Темы статей
Выбрать темы

Декларирование доходов, полученных физическими лицами в 2010 году

Редакция НиБУ
Статья

Декларирование доходов, полученных физическими лицами в 2010 году

 

Сейчас полным ходом идет кампания по декларированию доходов, полученных налогоплательщиками в 2010 году. Для одних налогоплательщиков — это обязанность, для других — добровольное дело. Результат такого декларирования тоже может быть разным: кто-то должен будет уплатить налог в бюджет, а кто-то получит его возмещение из бюджета. О том, кто должен или может подать декларацию о доходах и каковы особенности ее заполнения в 2011 году, пойдет речь в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Инструкция № 12

— Инструкция «О налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью», утвержденная приказом ГНАУ от 21.04.93 г. № 12.

Приказ № 1

— приказ ГНАУ «О проведении кампании декларирования доходов граждан, полученных в 2010 году» от 04.01.2011 г. № 1.

Письмо № 14312

— письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717.

 

Законодательное регулирование

Как известно, с 1 января 2011 года вступил в силу

раздел IV НКУ, устанавливающий порядок исчисления, начисления и уплаты налога на доходы физических лиц. С этой же даты Закон № 889, регулировавший ранее порядок налогообложения доходов физических лиц, утратил силу. В связи с этим возникает вопрос, какими нормами — НКУ или Закона № 889 следует руководствоваться в вопросах заполнения и подачи годовой декларации об имущественном состоянии и доходах, полученных налогоплательщиками в 2010 году (далее — декларация о доходах). Дело в том, что кампания декларирования доходов, полученных в течение 2010 года, проводится в 2011 году, т. е. уже в период действия НКУ, в то время как декларируются доходы, полученные в период действия Закона № 889.

Анализируя разъяснения налоговиков, размещенные на официальном веб-сайте ГНАУ, а также

приказ № 1 и письмо ГНАУ от 30.12.2010 г. № 14546/6/17-0716, можно прийти к выводу, что в вопросах, касающихся порядка предоставления декларации о доходах и ответственности за ее неподачу, налогоплательщикам следует руководствоваться положениями НКУ. Что касается других вопросов, как-то: перечня лиц — налогоплательщиков, которые обязаны подавать годовую декларацию о доходах, доходов, подлежащих обязательному декларированию, расходов, которые налогоплательщик вправе включить в налоговый кредит, правил налогообложения доходов и т. д., то тут граждане — налогоплательщики должны следовать нормам Закона № 889.

Декларацию о доходах обязаны подавать налогоплательщики, которые в течение 2010 года получали доходы, подлежащие обязательному декларированию согласно

Закону № 889. При этом п. 18.2 Закона № 889 установлено, что обязанность плательщика налога по подаче декларации считается выполненной при условии, если он получал доходы исключительно от налоговых агентов*, обязанных подавать отчетность (Налоговый расчет по форме № 1ДФ) по этому налогу в установленном порядке.

* Налоговый агент

— это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо или представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и платить НДФЛ в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушение норм Закона № 889 (п. 1.15 Закона № 889).

Кто обязан подавать декларацию о доходах и в каких случаях, рассмотрим далее.

 

Обязательная подача налоговой декларации

Обязанность подачи декларации о доходах возникает у налогоплательщика в случае получения им в течение 2010 года следующих доходов, перечень которых приведен в таблице.

 

№ п/п

Наименование дохода, подлежащего декларированию

Где отражается

1

2

3

1

Налогооблагаемые доходы, с которых при их начислении или выплате не удерживался налог:

1.1

прибыль от операций с инвестиционными активами (ценными бумагами, корпоративными правами, банковскими металлами, приобретенными в банке, независимо от места их дальнейшей продажи) (п. 9.6 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III
приложения 2

В состав общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по итогам такого отчетного года. Обращаем внимание: в соответствии с нормами п.п. 9.6.8 Закона № 889 не подлежит налогообложению, и соответственно отражению в декларации доход, полученный в течение отчетного налогового года от продажи инвестиционных активов, если его сумма не превышает сумму, определенную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2010 году — 1220 грн.). Кроме того, в декларации не отражаются доходы, указанные в пп. 4.3.3 и 4.3.18 Закона № 889. Инвестиционная прибыль не декларируется в случае, когда налогоплательщик заключает договор с торговцем ценными бумагами на выполнение последним функций налогового агента относительно налогообложения таких доходов

1.2

целевая благотворительная помощь в виде денежных средств, которая не была использована в течение 12 календарных месяцев, следующих за месяцем ее получения (п.п. 9.7.5 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III
приложения 2

Целевая благотворительная помощь предоставлялась на основании п.п. 9.7.4 Закона № 889 (на лечение, научное исследование, плательщикам налога (отцу или матери), воспитывавшим троих и более детей и т. д.). Декларированию не подлежит неиспользованная благотворительная помощь в виде эндавмента. Под эндавментом понимается сумма средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента

1.3

страховое возмещение вследствие утраты застрахованного имущества, не использованное для замены этого имущества, в пределах сроков, установленных п. 15.1 Закона № 889 (п. 15.2 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III
приложения 2

Замена (восстановление) должна была быть осуществлена: — для движимого имущества — до конца календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие; — для недвижимого имущества — до конца второго календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие

1.4

задолженность, по которой истек срок исковой давности (п.п. 4.2.11 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III приложения 2

В налогооблагаемый доход физического лица включается задолженность налогоплательщика, по которой истек срок исковой давности и которая превышает 434,50 грн. Напомним, что общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 257 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV). Вместе с тем из разъяснений ГНАУ (см. письмо от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2) следует, что декларировать нужно и сумму задолженности, которая не превышает 434,50 грн., но налог уплачивается только с суммы, превышающей 434,50 грн.

1.5

непогашенные суммы недоплаты по налогу с доходов физических лиц (п.п. 6.5.3 Закона № 889)

Строка 1 раздела II приложения 2
(со знаком «-»)

Подлежат отражению в декларации, если по каким-либо причинам сумма недоплаты налога и штраф не полностью взысканы работодателем до окончания предельного срока подачи годовой декларации. Недоплата по налогу с доходов может возникнуть вследствие:
— проведения работодателем перерасчета сумм дохода налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в случаях, установленных п.п. 6.5.2 Закона № 889;
— нарушения плательщиком налога порядка применения НСЛ, после которого он воспользовался процедурой возобновления права на такую льготу в соответствии с п.п. 6.3.4 Закона № 889;
— наличия задолженности по налогу с доходов, который подлежит удержанию в связи с невозвратом или несвоевременным возвратом сумм, полученных под отчет или на командировку (п.п. 9.10.1 Закона № 889)

1.6

выигрыши в игорных заведениях (п.п. 9.5.2 Закона № 889)

Раздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III приложения 2

В декларации указывается положительная разница между суммой дохода в виде выигрыша и документально подтвержденными расходами, понесенными в связи с его получением в 2010 году

2

Доходы, полученные не от налоговых агентов:

В соответствии с п.п. 8.2.2 Закона № 889 не являются налоговыми агентами нерезиденты и физические лица, не зарегистрированные субъектами предпринимательской деятельности и не осуществляющие независимую профессиональную деятельность

2.1

налогооблагаемые доходы, не включенные в расчет общих налогооблагаемых доходов предыдущих отчетных периодов
(п.п. 4.2.8 Закона № 889)

Отражаются в соответствующих строках декларации и приложения 2

Налогоплательщик отражает самостоятельно выявленные налогооблагаемые доходы, которые он ошибочно не включил в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых лет

2.2

нецелевая благотворительная помощь от благотворителя — физического лица (п.п. 9.7.3 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 24 раздела III приложения 2

Подлежит декларированию, если общая сумма такой помощи превышает предельный размер (в 2010 году — 1220 грн. совокупно за год) или налогоплательщик не имеет права на получение налоговой социальной льготы.

2.3

наследство (ст. 13 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 15, 16, 17, 18 раздела III приложения 2

2.4

подарки (ст. 14 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 22, 23, 24, 25 раздела III приложения 2

Доходы, полученные физическими лицами в виде подарков, облагаются по правилам, которые установлены для налогообложения наследства. Не подлежат налогообложению и отражению в декларации средства или имущество (имущественные или неимущественные права), подаренные одним супругом другому, в пределах их части общей долевой или общей совместной собственности, а также родителями детям, в том числе зачатым при жизни и рожденным после, и детьми родителям, в пределах их части общей долевой собственности согласно закону (п. 14.2 Закона № 889)

2.5

арендная плата от сдачи имущества в аренду (п.п. 9.1.4 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 4 раздела III приложения 2 (недвижимое имущество), стр. 10 раздела III приложения 2 (движимое имущество)

Согласно п.п. 9.1.4 Закона № 889 физическое лицо — арендодатель, получавшее в течение 2010 года доходы в виде арендной платы от физического лица, не являющегося предпринимателем, обязано самостоятельно уплатить налог в бюджет в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала и задекларировать такие доходы в годовой декларации

2.6

доходы, полученные налогоплательщиком при осуществлении операций по продаже объектов движимого имущества без участия налоговых агентов, указанных в ст. 12 Закона № 889

Подраздел 1.2 декларации, стр. 9, 10, 11 раздела III приложения 2

Необходимость в декларировании доходов возникает, если договор купли-продажи не удостоверяется нотариально и объект движимого имущества продается без посредничества юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента. О порядке налогообложения доходов от продажи объектов движимого имущества см. в статье «Обложение налогом с доходов операций по приобретению недвижимого и движимого имущества у физического лица» («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 96)

3

Иностранные доходы (п.п. 9.9.1 Закона № 889)

Подраздел 1.4 декларации, стр. 28 раздела III приложения 2

В декларации отражается сумма таких доходов, пересчитанная по курсу НБУ на дату их получения (п. 3.3 Закона № 889). Если со страной, где получен доход, заключен договор об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогового обязательства на сумму уплаченного за границей налога. При этом физическое лицо обязано получить от государственного органа страны, в которой выплачен доход, уполномоченного удерживать налог, справку о сумме удержанного налога, а также о базе его начисления. Такая справка должна быть легализована консульством Украины в соответствующей стране (п.п. 9.9.4 Закона № 889). В случае получения иностранных доходов в странах бывшего СНГ легализовывать справку о сумме уплаченного налога в этих странах не нужно (см. письмо ГНАУ от 23.02.2007 г. № 3635/7/12-0117)

 

Следует обратить внимание, что, по мнению налоговиков, к случаям обязательной подачи декларации о доходах относится случай, когда налогоплательщику необходимо вернуть из бюджета излишне уплаченный им в течение отчетного года налог с доходов. Такая ситуация могла возникнуть, если при увольнении работника выявлено, что излишне удержанная сумма налога с доходов, подлежащая возврату, больше суммы начисленного в месяце увольнения налога. Однако, на наш взгляд, плательщик налога вправе, но не обязан предоставить декларацию с целью возврата излишне уплаченного налога с доходов.

Что касается

необлагаемых доходов, перечень которых приведен в п. 4.3 Закона № 889, полученных физическими лицами в течение 2010 года, то они в декларации о доходах не отражаются.

В случае если на протяжении 2010 года физическим лицом был получен доход в виде

наследства (подарка), который облагается налогом с доходов по нулевой ставке, он может не подавать годовую декларацию при условии отсутствия других оснований для ее предоставления. Согласно распоряжению КМУ «Вопросы декларирования физическими лицами имущественного состояния и доходов» от 26.08.2008 г. № 527-р, которое в настоящее время является действующим, обязанность налогоплательщика по предоставлению годовой декларации в таком случае считается выполненной.

Определив круг налогоплательщиков, которые обязаны или могут подать декларацию,

Закон № 889 также установил перечень лиц, которые освобождены от подачи годовой декларации. Рассмотрим его подробно.

 

Лица, освобожденные от подачи декларации о доходах

Перечень лиц, которые освобождены от подачи декларации о доходах независимо от видов и сумм, полученных ими на протяжении отчетного года доходов, и источника их выплаты, установлен

п. 18.4 Закона № 889. В соответствии с указанным пунктом не подают декларацию плательщики налога, которые:

— являлись несовершеннолетними или недееспособными лицами и при этом находились на полном содержании других лиц и/или государства по состоянию на конец 2010 года. Такими «другими лицами» могут быть лица, в семье которых воспитывается ребенок. Подать декларацию за такого ребенка и уплатить налог могут его усыновители, родители, опекуны или другие лица, которые являются его законными представителями. Что касается несовершеннолетних лиц, которые не относятся к указанной категории, то от обязанности подачи годовой декларации они не освобождены (

письмо ГНАУ № 14312);

— находятся под арестом или являются задержанными либо осужденными к лишению свободы, находятся в плену или заключении на территории других государств по состоянию на конец предельного срока предоставления декларации;

— находились в розыске по состоянию на конец 2010 года;

— находились на срочной военной службе по состоянию на конец 2010 года.

 

Добровольная подача декларации

Налогоплательщик может реализовать свое право на налоговый кредит по итогам отчетного 2010 года, добровольно подав декларацию о доходах за 2010 год.

В соответствии с

п. 1.16 Закона № 889 налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога, — резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме расходов в уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора), на сумму которых разрешено уменьшение суммы его общего годового облагаемого налогом дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в случаях, определенных Законом № 889.

Правом на налоговый кредит может воспользоваться

только резидент, имеющий идентификационный номер (п.п. 5.4.1 Закона № 889) и получавший в течение 2010 года доходы в виде заработной платы.

Лица, которые

официально отказались от идентификационного номера, не могут претендовать на начисление налогового кредита (см. письмо № 14312). Что касается физических лиц — предпринимателей, то они могут претендовать на получение налогового кредита, только если в течение отчетного года ими были получены доходы в виде заработной платы и только в пределах таких доходов.

Не имеют права на получение

налогового кредита лица, которые в течение года получали только доходы, отличные от заработной платы (к ним относятся, в частности, предприниматели, не получающие заработную плату, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел).

Сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего налогооблагаемого дохода

, полученного в течение 2010 года в виде заработной платы (п. 5.4 Закона № 889).

Право на включение в состав налогового кредита расходов, понесенных в 2010 году, на следующие налоговые годы не переносится.

Налогоплательщик включает в состав налогового кредита только

фактически понесенные им расходы, подтвержденные документально, а именно: фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, другими расчетными документами или договором, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов. Оригиналы подтверждающих документов направлять (предоставлять) в орган ГНС вместе с декларацией не нужно, но их следует хранить на протяжении срока, достаточного для проведения органом ГНС проверки правильности начисления налогового кредита (п.п. 5.2.2 Закона № 889).

Налогоплательщик, претендующий на налоговый кредит, должен был вести учет полученных им в течение года доходов и понесенных расходов в Книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена

приказом ГНАУ «Об утверждении формы учета доходов и расходов плательщика налога с доходов физических лиц и Порядка ведения учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода» от 16.10.2003 г. № 490 (утратил силу с 21.01.2011 г.).

Перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит по итогам 2010 года, представим в таблице.

 

Виды расходов, которые могут быть включены в состав налогового кредита

Норма Закона № 889

1

2

Часть суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту, договору аренды жилья с выкупом или финансового лизинга жилья, оплаченных плательщиком налога

П.п. 5.3.1

Налогоплательщик имеет право включить в состав налогового кредита часть суммы фактически уплаченных в течение 2010 года процентов по ипотечному жилищному кредиту, полученному им как в национальной, так и в иностранной валютах (п. 10.1 Закона № 889). Такое право возникает в случае, если за счет такого ипотечного жилищного кредита строится или будет приобретаться жилой дом (квартира, комната), определенный таким плательщиком налога как его основное местожительство. Подробнее об особенностях включения в налоговый кредит расходов на уплату процентов по ипотечному кредиту см. в статье «Включаем в налоговый кредит расходы на уплату процентов по ипотечному кредиту», 2010, № 16 с. 18

Сумма средств или стоимость имущества, переданные в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине

П.п. 5.3.2

Сумма средств, уплаченных в пользу заведений образования для компенсации стоимости средней профессиональной или высшей формы обучения налогоплательщика, другого члена его семьи первой степени родства

П.п. 5.3.3

В налоговый кредит могут быть включены расходы на оплату обучения только в отечественном учебном заведении (письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14312). В состав налогового кредита указанная сумма средств включается в размере, не превышающем 1220 грн., в расчете за каждый полный или неполный месяц обучения в течение 2010 года (п.п. 6.5.1 Закона № 889)

Сумма расходов на уплату за собственный счет страховых взносов, страховых премий и пенсионных взносов страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, учреждению банка по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на банковский пенсионный депозитный счет, на пенсионные вклады как плательщика налога, так и членов его семьи первой степени родства

П.п. 5.3.5

В состав налогового кредита сумма таких расходов включается в размере, не превышающем (в расчете за каждый полный или неполный месяц отчетного налогового года, на протяжении которых действовал договор страхования):
а) при страховании налогоплательщика или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом плательщика налога или на банковский пенсионный депозитный счет или по их совокупности — сумму, определенную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2010 году — 1220 грн.);
б) при страховании члена семьи плательщика налога первой степени родства или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом или на банковский пенсионный депозитный счет в интересах такого члена семьи или по их совокупности — 50 % суммы, определенной в п.п. 6.5.1 Закона № 889, в расчете на каждого застрахованного члена семьи (в 2010 году — 610 грн.).
В случае если налогоплательщик или члены его семьи первой степени родства были застрахованы их работодателями или работодатели являются вкладчиками негосударственных пенсионных фондов или пенсионных депозитных счетов в их пользу согласно п.п. «в» п.п. 4.2.4 Закона № 889, предельная сумма, указанная в п. «а» или «б», уменьшается для соответствующего застрахованного лица или участника негосударственного пенсионного фонда на сумму страховых взносов или взносов в негосударственные пенсионные фонды или на пенсионные депозитные счета, уплаченных его работодателем на протяжении отчетного налогового года.
Если член семьи налогоплательщика первой степени родства самостоятельно застраховал такие же риски по отдельному страховому договору или он является вкладчиком негосударственного пенсионного фонда по отдельному пенсионному контракту, то налогоплательщик не имеет права включать в состав налогового кредита сумму, определенную в п. «б» относительно такого члена семьи. Право включить в состав своего налогового кредита сумму страховых (пенсионных) взносов (премий), уплаченных по такому отдельному страховому договору или пенсионному контракту, предоставляется такому члену семьи на условиях, указанных в п. «б»

Сумма расходов по искусственному оплодотворению независимо от того, находится налогоплательщик в браке с донором или нет

П.п. 5.3.6

Согласно разъяснениям ГНАУ, приведенным в письме № 14312, право на налоговый кредит имеет только женщина, которой проводится искусственное оплодотворение. При этом в состав налогового кредита может быть включена только оплата стоимости таких процедур: ОИВ — оплодотворение «ин витро» (IVF), ИКСИ — инъекция одного спермия в цитоплазму ооцита (IKSI), ИСМ — инсеминация спермой мужа, ИСД — инсеминация спермой донора, ЭТ — эмбриотрансфер, суррогатное материнство. Указанные процедуры перечислены в письме Министерства здравоохранения Украины от 27.03.2006 г. № 4.40-19/186

Сумма расходов по оплате стоимости государственных услуг, включая уплату государственной пошлины, связанных с усыновлением ребенка

П.п. 5.3.6

Сумма средств, уплаченных плательщиком налога в связи с переоборудованием транспортного средства, которое ему принадлежит, с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива

П.п. 5.3.7

В состав налогового кредита указанная сумма средств включается впервые по итогам 2010 года. Сумма НДС, входящая в стоимость услуг по переоборудованию и стоимость топлива, не включается в налоговый кредит (п. 1.16 Закона № 889)

Суммы расходов плательщика налога в уплату расходов на строительство (приобретение) доступного жилья, в том числе на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по нему

П.п. 5.3.8

В состав налогового кредита включаются суммы, понесенные налогоплательщиком в период с 23.07.10 г. (даты вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственной регуляции в сфере строительства жилья» от 29.06.2010 г. № 2367-VI) по 31.12.2010 г. При этом размер данных расходов Законом № 889 не ограничен. Кроме процентов по льготному ипотечному кредиту, в состав расходов включается «тело» кредита и стоимость строительства (приобретения) доступного жилья

 

Обращаем внимание: как и ранее, налоговики настаивают на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит, сумма начисленной заработной платы

не уменьшается на сумму НСЛ и сумму взносов в фонды социального страхования (см. письма от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 17, от 18.02.2008 г. № 3057/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 24, от 13.04.2009 г. № 4277/5/17-0716). По нашему мнению, для целей налогового кредита должна использоваться начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму удержаний в социальные фонды и НСЛ. В то же время, учитывая вышеуказанную позицию ГНАУ по данному вопросу, налогоплательщику, который при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, будет уменьшать сумму начисленной зарплаты на сумму социальных взносов и НСЛ, придется отстаивать свою точку зрения в суде. Положительные судебные решения по данному вопросу есть (постановление районного суда в г. Киеве от 26.01.2006 г., постановление районного суда г. Донецка от 01.12.2006 г. по делу № 2-2292, постановление Святошинского районного суда г. Киева по делу № 2а-18-1/07р.) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47 и «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14).

Далее рассмотрим, в какие сроки в соответствии с

НКУ налогоплательщики должны задекларировать свои доходы.

 

Сроки подачи декларации о доходах

Срок подачи декларации о доходах, полученных гражданами — налогоплательщиками на протяжении 2010 года, определяется в соответствии с

п.п. 49.18.4 НКУ. Согласно указанной норме НКУ декларацию о доходах плательщики налога на доходы физических лиц обязаны подать до 1 мая года, следующего за отчетным.

Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем (

п. 49.20 НКУ).

Относительно предельного срока подачи декларации за 2010 год отметим следующее. В связи с тем, что 30 апреля 2011 года (суббота) является выходным днем, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем. Таким днем является 4 мая 2011 года. Дело в том, что следующие за 30 апреля 2011 года дни — 1 и 2 мая 2011 года являются праздничными днями. Причем, так как праздничный день 1 мая 2011 года совпадает с выходным днем, то выходной день переносится на следующий после праздничного (

ст. 67 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г.), т. е. на 3 мая 2011 года. Следовательно, последний день срока подачи декларации — 4 мая 2011 года.

4 мая 2010 года

также является последним сроком подачи декларации для налогоплательщиков, которые хотят воспользоваться правом на налоговый кредит (напомним, что ранее такие налогоплательщики могли подавать декларацию в течение всего года, следующего за отчетным (см. письмо № 14312)).

Вместе с тем

п. 1.9 приказа № 1 ГНАУ вменила в обязанности руководителям государственных налоговых администраций в АР Крым, областях и г. Симферополе утвердить графики дежурств работников по приему деклараций в период с 3 января до 3 мая 2011 года, предусмотрев возможность приема деклараций в выходные дни и вечерние часы. Неизвестно, чем руководствовалась ГНАУ, устанавливая такой срок приема деклараций, но в результате она в приказе сократила срок приема на один день — 4 мая, нарушив тем самым требования НКУ. В консультации специалистов ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 4, с. 34 также последним днем срока названо 3 мая 2011 года.

Однако по нашему мнению, в случае подачи декларации 4 мая 2011 года она должна считаться сданной в срок, определенный

п.п. 49.18.4 и п. 49.20 НКУ.

Вместе с тем рекомендуем тем налогоплательщикам, кто обязан подать декларацию за 2010 год, а также тем, кто решил подать ее добровольно, уточнить в ГНС по месту проживания (регистрации в паспорте) график приема налоговиками годовых деклараций, чтобы не создавать себе впоследствии ненужных проблем.

 

Форма декларации

В 2011 году форма декларации о доходах, полученных налогоплательщиком в период с 1 января по 31 декабря 2010 года, осталась прежней, т. е. физические лица в 2011 году подают декларацию по форме согласно приложению 1 к

Инструкции № 12 (п. 1.14 приказа № 1).

Вместе с декларацией в орган ГНС подаются два приложения:

— приложение № 1 «

Перелік сум витрат, що включаються до складу податкового кредиту згідно зі статтею 5 Закону України «Про податок з доходів фізичних осіб», которое заполняется в случае декларирования налогового кредита;

— приложение № 2 «

Розрахунок суми податку з доходів фізичних осіб (ПДФО), що підлягає поверненню платнику податку або сплаті до бюджету, у тому числі у зв’язку з нарахуванням податкового кредиту», которое заполняется всеми лицами, декларирующими свои доходы.

Форма данных приложений разрабатывается ежегодно ГНАУ и обнародуется в письмах. В этом году соответствующих писем ГНАУ не было. Вместе с тем формы приложений к декларации за 2010 год размещены на сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua) и приведены в

журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 4 без ссылки на какой-либо источник.

В связи с тем, что в формы указанных приложений ГНАУ были внесены изменения, рекомендуем не использовать, в случае наличия, старые формы приложений, а обратиться в орган ГНС по месту жительства для получения бланков декларации и приложений к ней. В соответствии с

п. 5.5 Закона № 889 указанные бланки органами ГНС должны выдаваться налогоплательщикам бесплатно.

 

Документы, предоставляемые в орган ГНС вместе с декларацией

В соответствии с

п.п. «в» п. 19.1 Закона № 889 при подаче налогоплательщиком декларации налоговый орган, в пределах своей компетенции, определенной законодательством, имеет право потребовать от налогоплательщика, декларирующего свои доходы, предъявить документы и сведения, связанные с возникновением дохода или права на получение налогового кредита, исчислением и уплатой налога, а также подтвердить необходимыми документами достоверность сведений, указанных в декларации по НДФЛ.

К таким документам относятся:

— копия справки о присвоении идентификационного номера;

— справка от работодателя о суммах начисленного общего налогооблагаемого дохода в виде заработной платы и удержанного НДФЛ;

— копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит;

— заявление относительно способа возврата НДФЛ (зачисление на банковский счет или перечисление почтовым переводом).

 

Сроки уплаты или возврата из бюджета НДФЛ

При определении сроков уплаты и возврата НДФЛ из бюджета следует руководствоваться

НКУ, а не Законом № 889.

Декларации о доходах

НКУ установлен статус налоговой декларации. Согласно п. 46.1 НКУ налоговая декларация — это документ, подаваемый плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных данным Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога. Налогоплательщик, подавший в орган ГНС декларацию о доходах, самостоятельно определяет на основании такой декларации сумму налогового обязательства и уплачивает ее в бюджет до 1 августа года, следующего за отчетным (п. 179.7 НКУ).

Напомним, что ранее, в соответствии с

Законом № 889, уплата налога производилась плательщиками налога на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа после проведения им проверки достоверности данных, приведенных налогоплательщиком в декларации о доходах.

Что касается

суммы налоговых обязательств, которая может быть доначислена органом ГНС после проверки достоверности данных, указанных налогоплательщиком в декларации о доходах, то согласно абзацу второму п. 179.7 НКУ она подлежит уплате в соответствующий бюджет на основании уведомления-решения, полученного налогоплательщиком от органа ГНС, в сроки, установленные НКУ.

Относительно срока уплаты доначисленных органом ГНС сумм налоговых обязательств, по нашему мнению, он определен

п. 57.2 НКУ. Согласно этому пункту, если в соответствии с НКУ или другими законами Украины орган ГНС самостоятельно определяет налоговое обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик налогов обязан уплатить начисленную сумму налогового обязательства в сроки, определенные в НКУ, а если такие сроки не определены — в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения о таком начислении. Не исключено, что органы ГНС будут настаивать на уплате доначисленного в соответствии с уведомлением-решением налогового обязательства в срок, установленный п. 57.3 НКУ, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.

Уплата налоговых обязательств

, в том числе доначисленых органом ГНС, производится физическим лицом через учреждения банков и почтовые отделения (п. 57.3 НКУ). Если такие лица проживают в сельской (поселковой) местности, они могут уплачивать налог через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о приеме налогов и сборов.

В случае если плательщик налога считает, что орган ГНС неправильно определил сумму денежного обязательства, то он имеет право обратиться в контролирующий орган вышестоящего уровня с жалобой о пересмотре этого решения (

п. 56.2 НКУ). Жалоба подается в письменной форме (а при необходимости — с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.

В случае если по итогам декларирования налогоплательщику должна быть

возвращена из бюджета сумма налога, то она зачисляется органом ГНС на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке, или направляется почтовым переводом по адресу, указанному в декларации (в заявлении о способе перечисления НДФЛ), в течение 60 календарных дней после поступления такой налоговой декларации (п. 179.8 НКУ).

 

Ответственность

Как указывалось выше, согласно

НКУ декларация о доходах имеет статус налоговой декларации. В соответствии с п. 120.1 НКУ неподача или несвоевременная подача налоговой декларации плательщиком налогов, который обязан начислять и уплачивать НДФЛ, влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Вместе с тем не исключено, что налоговики в вопросе применения штрафных санкций будут руководствоваться только

ст. 1641 КоАП. Данный вывод следует из анализа материалов Единой базы налоговых знаний, размещенных на сайте ГНАУ www.sta.gov.ua. В этом случае физическому лицу за неподачу или несвоевременную подачу декларации о доходах (если подача являлась обязательной) или включение в декларацию искаженных данных грозит предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 грн. до 136 грн.).

Относительно применения штрафных санкций за нарушение налогоплательщиком срока уплаты денежного обязательства хотелось бы сказать следующее. В случае если налогоплательщик не уплатил сумму самостоятельно определенного им в декларации о доходах денежного обязательства

до 1 августа года, следующего за отчетным, или сумму доначисленного органом ГНС налога на доходы по истечении 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения о таком начислении, то, в соответствии со ст. 126 НКУ, к такому налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции в следующем размере:

— при задержке уплаты

до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке уплаты

более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 20 % погашенной суммы налогового долга.

Кроме штрафных санкций, налогоплательщик обязан будет уплатить

пеню, начисленную на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки (абзац первый п. 129.4 НКУ).

Порядок заполнения декларации о доходах рассмотрим на примере.

Пример.

В течение 2010 года налогоплательщик Зозуленко Т. Д. (идентификационный номер 2323232323) получил такие доходы:

1) заработную плату по основному месту работы (ЧП «Дубки», код ЕГРПОУ 12345678) в сумме 42000 грн., с которой уплачены взносы в фонды социального страхования в сумме 1512,00 грн. и налог с доходов в сумме 6073,20 грн.;

2) доход от сдачи недвижимости в аренду физическому лицу — непредпринимателю в сумме 9600,00 грн., в том числе сумма НДФЛ — 1440,00 грн.;

3) наследство (жилой дом, который находится на территории Украины, стоимостью 640000 грн.). Наследство получено от отца.

На протяжении 2010 года Зозуленко Т. Д. понес следующие расходы, которые он имеет право включить в состав налогового кредита, а именно:

1) оплата обучения в вузе. Сумма денежных средств, уплаченных в 2010 году за 4 месяца обучения (с сентября 2010 года по декабрь 2010 года), составила 7200,00 грн. (1800,00 грн. х 4 мес.);

2) проценты по ипотечному кредиту в гривнях в сумме 12000 грн. Площадь квартиры не превышает 100 кв. м.

Зозуленко Т. Д. обязан предоставить декларацию о доходах до 1 мая 2011 года, поскольку в течение 2010 года он получал доходы, подлежащие обязательному декларированию: наследство и доход от сдачи имущества в аренду.

Доход в виде наследства облагается по ставке 0 %, так как Зозуленко Т. Д. является наследником первой степени родства.

Доход от сдачи имущества в аренду облагается по ставке 15 %.

Относительно расходов, которые налогоплательщик вправе включить в состав налогового кредита, отметим следующее.

Расходы на оплату обучения могут быть включены в налоговый кредит в сумме 4880 грн. (1220 грн. х 4 мес.).

Проценты по ипотечному кредиту включаются в полной сумме, поскольку площадь квартиры, приобретенной в кредит, не превышает 100 кв. м. При этом следует иметь в виду, что общая сумма налогового кредита не должна превышать сумму заработной платы без учета взносов в социальные фонды.

Обращаем внимание: в примере заполнения приложения 2 в некоторых строках приводятся расчеты показателей. В приложении 2, которое

подается в орган ГНС, такие расчеты приводить не нужно!

В примере заполнения декларации о доходах в строке 1 раздела I приложения 2 к декларации при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, сумма начисленной заработной платы Зозуленко Т. Д. в размере 42000 грн.

уменьшена на сумму взносов в фонды социального страхования (1512 грн.). Те налогоплательщики, которые решат придерживаться мнения ГНАУ по заполнению данной строки приложения 2 к декларации (см. выше), уменьшение начисленной заработной платы на сумму взносов в фонды социального страхования производить не будут.

 

img 1
img 2

 

Додаток №1

Перелік

сум витрат, що включаються до складу
податкового кредиту згідно із статтею 5 Закону України
 «Про податок з доходів фізичних осіб»
 (до декларації про доходи, одержані з 1 січня по 31 грудня 2010 року)

<…>

Витрати, фактично понесені платником податку протягом 2010 року

Код рядка

Реквізити документів,
які підтверджують витрати

Сума (грн.)

1

2

3

4

<…>

Сума коштів, сплачених платником податку на користь закладів освіти для компенсації вартості середньої професійної або вищої форми навчання такого платника податку, іншого члена його сім'ї першого ступеня споріднення, але не більше суми, розмір якої не перевищує суми місячного мінімального прожиткового рівня для працездатної особи, встановленого на 1 січня звітного податкового року, помноженої на 1,4 та округленої до найближчих 10 гривень, у розрахунку за кожний повний або неповний місяць навчання протягом звітного податкового року. У 2010 році цей розмір становив 1220 грн. на місяць (869 грн. х 1,4)

02

ПКО № 1212 від 02.08.2010 р.

4880,00

<…>

Частину суми процентів за іпотечним кредитом, сплачених платником податку, яка розраховується за правилами, визначеними згідно із статтею 10 Закону № 889

05

Реєстр документів (додається)

12000,00

Всього витрат (06 = 01 + 02 + 03 + 04 + 05)

06

16880,00

<…>

 

Додаток № 2

РОЗРАХУНОК

суми податку з доходів фізичних осіб (ПДФО),
 що підлягає поверненню платнику податку або сплаті до бюджету,
 у тому числі у зв’язку з нарахуванням податкового кредиту

<…>

Розділ I

(сума ПДФО до повернення з бюджету у зв’язку з нарахуванням податкового кредиту)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

1

Сума загального річного доходу, нарахованого протягом 2010 року у вигляді заробітної плати (зазначено у п. 1.1 Розділу I декларації), зменшена на суму податкового кредиту, зазначену у рядку 06 переліку сум витрат

23608,00
(42000,00 - 1512,00 - 16880,00)

 

2

Сума ПДФО з оподатковуваного доходу, визначеного у п. 1 цього розділу за ставкою, встановленою п. 7.1 ст. 7 Закону (15 %)

3541,20
(23608,00 х 15 : 100)

 

3*

Сума ПДФО до повернення (сума ПДФО, утримана протягом 2010 р. та зазначена у п. 1.1 Розділу I декларації, зменшується на суму ПДФО, визначену у п. 2 цього розділу)

2532,00
(6073,20 - 3541,20)

 

 

* Сума податку до повернення не може перевищувати суми податку, перерахованого до бюджету окремим платником податку.

 

<…>

Розділ III

(суми податку з доходів фізичних осіб, які підлягають сплаті до бюджету)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

Доходи від продажу нерухомого майна та надання нерухомості в оренду (суборенду), житловий найм (піднайм) (п. 9.1 ст. 9, ст. 11 та п. 7.1 ст. 7, код бюджетної класифікації 11011200)

<…>

4

Сума оподатковуваного доходу, з якого слід сплатити ПДФО до бюджету за ставкою 15 % (доходи, зазначені у п. 1.2 Розділу I декларації)

9600,00

 

4.4

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 4 цього розділу

1440,00

 

<…>

6

Сума ПДФО, самостійно сплачена платником податку до бюджету протягом року з зазначених доходів, визначених у п. 1.2 Розділу I декларації (пп. 1.1; 2.2; 3.3; 4.4; 5.5)

1440,00

 

<…>

8**

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 Розділу I декларації (сума п.п. 1.1; 2.2; 3.3; 4.4; 5.5 — п. 6 цього розділу)

0,00

 

<…>

Доходи, отримані внаслідок прийняття у спадщину майна, коштів, майнових чи немайнових прав (ст. 13, код бюджетної класифікації 11011400)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

15

Сума оподатковуваного доходу, з якого слід сплатити ПДФО до бюджету за ставкою 0 % (доходи, зазначені у п. 1.2 Розділу I декларації)

640000,00

 

15.15

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1 цього розділу

0,00

 

<…>

19

Сума ПДФО, самостійно сплачена платником податку до бюджету протягом року з зазначених доходів, визначених у (пп. 15.15; 16.16; 17.17; 18.18)

0,00

 

20

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 Розділу I декларації (сума п.п. 15.15; 16.16; 17.17; 18.18)

0,00

 

21**

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 Розділу I декларації (сума п.п. 15.15; 16.16; 17.17; 18.18 — п. 19 цього розділу)

0,00

 

<…>

 

Розділ IV

(податкове зобов’язання)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

1

Податкове зобов’язання (р. 30 Розділу III - р. 1 Розділу II - р. 3 Розділу I), код 11010100. Позитивне значеня цього підрахунку відповідає податковому зобов’язанню платника податку із сплати до бюджету сум ПДФО, що належить до повернення платнику податку з бюджету, в т. ч. у звя’зку з нарахуванням податкового кредиту

-2532,00

 

2

Податкове зобов’язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб
(п. 8 Розділу III, код 11011200)

1440,00

 

3

Податкове зобов’язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб
(п. 14 Розділу III, код 11011300)

0,00

 

4

Податкове зобов’язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб
(п. 21 Розділу III, код 11011400)

0,00

 

<…>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше