Темы статей
Выбрать темы

Транспортный сбор вместо транспортного налога: что изменилось?

Редакция НиБУ
Статья

Транспортный сбор вместо транспортного налога: что изменилось?

 

Как говорится, привычка — вторая натура. Именно поэтому натренированная рука бухгалтера накануне 1 марта по привычке тянется заполнять расчет транспортного налога. Однако с принятием Налогового кодекса этого делать уже не надо — указанный налог отменен. Вместе с тем ему на смену пришел сбор за первую регистрацию транспортного средства, уплачивать который большинству субъектов хозяйствования, может быть, никогда и не придется. Однако тем, кто собирается обзавестись новым автомобилем для осуществления своей хозяйственной деятельности, уплаты транспортного сбора и предоставления отчетности по нему не избежать. Для них в первую очередь и предназначена эта статья.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua 

 

Документы статьи

Налоговый кодекс

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 1388

— Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (в редакции от 23.12.2009 г. № 1371).

 

Итак, вместо налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, который ранее с определенной периодичностью взимался с юридических и физических лиц в течение всего срока пребывания транспортного средства в их собственности, с нового года взимается

разовый сбор за первую регистрацию транспортного средства в Украине (далее — транспортный сбор).

Подоплеку такой трансформации следует искать в определениях терминов «налог» и «сбор», приведенных в

ст. 6 Налогового кодекса. Напомним, что налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога в соответствии с этим Кодексом. А вот если обязательный платеж в соответствующий бюджет взимается с условием получения его плательщиками специальной выгоды, в том числе в результате совершения в их пользу государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий, то такой платеж в понимании Налогового кодекса считается сбором. В отношении транспортного сбора таким юридически значимым действием является первая регистрация транспортного средства*.

* Заметим, что определения практически всех терминов, имеющих отношение к транспортному сбору (

первая регистрация транспортного средства, год изготовления транспортного средства, новое транспортное средство, транспортные средства, которые были в пользовании), приведены вместе с подробными комментариями в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 4.

Поскольку первое знакомство наших читателей с транспортным сбором уже состоялось (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 102, с. 45), много говорить о нем самом не будем. Вместо этого систематизируем информацию об основных элементах указанного сбора, приведенную в

разд. VII Налогового кодекса, в табличной форме, после чего отдельно рассмотрим вопросы составления и предоставления новой «транспортной» отчетности.

 

Транспортный сбор: основные элементы

Плательщики сбора (ст. 231 Налогового кодекса)

Юридические и физические лица при первой регистрации в Украине транспортных средств, которые являются объектами налогообложения. Обращаем внимание: согласно п. 6 Порядка № 1388 транспортные средства, принадлежащие физическим лицам — предпринимателям, регистрируются за ними как за физлицами

Объекты обложения сбором (ст. 232 Налогового кодекса)

колесные транспортные средства (КТС), за некоторыми исключениями
(см. ниже);
суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины;
самолеты и вертолеты, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины, за некоторыми исключениями (см. ниже)

Не являются объектами обложения сбором (ст. 232 Налогового кодекса)

из числа КТС:
— транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, закрепленные на праве оперативного управления за воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями ВСУ, а также за военными формированиями МВД Украины и за подразделениями службы гражданской защиты, полностью содержащимися за счет бюджета;
— транспортные средства грузовые, самоходные, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (код 8709 согласно УКТ ВЭД);
— транспортные средства скорой медицинской помощи;
— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (коды 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД);
— прицепы (полуприцепы);
— мопеды;
— велосипеды;
из числа самолетов и вертолетов:
— самолеты и вертолеты ВСУ и МЧС

База обложения сбором (ст. 233 Налогового кодекса)

в отношении КТС:
— для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем), автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей (в том числе седельных тягачей, других специализированных и специальных грузовых транспортных средств) — по объему цилиндров двигателя в куб. см;
— для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, — по мощности двигателя в кВт.
При этом база налогообложения для КТС определяется отдельно для каждого транспортного средства;
в отношении судов:
— для судов, оборудованных двигателем, — по мощности двигателя в кВт;
— для судов, не оборудованных двигателем, — по длине корпуса судна в см;
в отношении самолетов, вертолетов — по максимальной взлетной массе

Ставки сбора

КТС (п. 234.1 Налогового кодекса)

для мотоциклов с объемом цилиндров двигателя, куб. см:

грн. за 100 куб. см

до 500

3

501 — 800

5

свыше 800

10

для легковых автомобилей (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем) с объемом цилиндров двигателя, куб. см:

грн. за 100 куб. см

до 1000

3

1001 — 1500

5

1501 — 1800

7

1801 — 2500

10

2501 — 3500

25

3501 — 4500

40

4501 — 5500

45

5501 — 6500

55

свыше 6500

60

для автобусов, в том числе микроавтобусов

5

для тракторов

2,5

для грузовых* автомобилей с объемом цилиндров двигателя, куб. см:

грн. за 100 куб. см

* Сбор за первую регистрацию транспортного средства для грузопассажирских автомобилей уплачивается в размерах, установленных для грузовых автомобилей (п.п. 234.1.6 Налогового кодекса).

до 8200

15

8201 — 15000

20

свыше 15000

25

для седельных тягачей

15

для автомобилей специального назначения

5

для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем

0,5 грн. за 1 кВт мощности двигателя

Суда (п. 234.2 Налогового кодекса)

для судов, оборудованных стационарным или подвесным двигателем (двигателями)
с мощностью, кВт:

грн. за 1 кВт мощности двигателя

до 55 (включительно)

2,5

свыше 55

3

для судов, не оборудованных двигателем,
с длиной корпуса, метров:

грн. за 100 см длины корпуса судна

до 7,5 (включительно)

7

свыше 7,5

14

Самолеты и вертолеты (п. 234.3 Налогового кодекса)

за каждый килограмм максимальной взлетной массы, грн.

1

Коэффициенты к ставке налога (п. 234.4 Налогового кодекса)

— 1 — для новых транспортных средств;
— 2 — для транспортных средств, которые использовались до 8 лет (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов);
— 3 — для судов, а также самолетов и вертолетов, которые использовались более 8 лет;
— 40 — для КТС (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), которые использовались более 8 лет

Льготы по сбору (ст. 235 Налогового кодекса)

От уплаты сбора освобождаются легковые автомобили для инвалидов с объемом цилиндров двигателя до 1500 куб. см, приобретенные за счет средств государственного или местных бюджетов и/или бесплатно переданные инвалидам в соответствии с законодательством Украины, транспортные средства домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, финансируемых из государственного и местного бюджетов.
В случае отчуждения указанных выше транспортных средств лица, получившие такие транспортные средства в собственность, обязаны уплатить сбор по ставкам, в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом

Налоговый период (ст. 236 Налогового кодекса)

Базовый налоговый (отчетный) период равен календарному году

Срок уплаты сбора (ст. 237 Налогового кодекса)

Сбор уплачивается перед проведением первой регистрации транспортного средства в Украине

Порядок исчисления сбора (ст. 238 Налогового кодекса)

Сумма сбора исчисляется относительно каждого транспортного средства как произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента, указанного в п. 234.4 Налогового кодекса

Порядок уплаты сбора (пп. 239.1 и 239.3 — 239.4 Налогового кодекса)

Сбор уплачивается по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты.
Плательщики сбора обязаны при первой регистрации в Украине предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения, а плательщики, освобожденные от уплаты сбора, — соответствующий документ, дающий право на пользование такими льготами.
В случае отсутствия документов об уплате сбора или документов, дающих право на пользование льготами, первая регистрация в Украине не проводится

Отчетность (п. 239.2 Налогового кодекса)

Юридические лица в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств представляют соответствующему органу ГНС по своему местонахождению и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства. Форма расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств (далее — Расчет) утверждена приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 994 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7). К Расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным госорганом Украины, проводившим такую регистрацию

 

Как видим, обязанность по предоставлению отчетности по транспортному сбору возложена только на юридических лиц. При этом такая отчетность подается в орган ГНС постфактум, т. е. уже после того, как сбор уплачен и первая регистрация транспортного средства состоялась. Получается, что отчетность по транспортному сбору является чистой формальностью, посредством которой налоговый орган производит начисление ранее уплаченных сумм по лицевому счету плательщика. Тем не менее пренебрегать этой формальностью не стоит, поскольку Расчет в понимании

ст. 46 Налогового кодекса все же считается налоговой декларацией, за непредоставление (несвоевременное предоставление) которой предусмотрены соответствующие штрафные санкции.

Расчет подается

отдельно по КТС, судам, а также самолетам и вертолетам , которые в соответствии со ст. 232 Налогового кодекса являются объектами обложения указанным сбором.

Первые 5 строк Расчета содержат реквизиты плательщика и вид Расчета (отчетный, новый отчетный или уточняющий) — здесь все предельно ясно. Остановимся на нюансах заполнения стр. 6 Расчета, ограничившись только КТС, первая регистрация которых осуществляется согласно

Порядку № 1388. Очевидно, что среди объектов обложения транспортным сбором как раз КТС имеют наибольший удельный вес, поэтому приведенная ниже информация будет полезна максимально большому числу плательщиков.

В соответствии с

п. 21 Порядка № 1388 местом регистрации транспортных средств юридических лиц является местонахождение таких лиц. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев место регистрации транспортных средств юридического лица и место нахождения самого юрлица будут совпадать, что дает возможность ограничиться представлением Расчета только по месту регистрации транспортных средств.

Вместе с тем,

если стоянка транспортных средств расположена по месту нахождения филиалов или представительств юридических лиц, такие транспортные средства регистрируются по месту их стоянки, т. е. место регистрации транспортных средств юридического лица и его место нахождения будут отличаться. Поскольку в соответствии с п. 239.1 Налогового кодекса сбор уплачивается по месту регистрации транспортных средств, то в этом случае Расчет, подаваемый органу госналогслужбы по этому же месту, следует считать основным, а расчет, одновременно подаваемый в орган госналогслужбы по местонахождению плательщика, — представленным к сведению.

При заполнении строки 7 «Сведения об объекте налогообложения и сумме сбора за первую регистрацию транспортного средства» указываются:

— тип транспортного средства (кол. 2), по которому установлены ставки сбора согласно

ст. 234 Налогового кодекса;

— его марка и модель (кол. 3);

— номерной знак транспортного средства (кол. 4);

— дата первой регистрации транспортного средства в Украине (кол. 5);

— база налогообложения, т. е. объем цилиндров двигателя, мощность двигателя, длина корпуса, максимальная взлетная масса согласно регистрационным документам на транспортное средство (кол. 6);

— ставка сбора в грн. в год (кол. 7);

— сумма сбора (кол. 8), исчисляемая как произведение базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента, установленного

п. 234.4 Налогового кодекса.

Подсчитывая сумму сбора в кол. 8, следует обратить внимание, что ставка налога для КТС установлена в грн. за 100 куб. см объема двигателя, а для отдельных судов — за 100 см длины, поэтому результат умножения базы налогообложения на ставку и коэффициент нужно делить на 100.

При наличии льготы по транспортному сбору в кол. 9 и 10 указывают ее сумму и код*, после чего окончательно исчисляют сумму сбора за первую регистрацию транспортных средств, которая должна быть начислена в карточке плательщика налога (кол. 11).

* Обращаем внимание, что последний Справочник № 56 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.01.2011 г., доведенный письмом ГНАУ от 26.01.2011 г., не содержит льгот, предусмотренных Налоговым кодексом, вследствие чего заполнение кол. 10 на сегодня остается проблематичным.

Строки 9 — 15 заполняются только при предоставлении уточняющего Расчета в связи с самостоятельным обнаружением ошибки в ранее предоставленном Расчете. Заметим, что в

ст. 238 Налогового кодекса, содержащей порядок исчисления транспортного сбора, не сказано, что его должны рассчитывать именно плательщики (в отличие, скажем, от других сборов — за использование радиочастотного ресурса, за специальное использование воды и др., в отношении которых это прямо предусмотрено соответствующими нормами указанного Кодекса). Это наводит на мысль, что за первую регистрацию транспорта субъекту хозяйствования придется заплатить столько, сколько определит соответствующий регистрационный орган. А вот если последний допустит ошибку, то исправлять ее уже придется плательщику, для чего, скорее всего, и задумано предоставление соответствующего Расчета налоговикам.

В завершение приведем фрагмент заполнения отчетного Расчета юридическим лицом, которое 21.02.2011 г. произвело первую регистрацию легкового автомобиля Audi 100 1.8 (44) и грузового автомобиля DAF FA 95 XF 480. Указанные транспортные средства ранее в эксплуатации не были.

 

img 1

одиниці виміру: грн. коп.

7

Відомості про об’єкт оподаткування та суми збору за першу реєстрацію транспортного засобу

№ з/п

Тип транспорт-
ного засобу3

Марка та модель транспорт-
ного засобу

Номерний знак транспорт-
ного засобу

Дата першої реєстрації транспорт-
ного засобу в Україні

1)Об’єм циліндрів двигуна(см3)
2)Потужність двигуна (кВт)
3)Довжина корпусу (см)
4)макси-
мальна злітна маса (кг)

Ставка збору в грн. на рік:
1) за 100 см3
2) за 1 кВт
3) за 100 см
4) за1 кг

Сума збору
(гр. 6 х
х гр.7 х коефі-
цієнт4)

Сума пільги щодо збору

Код пільги

Сума збору, що підлягає сплаті
(гр. 8 -
- гр. 9)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Легковой автомобиль

Audi 100 1.8 (44)

АА1111ВВ

21.02.2011

1781

7

124,67

124,67

2

Грузовой автомобиль

DAF FA 95 XF 480

ВВ9999АА

21.02.2011

12580

20

2516,00

2516,00

Усього

Х

Х

Х

Х

Х

2640,67

 

Х

2640,67


8

Нараховано збору згідно з Розрахунком (кол. 11 р. 7 відомостей про об’єкт)

2640,67

9

Нараховано збору за даними раніше поданого Розрахунку, що уточнюється5 (р. 8 Розрахунку, що уточнюється)

10

Сума збору за першу реєстрацію транспортних засобів (недоплата), яка збільшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки5 (р. 8 - р. 9), якщо р. 8> р. 9

11

Сума збору за першу реєстрацію транспортних засобів (переплата), яка зменшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки5 (р. 9 - р. 8), якщо р. 9 > р. 8

12

Сума штрафу6 (нараховується платником самостійно) (р. 10 х 3 %)

13

Сума пені (нарахована платником самостійно відповідно до підпункту 129.1.2 пункту 129.1 статті 129 розділу ІІ Податкового кодексу України)

14

Пояснення (розкриття) окремих результатів фінансово-господарської діяльності

на

аркуші(ах)

15

Доповнення до податкової декларації (заповнюється і подається відповідно до пункту 46.4 статті 46 розділу ІІ Податкового кодексу України)

на

аркуші(ах)

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше