Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Изменение места регистрации: последствия для физлица-предпринимателя

Редакция НиБУ
Статья

Изменение места регистрации: последствия для физлица-предпринимателя

 

Один из вопросов, который часто поступает по почте от читателей, — вопрос о тех организационных действиях, которые должен совершить частный предприниматель, зарегистрировавшийся по новому адресу, но фактически проживающий по предыдущему месту, по которому выданы все регистрационные документы, свидетельство НДС, лицензия. Нужно ли переоформлять документы по новому адресу и чем угрожает непереоформление?

Ольга ВИНИЧЕНКО, юрист, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Положение № 978

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 978.

Порядок № 979

— Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979.

 

Закон № 755

обязывает физических лиц — предпринимателей регистрировать изменение места своего проживания (ч. 3 ст. 4). Впрочем, если бы физическое лицо имело определенную связь со старым местом проживания, возможность получать почту, которая поступала бы по старому адресу от государственных органов, и не изменило место своей регистрации как простого физического лица, то невыполнение им такой обязанности не привело бы к негативным последствиям. Однако в вопросе речь идет об обратной ситуации: физическое лицо — предприниматель зарегистрировалось по новому адресу, однако не изменило свое фактическое место проживания.

Закон № 755

определяет местожительством физического лица жилой дом, квартиру, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиницу и т. п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу. Документом, который может подтверждать сведения, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый госреестр), является паспорт. Поэтому определяющим для установления местожительства физического лица — предпринимателя являются именно сведения, внесенные в паспорт, а не фактическое место его проживания. Это подтверждает Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме от 25.04.2008 г. № 3697.

Факт проживания предпринимателя по старому адресу не освобождает его от обязанности проведения ряда организационных действий по переоформлению документов, в которых указывается старое местожительство. Итак, какие действия должен совершить предприниматель?

 

1. Государственная регистрация изменений сведений о физическом лице — предпринимателе в Едином госреестре

Для этого

физическое лицо — предприниматель подает государственному регистратору лично (направляет заказным письмом с описью вложения) следующие документы (ч. 2 ст. 45 Закона № 755):

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе;

— оригинал свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя;

— документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию изменений к сведениям о физическом лице — предпринимателе;

— копию справки о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Если документы направляются государственному регистратору заказным письмом, подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке (заявлении, уведомлении) должна быть нотариально удостоверена

(ч.2 ст. 8 Закона № 755).

 

2. Изменение учетных данных в налоговом органе

Если административно-территориальная единица в результате изменения места проживания не изменилась, плательщику налогов необходимо подать в налоговую инспекцию обращение с указанием причин

замены справки по форме № 4-ОПП и приложить к нему старую справку. Орган государственной налоговой службы в течение двух рабочих дней после такого обращения проверяет информацию о внесении соответствующих изменений в Единый госреестр и выдает (направляет) плательщику налогов новую справку (абз. второй п. 9.4 Порядка № 979).

Если изменяется административно-территориальная единица (район в городе в городах с районным делением, город, район области и т. п.), плательщик налогов обязан

в течение 10 календарных дней со дня регистрации изменения места проживания в Едином госреестре подать в орган государственной налоговой службы по новому местожительству заявление по форме № 5-ОПП (п.п. 10.1.2 Порядка № 979). Соответствующая форма содержится в приложении 8 к Порядку № 979.

До взятия на учет плательщика налогов в органе государственной налоговой службы по новому местожительству он уплачивает налоги, сборы, подает налоговые декларации (отчеты, расчеты) и исполняет другие обязанности плательщика налогов по предыдущему местожительству. После взятия на учет плательщика налогов и возврата им справки по форме № 4-ОПП, выданной по предыдущему месту учета, орган государственной налоговой службы выдает плательщику налогов

новую справку по форме № 4-ОПП.

Следует обратить внимание, что

НКУ предусматривает ответственность за неподачу в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные в виде штрафа в размере 170 грн. (ст. 117 НКУ).

Подчеркнем, что речь идет именно о сроках, предусмотренных

Кодексом, а не подзаконными актами, принятыми согласно его нормам. НКУ, в свою очередь, устанавливает правило, в соответствии с которым в случае проведения государственной регистрации изменения места проживания плательщика налогов, в результате которого изменяется административно-территориальная единица и орган государственной налоговой службы, плательщик налогов обязан подать в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению соответствующее заявление в десятидневный срок со дня регистрации изменения места проживания в порядке, определенном центральным органом государственной налоговой службы. В случае неподачи такого заявления в течение 10 календарных дней плательщик налогов несет ответственность в согласно закону (п. 66.3 НКУ).

Как видим, речь идет о десятидневном сроке, если имеет место изменение органа государственной налоговой службы, на учете в котором находится плательщик.

Если такого изменения не происходит, то, на наш взгляд, вопрос привлечения плательщика к ответственности является спорным.

НКУ

предусматривает обязанность плательщика предоставить налоговому органу уточненные документы в течение 10 дней со дня возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, подаваемые для взятия на учет (п. 66.5). Под данными, в которые вносятся изменения, касающиеся физического лица — предпринимателя, НКУ подразумевает сведения из регистрационной карты государственного регистратора (п. 65.1 НКУ). Они подаются регистратором, а не предпринимателем. Следовательно, оснований для привлечения предпринимателя за их неподачу не усматривается.

Более общее правило закреплено в

п. 65.9 НКУ: самозанятые лица обязаны подавать в органы государственной налоговой службы по месту своего учета сведения об изменении учетных данных в течение месяца со дня возникновения таких изменений. Однако ни НКУ, ни Порядок № 979 не требуют от предпринимателя при обращении за новой справкой по форме № 4-ОПП прилагать уточняющие документы. Сведениями, на основании которых заменяется справка, являются, опять же, сведения из Единого госреестра.

Из этого можно сделать вывод, что

штраф может быть наложен на физическое лицо — предпринимателя в том случае, если оно не обращается в налоговый орган с заявлением по форме № 5-ОПП при изменении местожительства (в результате которого изменяется административно-территориальная единица) в течение 10 дней с момента внесения изменений в Единый госреестр.

 

3. Перерегистрация плательщика налога на добавленную стоимость по новому местожительству

Такая перерегистрация осуществляется в порядке, определенном

Разделом IV Положения № 978.

Изменение места проживания требует перерегистрации плательщика НДС и замены его Свидетельства. Для этого плательщик НДС обязан в

двадцатидневный срок после возникновения изменений (таким моментом следует считать внесение изменений в Единый госреестр) подать в налоговый орган, в котором он находится на учете, дополнительное регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация». К такому заявлению должны быть приложены Свидетельство и все заверенные копии Свидетельства.

Налоговый орган выдает плательщику НДС новое Свидетельство (под новым номером) вместо старого в том же порядке, что и при регистрации*. При этом

дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой «Перерегистрация».

* Так, налоговый орган обязан выдать заявителю или направить по почте (с уведомлением о вручении) Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 2-ПДВ. Течение срока в 10 рабочих дней, установленного для налоговой регистрации, начинается с первого календарного дня, следующего за днем получения налоговым органом заявления о регистрации плательщика НДС. Если последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Свидетельство выдается (направляется) плательщику НДС в следующем порядке:

— если лицо выбрало способ получения Свидетельства по почте, оно посылается по местонахождению (местожительству) плательщика НДС, указанному в Свидетельстве, с уведомлением о вручении за счет получателя. В налоговом органе Свидетельство может получить сам плательщик НДС — физическое лицо. Лицо, получающее Свидетельство, должно предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющей личность;

— если лицо выбрало способ получения Свидетельства непосредственно в налоговом органе и в течение 10 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган заявления о регистрации не получило Свидетельство по каким-либо причинам, налоговый орган во второй половине последнего календарного дня срока в 10 рабочих дней направляет по местонахождению (местожительству) плательщика НДС Свидетельство почтовым отправлением с послеоплатой за счет получателя;

— если налоговый орган или почта не может вручить плательщику НДС Свидетельство в связи с отсутствием по месту проживания плательщика НДС, то работник того структурного подразделения, которым направлялось Свидетельство, на основании информации структурного подразделения, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, или на основании другой информации оформляет справку, в которой указывает причину, приведшую к невозможности вручения Свидетельства. Такая справка вместе со Свидетельством хранится в регистрационной части учетного дела плательщика налогов. В этом случае плательщик НДС может получить Свидетельство в налоговом органе в любое время до даты аннулирования регистрации. При этом налоговый орган осуществляет мероприятия по установлению местожительства плательщика НДС.

По желанию и согласно заявлению плательщика НДС датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства может быть установлен день до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного регистрационного заявления с отметкой «Перерегистрация». При этом дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, а датой начала действия нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является дата внесения соответствующей записи в Реестр.

В период перерегистрации до начала действия нового Свидетельства плательщик НДС

использует реквизиты старого Свидетельства. При необходимости налоговый орган возвращает плательщику НДС на этот период старое Свидетельство и необходимое количество заверенных копий старого Свидетельства со специальными записями о сроке действия:

«Свидетельство действительно до <дата, соответствующая последнему дню срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного регистрационного заявления>

запись сделана <дата>».

Запись в Свидетельстве и всех заверенных копиях Свидетельства заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и печатью.

Перерегистрация плательщика НДС в связи с изменением местожительства, которое в соответствии с

Порядком № 979 предусматривает снятие с учета плательщика в одном налоговом органе и взятие на учет в другом, осуществляется в два этапа:

во-первых, в налоговом органе по предыдущему местожительству на основании заявления, поданного в такой орган, производится перерегистрация плательщика НДС в порядке, указанном выше. При этом новое Свидетельство выдается с указанием срока действия, соответствующего дате окончания 30 дней, следующих за днем, до которого будет находиться на учете плательщик НДС в налоговом органе по предыдущему местожительству. Срок действия Свидетельства указывается в Свидетельстве и корешке Свидетельства;

во-вторых, в двадцатидневный срок после взятия на учет в налоговом органе по новому местожительству плательщик НДС обязан подать в этот налоговый орган дополнительное регистрационное заявление с отметкой «

Изменение местонахождения».

Следует отметить, что невыполнение требований

Положения № 978, касающихся сроков подачи соответствующих заявлений в налоговые органы в связи с изменением местожительства плательщика НДС, на наш взгляд, не может быть основанием для применения штрафа по ст. 117 НКУ, поскольку этой статьей, как уже указывалось, предусмотрена ответственность за нарушение сроков, установленных именно НКУ, а не подзаконными актами.

 

4. Переоформление лицензии

Лицензию также следует переоформить в связи с изменением местожительства

(ст. 16 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ). Для этого предпринимателю необходимо в течение десяти рабочих дней со дня внесения изменений в Единый госреестр подать в орган лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими документами или их нотариально заверенными копиями, подтверждающими указанные изменения.

Орган лицензирования в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии и документов, прилагаемых к ней, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии.

Одновременно с переоформленной на новом бланке лицензией орган лицензирования на основании данных лицензионного реестра бесплатно выдает лицензиату заверенные им копии такой лицензии.

За переоформление лицензии взимается плата в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн.).

Лицензиат, подавший заявление и соответствующие документы о переоформлении лицензии, может осуществлять свою деятельность на основании справки о приеме заявления о переоформлении лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования в случае подачи заявления о переоформлении лицензии.

Поскольку

не переоформленная в установленный срок лицензия считается недействительной, к предпринимателю может быть применена административная ответственность по ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях (осуществление хозяйственной деятельности без получения лицензии). Кроме того, в судебном порядке могут быть прекращены договорные отношения, заключенные по видам деятельности, требующим получения лицензии.

 

5. Переоформление других разрешительных документов

Если предприниматель имеет

другие документы разрешительного характера, то их также необходимо переоформить. Этого требует Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV, в соответствии с ч. 8 ст. 41 которого основанием для переоформления документа разрешительного характера является, в частности, изменение местонахождения субъекта хозяйствования.

Для этого физлицо-предприниматель должно в течение пяти рабочих дней со дня регистрации изменения места проживания обратиться в орган, выдавший разрешительный документ, с заявлением о его переоформлении. Вместе с заявлением следует подать документ, подлежащий переоформлению, и соответствующий документ, подтверждающий указанные изменения (выписка из Единого госреестра).

Разрешительный орган в течение двух рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документа разрешительного характера и документов, прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленный на новом бланке документ разрешительного характера с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении документа разрешительного характера.

Одновременно с переоформленным на новом бланке документом разрешительного характера разрешительный орган по требованию субъекта хозяйствования выдает последнему бесплатно заверенную им копию такого документа разрешительного характера.

Не переоформленный в установленный срок документ разрешительного характера является недействительным.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше