Темы статей
Выбрать темы

Электронная отчетность по РРО: «низы» уже хотят, а «верхи» пока не могут

Редакция НиБУ
Статья

Электронная отчетность по РРО: «низы» уже хотят, а «верхи» пока не могут

 

Невольно ловишь себя на мысли, что бухгалтеру сегодня все по плечу. Какую задачу на него ни взвали — выполнит играючи, причем каждую следующую — эффективнее и быстрее предыдущей. НКУ изучить — запросто, на МСФО перейти — без проблем, OPZ освоить — легко, БПД зарегистрировать — пожалуйста! Обеспечить с нового года передачу налоговикам информации о каждом пробитом чеке каждым РРО — готов хоть сейчас. Вот только в последнем случае «верхи», похоже, не ждали такой восприимчивости снизу к очередной их затее, потому и не успели вовремя подготовить ни нормативное, ни техническое обеспечение для ее реализации. Что ж, бухгалтер готов войти в их положение и обождать, сколько потребуется. Ему что наступать — бежать, что отступать — бежать. Такая уж это исключительная профессия!

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

 

О перспективе внедрения с 01.01.2012 г. электронной отчетности по РРО путем передачи копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по проводным либо беспроводным каналам связи стало известно ровно год тому назад (см. абзацы тринадцатый — четырнадцатый п.п. 9 п. 25 разд. I, а также разд. II Закона № 2756 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101 и статью «Вдогонку за Налоговым кодексом» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 103), но за прошедшее с тех пор время, похоже, какого-либо приближения к этой перспективе так и не состоялось. Наоборот, произошло значительное удаление от реализации поставленной тогда законодателем цели.

Так, появление приказа ГНАУ от 31.03.2011 г. № 185 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 51) фактически открывало «зеленый свет» внедрению указанных законодательных норм на практике, однако после неожиданной его отмены приказом Минфина от 29.06.2011 г. № 782 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55) ситуация вернулась в исходное состояние. А уж о предпринятой Законом № 3609 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 64) достаточно существенной корректировке прежних планов в отношении предоставления информации в электронном виде в органы ГНС об операциях, проведенных через РРО, и говорить нечего (об этом, кстати, подробно рассказывалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 65, с. 44).

Как же выглядит законодательное поле в этой части буквально накануне «часа Х»? Насколько реальным может быть наступление этого часа или состоится его перенос на неопределенное время? Следует ли что-нибудь срочно предпринимать субъектам хозяйствования, использующим РРО, или лучше занять выжидательную позицию? Проанализируем действующее законодательство, с тем чтобы получить ответы на эти вопросы.

1. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, с 01.01.2011 г., среди прочего, обязаны были печатать или создавать в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение 3 лет. При этом ч. 2 ст. 12 этого Закона в редакции Закона № 2756 устанавливалось, что РРО, создающий контрольную ленту в электронной форме, должен был обеспечивать невозможность искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, которые на ней содержатся, возможность идентификации указанного регистратора на такой ленте.

Заметим, что в предыдущем Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденном приказом ГНАУ от 13.01.2011 г. № 21, который на сегодня уже отменен, было достаточное количество РРО разных типов и сфер применения, использование которых разрешалось в режиме формирования и хранения контрольной ленты в виде электронного документа (без одновременного распечатывания бумажной контрольной ленты, но с распечатыванием ее по требованию контролирующих органов).

Скажем больше: такие РРО могли применяться, оказывается, начиная с 15.06.2007 г., о чем свидетельствует самый первый Госреестр, разработанный и утвержденный ГНАУ после возложения на нее соответствующих функций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 49, с. 6). Выходит, даже без закрепления в Законе об РРО специальной нормы о возможности хранения контрольной ленты в электронном виде указанная альтернатива предоставлялась подзаконными нормативными актами.

Однако с 6 августа этого года (даты вступления в силу Закона № 3906) ч. 2 ст. 12 Закона об РРО заработала с достаточно существенным уточнением: РРО, создающий контрольную ленту в электронной форме, теперь должен обеспечивать контроль отсутствия искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копий расчетных документов, содержащихся на ней, возможность идентификации указанного регистратора на такой ленте согласно технологии, разработанной Нацбанком и согласованной ГНСУ.

Появление в приведенной норме отсылки к некоей технологии НБУ привело к тому, что из действующего ныне Госреестра РРО, утвержденного приказом ГНСУ от 04.11.2011 г. № 114 (см. на сайте газеты «Налоги и бухгалтерский учет» по ссылке http://nibu.factor.ua/info/RRO/), упомянутые выше модели были исключены, после чего вопрос о возможности выбора субъектом хозяйствования электронной формы хранения контрольной ленты повис в воздухе.

2. Следующий вопрос, тоже висящий сегодня в воздухе, вытекает из формулировки п. 8 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО, гласящей: «Первичная регистрация РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, разрешается с 1 декабря 2011 года после подтверждения их соответствия по результатам проверки относительно создания контрольной ленты в электронной форме, осуществленной в соответствии с требованиями ст. 13 этого Закона». При этом в ч. 5 ст. 13 Закона об РРО (в редакции Закона № 3609) сказано, что требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в РРО и к модемам для передачи данных устанавливаются ГНСУ опять же в соответствии с технологией, разработанной Нацбанком и согласованной самой ГНСУ.

Насколько нам известно, на момент подготовки этого материала указанные требования не прошли соответствующей процедуры согласования и принятия. Пока только на сайте Минфина, перебравшего на себя обязанности ГНСУ, размещен проект приказа об утверждении таких требований (см. по ссылке http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=317126), который, по идее, вступает в силу с 01.01.2012 г. (если, конечно, будет к тому времени принят в установленном порядке). Но даже если это и случится в предполагаемый срок, то для начала утвержденные требования должны найти свое воплощение в новых (либо существующих ныне, но доработанных) моделях РРО, затем такие модели должны пройти подтверждение соответствия*, после чего быть включенными в разд. I Госреестра РРО, где содержатся регистраторы расчетных операций, разрешенные к первичной регистрации, и только тогда сможет начаться первичная регистрация РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме. О реальном сроке начала такой первичной регистрации вместо 1 декабря 2011 года, установленного п. 8 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО, остается только гадать.

* По нашему мнению, упоминание в ч. 5 ст. 13 Закона об РРО о подтверждении соответствия надо понимать в том же значении, в котором этот термин употребляется в одноименном Законе Украины от 17.05.2001 г. № 2406-III, а именно: «подтверждение соответствия — это выдача документа (декларация о соответствии или сертификат соответствия) на основании решения, которое принимается после проведения соответствующих (необходимых) процедур оценки соответствия, доказавших выполнение установленных требований».

3. И наконец, последний вопрос, требующий незамедлительного ответа, но объективно не имеющий его до завершения всех процедур, перечисленных выше, — когда же начнется подача копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по проводным или беспроводным каналам связи, которая, как уже отмечалось, должна была стать обязанностью для пользователей РРО с 1 января 2012 года?

Сейчас пока предполагается, что с этой даты п. 7 ст. 3 Закона об РРО заработает в редакции Закона № 3609, согласно которой передавать налоговым органам информацию из РРО в указанном объеме должны будут те субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы (ЭККР), создающие контрольную ленту в печатном виде. Если же в обиходе субъектов хозяйствования применяются РРО, создающие контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), то им в электронной форме придется подавать только сводную информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти таких РРО.

При этом отчетность по РРО в бумажном виде должна будет подаваться только в том случае, если Закон об РРО (точнее, его п. 7 ст. 3) не предусматривает необходимости подавать налоговикам информацию по проводным или беспроводным каналам связи. Из системного анализа этого Закона можно прийти к выводу, что респондентами бумажной отчетности по РРО после Нового года останутся субъекты хозяйствования, использующие такую разновидность регистраторов расчетных операций, как автоматы по продаже товаров (услуг) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8, с. 14), а также освобожденные от использования РРО, но обязанные применять расчетные книжки и книги учета расчетных операций в соответствии со ст. 10 Закона об РРО.

В соответствии с последним абзацем п. 7 ст. 3 этого Закона порядок передачи информации налоговому органу по проводным или беспроводным каналам связи снова-таки должен быть установлен ГНСУ на базе технологии, разработанной Национальным банком Украины. Однако в настоящее время такого порядка еще нет — он тоже существует только в проекте на сайте Министерства финансов.

Увы, но в третий раз приходим к тому, что ввиду отсутствия соответствующей нормативно-правовой, а также технической базы дальнейший разговор об электронной отчетности по РРО не имеет смысла. Год, отпущенный законодателем на создание такой базы, прошел впустую, и на сегодня уже совершенно ясно, что с 1 января выполнение субъектами хозяйствования «электронных» нововведений Закона об РРО объективно невозможно по независящим от них обстоятельствам.

Напоследок добавим, что, по всей видимости, и «верхи» пришли к такому же заключению, свидетельством чему — поручение Президента Украины от 12.09.11 г. В нем предусматривается необходимость введения для субъектов хозяйствования, которые применяют РРО, в 2012 году адаптационного периода относительно представления определенной законом информации органам ГНС по проводным или беспроводным каналам связи. Вдобавок предполагается, что в течение этого адаптационного периода такое представление будет осуществляться на добровольных началах. Правда, нам неизвестно, чтобы предпринимались какие-нибудь конкретные шаги по реализации этих намерений.

Одним словом, мы не видим пока другого выхода, как терпеливо ждать, пока дело сдвинется с мертвой точки. Благо, начало применения штрафных санкций в размере 170 грн. за неподачу электронных документов Законом № 3609 перенесено с 1 января на 1 июля будущего года. А бухгалтеру ничего другого и не надо…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше