Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Особенности процедуры закупки у одного участника

Редакция НиБУ
Статья

Особенности процедуры закупки у одного участника

 

В установленных законом случаях распорядители государственных средств для закупки товаров, работ и услуг должны выбрать контрагента по одной из процедур, определенных Законом о госзакупках. Из пяти процедур одна является неконкурентной, а именно процедура закупки у одного участника. Она используется в виде исключения. Однако любое исключение имеет свои правила. Рассмотрим особенности процедуры закупки у одного участника, учитывая практический опыт.

Богдан ТИМЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Какие основные стадии должен пройти заказчик при использовании процедуры закупки у одного участника?

Порядок проведения процедуры закупки определен

ст. 39 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон о госзакупках). Однако применение этой статьи на практике вызывает множество вопросов, большинство из которых спорны даже среди специалистов в области госзакупок.

Алгоритм действий заказчика при применении процедуры закупки у одного участника условно можно представить следующим образом.

Шаг первый:

приглашение участника к переговорам. В адрес потенциального участника заказчик направляет письменное приглашение к переговорам с указанием перечня документально подтвержденной информации о соответствии участника квалификационным требованиям в соответствии со ст. 16 Закона о госзакупках, которая предоставляется заказчику таким участником при проведении переговоров (ч. 1 ст. 39 Закона о госзакупках).

Имеет смысл переговоры с участником проводить по адресу заказчика, а заказчику на дату проведения переговоров организовать заседание комитета по конкурсным торгам, на котором по результатам переговоров протокольно оформить решение о применении процедуры закупки у одного участника.

Шаг второй:

переговоры с участником. Несмотря на то что Закон о госзакупке прямо этого не предусматривает, переговоры с участником следует провести до обнародования информации о закупке. Это находит подтверждение в Форме информации о применении процедуры закупки у одного участника и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922. В соответствии с п. 6 Инструкции заказчик указывает полное наименование, местонахождение и контактные телефоны (с указанием кода междугородной телефонной связи) участника, с которым проведены переговоры. Поскольку порядок проведения переговоров на законодательном уровне не определен, такие переговоры могут быть проведены до принятия заказчиком решения о применении процедуры закупки у одного участника. Объясняется это необходимостью подготовки участником документально подтвержденной информации о его соответствии квалификационным требованиям.

Шаг третий:

принятие решения о применении процедуры закупки. Решение о применении процедуры закупки у одного участника принимается на заседании комитета по конкурсным торгам и оформляется протоколом. В соответствии с п. 2 Порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденного постановлением Кабмина от 28.07.2010 г. № 668, в протоколе заседания комитета по конкурсным торгам по поводу принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника необходимо указывать основания для применения такой процедуры в соответствии со ст. 39 Закона о госзакупках.

Шаг четвертый:

опубликование информации о применении процедуры закупки. Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника обеспечивает опубликование в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках информацию о применении процедуры закупки у одного участника.

Следует обратить внимание:

обоснования применения процедуры закупки у одного участника размещаются заказчиком одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки.

Шаг пятый:

подача документов на согласование в Уполномоченный орган. Минэкономики рассматривает обращения заказчиков, руководствуясь Порядком согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденным постановлением Кабмина от 28.07.2010 г. № 668 (далее — Порядок № 668).

В соответствии с

ч. 1 ст. 39 Закона о госзакупках Минэкономики должно принять решение о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника в срок, который не должен превышать 15 рабочих дней со дня поступления к нему документов (5 рабочих дней — в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона). Днем поступления считается дата регистрации пакета документов в Министерстве.

В соответствии с

Порядком № 668 заказчики предоставляют в пакете документов копию информации о применении процедуры закупки у одного участника с проставлением даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок. На практике это означает, что на копии информации должен стоять штамп Государственного хозрасчетного издательско-полиграфического предприятия «ЗОВНІШТОРГВИДАВ УКРАЇНИ». Чтобы не тратить время и государственные средства на командировку, заказчик имеет возможность получить такой штамп, направив по факсу информацию о закупке на номера, указанные на веб-портале «Государственные закупки» (tender.me.gov.ua) в разделе «Контакты» (Прием объявлений). В редакции Информационного бюллетеня «Вестник государственных закупок» будет проставлен штамп с указанием даты и номера регистрации, после чего информация со штампом будет по факсу направлена на телефон заказчика. В дальнейшем заказчик делает копию указанного факса, заверяет ее подписью уполномоченного лица заказчика и скрепляет печатью с указанием должности такого лица и даты подписи.

Шаг шестой:

опубликование сведений по поводу решения Уполномоченного органа. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о госзакупках сведения по поводу решения Минэкономики о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (письма об отказе в согласовании) заказчик должен обнародовать в Информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на веб-портале «Государственные закупки» с обязательным указанием даты и номера письма-согласования или письма об отказе в согласовании процедуры закупки.

Шаг седьмой:

заключение договора о закупке. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о госзакупках заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок не ранее чем через 14 дней (5 рабочих дней — в случае применения процедуры закупки по основаниям, определенным п. 3 ч. 2 ст. 39) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сведений о решении Минэкономики о согласовании процедуры закупки у одного участника (см. также разъяснение Минэкономики от 19.04.2011 г.).

Шаг восьмой:

опубликование информации о результатах процедуры закупки. Информация о результатах процедуры закупки у одного участника публикуется в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о госзакупках, не позднее чем через семь дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признания их несостоявшимися.

Шаг девятый:

обнародование отчета. Отчет о результатах проведения процедуры закупки обнародуется только на веб-портале «Государственные закупки» в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.

 

Какие вопросы должны рассматриваться на переговорах с участником?

Перечень вопросов, которые заказчик должен согласовать с участником при проведении переговоров, на сегодняшний день законодательно не урегулирован. В который раз заказчику нужно будет проявить смекалку и обратить внимание, какие именно сведения должна содержать информация о закупке

(ч. 1 ст. 39 Закона о госзакупках).

Особое внимание следует уделить сведениям о наименованиях товаров, их количестве и месте поставки, сроках поставки и цене предложения, поскольку именно

указанная информация должна быть согласована заказчиком при проведении переговоров с участником.

Дополнительно следует обратить внимание на

абз. десятый ч. 1 ст. 39 Закона о госзакупках, который требует от заказчиков указывать в информации о закупке цену предложения. К сожалению, ни одно из предписаний Закона о госзакупках в разрезе процедуры закупки у одного участника не содержит упоминания о цене предложения.

Обратимся к

п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона о госзакупках, который дает определение участника процедуры закупки: «физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое в письменном виде подтвердило намерение принять участие в процедуре закупки и/или подало предложение конкурсных торгов, или ценовое предложение, или предложение на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника».

Таким образом, анализ

Закона о госзакупках указывает, что при проведении переговоров заказчик должен получить от участника предложение, в котором с учетом приведенного выше должна быть также указана цена предмета закупки. Такое предложение может быть зафиксировано в протоколе переговоров.

Однако нельзя исключать ситуацию, когда за время рассмотрения Минэкономики обращения заказчика по согласованию процедуры закупки изменится цена предмета закупки. Ввиду того, что решение о согласовании применения процедуры закупки у одного участника не является согласованием цены, в случае ее изменения отдельные специалисты рекомендуют после получения решения Минэкономики составлять еще один протокол переговоров, в котором согласовать конечную цену предложения, а также возможные замечания самого Минэкономики, которые могут быть изложены в сопроводительном письме до решения по согласованию процедуры закупки. По нашему мнению, это вполне приемлемый вариант.

 

Нужно ли публиковать информацию о применении процедуры закупки у одного участника в международном издании по вопросам государственных закупок?

Абзац третий ч. 1 ст. 39 Закона о госзакупках

обязывает заказчика в течение трех рабочих дней с момента принятия им решения о применении процедуры закупки у одного участника опубликовать в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (Информационный бюллетень «Вестник государственных закупок») и разместить на веб-портале Уполномоченного органа (веб-портал «Государственные закупки», адрес в сети Интернет — www.tender.me.gov.ua) информацию о применении процедуры закупки у одного участника.

В то же время в соответствии с

ч. 4 ст. 10 Закона о госзакупках объявления о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки обязательно дополнительно размещаются в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную:

— для товаров —

200 тыс. евро;

— для услуг —

300 тыс. евро;

— для работ —

500 тыс. евро.

В понимании

п. 17 ч. 1 ст. 1 Закона о госзакупках объявления о проведении процедуры закупки — объявления о проведении открытых торгов, объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов, объявления о проведении предварительной квалификации, запрос ценовых предложений, информация о применении процедуры закупки у одного участника. Таким образом в случаях, определенных ч. 4 ст. 10 Закона о госзакупках, заказчики обязаны дополнительно разместить информацию о применении процедуры закупки у одного участника в международном информационном издании по вопросам государственных закупок (Announcer of the public purchasing).

Обращаю внимание, что курс евро фиксируется согласно официальному курсу НБУ, установленному на день направления для опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок объявления о проведении процедуры закупки.

 

Можно ли направить информацию о применении процедуры закупки у одного участника через Интернет и каким образом это сделать?

В соответствии с

Инструкцией по предоставлению, приему, регистрации и размещению информации о государственных закупках в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и на официальном общегосударственном веб-портале «Государственные закупки» заказчик имеет возможность предоставить для опубликования в Информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» информацию о применении процедуры закупки и информацию о результатах через веб-портал «Государственные закупки» путем ее создания на веб-портале «Государственные закупки».

Под созданием информации имеется в виду заполнение заказчиком на веб-портале «Государственные закупки» формы установленного образца. Однако, чтобы начать работу с веб-порталом, необходимо зарегистрироваться. Заказчик оформляет письмо по установленному образцу и направляет его по факсу на номер (044) 486-10-84.

По результатам регистрации заказчик имеет свой логин и пароль для входа на веб-портал и получает доступ к разделу «Управление закупками», в котором достаточно только заполнить форму информации о применении процедуры закупки у одного участника. После заполнения формы она будет проверена оператором приема, и если форма информации заполнена правильно, заказчик в разделе «Управление закупками» увидит № бюллетеня и № объявления, в котором выйдет информация о применении процедуры закупки, кроме того, сможет пересматривать саму форму информации.

 

Образец


Редакція інформаційного бюлетеня «Вісник державних закупівель»

Прошу зареєструвати (назва підприємства) на веб-порталі «Державні закупівлі» http://www.tender.me.gov.ua як замовника торгів з метою отримання доступу до функції подання оголошень через мережу інтернет.

 

Код ЄДРПОУ

Поштова адреса

e-mail

Склад комітету конкурсних торгів (ПІБ повністю, контактні (мобільні) номери телефону)

 

Логін

(5-10 символів, лише літери (латиниця) та цифри)

Пароль

(5-10 символів, лише цифри)

 

Посада                               підпис

М.П.

Подається особисто або через тел./факс: (044) 486-10-84


 

Как доказать монопольный характер услуг, которые предоставляются одним участником? Например, можно ли применить закупку у одного участника при закупке услуг железнодорожной перевозки грузов (код по Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-94 — 60.10.2)?

Если заказчик выбрал основанием применения процедуры закупки у одного участника

п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о госзакупках, т. е. отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы, то документом, подтверждающим наличие указанных оснований, будет письмо Антимонопольного комитета Украины (его территориального отделения).

Следует обратить внимание, что в соответствии с

п. 3 Порядка № 668 документы, подтверждающие наличие оснований для применения процедуры закупки у одного участника, должны быть приняты (предоставлены) в текущем году.

По практике многих заказчиков без письма АМКУ попытка получения согласования Уполномоченного органа бесполезна. Поэтому заказчику необходимо предварительно позаботиться о получении такого письма, обратившись в территориальный орган АМКУ.

Необходимую информацию по поводу адресов и руководства территориальных отделений АМКУ можно получить на официальном сайте АМКУ — www.amc.gov.ua в разделе Контактная информация, территориальные отделения.

Успешных вам закупок!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше