Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы

Редакция НиБУ
Приказ от 23.12.2010 г. № 1001

Государственная налоговая администрация Украины

Об утверждении Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы

Приказ от 23.12.2010 г. № 1001

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 6 января 2011 г. под № 10/18748

(извлечение)

 

В соответствии со статьями 55 и 56 главы 4 раздела II Налогового кодекса Украины и статьей 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы (прилагается).

2. Признать

утратившими силу приказы Государственной налоговой администрации Украины согласно приложению.

<…>

4. Настоящий приказ вступает

в силу со дня его официального опубликования.

5. Жалобы плательщиков налогов на налоговые уведомления-решения или любые другие решения органа государственной налоговой службы, полученные соответствующим органом государственной налоговой службы или направленные по почте в органы государственной налоговой службы до дня вступления в силу Налогового кодекса Украины, рассматриваются в порядке, действовавшем

до вступления в силу этого Кодекса.

<…>

 

Председатель А. Папаика

 

 

Утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2010 г. № 1001

Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 6 января 2011 г. под № 10/18748

 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 55 и 56 главы 4 раздела II Налогового кодекса Украины, статьей 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине», статьями 6 — 8, 18 Закона Украины «Об обращениях граждан» и определяет порядок подачи и рассмотрения органами государственной налоговой службы жалоб плательщиков налогов при обжаловании в административном порядке налоговых уведомлений-решений об определении сумм денежных обязательств плательщика налогов или любых других решений органов государственной налоговой службы.

2. Органы государственной налоговой службы рассматривают жалобы плательщиков налогов на налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств плательщика налогов или любые другие решения органов государственной налоговой службы, касающиеся налогов, сборов, которые взимаются в бюджеты и государственные целевые фонды, а также законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы, кроме пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость и других налогов, сборов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров и предметов с таможенной территории Украины или с территории специальной таможенной зоны.

Не подлежит обжалованию плательщиком налогов налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов в налоговой декларации (расчете).

3. Действие настоящего Положения не распространяется на рассмотрение жалоб плательщиков налогов на налоговые уведомления-решения и решения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Положения, которые обжалованы в судебном порядке.

Отказ в приеме жалобы плательщика налогов запрещается. Регистрация жалобы должна происходить в день ее подачи или поступления в орган государственной налоговой службы.

Плательщик налогов одновременно с подачей жалобы контролирующему вышестоящему органу обязан в письменном виде уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

4.

В жалобе должны быть указаны:

а) фамилия, имя, отчество, место проживания физического лица — плательщика налога, для юридического лица — плательщика налога — наименование, местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение по жалобе;

б) наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа государственной налоговой службы, дата и номер, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и сумма;

в) суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснования несогласия плательщика налогов с суммой денежного обязательства, определенной органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении-решении, или несогласия с другим решением органа государственной налоговой службы;

г) об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа государственной налоговой службы о подаче жалобы вышестоящему органу государственной налоговой службы;

ґ) подпись физического лица — плательщика налога, для юридического лица — плательщика налога — подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя юридического лица — плательщика налога. Если жалоба в пользу физического лица — плательщика налога или юридического лица — плательщика налога подается его представителем, то к жалобе приобщается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства. Подпись представителя юридического лица — плательщика налога на жалобе должна быть скреплена печатью юридического лица — плательщика налога;

д) перечень документов и расчетов, прилагаемых к жалобе, в случае направления жалобы по почте прилагается опись вложения и уведомление о вручении.

5. Жалоба, оформленная без соблюдения требований, указанных в подпункте «ґ» пункта 4, или оформленная без соблюдения требований, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 4 настоящего Положения, что не позволяет рассмотреть жалобу по существу, возвращается лицу, которое ее подало (направило), с соответствующими разъяснениями не позднее пяти дней со дня получения такой жалобы.

6. Если вопросы, поднятые в жалобе, полученной органом государственной налоговой службы, не относятся к компетенции органов государственной налоговой службы, то такая жалоба в срок не более пяти дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу. Жалоба, поданная с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, не подлежит рассмотрению по существу и возвращается лицу, подавшему жалобу, с разъяснением порядка и сроков обжалования налоговых уведомлений-решений или любых других решений органов государственной налоговой службы.

Не рассматриваются повторные обращения в один и тот же орган государственной налоговой службы от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу.

7. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим органом государственной налоговой службы, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от плательщика налогов почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

В случае отсутствия уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что не позволяет выяснить дату получения отделением почтовой связи жалобы, датой подачи жалобы считается дата поступления жалобы в орган государственной налоговой службы.

8.

Подача первичной жалобы

8.1. Если плательщик налогов считает, что орган государственной налоговой службы неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за рамки полномочий органов государственной налоговой службы, установленных Налоговым кодексом Украины или другими законами Украины, такой плательщик налогов имеет право обратиться в вышестоящий орган государственной налоговой службы с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме с надлежащим образом удостоверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить.

8.2. Жалоба подается в орган государственной налоговой службы в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления-решения или любого другого обжалуемого решения органа государственной налоговой службы.

Жалобы на решения органов государственной налоговой службы районного уровня подаются в органы государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Жалобы на решения специализированных органов государственной налоговой службы, если они подчинены центральному органу государственной налоговой службы, подаются в центральный орган государственной налоговой службы, в других случаях жалобы на решения специализированных органов государственной налоговой службы подаются в органы государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Жалобы на решения региональных управлений Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа государственной налоговой службы подаются в Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа государственной налоговой службы. Жалобы на решения Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа государственной налоговой службы подаются в центральный орган государственной налоговой службы.

8.3. Если в соответствии с Налоговым кодексом Украины орган государственной налоговой службы самостоятельно определяет денежное обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик налогов имеет право на административное обжалование решений органа государственной налоговой службы в течение тридцати календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) органа государственной налоговой службы.

8.4.

Указанный в подпункте 8.3 настоящего пункта тридцатидневный срок для обжалования распространяется, в том числе на:

а) суммы денежного обязательства по плате на землю, начисленного органами государственной налоговой службы физическим лицам;

б) решения о:

распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между плательщиками налогов, возникающими в результате реорганизации;

погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;

установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств реорганизуемого плательщика налогов в отношении всех лиц, созданных в процессе реорганизации, которая влечет за собой применение режима налогового залога ко всему имуществу таких лиц;

распространении права налогового залога на имущество плательщика налогов, создаваемого путем объединения других плательщиков налогов, если один или более из них имели денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.

9.

Подача повторной жалобы

9.1. Если орган государственной налоговой службы принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, плательщик налогов имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с повторной жалобой в вышестоящий орган государственной налоговой службы.

Жалобы на решения государственной налоговой службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подаются в центральный орган государственной налоговой службы.

Жалобы на решения Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа государственной налоговой службы подаются в центральный орган государственной налоговой службы.

9.2. Плательщики налогов к жалобе могут прилагать надлежащим образом удостоверенные копии документов, расчеты и доказательства, которые плательщик налогов считает нужным предоставить.

9.3. Если плательщик налогов к жалобе не приобщил копии документов, указанных в подпункте 9.2 настоящего пункта, вышестоящий орган государственной налоговой службы, уполномоченный рассматривать жалобу, истребует ксерокопии указанных документов от органа государственной налоговой службы, решение которого обжалуется.

10. Обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное органом государственной налоговой службы в определенных Налоговым кодексом Украины случаях, или любое другое решение органа государственной налоговой службы является правомерным, возлагается на органы государственной налоговой службы.

11. Жалоба, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных подпунктами 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпунктом 9.1 пункта 9 настоящего Положения, приостанавливает выполнение плательщиком налогов денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в орган государственной налоговой службы до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение указанного срока обжалуемые налоговые требования по налогу не направляются, а сумма обжалуемого денежного обязательства считается несогласованной.

Если последний день сроков, указанных в подпунктах 8.2 и 8.3 пункта 8, подпункте 9.1 пункта 9, пункте 13 настоящего Положения, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

12. Жалоба, поданная с нарушением порядка и сроков, определенных подпунктами 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпунктом 9.1 пункта 9 настоящего Положения, не подлежит рассмотрению органами государственной налоговой службы.

Сроки подачи заявлений о пересмотре решений органов государственной налоговой службы подлежат продлению руководителем органа государственной налоговой службы (заместителем руководителя) по письменному запросу плательщика налогов, если такой плательщик налогов в течение указанных сроков:

1) находился за пределами Украины;

2) находился в плавании на морских судах за рубежом Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

3) находился в местах лишения свободы по приговору суда;

4) имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в силу других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

5) был признан по решению суда без вести отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Продление предельных сроков для подачи заявлений о пересмотре решений органов государственной налоговой службы по указанным основаниям осуществляется для плательщиков налогов — физических лиц, а также для должностных лиц юридического лица — плательщика налога, если в течение предельных сроков, определенных в подпунктах 8.2 и 8.3 пункта 8 и подпункте 9.1 пункта 9 настоящего Положения, такое юридическое лицо — плательщик налога не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, сборы, а также вести бухгалтерский учет, составлять и подавать налоговую отчетность.

13. Орган государственной налоговой службы обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней, следующих за днем получения жалобы плательщика налогов, в адрес плательщика налогов по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под роспись.

Руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя) может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх срока, определенного в абзаце первом настоящего пункта, но не более шестидесяти календарных дней, и в письменном виде сообщить об этом плательщику налогов до окончания срока, определенного в абзаце первом настоящего пункта.

Если руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх сроков, определенных в абзаце первом настоящего пункта, пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков независимо от результатов административного обжалования.

14.

Орган государственной налоговой службы при рассмотрении жалобы плательщика налогов проверяет правомерность начисления, осуществленного органом государственной налоговой службы, в случаях, определенных Налоговым кодексом Украины, или принятия любого обжалуемого решения органа государственной налоговой службы и принимает одно из следующих решений:

а) оставляет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа государственной налоговой службы без изменений, а жалобу без удовлетворения;

б) отменяет в определенной части налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа государственной налоговой службы и не удовлетворяет жалобу плательщика налогов в определенной части;

в) отменяет налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое обжалуемое решение органа государственной налоговой службы и удовлетворяет жалобу плательщика налогов полностью;

г) увеличивает сумму денежного обязательства или налогового долга;

ґ) оставляет в случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», жалобу без рассмотрения и возвращает автору.

Если нормы Налогового кодекса Украины или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или если нормы различных законов или различных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

При рассмотрении жалобы плательщика налогов в ходе административного обжалования могут учитываться налоговые консультации, предоставленные такому плательщику налогов органами государственной налоговой службы с учетом положений статьи 53 главы 3 раздела II Налогового кодекса Украины.

Уменьшенная или увеличенная сумма денежного обязательства (налогового долга) может быть обжалована плательщиком налогов в порядке и сроки, определенные настоящим Положением.

15. По результатам проведения процедуры административного обжалования принимается решение, которое оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Содержание решения состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решение оформляется на бланке органа государственной налоговой службы, рассматривавшего жалобу.

Во вводной части решения указываются полное наименование юридического лица, подавшего жалобу, фамилия и инициалы должностного лица плательщика налогов — юридического лица или физического лица — плательщика налога, сведения о предмете обжалования, дата приема жалобы к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входящей корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы, дату и номер налогового уведомления-решения об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любого другого решения органа государственной налоговой службы и наименование органа государственной налоговой службы, выдавшего указанные документы, и краткое изложение требований и ходатайства, указанных в жалобе.

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы и доказательства, на которых основываются заключения органа государственной налоговой службы, рассматривавшего жалобу, а также ссылки на конкретные статьи и пункты Налогового кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу.

Резолютивная часть решения должна содержать заключение об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении требований или ходатайства, изложенных в жалобе, об увеличении суммы налогового обязательства или налогового долга либо оставлении жалобы без рассмотрения.

В решении также указывается, что в случае несогласия лица, подавшего жалобу, с принятым решением, такое решение может быть обжаловано в вышестоящий орган государственной налоговой службы в сроки, определенные в настоящем Положении, или в судебном порядке.

Решение по результатам рассмотрения жалобы плательщика налогов принимает руководитель органа государственной налоговой службы (заместитель руководителя). Оригинал решения после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (предоставляется) плательщику налогов.

Решение считается направленным (предоставленным) юридическому лицу — плательщику налогов, если оно вручено должностному лицу или уполномоченному лицу такого юридического лица — плательщика налогов под роспись или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному юридическим лицом — плательщиком налогов непосредственно в жалобе как адрес, на который необходимо направить решение на жалобу.

Решение считается направленным (предоставленным) физическому лицу — плательщику налогов, если оно вручено лично физическому лицу или его представителю под роспись или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному физическим лицом — плательщиком налогов в жалобе как адрес, по которому необходимо направить решение на жалобу.

Копия решения, принятого органом государственной налоговой службы высшего уровня по рассмотрению первичной жалобы плательщика налогов, направляется для исполнения в орган государственной налоговой службы по месту взятия на учет плательщика налогов и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы, приобщаемыми к делу плательщика налогов.

Копия решения, принятого вышестоящим органом государственной налоговой службы по рассмотрению повторной жалобы плательщика налогов, направляется для выполнения в орган государственной налоговой службы по месту взятия на учет плательщика налогов и в вышестоящий орган государственной налоговой службы, который рассматривал первичную жалобу плательщика налогов.

Копия решения, принятого вышестоящим органом государственной налоговой службы по рассмотрению повторной жалобы плательщика налогов, хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы.

Если почта не может вручить плательщику налогов решение о результатах рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказа принять решение о результатах рассмотрения жалобы, ненахождения фактического месторасположения (местонахождения) плательщика налогов или по другим причинам, решение о результатах рассмотрения жалобы считаются врученными плательщику налогов в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

16. Если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов не направляется плательщику налогов в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя органа государственной налоговой службы (заместителя руководителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов, если решение руководителя органа государственной налоговой службы (заместителя руководителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания двадцатидневного срока.

17.

Процедура административного обжалования заканчивается:

днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего органа государственной налоговой службы, если такая жалоба не была подана в указанный срок;

днем получения плательщиком налогов решения органа государственной налоговой службы о полном удовлетворении жалобы;

днем получения плательщиком налогов решения центрального органа государственной налоговой службы;

днем обращения плательщика налогов в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств, которые обжаловались.

Решение центрального органа государственной налоговой службы, принятое по рассмотрению жалобы плательщика налогов, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, однако может быть обжаловано в судебном порядке.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов.

18. Обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, вынесенных органами государственной налоговой службы, осуществляется в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях и разделом IV Инструкции по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28.10.2009 № 585, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 29.12.2009 под № 1262/17278.

19.

Лицо, подавшее жалобу на налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение органа государственной налоговой налоговую, имеет право:

лично изложить аргументы лицу, проверявшему жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы;

ознакомиться с материалами проверки;

подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом государственной налоговой службы, рассматривающим жалобу;

присутствовать при рассмотрении жалобы;

пользоваться услугами адвоката или представителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

получить решение о результатах рассмотрения жалобы;

выражать устно или в письменном виде требования о соблюдении тайны рассмотрения жалобы;

требовать возмещения убытков, если они стали результатом неправомерных решений;

отзывать поданную жалобу в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы. Отзыв жалобы проводится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

 

 

Директор Департамента апелляций

Е. Притула

 

 

Приложение

к приказу Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2010 № 1001

Перечень приказов Государственной налоговой администрации Украины, признаваемых утратившими силу

 

1. Приказ Государственной налоговой администрации Украины

от 11.12.96 № 29 «Об утверждении Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов государственными налоговыми администрациями», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 18.12.96 под № 723/1748.

2. Приказ Государственной налоговой администрации Украины

от 03.03.98 № 93 «О внесении изменений в Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов государственными налоговыми администрациями», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.03.98 под № 176/2616.

3. Приказ Государственной налоговой администрации Украины

от 02.03.2001 № 82 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.03.2001 под № 238/5429.

4. Приказ Государственной налоговой администрации Украины

от 30.05.2003 № 260 «О внесении изменений в Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 23.06.2003 под № 503/7824.

5. Приказ Государственной налоговой администрации Украины

от 16.12.2005 № 578 «Об утверждении Изменений к Положению о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29.12.2005 под № 1589/11869.

 

Директор Департамента апелляций Е. Притула

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше