Темы статей
Выбрать темы

О взимании земельного налога

Редакция НиБУ
Письмо от 21.06.2011 г. № 17139/7/15-0717

О взимании земельного налога

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.06.2011 г. № 17139/7/15-0717з

 

Земельные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины (далее — ЗКУ), а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В соответствии с частью первой статьи 116 ЗКУ юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗКУ, либо по результатам аукциона.

Приобретение права на землю юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование (часть вторая статьи 116 ЗКУ).

Согласно статье 125 ЗКУ право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Документы, удостоверяющие право на земельный участок, определены статьей 126 ЗКУ.

Так, право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй этой статьи (часть первая статьи 126 ЗКУ).

Согласно части второй статьи 126 ЗКУ право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется: а) гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению; б) свидетельством о праве на наследство.

Право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования земельным участком (часть третья статьи 126 ЗКУ).

Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом (часть пятая статьи 126 ЗКУ).

Вместе с тем, в соответствии с абзацем «е» статьи 141 ЗКУ приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, является основанием для прекращения права пользования земельным участком.

Предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, осуществляется только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном ЗКУ (часть пятая статьи 116 ЗКУ).

Для обеспечения необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства предназначен государственный земельный кадастр (статья 194 ЗКУ).

Статьей 204 ЗКУ определено, что государственный земельный кадастр ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Кроме этого, согласно статье 15 ЗКУ к полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в сфере земельных отношений, в частности, относится осуществление землеустройства, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Статьей 206 ЗКУ определено, что использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок. Плата за землю взимается в соответствии с законом.

С 1 января 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), который регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с подпунктом 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НКУ плата за землю — общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Земельный налог

— обязательный платеж, который взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (далее — налог для целей раздела XIII этого Кодекса) (подпункт 14.1.72 пункта 14.1 статьи 14 НКУ).

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности

— обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (далее в разделе XIII — арендная плата) (подпункт 14.1.136 пункта 14.1 статьи 14 НКУ).

Взимание платы за землю осуществляется согласно положениям НКУ с учетом критериев, определенных в разделе XIII «Плата за землю».

В соответствии со статьей 269 НКУ плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

Объектами налогообложения являются

земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности (статья 270 НКУ).

Порядок исчисления платы за землю определен статьей 286 НКУ.

Так, согласно пункту 286.1 статьи 286 НКУ основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 НКУ, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам (пункт 286.2 статьи 286 НКУ).

Таким образом,

собственники земельных участков и землепользователи исчисляют сумму платы за землю с учетом данных государственного земельного кадастра, который согласно подпункту 14.1.42 пункта 14.1 статьи 14 НКУ содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных в соответствии с законом.

В то же время необходимо учесть отдельные особенности исчисления и уплаты платы за землю, установленные статьями 286 и 287 НКУ.

Так, согласно абзацу второму пункта 286.5 статьи 286 НКУ в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается прежним собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у нового собственника возникло право собственности.

Кроме этого, при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (пункт 287.6 статьи 287 НКУ).

В соответствии с подпунктом 16.1.4 пункта 16.1 статьи 16 НКУ плательщик налогов обязан уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных этим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела.

В отношении базы налогообложения

отметим, что согласно статье 271 НКУ базой обложения платой за землю является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному разделом XIII НКУ, а в случае, если нормативная денежная оценка не проведена, — площадь земельных участков.

Управление в сфере оценки земель и земельных участков осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (абзац второй статьи 289 НКУ).

Согласно абзацу третьему статьи 23 Закона Украины от 11 декабря 2003 года № 1378-IV «Об оценке земель» (с изменениями и дополнениями) извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

8 апреля 2011 года Указом Президента Украины под № 445/2011 утверждено Положение о Государственном агентстве земельных ресурсов Украины, в соответствии с которым извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков выдает Госземагентство Украины, которое осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, а также через горрайонные, междугородные, межрайонные территориальные органы.

 

Заместитель председателя комиссии
 по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя О. Матвеев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше