вознаграждения, самостоятельно удержанная туроператором с уплаченных денежных средств заказчиком туруслуг)

Турагент (все виды туризма: внутренний, въездной, выездной)

п. 207.5

базой налогообложения является комиссионное вознаграждение турагента, которое начисляется (выплачивается) туроператором или другими поставщиками услуг (в том числе за счет средств, полученных турагентом от потребителя турпродукта)

*Примечательно также, что если прежде при внутреннем и въездном туризме туроператор при расчете вознаграждения мог согласно п. 207.5 НКУ учесть только расходы по товарам/услугам, облагаемым НДС и приобретенным к тому же у плательщиков НДС (подробнее об этом см. в статье «Туристическая деятельность: особенности обложения НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 43), то теперь обновленные пп. 207.2 — 207.3 НКУ никаких подобных условий не устанавливают и разрешают туроператору при расчете вознаграждения учитывать все расходы, связанные с приобретением (созданием) такого турпродукта. Правда, расходы при этом берутся «без НДС» (т. е. суммы НДС в расходы не включаются, п. 207.6 НКУ).

 

Таким образом, новая

ст. 207 НКУ будет распространяться на все операции в туристической сфере (а не только на операции по прямым договорам, как это выходило прежде, тогда как посредническим операциям, напомним, при этом отводились правила «посреднического» п. 189.4 НКУ; тем более, что, например, турагенты, занимающиеся согласно ст. 5 Законо Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР) посреднической деятельностью, работать по прямым договорам вообще не могли).

Кроме того, радует, что новая редакция «туристической»

ст. 207 НКУ уже не требует от неплательщиков НДС уплачивать НДС с туруслуг нерезидентов (т. е. аналога прежнему «коварному» п. 207.8 НКУ в обновленной ст. 207 не найти). Таким образом, в данном случае положения ст. 207 для туристических услуг являются специальными и уплату НДС с нерезидентских услуг ни туроператорами, ни турагентами (плательщиками либо неплательщиками) не предусматривают. Более того, даже если обраться к общим правилам налогообложения услуг из п. 186.4 НКУ (согласно которым место поставки услуг определяется по месту регистрации поставщика), то в ситуации, когда туруслуги поставляет нерезидент (зарегистрированный за границей), место поставки услуг окажется расположенным за пределами Украины. А стало быть, туристические услуги нерезидента не являются объектом налогообложения и НДС с них «за нерезидента» в таком случае ни туроператору, ни турагенту (неважно — плательщиком НДС он при этом является либо неплательщиком) уплачивать не нужно.

 

Сельхоз-изменения

Разрешен перенос отрицательного значения сельхоз-НДС на следующий период

. Изменения, внесенные в п. 209.3 НКУ, наконец-то урегулировали ситуацию с возникающим отрицательным значением сельхоз-НДС. Теперь отрицательное значение разрешено зачислять в состав налогового кредита следующего периода (т. е. переносить на следующий период). Очевидно, в связи с этим в недалеком будущем спецрежимникам предстоит ожидать соответствующего изменения формы сокращенной декларации по НДС. Ведь на сегодняшний день форма декларации (сокращенной) возможности переноса отрицательного значения, как известно, не предусматривает (заметим: о негативных последствиях для аграриев, лишенных в прошлом возможности учета отрицательного значения, также шла речь в статье «Сокращенная декларация чревата виртуальными объемами сельхоз-НДС, неоправданным их аккумулированием» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 23, где мы никак не могли согласиться с ущемляющей их формой спецрежимной НДС-отчетности).

Услуги при спецрежиме — в сокращенной НДС-декларации

. Новые редакции п. 209.7 и п.п. «в» п.п. 209.15.2 НКУ распространили спецрежим НДС также и на услуги, в частности:

— услуги, полученные в результате осуществления деятельности, на которую согласно

п. 209.17 НКУ распространяется специальный режим налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, если такие услуги оказываются непосредственно налогоплательщиком — субъектом специального режима налогообложения;

— услуги, поставляемые не только другим сельхозтоваропроизводителям (юридическим лицам), но и/или физическим лицам с использованием сельхозтехники, кроме предоставления ее в фин­аренду (лизинг).

Таким образом, теперь такие, подпадающие по специальный режим налогообложения, услуги у аграриев будут попадать в сокращенную декларацию по НДС.

Поставка зерна и технических культур.

Новая редакция п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ вывела из-под льготы:

операции по поставке зерновых культур товарных позиций 1001 — 1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД предприятиями, которые непосредственно приобрели такие зерновые и технические культуры у сельскохозяйственных предприятий-производителей. Таким образом, отныне поставка зерновых и технических культур облагается НДС не только у производителя, но и у первого оптовика-посредника;

— операции

по импорту таких товаров (т. е. импорт зерновых и технических культур, ранее льготируемый, теперь облагается ввозным НДС в общем порядке).

 

Прочие изменения по НДС

Аналогично «необлагаемым» передаче/возврату имущества при аренде «своя» похожая оговорка сделана и для

концессии. Так, отныне также предусмотрено, что не являются объектом обложения НДС операции по передаче имущества в концессию/возврат имущества, предварительно переданного в концессию концессиедателю (соответствующее уточнение о концессии теперь внесено в п.п. 196.1.2 НКУ).

В

п.п. 5 п. 180.1 НКУ, касающийся управляющих имущества, внесена оговорка о том, что нормы этого подпункта не распространяются на управляющих имуществом, которые осуществляют управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом.

«Банковский»

п.п. 196.1.5 НКУ пополнился уточнением о том, что перечень (не облагаемых НДС) услуг по расчетно-кассовому обслуживанию определяется Национальным банком Украины по согласованию с Государственной налоговой службой Украины. Заметим, что на сегодняшний день пока что его роль выполняет (правда, не согласованный с налоговиками) аналогичный перечень, доведенный в приложении к письму ГНАУ от 25.02.2005 г. № 12-112/310-1811 и разработанный под аналогичную норму п. 3.2 Закона об НДС.

В

п.п. «г» льготного п.п. 197.1.7 НКУ (касающийся питания детей в дошкольных, общеобразоватльных и профессионально-технических учебных заведениях и граждан в заведениях здравоохранения) добавлена оговорка о том, что порядок предоставления таких услуг утверждается КМУ. Заметим, что на сегодняшний день такой порядок уже существует — это Порядок предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, учащихся в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 02.02.2011 г. № 116.

Металлоломная льгота

в подразделе 2 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ из п. 15 перекочевала в самостоятельный п. 23 (также предусматривающий, что временно, до 1 января 2014 года, поставка, импорт, а также экспорт отходов и лома черных и цветных металлов освобождаются от налогообложения — льготируются).

«Лизинговый»

п. 189.5 НКУ и предусмотренный им порядок определения базы налогообложения с лизингополучателями-неплательщиками (как положительная разница между ценой продажи и ценой приобретения товаров, поставляемых по лизинговым договорам) теперь также распространяется и на операции лизинга с бывшими в употреблении товарами.

Немного подкорректированы условия получения

автоматического бюджетного возмещения. Теперь для этого, в частности, достаточно, чтобы налогоплательщик:

— осуществлял

операции, облагаемые по нулевой ставке (ставке НДС 0 %) в размере не меньшем 40 % (а не 50 % — как прежде) от общего объема поставок за последние 12 месяцев или за последние 4 квартала — для квартальных плательщиков НДС (п.п. 200.19.3 НКУ);

— имел

расхождение налогового кредита с налоговыми обязательствами своих поставщиков по поставляемым товарам/услугам (в размере, не больше чем 10 % от заявленной суммы бюджетного возмещения) по данным налоговых накладных в течение 3 предыдущих отчетных налоговых периодов/квартала (п.п. 200.19.4 НКУ).

Появившийся новый в

позрад. 2 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ пункт 22 временно (на период с 1 июля по 1 октября 2011 года) устанавливает нулевую ставку НДС (ставка 0 %) для операций по поставке природного газа по коду 2711 21 00 00 согласно УКТ ВЭД (без учета стоимости услуг по его транспортировке, распределению и поставке), ввезенного на таможенную территорию Украины Публичным акционерным обществом «НАК «Нафтогаз України» (кроме операций по поставке такого газа для населения, учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета и местных бюджетов, предприятий теплоэнергетики для производства тепловой энергии для населения, и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога). Учитывая, что нулевая ставка при этом введена «задним числом» с 1 июля, не исключено, что к некоторым покупателям могут прийти расчеты корректировки по ранее начисленному июльскому НДС.

Кроме того, в

новой редакции изложен подраздел 3 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ, касающийся обложения НДС операций по ввозу оборудования, устройств и комплектующих (не производимых в Украине) предприятиями судостроения. Как известно, таким предприятиям разрешается по желанию выдавать таможенному органу на сумму ввозного НДС налоговый вексель с последующим его погашением денежными средствами (срок погашения которого согласно новым правилам будет наступать на дату возникновения налоговых обязательств по поставке построенного судна, для строительства которого были ввезены оборудование, устройства и комплектующие, в счет уплаты ввозного НДС по которым был выдан вексель).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше