Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах осуществления фактических проверок

Редакция НиБУ
Письмо от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125

Об отдельных вопросах осуществления фактических проверок

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125

(извлечение)

 

В связи с введением в действие с 01.01.2011 г. Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и внесением изменений в Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) Государственная налоговая администрация Украины в части отдельных вопросов осуществления фактических проверок сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 75.1 статьи 75 Кодекса органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

При этом согласно подпункту 75.1.3 пункта 75.1 статьи 75

фактической считается проверка, осуществляемая по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы в отношении соблюдения порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения плательщика налогов (лица).

Общие требования к порядку организации и проведения фактических проверок предусмотрены нормами статьи 80 Кодекса.

Так, фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под роспись до начала проведения такой проверки и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 80.2 статьи 80.

При этом в приказе рекомендуется

учитывать обязательные реквизиты, предусмотренные для направления на проведение проверки согласно пункту 81.1 статьи 81 Кодекса. Такой приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (в случае наличия), подлежащих проверке, с указанием должностей и фамилий должностных лиц, которые будут проводить проверку.

Допуск должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению фактической проверки осуществляется согласно статье 81 Кодекса.

Одновременно следует отметить, что в отличие от приказа на проведение проверки, направление с указанием реквизитов, предусмотренных абзацем первым пункта 81.1 статьи 81 Кодекса, составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, подлежащему проверке согласно приказу, а также отдельно на каждого проверяющего.

Непредъявление плательщику налогов (его должностным (служебным) лицам или лицам, фактически проводящим расчетные операции) направления на проведение проверки или

предъявление направления, оформленного с нарушением требований, установленных абзацем первым пункта 81.1 статьи 81, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки. Отказ плательщика налогов и/или должностных (служебных) лиц плательщика налогов (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) от допуска к проверке на других основаниях не разрешается.

В случае отказа плательщика налогов (его должностных (служебных) лиц, представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) в допуске к проведению проверки составляется

акт, удостоверяющий факт отказа.

При предъявлении направления плательщику налогов и/или должностным (служебным) лицам плательщика налогов (его представителям или лицам, фактически проводящим расчетные операции) такие лица

расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

В случае отказа плательщика налогов (его должностных (служебных) лиц, представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) расписаться в направлении на проверку составляется

акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

Что касается особенностей проведения фактической проверки, то такая проверка в соответствии с пунктом 80.7 статьи 80 Кодекса проводится

двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции.

Одновременно согласно пункту 80.4 статьи 80 Кодекса перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций

может быть проведена контрольная расчетная операция. При этом товары, полученные должностными лицами органов государственной налоговой службы в ходе проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату плательщику налогов в неповрежденном виде.

С целью установления реальных показателей деятельности плательщика налогов, осуществляемой на соответствующем месте ее осуществления, при проведении проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку,

может проводиться хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами субъекта хозяйствования или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции.

Продолжительность фактической проверки не должна превышать

10 суток, с правом продления на срок до 5 суток при основаниях, определенных подпунктами 82.3.1 и 82.3.2 Кодекса.

Результаты фактической проверки оформляются

актом (справкой) в порядке, определенном п. 86.5 Кодекса, с учетом рекомендованного перечня вопросов, которые необходимо отражать в акте проверки, согласно приложению к этому письму. Справка о результатах проведения хронометража является неотъемлемой частью (приложением) акта (справки) о результатах фактической проверки.

С целью обеспечения реализации прав плательщика налогов в Кодексе предусмотрена обязанность контролирующего органа принять налоговое уведомление-решение в четко установленные сроки, а именно в течение

десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику налогов акта проверки в порядке, предусмотренном статьей 58 этого Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц плательщика налогов к акту проверки принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа плательщику налогов.

Учитывая указанное, для недопущения нарушения сроков принятия налоговых уведомлений-решений по результатам фактических проверок в случае, если проверявшийся хозяйственный объект субъекта хозяйствования имеет другое территориально-административное расположение, чем такой субъект, ГНА Украины обязывает акты проверок хозяйственных объектов

не позднее следующего дня за днем их регистрации в органе ГНС, проводившем проверку, направлять в орган ГНС по месту регистрации субъекта хозяйствования для принятия соответствующего решения одновременно средствами почтовой связи (оригинал) и электронной или факсовой связи (сканированная заверенная копия).

Что касается изменений к Закону № 265, то среди основных следует выделить либерализацию системы штрафных санкций, предусмотренную пунктом 1 статьи 17 данного Закона, и введение с 01.01.2012 г. электронной контрольной ленты РРО и модемов, предназначенных для передачи копии сформированных регистратором расчетных операций расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по проводовым или беспроводовым каналам связи.

Государственная налоговая администрация Украины направляет настоящее письмо для ознакомления и использования в работе и обязывает довести его содержание до сведения подчиненных налоговых органов.

<…>

 

Заместитель председателя И. Носачева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше