Темы статей
Выбрать темы

Обучение кадров и не только: что нужно знать предприятию?

Редакция НиБУ
Статья

Обучение кадров и не только: что нужно знать предприятию?

 

Говорят, что недемократические государства заинтересованы в малограмотности своих граждан, так как ими легче управлять. Но если залог демократии — в просвещенности народа, то залог успешности бизнеса — в образованности людей, чьими силами он осуществляется. Сегодня мы хотим поговорить о том, какие есть формы обучения сотрудников и какие законодательные требования при этом должны соблюдаться.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Виды обучения

Согласно действующему законодательству сегодня в Украине есть такие виды образования:

 

Вид

Общая характеристика / Нормативно-правовой акт

Значение для налогообложения

1

2

3

Дошкольное

Направлено на обеспечение физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, приобретение жизненного опыта, выработку умений, навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Предоставляется дошкольными учебными заведениями (ст. 33, 34 Закона об образовании, Закон о дошкольном образовании)

Оплата пребывания детей сотрудников в дошкольном учебном заведении, если ее осуществление предусмотрено трудовым либо коллективным договором, может быть отнесена в состав расходов предприятия на основании п. 142.1 НКУ. Соответствующая сумма будет включена в фонд оплаты труда согласно п.п. 2.3.4 Инструкции № 5

Общее среднее

Предоставляет систематизированные знания о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатом которой является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности. Предоставляется общеобразовательными учебными заведениями (ст. 35, 36 Закона об образовании, Закон об общем среднем образовании)

Внешкольное

Предоставляется во дворцах, домах, центрах детского и юношеского творчества, ученических и студенческих клубах, детско-юношеских спортивных школах, школах искусств, студиях, библиотеках, оздоровительных и других заведениях (ст. 38, 39 Закона об образовании)

 

Профессионально-техническое

Обеспечивает получение гражданами профессии согласно их призванию, интересам, способностям, а также допрофессиональную подготовку, переподготовку, повышение их квалификации. Осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности приобретать полное общее среднее образование (ст. 40, 41 Закона об образовании, Закон о профтехобразовании).
Выпускнику выдается документ, подтверждающий присвоение соответствующего образовательно-квалификационного уровня, свидетельство о присвоении или повышении рабочей квалификации либо диплом с присвоением квалификации «младший специалист». Образцы указанных документов утверждены постановлением Кабмина от 12.11.97 г. № 1260

Согласно п.п. 140.1.3 НКУ затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случае если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации, включаются в расходы.
В расходы также включаются затраты на учебу и/или профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации в отечественных или заграничных учебных заведениях, если наличие сертификата об образовании в таких заведениях является обязательным для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности, в том числе, но не исключительно высших и профессионально-технических учебных заведениях физических лиц (независимо от того, состоят ли такие лица в трудовых отношениях с плательщиком налога), заключивших с ним письменный договор (контракт) о взятых ими обязательствах отработать у плательщика налога по окончании высшего и/или профессионально-технического учебного заведения и получения специальности (квалификации) не менее трех лет.
В расходы также можно отнести затраты на организацию учебно-производственной практики по профилю основной деятельности плательщика налога или в структурных подразделениях, обеспечивающих его хозяйственную деятельность, лиц, обучающихся в высших и профессионально-технических учебных заведениях.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица не включается сумма, уплаченная работодателем в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за физическое лицо, но не выше размера, определенного в абзаце первом п.п. 169.4.1 НКУ

Высшее

Обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней соответственно их призванию, интересам и способностям, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование (ст. 42 — 46 Закона об образовании, Закон о высшем образовании).
Документами, удостоверяющими получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням, являются: диплом младшего специалиста; диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Образцы указанных документов утверждены постановлением Кабмина от 12.11.97 г. № 1260

Последипломное

Специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получение второй профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.
Включает в себя:
 — специализацию — обретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, имеющие особенности, в пределах специальности;
 — стажировку — обретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности;
 — клиническую ординатуру — форма повышения квалификации врачей-специалистов по определенной специальности;
 — повышение квалификации — обретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
 — переподготовку кадров — получение второй специальности (ст. 47, 48 Закона об образовании).
Также следует назвать:
интернатуру — обучение лица, имеющего полное высшее образование и образовательно-квалификационный уровень специалиста медицинского либо фармацевтического направления, с целью получения квалификации врача либо провизора определенной специальности согласно перечню врачебных или провизорских должностей.
Лицо, которое прошло переподготовку и успешно прошло государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании.
Лицо, которое успешно прошло стажировку или специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании (ст. 10 Закона о высшем образовании).
Образцы документов о последипломном образовании утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки

за каждый полный или неполный месяц подготовки или переподготовки такого физического лица, независимо от того, состоит ли это лицо в трудовых отношениях с работодателем, но при условии, что оно заключило с ним письменный договор (контракт) о взятых обязательствах об отработке у такого работодателя по окончании высшего и/или профессионально-технического учебного заведения и получения специальности (квалификации) не менее трех лет. Если работник прекращает трудовые отношения с работодателем в течение периода такой учебы или до окончания третьего календарного года от года, в котором заканчивается такая учеба, сумма, уплаченная как компенсация стоимости обучения, приравнивается к дополнительному благу, предоставленному такому работнику в течение года, на который приходится такое прекращение трудовых отношений, и подлежит налогообложению в общем порядке

Аспирантура

Обучение в высшем учебном заведении либо научном учреждении для подготовки диссертации на получение ученой степени кандидата наук

Кандидат либо доктор наук являются ученой степенью, а не образовательным либо образовательно-квалификационным уровнем, однако и аспирантура, и докторантура являются частью обучения. Включить в расходы затраты на обучение лица в аспирантуре либо докторантуре (при условии, что нет законодательного требования об обязательном наличии у сотрудника соответствующей ученой степени) нельзя

Докторантура

Обучение с целью подготовки диссертации на получение ученой степени доктора наук

Самообразование

Самостоятельное получение знаний и повышение своего профессионального уровня путем посещения курсов, семинаров, «круглых столов» и т. п.
(ст. 29, 49 Закона об образовании)

Затраты предприятия на участие в семинарах своих сотрудников могут включаться в административные расходы (согласно абз. «г» п.п. 138.10.2 НКУ)

 

Обучение, профподготовка и повышение квалификации: определяемся в понятиях

Для целей применения

п.п. 140.1.3 и п.п. 165.1.21 НКУ важно определиться в значении таких терминов, как обучение, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

 

Обучение

Наиболее широкий термин, охватывающий собой все формы и виды получения образования любого образовательного либо
образовательно-квалификационного уровня. Другими словами, любая услуга в сфере образования, получаемая от учебного заведения либо иного юридического лица или физлица-предпринимателя, имеющих лицензию на предоставление образовательных услуг, будет охватываться понятием обучения. Это могут быть услуги в сфере:
 — дошкольного образования (присмотр за детьми дошкольного возраста; воспитание и обучение детей дошкольного возраста, коррекция их психологического и физического развития);
 — общего среднего образования (обеспечение получения начального общего образования; базового общего либо полного общего среднего образования);
 — внешкольного образования (образовательная деятельность по художественно-эстетическому, туристическо-краеведческому, эколого-натуралистическому, научно-техническому, исследовательско-экспериментальному, физкультурно-спортивному или спортивному, военно-патриотическому, библиотечно-библиографическому, социально-реабилитационному, оздоровительному и гуманитарному направлениям);
 — профессионально-технического образования (первичная профессиональная подготовка; переподготовка рабочих, повышение их квалификации; профессионально-техническое обучение, подготовка (в том числе первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину для учебы);

— высшего образования (подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям); военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса; переподготовка по специальностям; расширение профиля (повышение квалификации), специализация; подготовка иностранцев, прибывших в Украину для учебы, к поступлению в вузы, подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину для учебы; подготовка к поступлению в высшие учебные заведения)

Профессиональная подготовка

Более узкий термин. Профессиональная подготовка является видом обучения и представляет собой получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии, или специальности другого образовательно-квалификационного уровня, обеспечивающий должный уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной профессиональной деятельности (на уровне профессионально-технического образования) либо получение квалификации по соответствующему направлению подготовки либо специальности (на уровне высшего образования)

Переподготовка

Также более узкий по сравнению с понятием обучения термин.
Переподготовка в рамках профессионально-технического образования представляет собой профессионально-техническое обучение, направленное на овладение другой профессией рабочими, которые получили первичную профессиональную подготовку;
в рамках высшего образования — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта

Повышение квалификации

Термин, как и понятия профессиональной подготовки и переподготовки, актуальный в пределах профессионально-технического и высшего образования.
Повышение квалификации представляет собой получение лицом способности выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности

 

Как видим, отличительной чертой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации будет получение определенного образовательно-квалификационного уровня по определенной профессии, что должно подтверждаться документом государственного образца (

пп. 7, 11, 15 Положения о ступенчатом профессионально-техническом образовании, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.99 г. № 956, абз. 14 п.п. 3.2 Положения № 127). Положение № 956 относит повышение квалификации и переподготовку работников к последипломному образованию, которое осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях и завершается получением документа установленного образца (п. 16 Положения). Кроме того, первичная профессиональная подготовка, переподготовка работников, повышение их квалификации могут также осуществляться в рамках профессионального обучения кадров на производстве (п.п. 3.1 Положения № 127) также с обязательной выдачей соответствующего документа государственного образца.

Подобные положения в отношении обучения, переподготовки и повышения квалификации закреплены в

Законе о высшем образовании (ст. 10, ч. 4 ст. 7).

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации не может осуществляться без выдачи документа государственного образца. Это общее правило, из которого сделано лишь одно исключение. Так, в письме Минобразования и Минтруда от 06.04.2004 г. № 03-3/2989-021-14 «О лицензировании обучения кадров на производстве» делается следующий вывод: если профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве осуществляются путем организации на предприятии курсового обучения, предприятию необходимо получить лицензию на осуществление профессионального обучения кадров на производстве в соответствии с Порядком № 1380; если же на предприятии было организовано индивидуальное профессионально-техническое обучение, получать лицензию не обязательно. В этом случае после завершения обучения соответствующие записи о профессионально-техническом обучении работников вносятся в их трудовые книжки (см. также «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 19, с. 62, письмо Госкомпредпринимательства от 04.11.2004 г. № 7706). Этот вывод подтверждается тем, что, в отличие от курсового профессионально-технического обучения, первичной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации индивидуальное профессионально-техническое обучение не включено в перечень лицензируемых образовательных услуг (п. 3 Порядка № 1380).

Для целей налогообложения может быть также важно, является ли необходимым наличие того или иного документа, подтверждающего образовательный либо образовательно-квалификационный уровень работника, для осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Обосновывать такую необходимость субъекту хозяйствования, оплачивающему обучение, нужно ссылками на соответствующие законодательные акты. Так, например, субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере оценки имущества, должны иметь у себя в штате хотя бы одного человека, получившего сертификат субъекта оценочной деятельности. Часто требования к наличию того или иного образовательно-квалификационного уровня предъявляются лицензионными условиями, если предприятие осуществляет лицензируемый вид деятельности.

Кроме того, сегодня можно говорить о том, что необходимым для осуществления хозяйственной деятельности предприятий становится наличие у бухгалтера сертификата по МСФО. Следовательно, оплата обучения бухгалтера с целью получения им соответствующего сертификата также должна включаться в расходы предприятия.

Попытаться обосновывать необходимость обучения своего специалиста предприятие также может ссылкой на требования, содержащиеся в

Справочнике квалификационных характеристик.

Законодательством может быть также предусмотрена обязательность повышения квалификации работников. В отношении отдельных профессий нормативно-правовые акты устанавливают специальные требования о периодичности прохождения ними повышения квалификации. Например, те же оценщики обязаны повышать квалификацию не реже чем раз в два года (

ч. 3 ст. 14 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III). В отношении же большинства работников действует общее правило: повышение квалификации они должны проходить не реже чем один раз в пять лет. Конкретные периодичность и условия прохождения повышения квалификации должны быть указаны в коллективном договоре (см. п. 3 письма Минтруда от 14.04.2011 г. № 3900/0/14-11/021 на с. 46).

 

Профессионально-технические и высшие учебные заведения

Учебные заведения могут создаваться органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями

независимо от форм собственности, гражданами (ч. 1 ст. 18 Закона об образовании). Независимо от того, какое это учебное заведение — государственное, коммунальное или частное, к нему предъявляется требование по обеспечению качества образования в объеме государственных стандартов образования (ч. 3 ст. 18 Закона об образовании). Порядок создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений утвержден постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 228. Информация о высших учебных заведениях вносится в Государственный реестр высших учебных заведений, который теперь входит в Единую государственную электронную базу по вопросам образования, положение о создании которой утверждено постановлением Кабмина от 13.07.2011 г. № 752.

Среди интересующих нас учебных заведений

Закон об образовании выделяет такие:

 

Учебное заведение

Виды

Профессионально-технические учебные заведения

профессионально-технические училища соответствующего профиля; профессиональное училище социальной реабилитации; высшее профессиональное училище; профессиональный лицей; профессиональный лицей соответствующего профиля; профессионально-художественное училище; художественное профессионально-техническое училище; высшее художественное профессионально-техническое училище; училище-агрофирма; высшее училище-агрофирма; училище-завод; центр профессионально-технического образования; центр профессионального образования; учебно-производственный центр; центр подготовки и переподготовки рабочих кадров; учебно-курсовой комбинат; учебный центр; другие типы учебных заведений, которые предоставляют профессионально-техническое образование либо осуществляют профессионально-техническое обучение

Высшие учебные заведения

техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и др. (ст. 43);
кроме того, высшие учебные заведения могут создавать разные типы учебно-научно-производственных комплексов, объединений, центров, институтов, филиалов, колледжей, лицеев, гимназий

Заведения последипломного образования

академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и др.); профессионально-технические учебные заведения; научно-методические центры профессионально-технического образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях

 

О том, к какому типу относится конкретное учебное заведение, можно узнать из его названия, в котором эта информация должна быть обязательно указана (

ч. 7 ст. 18 Закона об образовании).

Согласно

Закону о профессионально-техническом образовании профессионально-техническое образование предоставляется профессионально-техническими учебными заведениями (ч. 1 ст. 3) и осуществляется по дневной, вечерней (сменной), очно-заочной, дистанционной, экстернатной форме обучения, с отрывом либо без отрыва от производства, а также по индивидуальным планам (ст. 12).

Положение о профессионально-техническом заведении утверждено постановлением Кабмина от 05.08.98 г. № 1240

. Учредителями профессионально-технических учебных заведений могут быть центральные и местные органы власти, предприятия, учреждения, организации и их объединения независимо от форм собственности и подчинения, а также граждане Украины. Кроме того, профтехзаведения могут быть основаны совместно с иностранными фирмами, учреждениями, организациями и иностранцами, если это не противоречит законодательству. Порядок создания, реорганизации и ликвидации профессионально-технического учебного заведения утвержден постановлениям Кабмина от 05.04.94 г. № 228.

Профессионально-техническое учебное заведение действует на основании устава, может иметь филиалы, отделения, учебно-производственные, учебно-коммерческие, издательско-полиграфические, социально-культурные, спортивно-оздоровительные и другие подразделения.

Устав профессионально-технического учебного заведения разрабатывается учебным заведением и его учредителем и утверждается:

Министерством образования и науки Украины (далее — МОН) — в отношении подчиненных ему профессионально-технических учебных заведений, основанных на государственной собственности;

министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения, основанные на государственной форме собственности, по согласованию с МОН;

местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в отношении профессионально-технических учебных заведений, основанных на иных (кроме государственной) формах собственности, по согласованию с МОН.

Профессионально-техническое учебное заведение, не имеющее статуса юридического лица, действует на основании положения, которое утверждает учредитель этого учебного заведения, по согласованию с МОН.

Профессионально-техническое учебное заведение осуществляет прием учащихся по профессиям в соответствии с

Государственным перечнем профессий по подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, утвержденным постановлением Кабмина от 11.09.2007 г. № 1117, и Национальным классификатором Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», при условии получения лицензий для осуществления деятельности по предоставлению образовательных услуг.

Прием на обучение учащихся осуществляется в соответствии с государственным заказом и договорами с юридическими и физическими лицами в пределах лицензированного объема согласно правилам приема, разработанным учебным заведением на основе типовых правил приема в профессионально-технические учебные заведения, которые утверждаются МОН.

Получение профессионально-технического образования подтверждается присвоением выпускникам такого образовательно-квалификационного уровня, как «

квалифицированный работник» либо «младший специалист» (ч. 2 ст. 13 Закона о профессионально-техническом образовании), о чем выдается свидетельство или диплом, образцы которых утверждаются КМУ (пп. 7, 11, 15 Положения о ступенчатом профессионально-техническом образовании, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.99 г. № 956). Подробнее с условиями получения в Украине профессионально-технического образования, перспективами его развития можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки Украины в специальном подразделе, посвященном вопросам профессионально-технического образования, http://www.mon.gov.ua/education/prof-tech.

Понятие высшего образования содержится в

ст. 1 Закона о высшем образовании: высшее образование — уровень образования, который получается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

Устанавливаются следующие уровни аккредитации высших учебных заведений:

высшее учебное заведение первого уровня аккредитации

— высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

высшее учебное заведение

второго уровня аккредитации — осуществляет подготовку специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

высшее учебное заведение

третьего уровня аккредитации — осуществляет подготовку специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

высшее учебное заведение

четвертого уровня аккредитации — осуществляет подготовку специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.

Создание, реорганизация и ликвидация высшего учебного заведения

третьего или четвертого уровня аккредитации государственной формы собственности осуществляется Кабмином, первого и второго уровней аккредитации государственной формы собственности — МОН и другими центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения. Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений, находящихся в собственности Автономной Республики Крым, осуществляются органами власти Автономной Республики Крым, коммунальной формы собственности — органами местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений частной формы собственности осуществляется их собственником либо собственниками (юридическими либо физическими лицами).

Вузы четвертого уровня аккредитации в соответствии с законодательством иностранных государств и с согласия МОН могут создавать за границей свои структурные подразделения. И наоборот — высшие учебные заведения иностранных государств могут с разрешения МОН создавать свои структурные подразделения на территории Украины. Создание в Украине высших учебных заведений при участии иностранных физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с международными соглашениями, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Обучение в высшем учебном заведении может иметь своим результатом получение неполного высшего (с присвоением образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста), базового высшего (с присвоением уровня бакалавра) либо полного высшего образования (с получением квалификации по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра) (

ч. 1, 2, 3 ст. 7 Закона о высшем образовании), о чем выдается соответствующий документ о высшем образовании государственного образца (ч. 4 ст. 7 Закона о высшем образовании). Образцы документов об образовании утверждены постановлением КМУ от 12.11.97 г. № 1260. Более подробную информацию о работе высших учебных заведений в Украине можно получить на соответствующей странице сайта МОН http://www.mon.gov.ua/education/higher.

Как мы указали выше, кроме учебных заведений Украины на территории нашего государства могут функционировать также

учебные заведения иностранных государств, их структурные подразделения. Несмотря на то что основные законодательные акты об образовании не оперируют понятием «отечественное учебное заведение», определить это понятие важно, в частности, для применения п.п. 140.1.3 и п.п. 165.1.21 НКУ. Еще в бытность докодексного налогового законодательства высшие судебные инстанции Украины придерживались позиции, согласно которой подтверждением того, что учебное заведение имеет статус отечественного, является факт его включения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (см. определения Высшего административного суда Украины от 12.04.2006 г., от 13.06.2006 г.).

Обращаем внимание, что обучение и профессиональная подготовка в филиалах либо других подразделениях зарубежного учебного заведения, информация о которых включена в Единый госреестр, не может считаться обучением в отечественном учебном заведении, поскольку филиал (другое подразделение) не является самостоятельным субъектом хозяйствования. В обратной ситуации — когда обучение происходит в филиале учебного заведения Украины, расположенного на территории другого государства, на наш взгляд, есть все основания для признания того, что лицо обучается в отечественном учебном заведении.

Кроме учебных заведений Украины (отечественных учебных заведений) и учебных заведений иностранных государств, действующих на территории Украины, образование может быть получено

в учебном заведении иностранного государства за пределами Украины. В силу того, что Законом Украины от 03.12.99 г. № 1273-XIV была ратифицирована Конвенция о признании квалификаций по высшему образованию в Европейском регионе от 11.04.97 г., высшие учебные заведения других государств, ратифицировавших Конвенцию, также признаются Украиной учебными заведениями. В этом случае, на наш взгляд, лицо (либо предприятие, оплачивающее его обучение) может подтвердить факт обучения в учебном заведении путем предоставления легализованного в установленном законодательством Украины порядке (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 9, с. 53; 2011, № 54) документа, удостоверяющего статус учебного заведения и выданного компетентным органом государства, на территории которого функционирует учебное заведение. Кроме того, полученное в таком вузе образование признается на территории Украины в порядке, установленном Порядком признания и установления эквивалентности в Украине документов об образовании, выданных учебными заведениями других государств, утвержденным приказом Минобразования от 29.03.2011 г. № 295. Несмотря на все изложенные выше аргументы в пользу признания возможности распространения на обучение за границей положений законодательства Украины, сделать это будет непросто, учитывая позицию госорганов в схожих вопросах (см. письмо Минтруда от 07.12.2005 г. № 647/036/116-05).

Следует учесть, что шансы на включение в расходы затрат на оплату образовательных услуг, полученных от субъекта хозяйствования, не имеющего статуса учебного заведения (хотя у него вполне может быть лицензия на предоставление образовательных услуг), по

п.п. 140.1.3 НКУ будет крайне низки. Поэтому предприятию есть смысл лишний раз проверить, имеет ли субъект хозяйствования статус учебного заведения, есть ли у него лицензия на предоставление образовательных услуг и прошел ли он аккредитацию по соответствующему направлению обучения.

 

Какие образовательные услуги подлежат лицензированию?

Начать деятельность сразу после своего создания учебное заведение не может, так как согласно

ч. 5 ст. 18 Закона об образовании деятельность учебных заведений начинается при наличии лицензий на предоставление услуг для получения образования и по подготовке специалистов разных уровней квалификации.

Перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию

, приведен в п. 3 Порядка № 1380. Среди интересующих нас названы услуги:

1)

в сфере профессионально-технического образования: курсовое профессионально-техническое обучение; первичная профессиональная подготовка; переподготовка работников; повышение квалификации работников; подготовка (в том числе первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину на обучение;

2)

в сфере высшего образования: подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям); военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса; переподготовка по специальностям; специализация, расширение профиля (повышение квалификации); подготовка иностранцев к поступлению в высшие учебные заведения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранцев; подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.

Отметим, что согласно

п. 9 Порядка № 1380 учебные заведения иностранных государств либо их структурные подразделения (филиалы, представительства и др.), функционирующие в Украине, подлежат лицензированию независимо от перечня образовательных услуг, которые ними предоставляются.

Все приведенные положения имеют значение, в частности, для целей налогообложения. И именно в аспекте названных положений требует рассмотрения вопрос о том, должны ли лицензироваться услуги, носящие характер курсов (например, курсы массажа, иностранного языка и другие им подобные).

Согласно

абзацу второму п. 5 Порядка № 1380 лицензирование предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги в сфере профессионально-технического образования, проводится при условии, что соответствующие профессии включены в Государственный классификатор профессий ДК-003-95, утвержденный приказом Гостандарта от 27.07.95 г. № 257 (ДК-003-95 был заменен национальным Классификатором профессий Украины ДК 003:2005, который, в свою очередь, уступил место Классификатору профессий ДК 003:2010), и лицам, прошедшим обучение, будет выдаваться документ об образовании государственного образца.

Исходя их этих положений органы государственной власти делают вывод, что предприятию, предоставляющему услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, курсовому профессионально-техническому обучению по профессиям, включенным в

Классификатор профессий, и выдающему по результатам такого обучения документ государственного образца, нужно получить лицензию на предоставление услуг в сфере профессионально-технического образования (см. письма Госкомпредпринимательства от 26.12.2003 г. от 7628, от 10.02.2004 г. № 727, 01.03.2004 г. № 1186, от 06.04.2004 г. № 2188, от 15.01.2007 г. № 204). Этот вывод очевиден. Очевидно и то, что если субъект хозяйствования оказывает услуги по обучению по направлениям, не включенным как профессии в Классификатор профессий ДК 003:2010, либо без выдачи документа государственного образца, получать лицензию не нужно. Например, курсы иностранного языка, компьютерные и бухгалтерские курсы и др., если они осуществляются без выдачи документа государственного образца, не подлежат лицензированию (см. письма Госкомпредпринимательства от 26.12.2003 г. № 7628, от 10.02.2004 г. № 727).

Одновременно с этим следует иметь в виду, что обучение по направлениям, не включенным в ДК 003:2010, и без выдачи документа об образовании государственного образца считаться профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой либо повышением квалификации не может.

Отметим, что

не подпадают под признаки лицензируемых образовательных услуг и обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда, обязанность проведения которых возложена на работодателя в соответствии с ч. 7 ст. 153 КЗоТ и ст. 18 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII. Подтверждается это и Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15, который предусматривает необходимость получения соответствующего разрешения Госнадзортруда либо его территориальных органов на проведение обучения по вопросам охраны труда (п. 1.4), а не лицензии на предоставление образовательных услуг. Обучение по вопросам охраны труда не предусматривает и выдачу документа государственного образца, а подтверждается в установленных случаях выдачей удостоверения.

 

Оформление отношений по предоставлению образовательных услуг

Особенности оформления отношений, предметом которых выступают образовательные услуги, связаны с тем, что участниками этих отношений могут выступать сразу три стороны — (1) субъект хозяйствования, предоставляющий соответствующие услуги, (2) предприятие, их оплачивающее, и (3) обучаемое физическое лицо. Каким же образом должны быть оформлены отношения между этими тремя субъектами? Рассмотрим возможные ситуации.

Ситуация первая:

проведение семинара (курсов) для работников предприятия без выдачи документа государственного образца.

Еще раз укажем, что проведение таких мероприятий не лицензируется. В этом случае предприятию нужно просто заключить двусторонний договор о предоставлении информационных услуг, выступая по этому договору заказчиком. Напомним, что заключать такой договор нужно в письменной форме и не забывать о необходимости получить документы, подтверждающие факт получения услуги (таким документом прежде всего будет выступать соответствующий акт), основания уплаты денежных средств и размер уплаченной суммы, а также связь получаемых услуг с хоздеятельностью. При этом нужно помнить, что налоговики щепетильно относятся к содержанию и реквизитам указанных документов. Так, например, в акте выполненных работ должны быть указаны конкретный перечень предоставленных услуг, место и дата предоставления услуг, а также в чем выражен результат предоставленных услуг (см.

письмо ГНАУ от 27.12.2004 г. № 14170/5/14-3216).

Ситуация вторая:

обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) за счет предприятия.

Возможность заключения между субъектами хозяйствования договоров, предметом которых выступает подготовка, переподготовка, повышение квалификации, признают и ГНАУ, и другие госорганы (см., например,

письмо ГНАУ от 12.02.2004 г. № 982/6/17-3216). Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации либо о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями утвержден приказом Минобразования от 11.03.2002 г. № 183. В п. 1 примечаний к данному приказу указано, что такой договор может быть заключен сторонами в интересах третьих лиц. Когда договор заключается в интересах третьего лица, это лицо также подписывает договор с отражением в нем своих реквизитов.

Таким «третьим лицом» может быть как работник предприятия, так и лицо, не пребывающее с предприятием в трудовых отношениях. Это не будет иметь значения ни для отношений между предприятием и учебным заведением, ни для порядка их оформления. Однако если предприятие хочет отнести затраты на обучение неработника предприятия в состав расходов, ему необходимо заключить с таким лицом письменное соглашение (договор, контракт) о взятии последним на себя обязательства отработать на предприятии после окончания учебного заведения не менее трех лет. Такой договор не следует считать трудовым. Он будет иметь гражданско-правовой характер. В нем целесообразно оговорить и последствия его несоблюдения. Так, по аналогии с

Порядком трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, утвержденным постановлением КМУ от 22.08.96 г. № 992, в соглашении можно предусмотреть, что в случае отказа отработать на предприятии после окончания учебного заведения в течение трех лет, увольнения по собственному желанию в течение указанного срока, увольнения за нарушение трудовой дисциплины лицо, обучение которого оплачивалось предприятием, обязано возместить последнему стоимость обучения и компенсировать все затраты.

В качестве ориентира при заключении соответствующего соглашения с лицом, чье обучение оплачивает предприятие, можно использовать

Примерный договор субъекта хозяйствования с работником, утвержденный приказом Минтруда от 10.08.2010 г. № 232 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 79, с. 5).

На наш взгляд, негативных последствий юридического характера за отказ принять на работу лица, обучение которого оплачивало предприятие, для субъекта хозяйствования наступать не должно, если иное не будет предусмотрено письменным соглашением между ним и неработником. Единственное — в случае возникновения спора у такого лица будут все шансы обосновать обязанность предприятия возместить ему затраты, связанные с переездом его и членов его семьи к месту назначения, а также с возвращением на постоянное место жительства.

Еще один момент, на который мы бы хотели обратить внимание. Согласно

абзацу второму ч. 5 ст. 61 Закона об образовании размер оплаты за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо за предоставление дополнительных образовательных услуг (например, обучение на военной кафедре) устанавливается учебным заведением в денежной единице Украины — гривне, с учетом официально определенного уровня инфляции за предыдущий календарный год. Размер оплаты за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, который заключается между учебным заведением и юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение, либо иные образовательные услуги, и не может изменяться в течение всего срока обучения. Оплата может вноситься за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо предоставления дополнительных образовательных услуг полностью единоразово либо частями — помесячно, по семестрам, ежегодно.

Кроме того, Минобразования обращает внимание на тот факт, что в договор обязательно должен быть включен раздел об ответственности учебных заведений за качество образовательных услуг, финансовых расчетов в случае прекращения отношений по их предоставлению (см.

приказ Минобразования от 27.03.2007 г. № 236). И еще одно: по мнению Минобразования, договор на предоставление образовательных услуг должен заключаться на каждый образовательно-квалификационный уровень отдельно (например, отдельно на получение уровня бакалавра и отдельно уровня специалиста). Такую позицию Минобразования обосновывает «защитой прав учащихся», однако последняя из изложенных выше позиция явно имеет другую цель — прежде всего, она позволяет уйти от запрета на изменение оплаты за обучение в течение всего срока обучения, поскольку для получения следующего образовательного уровня будет заключаться новый договор, в котором может быть указана уже новая цена за образовательные услуги без нарушения требований Закона об образовании.

В завершение этого обзора мы не можем не напомнить работодателям о предусмотренных законодательством гарантиях для работников, которые проходят обучение (подробно об этом см. «Обучение за счет средств предприятия: налоговый и бухгалтерский учет» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 71).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше