Темы статей
Выбрать темы

Особенности обязательной регистрации плательщиком НДС

Редакция НиБУ
Статья

Особенности обязательной регистрации плательщиком НДС

 

Быть или не быть плательщиком НДС? Позволить себе раздумывать над этим вопросом могут не все субъекты хозяйствования, ведь для определенных категорий лиц регистрация в качестве НДС-плательщика является обязательной. Впрочем, такая принудительность имеет и свои плюсы: например, в условиях обязательной уплаты НДС при импорте товаров, а также при получении от нерезидента услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, право на формирование налогового кредита возникает только у лица, зарегистрированного плательщиком НДС. Об особенностях такой обязательной регистрации и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Плательщики НДС

Круг

лиц, которые обязаны получить статус плательщика НДС, определен п. 180.1 НКУ. При этом «лицом» для целей обложения НДС являются (см. п.п. 14.1.139 НКУ):

1) субъект хозяйствования —

юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций;

2) другое юридическое лицо, не являющееся субъектом хозяйствования;

3)

физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, относящуюся согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, субъектов малого предпринимательства в соответствии с законодательством), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины. Обратите внимание: в качестве плательщиков НДС рассматриваются физические лица — предприниматели. Обычные же граждане являются плательщиками НДС только в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины, суммарная таможенная стоимость которых превышает 200 евро. А вот зарегистрироваться плательщиком данного налога (чтобы в дальнейшем иметь возможность не только уплачивать налоговое обязательство по НДС, но и получать право на налоговый кредит) такому лицу нельзя. Не соответствуют определению «лица» для целей обложения НДС и не могут быть плательщиками НДС предприниматели на едином налоге, поэтому зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС они не могут ни в обязательном, ни в добровольном порядке (на это обращала внимание и ГНАУ в письме от 12.01.2011 г. № 674/7/16-1417, см. также материал на эту тему на с. 27 этого номера);

4) представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица.

Итак,

в категорию плательщиков НДС согласно п. 180.1 НКУ и п. 5 разд. I Положения № 978 попадают лица, которые соответствуют следующим критериям:

— осуществляют хозяйственную деятельность и регистрируются по своему добровольному решению;

— зарегистрированы или подлежат регистрации;

— ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению;

— ведут учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица;

— являются управителями имущества. Исключение составляют управители имущества, осуществляющие управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом;

— проводят операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

— уполномочены вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности в соответствии с

Порядком № 187.

Кроме того, в

НКУ названы случаи, когда НДС должны уплачивать лица, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС.

Так, согласно

п. 181.2 НКУ если лицо, не зарегистрированное плательщиком НДС, ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, то такое лицо уплачивает ввозной НДС во время таможенного оформления товара без регистрации в качестве плательщика НДС.

Еще один случай, когда НДС уплачивается без регистрации, —

получение услуг от нерезидента, если место поставки таких услуг расположено на таможенной территории Украины. При таких обстоятельствах лицом, ответственным за начисление и уплату НДС, является получатель услуг (п. 180.2 НКУ), при этом он приравнивается к зарегистрированному плательщику НДС (п. 208.5 НКУ). Такие «ответственные лица» имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные законодательством для плательщиков НДС (п. 180.3 НКУ).

Для выполнения обязанностей по уплате НДС такими «условными» плательщиками предусмотрена отдельная форма отчетности — Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины,

в форме приложения к декларации по НДС (п. 208.4 НКУ).

Формально, исходя из норм

п. 208.1 НКУ, под получателями нерезидентских услуг, не зарегистрированными плательщиками НДС, понимают только юридических лиц. А значит, на физлиц-предпринимателей (неплательщиков НДС) требование о необходимости начисления и уплаты НДС по таким услугам распространяться не должно. Хотя из разъяснений налоговиков и из формы вышеуказанного Расчета налоговых обязательств можно сделать вывод, что уплачивать НДС с услуг нерезидента должны и физические лица — предприниматели — неплательщики НДС.

 

Основания для обязательной НДС-регистрации

Превышение 300-тысячного объема.

Согласно п. 181.1 НКУ и п. 3 разд. III Положения № 978 одним из критериев обязательной регистрации лица (кроме физического лица — предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога, и юридического лица — плательщика единого налога по ставке 10 %) плательщиком НДС является превышение им объема налогооблагаемых поставок товаров/услуг (в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети) за последние 12 календарных месяцев 300 тыс. грн. (без учета НДС).

То есть после момента фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых совокупно превышает 300 тыс. грн., лицо (в том числе и вновь созданное), кроме плательщиков единого налога,

обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в органе налоговой службы по своему местонахождению. При этом важно учесть, что для целей НДС-регистрации учитываются только фактически осуществленные поставки, заключение же соглашений (договоров) на сумму, превышающую 300 тыс. грн., или наличие намерений осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен указанный объем, не является основанием для обязательной НДС-регистрации. Так утверждает ГНАУ в письме № 4021.

Учитывая это, у субъектов хозяйствования, желающих поскорее получить статус НДС-плательщика, может возникнуть соблазн предпринять меры по своего рода искусственному наращиванию объемов поставок, воспользовавшись помощью близкого ему контрагента, и например:

— получить предоплату от такого контрагента, а позднее расторгнуть с ним договор и вернуть полученные средства;

— отгрузить покупателю товар с последующим возвратом этого товара покупателем.

Однако должны предупредить: сотрудники налогового ведомства, вероятно, захотят получить от потенциального НДС-плательщика подтверждение

фактического осуществления проведенных операций и затребуют от него соответствующие первичные документы (это они дали понять в письмах № 4021 и от 21.06.2011 г. № 17212/7/16-1417). При таком инспектировании они, скорее всего, вспомнят о п. 5.6 Методрекомендаций № 266, в которых приведен перечень сведений, которые могут использоваться как доказательства ничтожности договора.

Кстати, суды также исходят из того, что последствия в налоговом учете создают только

реально совершенные хозяйственные операции, т. е. связанные с движением активов, изменением обязательств либо собственного капитала налогоплательщика (см., в частности, письмо ВАСУ от 02.06.2011 г. № 742/11/13-11 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 49).

Так что при наращивании объемов поставок до необходимых 300 тыс. грн. с целью НДС-регистрации постарайтесь, чтобы такие операции носили

реальный характер.

Обращаем внимание еще на один момент: на практике налоговики в отношении регистрации лиц плательщиками НДС часто выдвигают требование, чтобы по облагаемым НДС операциям произошли и отгрузка, и оплата товаров/услуг. Хотя, на наш взгляд, в этом случае следует ориентироваться на правило первого события.

Поставка конфискованного имущества.

Согласно требованиям п.п. 6 п. 180.1 НКУ под обязательную регистрацию в качестве плательщиков НДС подпадают лица, проводящие операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в ст. 172 Таможенного кодекса Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV). При этом регистрация таких лиц как плательщиков НДС осуществляется независимо от того, достигают они общей суммы операций по поставке товаров/услуг в 300 тыс. грн. или нет и независимо от того, какой режим налогообложения они используют. Заметим, что прямого требования относительно обязательной регистрации указанных лиц, да и самого механизма регистрации ни НКУ, ни Положение № 978 не содержат. Однако налоговики настаивают на необходимости прохождения обязательной НДС-регистрации такими лицами, независимо от объемов (см. консультацию, размещенную в разделе 130.02 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua, также в письме № 4021).

 

Порядок определения 12-месячного периода для целей НДС-регистрации

В

п. 181.1 НКУ и п. 3 разд. III Положения № 978 говорится о расчете 300-тысячного объема за последние 12 календарных месяцев, однако это не означает, что для регистрации плательщиком НДС предприятию, достигшему 300-тысячного предела раньше, нужно ждать истечения 12-месячного срока — в расчете участвуют налогооблагаемые операции за последние 12 или менее календарных месяцев.

Исходя из этого порядка

календарным месяцем следует считать любой календарный месяц независимо от того, с какого числа в нем предприятие начало осуществлять налогооблагаемые поставки, входящие в расчет 300-тысячного объема.

То есть

первый неполный календарный месяц участвует в составе 12 календарных месяцев наравне с полным (и если объем будет превышен в таком первом неполном месяце, то заявление о регистрации нужно подавать в течение 10 календарных дней после его окончания). Такой вывод следует из письма № 4021.

А

текущий отчетный месяц, в котором превышен 300-тысячный объем, относится в состав последних 12 календарных месяцев лишь после его окончания.

Следовательно, моментом достижения объема налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., от которого следует отсчитывать 10 дней, установленных для подачи заявления о регистрации плательщиком НДС, нужно считать

дату окончания последнего отчетного налогового (календарного) месяца из периода тех 12 (или менее) календарных месяцев, который определен п. 181.1 НКУ как период расчета совокупно общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг.

Пример 1.

Вновь созданное предприятие начало осуществлять налогооблагаемые поставки товаров с 10 марта 2011 года. 14 сентября 2011 года объем налогооблагаемых операций за истекший период превысил 300 тыс. грн.

В данном случае моментом достижения 300-тысячного объема у предприятия является

14 сентября 2011 года, значит, заявление о регистрации плательщиком НДС оно обязано подать в налоговый орган по своему местонахождению не позднее 10 октября 2011 года.

Пример 2.

Вновь созданное предприятие начало осуществлять налогооблагаемые поставки товаров с 17 ноября 2010 года.

В данном случае ноябрь 2010 года участвует в расчете 12-месячного периода для целей НДС-регистрации как полный месяц. Соответственно двенадцатым месяцем в этом установленном периоде является октябрь 2011 года. И если 300-тысячного объема налогооблагаемых операций предприятие достигнет, например, 6 октября 2011 года, то заявление о регистрации плательщиком НДС оно обязано будет подать в налоговый орган по своему местонахождению

не позднее 10 ноября 2011 года.

И такой момент, касающийся лиц,

повторно регистрирующихся плательщиками НДС, НДС-регистрация которых была аннулирована по самостоятельному решению налогового органа. Такие лица с целью повторной НДС-регистрации для определения объема налогооблагаемых операций, установленного на уровне 300 тыс. грн., должны учитывать объемы операций по поставке товаров/услуг (без НДС), которые осуществлялись ими в течение последних 12 календарных месяцев, включая и месяцы предыдущих регистраций. Такие разъяснения налоговиков приведены в консультации, размещенной в разделе 130.01 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua. Более подробно вопросы повторной НДС-регистрации рассмотрены в статье «Регистрация вслед за аннулированием: преодолеваем отрицательные последствия» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 50).

 

Порядок определения 300-тысячного объема налогооблагаемых операций для целей НДС-регистрации

При определении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода, т. е. 300-тысячного объема (без НДС) за последние 12 календарных месяцев, установленного

п. 181.1 НКУ, для целей регистрации лица плательщиком НДС (как обязательной, так и добровольной) должны учитываться объемы операций, подлежащих налогообложению по ставке 20 % и 0 %.

Кроме того, налоговики традиционно считают, что в объем 300 тыс. грн. попадают также поставки,

освобожденные от обложения НДС (ст. 197 НКУ) и временно освобожденные от налогообложения. И это несмотря на то что в п. 181.1 НКУ речь идет исключительно о поставках товаров/услуг, подлежащих налогообложению в соответствии с разд. V НКУ.

Получается, что в расчет 300-тысячного предела для целей НДС-регистрации

не включаются только те операции, которые не являются объектом обложения НДС.

При этом важно учесть, что для такого расчета принимаются во внимание операции, соответствующие критериям

поставки товаров/услуг (см. пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ). Об этом проинформировали представители налогового ведомства в консультациях, размещенных в разделах 130.01, 130.02 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Заметим, что хотя в

п. 181.1 НКУ применительно к НДС-регистрации говорится о 300-тысячном объеме налогооблагаемых операций (без НДС), лицу, впервые регистрирующемуся плательщиком НДС, на такое уточнение, приводимое в скобках — «без учета налога на добавленную стоимость», в данном случае обращать внимания не стоит. Дело в том, что такой 300-тысячный предел, оговоренный п. 181.1 НКУ, важен не только для первичной регистрации лиц НДС-плательщиками, но и в других случаях.

Так, лица,

повторно регистрирующиеся НДС-плательщиками, НДС-регистрация которых до этого была аннулирована, для определения 300-тысячного объема при такой повторной регистрации должны брать объемы операций по поставке товаров/услуг, которые осуществлялись ими в течение последних 12 календарных месяцев, включая и месяцы предыдущих регистраций, без НДС.

Кроме того, уточнение, приведенное в скобках, касается и ситуации с аннулированием НДС-регистрации (см.

п.п. «а» п. 184.1 НКУ), т. е. когда лицо уже является плательщиком НДС и соответственно НДС при поставках уже начисляет. Таким лицам, выходящим из состава НДС-плательщиков, для сравнения тоже нужно ориентироваться на 300-тысячный порог (налогооблагаемый объем операций) без учета НДС, входящего в стоимость осуществляемых поставок.

И еще один нюанс, касающийся порядка определения 300-тысячного объема налогооблагаемых операций для регистрации плательщиками НДС

субъектами туристической деятельности.

В настоящее время объектом обложения НДС и для туроператора, и для турагента как по прямым, так и по посредническим договорам является

сумма вознаграждения (см. ст. 207 НКУ). В связи с этим при определении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для НДС-регистрации (как обязательной, так и добровольной) должна учитываться только сумма вознаграждения такого туроператора (турагента). Думаем, что налоговики будут придерживаться именно такого мнения. Во всяком случае до внесения изменений в НКУ Законом № 3609 они считали, что если при поставке туроператором или турагентом туристического ваучера (путевки) база налогообложения определяется исходя из суммы вознаграждения, то при исчислении общего объема налогооблагаемых операций отчетного периода для НДС-регистрации (обязательной или добровольной) должна учитываться только сумма вознаграждения (маржи) такого туроператора (турагента) (см. консультацию, опубликованную в разделе 130.02 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua). Надеемся на последовательность сотрудников налоговой службы в этом вопросе.

 

Порядок регистрации плательщиком НДС

Порядок регистрации плательщиков НДС установлен

ст. 183 НКУ и разд. III Положения № 978.

В соответствии с

п. 1 разд. ІІІ Положения № 978 регистрация лиц в качестве плательщиков НДС производится путем внесения записей в Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Реестр).

Подача регистрационного заявления.

Лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС в связи с достижением 300-тысячного объема налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут такой объем, должно подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 1-ПДВ, приведенной в приложении 1 к Положению № 978 (см. п. 183.2 НКУ; п. 5, п.п. «а» п. 7 разд. III Положения № 978).

То есть моментом, от которого следует отсчитывать указанные 10 дней, будет 1-е число месяца, следующего за текущим.

Если последний день срока подачи регистрационного заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то он переносится

на следующий рабочий день (п. 183.6 НКУ, п. 12.1 разд. III Положения № 978).

Напомним, что не так давно (до внесения изменений в

НКУ Законом № 3609) в п. 183.10 НКУ содержалась норма, согласно которой лицо, подлежащее обязательной регистрации, становится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут 300-тысячный предел без права на отнесение сумм налога в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации (т. е. получения Свидетельства) плательщиком НДС. Таким образом, если, к примеру, предельный объем в 300 тыс. грн. был достигнут 16 июня 2011 года, то плательщиком НДС лицо становилось уже с 1 июля, хотя заявление о регистрации оно могло подавать еще по 11 июля включительно.

В тот период ГНАУ соглашалась с возможностью принятия регистрационного заявления от лица, перешагнувшего 300-тысячный барьер,

сразу после такого превышения при подтверждении его соответствующими документами (см. письмо от 21.06.2011 г. № 17212/7/16-1417). То есть лицу, достигшему 300-тысячного объема налогооблагаемых операций в начале или середине месяца, вовсе не обязательно было ждать его окончания, чтобы подать регистрационное заявление в период с 1 по 10 число следующего календарного месяца. Тот факт, что отчетный период, в котором достигнут 300-тысячный предел, еще не закончился, не являлся основанием для отказа в приеме регистрационного заявления и в обязательной регистрации лица в качестве плательщика НДС.

Допускаем, что теперь налоговики изменят свое мнение и будут рекомендовать подавать регистрационное заявление исключительно в период с 1 по 10 число месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут 300-тысячный предел налогооблагаемых операций. Ведь в настоящее время лицо становится плательщиком НДС

с даты включения его в Реестр. С этой датой совпадает и дата начала действия Свидетельства.

Согласно

п. 183.7 НКУ регистрационное заявление подается непосредственно руководителем или представителем юридического лица либо лично физическим лицом — предпринимателем (в каждом случае с документальным подтверждением их личности и полномочий). То, что теперь подавать заявление с целью регистрации НДС-плательщиком может не только руководитель юридического лица, но и его представитель, является нововведением Закона № 3609, ведь до этого такие полномочия были исключительно у руководителя.

Учтите: регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ

не может быть направлено в налоговый орган по почте. На это обращают внимание сотрудники налогового ведомства в консультации, размещенной в разделе 130.01 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7, с. 25.

Регистрационное заявление обязательно должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Все разделы этого заявления должны быть заполнены (

п. 7.2 разд. III Положения № 978).

Так, в частности, если на предприятии не предусмотрена должность бухгалтера и бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем, то в разделе 5 регистрационного заявления в поле «Головний бухгалтер або особа, на яку покладено ведення бухгалтерського обліку» указываются фамилия и инициалы руководителя предприятия (см. консультацию налоговиков, размещенную в разделе 130.02 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua, а также в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7, с. 25). Подробнее порядок заполнения раздела 5 регистрационного заявления рассмотрен на с. 23 этого номера.

Основание для регистрации лица как плательщика НДС указывается в разделе 16 регистрационного заявления путем проставления в соответствующей ячейке пометки «v» или «+».

В разделе 20 регистрационного заявления должен приводиться перечень документов, прилагаемых к этому заявлению. О каких же документах здесь идет речь? Ответ на данный вопрос находим в консультациях налоговиков, размещенных в разделах 130.01, 130.02 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua. Так, плательщики НДС, у которых изменились какие-либо данные: код ЕГРПОУ, налоговый номер, присваиваемый налоговыми органами, наименование (фамилия, имя, отчество), местонахождение (место проживания), должны пройти

НДС-перерегистрацию, а Свидетельство подлежит замене. Согласно п. 2 разд. IV Положения № 978 для замены Свидетельства плательщик обязан в 20-дневный срок после возникновения изменений подать в свой налоговый орган дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с пометкой «Перерегистрация». К такому заявлению должны быть приложены Свидетельство и все его заверенные копии. Именно эти документы перерегистрирующиеся плательщики и должны перечислить в разделе 20 регистрационного заявления.

А вот лиц, подлежащих обязательной

НДС-регистрации, налоговики могут попросить предоставить вместе с регистрационным заявлением документы, подтверждающие факт превышения 300-тысячного объема (например, копии банковских выписок или справку из банка о движении денежных средств, копии документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг). Если такие документы предоставляются, сведения о них приводятся в разделе 20 регистрационного заявления.

Кстати, заметим, что предоставление указанных документов даже на руку потенциальному НДС-плательщику, ведь тогда у налоговиков не будет причин отказать ему в регистрации на основании

п. 183.8 НКУ.

ГНАУ в

письме № 4021 информирует, что для подтверждения достоверности сведений, указанных в регистрационном заявлении, в том числе сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган, руководствуясь положениями п.п. 20.1.6 и п. 73.3 НКУ, может обратиться к нему с письменным запросом о предоставлении соответствующей информации и копий необходимых документов. Также сотрудники налогового ведомства при рассмотрении регистрационного заявления и принятии решения о регистрации лица в качестве плательщика НДС с целью подтверждения сведений, приведенных в таком заявлении, принимают во внимание показатели налоговой отчетности и расчетов по другим налогам, которые подавались таким лицом.

Получение Свидетельства о регистрации плательщика НДС.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации лица как плательщика НДС налоговый орган должен выдать (бесплатно, как отмечено в письме № 4021) такому лицу Свидетельство о регистрации плательщика НДС (форма № 2-ПДВ) в течение 10 рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления (п. 183.9, п. 12 разд. III Положения № 978).

Отсчет такого 10-дневного срока, установленного для НДС-регистрации, начинается с первого календарного дня, следующего за днем получения налоговым органом регистрационного заявления (

п. 12.1 разд. III Положения № 978).

Получить Свидетельство может как

сам плательщик НДС (физическое лицо — предприниматель или ответственное лицо юридического лица, указанное в регистрационном заявлении), так и любое другое лицо (представитель плательщика НДС) при наличии надлежащим образом оформленной доверенности. Свидетельство выдается лицу при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Кроме того, Свидетельство можно получить и по почте (п.п. 12.2.1 разд. III Положения № 978).

Способ получения Свидетельства (по почте или непосредственно в налоговом органе) должен быть указан в разделе 19 регистрационного заявления.

Учтите: если вы избрали способ получения Свидетельства по почте, то эта процедура будет осуществлена за ваш счет. В таком случае оплату стоимости почтовых услуг нужно осуществить до получения Свидетельства

путем предоставления налоговому органу почтовых марок на сумму, соответствующую стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении (п. 7.3 разд. III Положения № 978).

Полученный оригинал Свидетельства должен храниться у плательщика, а копии Свидетельства, заверенные (в порядке, оговоренном

п. 17 разд. ІІІ Положения № 978) налоговым органом, размещаются в доступных для осмотра местах в помещении плательщика налога и во всех его филиалах (отделениях), представительствах (п. 183.11).

Дата, с которой лицо считается зарегистрированным как плательщик НДС.

Согласно п. 1 разд. III Положения № 978 лицо считается зарегистрированным плательщиком НДС с соответствующей даты регистрации, внесенной в Реестр.

При этом

датой регистрации лица плательщиком НДС, которая вносится в Реестр и указывается в Свидетельстве, является дата, соответствующая дате осуществления записи в Реестре о такой НДС-регистрации.

При определении даты регистрации лица, повторно регистрирующегося плательщиком НДС,

не учитываются периоды предыдущих регистраций, которые были аннулированы. Датой налоговой регистрации такого плательщика НДС является дата его новой регистрации независимо от срока, минувшего со дня аннулирования его предыдущей налоговой регистрации до дня подачи регистрационного заявления о повторной налоговой регистрации (п. 13 разд. III Положения № 978).

А согласно

п. 14 разд. III Положения № 978 во время НДС-регистрации датой начала действия Свидетельства, которая указывается в таком Свидетельстве, является дата налоговой регистрации.

Как уже указывалось выше, до недавнего времени в

п. 183.10 НКУ было установлено, что любое лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком налога, считается плательщиком НДС с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., без права на отнесение сумм налога в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации плательщиком НДС.

Вступление в силу с 06.08.2011 г.

Закона № 3609, внесшего изменения в НКУ, исключило такие ситуации: п. 183.10 НКУ изложен в новой редакции и его нормы касаются совершенно других вопросов, поэтому теперь действует традиционное правило, согласно которому лицо считается плательщиком НДС с даты включения его в Реестр*. С этой датой совпадает и дата начала действия Свидетельства (п. 14 разд. III Положения № 978).

* Норма относительно того, что лицо, подлежащее обязательной НДС-регистрации, считается плательщиком НДС с 1 числа месяца, следующего за месяцем достижения 300-тысячного предела, пока продолжает фигурировать в п. 5.2 разд. III Положения № 978. Но в ближайшее время она наверняка будет подкорректирована с целью приведения в соответствие с положениями НКУ.

С этой даты на «свежезарегистрированного» НДС-плательщика при осуществлении налогооблагаемых поставок товаров/услуг возлагаются обязанности по начислению налоговых обязательств по НДС (см.

п. 201.8 НКУ). Однако и здесь нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в немилость к налоговикам. Дело в том, что Свидетельство, являющееся документом, удостоверяющим регистрацию лица как плательщика НДС, такому лицу выдадут в течение 10 рабочих дней, следующих за днем подачи им регистрационного заявления. Какая именно дата из этих 10 рабочих дней будет проставлена в Свидетельстве как дата регистрации плательщиком НДС и соответственно как дата начала действия Свидетельства, заранее неизвестно, но в любом случае получение этого документа произойдет позднее, нежели НДС-регистрация лица. Вот в этот-то период — между датой регистрации плательщиком НДС и датой получения самого Свидетельства — и следует быть начеку:

во-первых, в указанный период лицо уже будет являться плательщиком НДС (но не будет знать точно, с какой именно даты), поэтому, как мы уже сказали, в случае осуществления налогооблагаемых поставок оно обязано будет начислить налоговые обязательства по НДС с такого оборота и соответственно включить их в раздел I декларации по НДС за первый отчетный период. Ввиду этого претенденту на статус плательщика НДС лучше повременить с осуществлением налогооблагаемых поставок да и приобретением товаров/услуг до момента получения Свидетельства;

во-вторых, лицо вправе выписывать покупателям налоговые накладные, начиная с даты внесения записи о такой регистрации в Реестр (п. 201.8 НКУ). Однако, учитывая, что Свидетельство является документом, удостоверяющим регистрацию лица как плательщика НДС, без наличия этого документа выписывать налоговые накладные нельзя. К тому же «плательщик НДС без Свидетельства» еще не знает свой индивидуальный налоговый номер, а следовательно, у него даже нет возможности заполнить этот реквизит налоговой накладной, который п.п. «г» п. 201.1 НКУ отнесен к обязательным;

в-третьих, «плательщик НДС без Свидетельства» еще не вправе формировать у себя налоговый кредит по товарам/услугам, оплаченным/полученным от поставщика в период между двумя вышеуказанными датами. Связано это с тем, что такой поставщик, которому не было предъявлено Свидетельство покупателя, в налоговой накладной в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляет нули, так как считается, что поставка товаров/услуг осуществляется покупателю, не зарегистрированному плательщиком НДС (см. п. 8.1 Порядка № 969).

Таковы основные правила обязательной НДС-регистрации. Уверены, что, изучив их, вы без особых сложностей пройдете эту процедуру и будете осуществлять свою деятельность уже в новом статусе.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше