Отчет о суммах налоговых льгот: порядок заполнения и предоставления
Всем известно, что если предприятие пользуется какими-либо льготами в налогообложении, оно обязано отчитаться о сумме этих льгот. До недавнего времени такой отчет подавался по форме № 1-ПП. С 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу НКУ на смену форме № 1-ПП пришла новая форма «льготного» отчета. О порядке ее заполнения и предоставления и пойдет речь в данной статье.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
НКУ —
Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.БКУ
— Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.ХКУ
— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.КоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.Закон о госбюджете-2011
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI.Закон № 755
— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.Декрет о госпошлине
— Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.Порядок № 1233
— Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.Порядок № 167
— Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167.Порядок № 979
— Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979.Бюджетная классификация
— Бюджетная классификация, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11.Справочник льгот № 57
— Справочник № 57 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.04.2011 г., утвержденный заместителем Председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНАУ, заместителем Председателя ГНАУ 21.03.2011 г. (см. сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: www.nibu.factor.ua).Письмо № 1390
— письмо ГНАУ от 20.01.2011 г. № 1390/7/16-1517-01.
Общие понятия о налоговых льготах, установленные
НКУВ соответствии с
п.п. 16.1.6 НКУ плательщики налогов обязаны предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот) и направлениях их использования (по условным налоговым льготам — льготам, предоставляемым при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования вследствие предоставления льготы, в определенном государством порядке).При этом под
налоговой льготой ст. 30 НКУ понимает предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии определенных оснований. Основаниями же для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.Не считаются налоговой льготой операции по поставке товаров и/или услуг, не являющиеся объектом обложения НДС, на что указывает
п. 8 Порядка № 1233 (подробнее об этом речь пойдет ниже).Налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора;
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора;
в) установления сниженной ставки налога и сбора;
г) освобождения от уплаты налога и сбора.
Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (по условным налоговым льготам) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет вследствие предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе.
Если налоговые льготы
использованы не по назначению или несвоевременно возвращены, они должны быть возвращены в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ (см. п. 30.8 НКУ).Обращаем внимание: налоговики утверждают, что налогоплательщик
не может отказаться от применения налоговой льготы или приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов в случае, если такое освобождение касается отдельных операций по поставке тех или иных товаров/услуг, а не предоставлено непосредственно налогоплательщику (см. письмо № 1390). Хотя, на наш взгляд, такое утверждение не бесспорно.
Форма
Отчета о льготахСогласно
п. 30.6 НКУ субъекты хозяйствования — плательщики налогов, не уплачивающие в бюджет суммы налогов и сборов в связи с получением налоговых льгот, обязаны вести учет этих сумм. Такой учет осуществляется в соответствии с Порядком № 1233, которым установлена необходимость составления указанными субъектами Отчета о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) по форме, предусмотренной приложением к этому Порядку.Порядок
№ 1233 действует с 1 января 2011 года и в нем также оговорены правила заполнения Отчета о льготах.Кроме того, в
п. 9 данного Порядка установлена необходимость разработки ГНАУ по согласованию с Минфином еще одного важного документа, который устанавливает правила расчета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Мы буквально до последнего ждали появления этого документа, и наши ожидания оправдались.ГНАУ приказом от 29.03.2011 г. № 167 утвердила
Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, поэтому далее в статье при рассмотрении определенных вопросов мы будем руководствоваться этим Порядком.
Сроки предоставления
Отчета о льготахВ
п. 3 Порядка № 1233 указано, что Отчет о льготах подается субъектами хозяйствования за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту их регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода.То есть
Отчет составляется нарастающим итогом с начала года и сроки его предоставления совпадают со сроками подачи квартальной налоговой отчетности.Подчеркнем, что впервые данный
Отчет предоставляется за период — I квартал 2011 года. Таким образом, в 2011 году эта форма отчетности должна быть подана:— за I квартал —
не позднее 10 мая ;— за полугодие — не позднее 9 августа;
— за 9 месяцев — не позднее 9 ноября;
— за год — не позднее 9 февраля 2012 года.
В будущем же может сложиться так, что последний день предельного срока подачи
Отчета о льготах выпадет на выходной или праздничный день (например, 9 февраля 2013 года). Переносится ли такой последний день срока подачи на следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день, как это предусмотрено п. 49.20 НКУ для налоговой декларации?К сожалению, такой перенос сроков
Отчета о льготах не касается, поскольку эта форма отчетности не является налоговой декларацией — на ее основании не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц (см. п. 46.1 НКУ).Поэтому в ситуации, когда последний день срока подачи «льготного»
Отчета совпадет с выходным или праздничным днем, субъектам хозяйствования, вероятнее всего, придется отчитаться до наступления такого выходного или праздничного дня. Впрочем, вполне возможно, что налоговики пойдут навстречу налогоплательщикам и разрешат подавать Отчет после выходного дня — в первый следующий за ним рабочий день.
Кто обязан подавать
Отчет о льготахКак сказано выше,
п. 30.6 НКУ обязывает вести учет сумм налогов и сборов, не уплаченных в бюджет, субъектов хозяйствования — плательщиков налогов, получивших налоговые льготы, в порядке, установленном КМУ, т. е. Порядком № 1233.Данный
Порядок является обязательным для исполнения субъектами хозяйствования, получающими налоговые льготы. Именно такие субъекты ведут учет налоговых льгот и составляют Отчет о льготах (см. п. 2 Порядка № 1233).При этом заметим, что операции по поставке товаров/услуг,
не являющиеся объектом обложения НДС, к льготным операциям не относятся.Хотя
НКУ и использует понятие «субъект хозяйствования», но не раскрывает его. Расшифровать это понятие можно, обратившись к ст. 55, 80, 130, 131 ХКУ.Исходя из этих норм субъектами хозяйствования являются:
—
юридические лица, созданные в соответствии с ГКУ, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно ХКУ, а также другие юридические лица (осуществляющие, например, неприбыльную хозяйственную деятельность, т. е. кредитные союзы и благотворительные организации);—
физические лица — предприниматели.Что касается
обособленных подразделений юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины), то они хотя и включены в число плательщиков налогов (п. 15.1 НКУ), но субъектами хозяйствования не являются, поэтому не должны составлять и предоставлять Отчет о льготах. Вместе с тем, по имеющейся у нас неофициальной информации, налоговики будут требовать предоставления Отчета о льготах обособленными подразделениями, зарегистрированными в качестве отдельных плательщиков налогов.Обратите внимание: если субъект хозяйствования
не пользуется льготами, Отчет о льготах не подается (п. 3 Порядка № 1233).Однако если вы начали пользоваться льготой
в середине года, то за налоговый период, на который приходится дата начала пользования, и далее — за следующие налоговые периоды до конца года (в том числе и за весь год в целом) Отчет о льготах придется подавать.
Куда предоставляется
Отчет о льготахСогласно
п. 3 Порядка № 1233 Отчет о льготах предоставляется субъектом хозяйствования по месту его регистрации.Давайте выясним, что же подразумевается под «местом регистрации» субъекта хозяйствования, поскольку такое понятие в
НКУ не расшифровано.Абсолютно ясно, что указанный
Отчет должен подаваться в налоговый орган. Ведь во-первых, он называется Отчет о суммах налоговых льгот, во-вторых, контролировать правильность предоставления и учета этих льгот должны налоговые органы (п. 30.8 НКУ), в-третьих, в самой форме Отчета (строка 5 шапки) указано, что он подается в государственную налоговую службу.Если же субъект хозяйствования, помимо своего основного места регистрации как плательщика налога, взят на учет в другой ГНИ (неосновное место учета*), то
Отчет о льготах он должен подавать только по основному месту учета.* Неосновным местом учета является налоговый орган по месту нахождения (регистрации) подразделений юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность (п. 63.3 НКУ и п. 1.4 Порядка № 979).
Теперь перейдем непосредственно к порядку заполнения формы
Отчета о льготах.
Порядок составления
Отчета о льготахПравила заполнения
Отчета о льготах регулируются п. 4 Порядка № 1233. При этом они во многом схожи с правилами заполнения формы № 1-ПП.Информацию о заполнении граф
Отчета о льготах представим в табл. 1.
Таблица 1
Порядок заполнения граф отчета о льготах
Название графы | Порядок заполнения графы |
1 | 2 |
Код податку, збору | Данные графы заполняются на основании Бюджетной классификации. В этом документе налоги и сборы, в отношении которых налогоплательщики имеют право на льготы, приведены под следующими кодами: |
Найменування податку, збору | |
Код пільги згідно з довідником пільг | Эти графы заполняются по каждому виду льгот по налогам и сборам в соответствии со Справочником льгот, который уточняется, дополняется и утверждается ГНСУ ежеквартально. Последним из таких утвержденных на сегодняшний день справочников является Справочник льгот № 57 по состоянию на 1 апреля 2011 года. |
Найменування податкової пільги | |
Сума податкових пільг, гривень; усього | Здесь указывается сумма налоговых льгот, т. е. фактически сумма налога (сбора), не уплаченная в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Пример 1. В I квартале 2011 года налогоплательщик вправе был в соответствии с п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль отразить в составе валовых расходов затраты, связанные с профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой или повышением квалификации лиц (код льготы — 11020208). |
Сума податкових пільг, гривень; у тому числі з державного бюджету | В этой графе отражается сумма льгот из графы «Сумма податкових пiльг; усього» Отчета о льготах по налоговым платежам, уплачиваемым в Государственный бюджет Украины. |
Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата початку | В этих графах указываются соответственно даты (число, месяц и год), на которые приходится начало и окончание действия льгот. В случае, когда срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода. |
Строк користування податковими пільгами у звітному періоді; дата закінчення | |
Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; усього | Данные графы заполняются в случае, если законодательством предусмотрено целевое использование полученных льгот и плательщик фактически использовал определенную часть средств, полученных вследствие применения льготы, по целевому назначению. Такая фактически использованная сумма средств и должна быть записана в этих графах (если льгота получена из госбюджета). |
Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень; у тому числі з державного бюджету |
Льготы по НДС, подлежащие отражению в
Отчете о льготахВ
п. 8 Порядка № 1233 указано, что налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с НКУ и международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины:—
освобождены от налогообложения;—
облагаются по нулевой ставке;—
в отношении которых применяются специальные режимы налогообложения в сфере сельского хозяйства.Таким образом, операции по поставке товаров/услуг,
не являющиеся объектом налогообложения, к льготным операциям не относятся.В связи с этим субъект хозяйствования, который осуществляет операции по поставке товаров (услуг), не являющиеся объектом налогообложения, не отражает их в Отчете о льготах. Подтверждение тому находим в письме № 1390.
Теперь выясним, по каким правилам рассчитываются налоговые льготы по НДС (см. табл. 2). При этом будем опираться на
Порядок № 167.
Таблица 2
Порядок расчета налоговых льгот по НДС
№ п/п | Вид льготы (режим налогообложения) | Порядок расчета льготы |
1 | 2 | 3 |
1 | Освобождение от обложения НДС (см. п. 1 раздела ІІ Порядка № 167) | СП = (V пост. зв. - (V прид. з податком + V прид. без податку)) х розмір ставки податку ,где СП — сумма льгот; V пост. зв. — объемы поставки товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС; V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые используются в операциях, освобожденных от обложения НДС. Сюда включаются только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет о льготах. Например, если предприятие в I квартале 2011 года приобрело товары и отразило их в разделе II «Налоговый кредит» декларации по НДС, но до конца этого периода их не реализовало, они в I квартале не относятся к показателю объема понесенных расходов приведенной формулы, а попадут сюда только в том налоговом периоде, в котором состоится их продажа. Такие объемы должны браться без НДС |
2 | Налогообложение по нулевой ставке | СП = (V пост., нуль - V прид.) х розмір ставки податку ,где СП — сумма льгот; V пост, нульов. — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке; V прид. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые используются в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке.Такие объемы должны браться без НДС. |
3 | Спецрежимы налогообложения | СП = ПЗ декларацiй, ПЗ декларацiй — сумма НДС, которая остается в распоряжении сельскохозяйственных предприятий или перечисляется на специальный счет сельскохозяйственного предприятия в соответствии с декларацией по НДС (сокращенной или специальной). Для ПЗ декларацiй берется значение строки 14 всех деклараций по НДС (сокращенных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет о льготах, если предприятие пользуется спецрежимом согласно ст. 209 НКУ, или строки 17 деклараций по НДС (специальных), составленных за отчетный налоговый период, за который подается Отчет о льготах, если предприятие пользуется спецрежимом согласно п. 209.18 НКУ |
Особенности включения в 2011 году в
Отчет о льготах некоторых льгот по налогу на прибыльОткрыв
Справочник льгот № 57, вы увидите, что в нем в отношении налога на прибыль приведены льготы, предоставленные предприятиям как Законом о налоге на прибыль , так и НКУ. При этом здесь четко сказано, что перечисленные льготы предоставлены законодательством на 01.04.2011 г. Это не должно вводить вас в заблуждение. Несмотря на то что указанная дата относится уже не к I кварталу 2011 года, Справочником льгот № 57 нужно руководствоваться при составлении Отчета о льготах за I квартал 2011 года. А для второго квартала 2011 года и последующих кварталов должны появиться свои Справочники льгот.Обращаем внимание: если налогоплательщик в I квартале 2011 года осуществлял какие-либо льготные операции, оговоренные
Законом о налоге на прибыль, а с 01.04.2011 г. подобными льготами не пользуется, он включает их в первоквартальный Отчет о льготах и повторяет информацию о них до конца 2011 года (поскольку «льготная» отчетность составляется нарастающим итогом с начала года).Перечень некоторых видов льгот по налогу на прибыль приведем в табл. 3.
Таблица 3
Анализ ряда «прибыльных» льгот согласно
Справочнику льгот № 57 Код льготы | Название льготы | Пункт Закона о налоге на прибыль
| Примечание |
11020033 | В состав валовых расходов включаются суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в пункте 7.11 статьи 7 этого Закона, суммы средств, перечисленные юридическим лицам, в том числе неприбыльным организациям — учредителям постоянно действующего третейского суда в размере, превышающем два процента, но не более пяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, за исключением взносов, предусмотренных подпунктом 5.6.2 пункта 5.6 этой статьи, и взносов, предусмотренных подпунктом 5.2.17 этого пункта | П.п. 5.2.2 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020034 | Учитывается в составе валовых расходов сумма средств, перечисленных предприятиями всеукраинских объединений лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75 процентов таких лиц, этим объединениям для проведения их благотворительной деятельности, но не более 10 процентов налогооблагаемой прибыли | П.п. 5.2.3 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020035 | Учитываются в составе валовых расходов плательщиков налогов, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, плата за землю, которая не используется в сельскохозяйственном производственном обороте | П.п. 5.2.5 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020044 | Если объект налогообложения плательщика налога из числа резидентов по результатам налогового года имеет отрицательное значение объекта налогообложения (с учетом суммы амортизационных отчислений), сумма такого отрицательного значения подлежит включению в состав валовых расходов первого календарного квартала следующего налогового года. Расчет объекта налогообложения по результатам полугодия, трех кварталов и года осуществляется с учетом отрицательного значения объекта налогообложения предыдущего года в составе валовых расходов таких налоговых периодов нарастающим итогом до полного погашения такого отрицательного значения | Пп. 6.1, 22.13 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020045 | Если в течение отчетного периода расходы на приобретение каждого из отдельных видов ценных бумаг, а также деривативов, понесенные (начисленные) плательщиком налога, превышают доходы, полученные (начисленные) от продажи (отчуждения) ценных бумаг или деривативов такого же вида в течение такого отчетного периода, отрицательный финансовый результат переносится на уменьшение финансовых результатов от операций с ценными бумагами или деривативами такого же вида будущих отчетных периодов в порядке, определенном статьей 6 этого Закона | П.п. 7.6.1 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020046 | Балансовые убытки от совместной деятельности, понесенные в предыдущих периодах, уменьшают доходы, полученные от совместной деятельности | П.п. 7.7.5 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020047 | Авансовый взнос, предусмотренный подпунктом 7.8.2 этого пункта, не взимается в случае выплаты дивидендов в виде акций (долей, паев), эмитированных (выпущенных) предприятием, которое начисляет дивиденды, при условии, что такая выплата никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде предприятия-эмитента, независимо от того, были ли такие акции (доли, паи) надлежащим образом зарегистрированы (отражены в изменении к уставным документам) или нет, а также в случае выплат дивидендов в пользу институтов совместного инвестирования, а также в случае выплат дивидендов институтами совместного инвестирования и в случае выплаты дивидендов плательщиком налога, преимущественная часть доходов (более 90 процентов) которого получена в виде дивидендов, уплаченных юридическими лицами — резидентами, находящимися под его контролем согласно п. 1.26 этого Закона | П.п. 7.8.5 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020162 | Учитываются в составе валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, в размере, превышающем два процента, но не более десяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода | П.п. 5.2.13 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
11020184 | Учитываются в составе валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) организациям работодателей и их объединениям, созданным в соответствии с законом по этому вопросу, в виде вступительных, членских и целевых взносов, но не более 0,2 процента фонда оплаты труда плательщика налога в расчете за отчетный год | П.п. 5.2.17 | Данная льгота отражается в Отчете о льготах |
Ответственность за непредоставление
Отчета о льготахКак мы сказали выше,
Отчет о льготах не является налоговой декларацией, поэтому штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 НКУ за непредоставление налоговых деклараций, к нему применяться не должны.Кроме того,
Отчет о льготах, в отличие от отчета по форме № 1-ПП, не является документом статистической отчетности. В связи с этим за неподачу Отчета о льготах нет оснований применять административные штрафы (вы помните, что за непредоставление или предоставление с нарушениями отчета по форме № 1-ПП должностные лица субъекта хозяйствования привлекались к административной ответственности согласно ст. 1863 КоАП).Вместе с тем, несмотря на отсутствие санкций, советуем заполнить и подать «льготный» Отчет в налоговый орган своевременно, ведь его предоставление — не право, а обязанность субъекта хозяйствования, пользующегося налоговыми льготами. Тем более, что, воспользовавшись нашими рекомендациями, с этой задачей вы сможете справиться без особого труда.