Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах, связанных со вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Редакция НиБУ
Письмо от 03.03.2011 г. № 01-16-371

Об отдельных вопросах, связанных со вступлением в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Письмо Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 03.03.2011 г. № 01-16-371

 

1. Согласно ч. 1 статьи 21 Закона № 2240 основанием для финансирования страхователей рабочими органами отделений Фонда является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам. Правомерными ли будут действия Фонда в части принятия от страхователя заявления-расчета без отражения ими расходов в бухгалтерском учете, поскольку пунктом 5 ч. 1 ст. 27 Закона № 2240 предусмотрено право страхователя на финансирование из средств Фонда фактических расходов по общеобязательному государственному социальному страхованию?

 

В соответствии с пунктом 4 Порядка финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда от 22.12.2010 № 26 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 25 января 2011 г. под № 111/18849 (далее — Порядок), страхователь-работодатель на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия о назначении материального обеспечения начисляет суммы материального обеспечения и оформляет заявление-расчет. Таким образом в заявлении-расчете должна указываться информация о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

 

2. Будут ли начисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам за счет средств Фонда проводиться в корреспонденции с субсчетом 661 «Расчеты по заработной плате»?

 

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам за счет средств Фонда остался без изменений, т. е. бухгалтерские проводки по начислению пособия проводятся в корреспонденции с субсчетом 661 «Расчеты по заработной плате».

 

3. Возмещение пособия страхователю будет проводиться исходя из общей суммы начисленного пособия или без учета удержанных сумм единого взноса и налога с доходов физических лиц? Если возмещаться будет сумма начисленного пособия, то правомерными ли будут перечисления с отдельного счета, открытого для зачисления страховых средств, суммы удержанного единого взноса и налога с доходов физических лиц и других не предусмотренных законодательством платежей?

 

В заявлении-расчете, подаваемом страхователем в рабочий орган Фонда, указывается полная начисленная сумма пособия с учетом обязательных удержаний (налог с доходов физических лиц, единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, алименты, удерживаемые с суммы пособия по временной нетрудоспособности).

После поступления суммы средств, указанных в заявлении-расчете, на отдельный счет страхователь обязан осуществить выплату соответствующего материального обеспечения в сроки, определенные статьей 52 Закона № 2240, и одновременно перечислить с отдельного счета налог с доходов физических лиц, единый взнос и другие обязательные платежи, за удержание которых несет ответственность.

Вопрос, касающийся перечисления страхователями обязательных платежей с отдельных счетов, открытых ими в соответствии со статьей 21 Закона № 2240, урегулирован письмом Министерства социальной политики от 18.02.2011 № 1742/0/14-11/18.

 

4. До утверждения Порядка возмещения органами Фонда страхователям материального обеспечения для застрахованных лиц во исполнение абз. 1 ч. 2 статьи 52 Закона № 2240 в январе 2011 г. страхователи выплачивали за счет собственных средств пособия, которые должны были бы выплачиваться ими после получения средств от рабочего органа Фонда. Будет ли правомерным заявление выплаченных страхователем самостоятельно сумм пособия в рабочие органы Фонда, а в случае получения средств от Фонда, может ли страхователь возместить себе сумму выплаченного им пособия с отдельного счета, открытого для зачисления страховых средств?

 

Частью второй статьи 21 Закона № 2240 предусмотрено, что страховые средства, зачисленные на отдельный счет в банке, могут быть использованы страхователем исключительно на предоставление материального обеспечения застрахованным лицам. Выплата страхователями-работодателями материального обеспечения застрахованным лицам за счет собственных средств с дальнейшим возмещением (погашением этих расходов) Фондом Законом № 2240 и Законом «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464 (далее — Закон № 2464) не предусмотрена.

Вместе с тем, учитывая переходный период и изменения, происшедшие в порядке оплаты пособия, считаем возможным, в виде исключения, осуществлять финансирование Фондом сумм, которые уже выплачены страхователем за собственный счет и отражены в заявлении-расчете. Эти суммы могут быть возвращены с отдельного счета на расчетный счет страхователя.

 

5. Каким образом рабочие органы отделения Фонда во исполнение пункта 7 Порядка № 26 до утверждения Пенсионным фондом Украины Порядка предоставления доступа к информации из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, что предусмотрено Законом № 2464, должны получить данные об уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование? Должны ли удовлетворяться заявления-расчеты от страхователей-работодателей за данный период в случае существования задолженности по уплате единого взноса? За какой период должен быть уплачен единый взнос до подачи заявления-расчета: за месяцы, предшествующие страховому случаю или включительно с месяцем наступления страхового случая, а также должна ли учитываться информация в разрезе застрахованных лиц, нуждающихся в материальном обеспечении, или страхователя в целом?

 

В соответствии со статьей 21 Закона № 2240 и пунктом 2 Порядка № 26 основанием для финансирования страхователей рабочими органами отделений Фонда является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

Рекомендации об обработке заявлений-расчетов уже предоставлялись Исполнительной дирекцией Фонда, в том числе в приказе от 25.02.2011 г. № 39-ос.

В случае выявления факта неуплаты страхователем единого взноса при обработке его заявления-расчета должна быть осуществлена проверка правильности начисления материального обеспечения застрахованным лицам и при отсутствии нарушений проведено финансирование. При этом рекомендуем информировать соответствующий орган Пенсионного фонда и Госнадзортруда о нарушении порядка уплаты единого взноса.

 

6. Правомерными ли будут действия рабочих органов Фонда, если они в 2011 году возьмут на учет физическое лицо — предпринимателя, который в 2010 году был плательщиком единого налога, а за выплатой материального обеспечения по страховому случаю, наступившему в 2010 году, обратился в 2011 года?

 

До вступления в силу Закона Украины № 2464 физические лица — предприниматели, плательщики единого налога (далее — ФЛП — плательщики единого налога) в соответствии с постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 04.09.2003 № 57 «Об утверждении Порядка поступления в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности средств, полученных от сумм единого налога, их учета и использования» имели право на материальное обеспечение, предусмотренное статьей 34 Закона № 2240 в случае наступления страхового случая при условии уплаты установленного размера налога. Назначение и выплата материального обеспечения осуществлялись рабочим органом отделения Фонда по месту учета их как страхователей.

Законом № 2240 не предусмотрены сроки обращения ФЛП — плательщиков единого налога за назначением материального обеспечения.

Следовательно, ФЛП — плательщики единого налога, у которых страховой случай наступил в 2010 году, имеют право на материальное обеспечение по этому страховому случаю в 2011 году. При этом такие страхователи должны быть зарегистрированы в органе Фонда.

 

7. При каких условиях будут иметь право на материальное обеспечение физические лица — предприниматели — плательщики единого налога, заключившие договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, и какие документы необходимы для этого? Будет ли иметь право на материальное обеспечение физическое лицо — предприниматель плательщик единого налога, заключивший договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования с 1 февраля 2011 года по страховому случаю, наступившему 15 февраля 2011 года? Страховые взносы еще не уплачены, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 9 Закона № 2464 единый взнос уплачивается за соответствующий базовый отчетный период не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом.

 

Начиная с 1 января 2011 года, в соответствии со статьей 10 Закона № 2464 ФЛП — плательщики единого налога в случае выявления желания принимать добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования, а именно участие в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, подают в территориальный орган Пенсионного фонда Украины заявление о добровольном участии и заключают договор. Сумму, на которую будут начислять единый взнос, указанные лица определяют самостоятельно и указывают в договоре. Такая сумма не может быть больше максимальной величины базы начисления единого взноса. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Частью второй статьи 4 Закона № 2240 предусмотрено, что лица, не подлежащие общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги согласно данному Закону при условии уплаты страховых взносов в Фонд (страховые взносы — это средства отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, уплаченные согласно законодательству, действовавшему до вступления в силу Закона № 2464, средства, поступающие от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, — статья 2 Закона № 2240).

Следовательно, начиная с 2011 года ФЛП — плательщики единого налога имеют право на материальное обеспечение при условии добровольной регистрации в органах Пенсионного фонда Украины и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование перед наступлением страхового случая. В приведенном случае по страховому случаю, наступившему 15.02.2011 г. у добровольно застрахованного лица, которое заключило договор об участии в страховании 01.02.2011 г., права на материальное обеспечение нет.

 

8. С 1 января 2011 года пункт 4 статьи 50 Закона № 2240 утратил силу. Каким образом может проводиться финансирование застрахованного лица, если страхователь имеет задолженность по выплате материального обеспечения более чем 1 календарный месяц из-за отсутствия средств на своих банковских счетах или из-за их ареста по страховым случаям, пособие по которым назначено до 31 декабря 2010 года, однако страхователь в рабочий орган Фонда по поводу выплаты пособия непосредственно застрахованным лицам не обращался? Как обеспечить предоставление материального обеспечения застрахованным лицам в случае открытия производства по делу о банкротстве страхователя? Чем определены процедура и перечень документов, необходимых для этого?

 

Исполнительным дирекциям отделений Фонда было направлено письмо от 13.12.2010 № 01-16-2541, в котором было указано о необходимости погашения задолженности перед страхователями и, в первую очередь, задолженности перед застрахованными лицами по выплате материального обеспечения за счет средств Фонда, а также обеспечения до 01.01.2011 г. в полном объеме реализации положений части четвертой статьи 50 Закона № 2240.

По вопросам предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в случае открытия дела о банкротстве страхователя и необходимого перечня документов, Исполнительная дирекция Фонда обратилась в Министерство труда и социальной политики Украины как к главному разработчику Закона № 2464.

До получения ответа считаем, что после проведения проверки больничных листов и их обработки, определения обстоятельств, вызвавших невыплату пособия, орган Фонда может принять заявление-расчет и осуществить финансирование на отдельный счет такого страхователя. Средства, полученные на отдельный счет, направляются исключительно на выплату пособия застрахованным лицам в порядке, указанном выше.

 

И. о. директора Э. Ушаков



комментарий редакции

О новом порядке выплаты социальных пособий

Разъяснения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд), приведенные в комментируемом письме, касаются нового порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия на погребение) работникам — застрахованным лицам. Обратим внимание на основные моменты.

1. Финансирование страхователей осуществляется на основании заявления-расчета, форма которого приведена в приложении к Порядку финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 22.12.2010 г. № 26. В

заявлении-расчете указывается информация о начисленных суммах пособий в разрезе их видов. В частности, сумма пособия по временной нетрудоспособности указывается без вычета налога на доходы физических лиц и единого социального взноса.

При обработке заявления-расчета рабочие органы Фонда проверяют, в частности, данные об уплате страхователем единого социального взноса (далее — ЕСВ). Но если

страхователь-работодатель не уплачивал ЕСВ, это не означает, что работники не получат пособия. Согласно разъяснениям Фонда в случае выявления факта неуплаты ЕСВ должна быть проведена проверка правильности начисления пособий и при отсутствии нарушений — перечислены средства на выплату пособий застрахованным лицам. О нарушении порядка уплаты ЕСВ рабочие органы ФВПТ будут информировать органы Пенсионного фонда и Госнадзортруда.

После получения средств от Фонда на специальный счет

страхователь обязан выплатить работнику — застрахованному лицу пособие, а если это пособие по временной нетрудоспособности — перечислить с этого счета налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос и другие обязательные платежи, за удержание которых он несет ответственность. На возможность осуществления таких перечислений указывало Минтруда в письме от 18.02.2011 г. № 1742/0/14-11/18 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17).

2. В бухгалтерском учете операции по начислению пособий отражаются, как и ранее. Фонд указывает на то, что для отражения начисления пособий в бухучете используетcя субсчет 661. Однако если строго следовать Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, начисление пособий, выплачиваемых за счет средств ФВПТ, отражается по

дебету субсчета 652 «По социальному страхованию» счета 65 «Расчеты по страхованию» и кредиту субсчета 663 «Расчеты по прочим выплатам».

3. Если страхователь-работодатель после 1 января 2011 года выплачивал своим работникам соцстраховские пособия за счет своих средств, то Фонд как исключение считает возможным профинансировать уже выплаченные страхователем суммы материального обеспечения, перечислив их на специальный счет. При этом Фонд отмечает, что страхователь сможет перечислить полученные от него средства на свой текущий счет. Нельзя не отметить, что позиция Фонда относительно вышеуказанной ситуации весьма лояльна и положительна для работодателей, которые, несмотря на изменения в законодательстве, действовали по старым правилам. Однако она противоречит нормам ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (далее — Закон № 2240), согласно которым для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам страхователей финансирует Фонд. При этом средства, поступившие на специальный счет, могут быть использованы исключительно на выплату пособий застрахованным лицам. То есть, строго говоря, с 01.01.2011 г. страхователь не имеет права выплачивать пособие за счет своих средств с последующим возмещением за счет средств Фонда. Будут ли руководствоваться этим разъяснением рабочие органы Фонда на местах, не знаем, но однозначно банки будут отказывать в перечислении средств Фонда со специального счета на текущий счет страхователя. Для этого им нужно соответствующее распоряжение, которого пока нет.

4. По поводу предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в случае производства дела о банкротстве страхователя Фонд обратился к Минтруда. До появления каких-либо разъяснений Фонд считает возможным финансировать страхователей путем перечисления средств на специальный счет страхователя после проверки листков нетрудоспособности и определения обстоятельств, послуживших причиной невыплаты пособий. Будет ли это осуществимо на практике, к сожалению, пока неизвестно.

5. Если

предприниматель, работавший в 2010 году на едином налоге, обратится в рабочий орган Фонда в 2011 году за выплатой пособия по страховому случаю, наступившему в 2010 году, то он получит такое пособие при условии регистрации в органе Фонда (регистрационный номер страхователя указывается в заявлении на имя директора рабочего органа Фонда о предоставлении пособия).

6. Получить пособие из Фонда по страховым случаям, наступившим после 1 января 2011 года, предприниматель-единоналожник сможет только при условии добровольной уплаты ЕВС на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности (ставка ЕСВ — 36,6 %). При этом

право на материальное обеспечение возникает при одновременном выполнении двух условий:

1)

договор о добровольном участии вступил в силу (вступает в силу со дня его подписания);

2)

произошла фактическая уплата ЕСВ (ЕСВ уплачивается до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается).

Вышеуказанные требования Фонда основаны на положениях ч. 2 ст. 4 Закона № 2240, согласно которым лица, не подлежащие общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, имеют право на материальное обеспечение при условии уплаты страховых взносов в Фонд. Таким образом, получить пособие в рабочем органе Фонда до уплаты ЕСВ предпринимателю не удастся.

 

Екатерина Скрипкина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше