Темы статей
Выбрать темы

Об учете возвратной финансовой помощи

Редакция НиБУ
Письмо от 19.06.2013 г. № 1179/10/06-4-06

Об учете возвратной финансовой помощи

Письмо от 19.06.2013 г. № 1179/10/06-4-06

(извлечение)

 

<…>

В соответствии с п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной на конец отчетного периода, в размере учетной ставки Национального банка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи, является безвозвратной финансовой помощью.

Подпунктом 135.5.4 п. 135.5 НКУ предусмотрено, что другие доходы включают суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, кроме случаев, когда операции по представлению/получению безвозвратной финансовой помощи проводятся между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица.

Согласно п. 135.1 ст. 135 НКУ в доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения как доходы отчетного периода, включаются другие доходы, которые определяются в соответствии с пунктом 135.5 этой статьи.

Таким образом, сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком налога от лица, являющегося плательщиком налога на прибыль на общих основаниях, не включается в доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения. В случае если плательщик налога не возвращает сумму полученной возвратной финансовой помощи на конец отчетного периода лицу, являющемуся плательщиком налога на прибыль предприятий на общих основаниях, в доходы отчетного периода, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включается сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, остающейся невозвращенной на конец такого отчетного периода. Условные проценты рассчитываются согласно п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 НКУ.

В соответствии с п.п. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 НКУ в другие доходы включаются суммы возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, которые остаются невозвращенными на конец такого отчетного периода, от лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно этому Кодексу имеют льготы по его уплате, в том числе право применять ставки налога ниже установленных п. 151.1 ст. 151 НКУ.

Согласно ст. 33 НКУ налоговым периодом определяется установленный этим Кодексом период времени, с учетом которого происходит исчисление и уплата отдельных видов налогов и сборов.

Базовый налоговый (отчетный) период — период, за который плательщик налогов обязан осуществлять расчеты налогов, подавать налоговые декларации (отчеты, расчеты) и уплачивать в бюджет суммы налогов и сборов, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, когда контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства плательщика налога.

Пунктом 152.9 ст. 152 НКУ установлено, что базовым налоговым (отчетным) периодом для целей III раздела НКУ является календарный квартал.

При этом налоговый учет ведется в общем порядке, установленном НКУ.

Учитывая упомянутое выше, плательщик налога на прибыль на конец календарного квартала должен осуществлять как расчет условного начисления процентов возвратной финансовой помощи, так и включение в состав своих доходов невозвращенной финансовой помощи от плательщика налога.

Одновременно отметим, что разъяснения по поводу неизменности расчета условного начисления процентов возвратной финансовой помощи в 2013 году размещены в журнале «Вісник податкової служби України», март 2013, № 10 (726), с. 7.

<…>

 

Заместитель начальника
 Главного управления Миндоходов в г. Киеве
 Е. Онищенко



комментарий редакции

Налоговики настаивают на обложении возвратной финпомощи
 у «годовиков» по «квартальным» правилам

В комментируемом письме рассматривается проблема, возникшая после того, как плательщики налога на прибыль получили возможность подавать декларацию по этому налогу по итогам года. В случае если такой плательщик-«годовик» получил возвратную финансовую помощь и не вернул ее, возникает вопрос: по итогам какого периода — квартала или года — он должен включить сумму такой невозвращенной финпомощи в доход (если она получена от нестандартного плательщика) или начать начислять на нее условные проценты (если она получена от стандартного плательщика налога на прибыль)? Налоговые органы, как можно увидеть из комментируемого письма, однозначно утверждают, что речь идет о квартальном периоде (то же самое говорится и в свежей консультации из ЕБНЗ, разд. 102.06.03, см. на с. 42).

Однако данный вывод в отношении «годовиков» представляется весьма неоднозначным. Дело в том, что как п.п. 14.1.257 Налогового кодекса от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), так и п.п. 135.5.5 НКУ, определяя правила налогообложения несвоевременно возвращенной возвратной финпомощи, оперируют исключительно понятием «отчетный период», а стало быть, есть основания утверждать, что речь идет именно о периоде, за который плательщик подает налоговую отчетность (подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 35, с. 10).

В таком случае «годовик», получивший возвратную финпомощь, например, в I квартале и вернувший ее в III квартале этого же года, в своей декларации по данной операции отразит итог «0» (поскольку на конец года финпомощь возвращена) независимо от налогового статуса заимодателя. Другими словами, тот факт, что «годовик» не успел вернуть финпомощь в рамках квартала, в котором ее получил, но вернул в пределах календарного года, не приведет к увеличению дохода ни на сумму самой финпомощи, ни на сумму условно начисленных на нее за I — II кварталы процентов, как это должно было бы быть по «квартальным» правилам на основании п.п. 135.5.5 НКУ.

По нашему мнению, НКУ связывает налогообложение полученной возвратной финпомощи именно с окончанием отчетного периода. Поэтому если полученная финпомощь была возвращена плательщиком налога на прибыль в рамках такого отчетного периода (квартала или года в зависимости от того, по итогам какого периода этот плательщик подает декларацию), то на налогообложении получателя финпомощи это никак не должно отразиться.

Учитывая это, считаем, что у «годовиков» налоговые последствия от невозврата полученной в отчетном году возвратной финпомощи возникнут только в том случае, если она не будет возвращена на конец этого отчетного года, а именно:

— если возвратная финпомощь была получена от неплательщика или нестандартного плательщика налога на прибыль, сумма не возвращенной на конец отчетного года финпомощи должна быть включена в состав доходов (строка 03.12 приложения IД) и отражена в годовой декларации в соответствии с п.п. 135.5.5 НКУ;

— если возвратная финпомощь была получена от стандартного плательщика налога на прибыль, то по итогам года на сумму невозвращенной финпомощи следует начислить условные проценты по правилам п.п. 14.1.257 НКУ — за каждый день пользования финпомощью, а сумму условных процентов включить в доход как безвозвратную финпомощь (строка 03.10.1 приложения IД) на основании п.п. 135.5.4 НКУ.

В то же время по правилам, предложенным налоговиками, и доход, и расходы должны быть показаны развернуто (причем условно начисленные проценты на невозвращенную финпомощь, полученную от обычного плательщика налога на прибыль, будут рассчитаны отдельно за каждый квартал и суммарно попадут в годовые доходы), что в ряде случаев может иметь решающее значение (например, при отнесении субъекта хозяйствования к крупным плательщикам согласно п.п. 14.1.24 НКУ).

Понятно, что осторожным плательщикам, которые не хотят вступать в прения с налоговыми органами, имеет смысл даже при годовом отчетном периоде возвращать финпомощь до конца квартала, в котором она была получена. При необходимости такую финпомощь можно вновь получить в следующем квартале — уже по новому договору (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 87, с. 8).

На этом комментарий можно было бы и закончить, если бы не особенности представления декларации по налогу на прибыль отдельными налогоплательщиками, упомянутыми в абз. седьмом и восьмом п. 57.1 НКУ, которые могут/обязаны сменить годовой отчетный период по этому налогу на квартальный (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 21). О них в комментируемом письме ничего не говорится, но, на наш взгляд, они стоят отдельного разговора.

Дело в том, что таким плательщикам, несмотря на свой изначальный статус «годовика», придется все же рассчитать объект налогообложения за I квартал (и последующие отчетные периоды). И, естественно, первый вопрос, который у них при этом возникнет: на какие правила налогообложения возвратной финпомощи («квартальные» или «годовые») следует ориентироваться? Важность правильного ответа на него еще более возрастает в тех случаях, когда применение тех или иных правил приводит к разным результатам.

Например, «годовой» плательщик налога, который по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток, налоговые обязательства не начислял и не имел базового показателя для определения авансовых взносов в текущем году (см. абз. 8 п. 57.1 НКУ), по итогам I квартала тоже получает убыток. Однако, если бы он включил в доход невозвращенную финпомощь от «нестандартного» заимодателя, полученную в этом квартале (и/или условные проценты по финпомощи от стандартного заимодателя), то его деятельность оказалась бы прибыльной, в связи с чем такой плательщик должен был бы представить налоговую декларацию за первое полугодие, три квартала отчетного (налогового) года и за отчетный (налоговый) год для начисления и уплаты налоговых обязательств.

Если исходить из нашего видения рассматриваемой здесь ситуации, то поскольку такому плательщику абз. 8 п. 57.1 НКУ не вменяет в обязанность подачу декларации за I квартал, а только за полугодие и т. д., то и налоговые последствия от получения им финпомощи должны определяться в рамках отчетного периода, равного полугодию. То есть, по нашему мнению, невключение в доход I квартала невозвращенной финпомощи от «нестандартного» заимодателя является правомерным. Однако вынуждены сразу предупредить, что с этим вряд ли согласятся налоговики… А потому при проверке ему грозят штрафы как минимум за неподачу отчетности по налогу на прибыль.

Аналогичная ситуация может возникнуть и у тех, кто согласно абз. седьмому п. 57.1 НКУ воспользовался свои правом перестать уплачивать авансовые взносы в текущем году из-за отрицательного объекта налогообложения, полученного по итогам I квартала. Здесь, как нам кажется, подход должен быть таким:

— если указанное свое право плательщик реализовал, т. е. подал «убыточную» первоквартальную декларацию, то доходы от финпомощи или условных процентов он волей-неволей должен в ней показать (и показывать их в дальнейших отчетных периодах этого года по «квартальным» правилам);

— если же плательщик не воспользовался своим правом подать декларацию за I квартал, то в его годовой декларации налоговый учет финпомощи отражается по «годовым» правилам.

Наверняка это тоже не понравится проверяющим, поэтому плательщикам, решившимся последовать нашим советам, придется доказывать свою правоту. Думаем, аргументов мы привели достаточно, но решать все равно вам самим.

 

Максим Нестеренко, Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше