Нормы расхода топлива для сельхозтехники
Сельхозпредприятие при производстве продукции использует разную сельхозтехнику. Какими нормами расхода ГСМ следует пользоваться при списании расходов на заправку сельхозтехники?
(г. Балаклея)
Уважаемый читатель, в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) нет прямого указания на применение каких-либо норм при отражении «налоговых» расходов. Главное, чтобы такие расходы осуществлялись для проведения хозяйственной деятельности (п.п. 14.1.27 НКУ) и были документально подтверждены (п. 138.2 НКУ).
Однако по традиции списание горюче-смазочных материалов в расходы на автомобильном транспорте осуществляется в соответствии с фактической стоимостью израсходованных горюче-смазочных материалов с учетом установленных норм расходов. Мы писали об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 19, с. 14. На это также обращают внимание и налоговики (см., например, их консультации в разделе 102.07.20 ЕБНЗ).
На сегодняшний день нормативными актами регламентированы лишь нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте (утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43// «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 5, спецвыпуск), нормы расхода ГСМ при эксплуатации техники в строительстве (утверждены приказом Госстроя Украины от 12.01.2000 г. № 9) и нормы расхода ГСМ для дорожно-строительных и специальных машин (утверждены приказом корпорации «Укравтодор» от 14.08.1996 г. № 156).
А что же с сельхозтехникой? Сельхозтехника стоит обособленно. Она, по сути, не является транспортным средством, а больше относится к специальной технике (машинам) — это тракторы, сеялки, комбайны и прочие сельхозмашины и самоходные механизмы, используемые в сельском хозяйстве.
Специального нормативного акта, который устанавливал бы типовые нормы расхода ГСМ для сельскохозяйственной техники в Украине, на законодательном уровне не разработано и не утверждено.
Однако обратите внимание, что существует орган, который проводит государственную политику в сфере нормативов для повышения производительности агропромышленного производства и обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала. Это Украинский научно-исследовательский институт производительности агропромышленного комплекса Минагрополитики Украины (см. постановление КМУ от 01.07.2002 г. № 873). Одной из его задач является создание и апробация нормативов ГСМ в сельском хозяйстве (сайт НИИ — http://www.uapp.kiev.ua).
Среди научно-методических изданий действующих нормативных материалов, изданных НИИ, есть, например, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на обработку почвы, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на посеве, посадке и уходе за посевами, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на уборке сельскохозяйственных культур, Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на внесении удобрений, химическую защиту сельскохозяйственных культур и т. д.
Такие нормы вы можете приобрести в любом Научно-исследовательском центре производительности АПК (их адреса см. на сайте). Однако они носят только рекомендательный характер и пользоваться ими сельхозпредприятие может исключительно на свое усмотрение. Ведь не факт, что такие нормы будут полностью соответствовать роду деятельности, проводимым работам, условиям, в которых используется сельхозтехника на предприятии. Кроме того, приведенные сборники норм могут не содержать нормы расхода топлива для «нужной», т. е. используемой предприятием сельхозтехники, либо норматива при выполнении ею определенных работ.
К счастью, сельхозпредприятие, до того как этот вопрос не будет решен на законодательном уровне, может самостоятельно разрабатывать и внедрять индивидуальные нормы расхода топлива (ИН) для каждой используемой сельхозтехники. Причем, еще раз повторим, каких-либо запретов по этому поводу законодательство Украины не содержит. Главное, чтобы разработанные на предприятии индивидуальные нормы расхода топлива для определенной сельхозтехники, в том числе с учетом проводимых ею работ, были документально обоснованы.
Для этого, как правило, на предприятии создается комиссия по разработке норм расхода ГСМ, которая определяет список принятой к определению норм расхода ГСМ сельхозтехники, по каждой из них проводит хронометраж работы и соответствующие замеры расхода ГСМ в определенных условиях ее работы.
Собранные данные оформляются актами. Определенные комиссией нормы расхода ГСМ утверждаются приказом по предприятию и готовы к использованию.
Ввиду своей специфики, при проведении любых сельхозработ, в которых задействована сельхозтехника, в качестве документа, подтверждающего факт использования ГСМ на их проведение, и как основания для его списания можно использовать:
(1) Учетный лист тракториста-машиниста (сельхозучет, форма № 67) — при проведении с помощь тракторов, комбайнов и других самоходных шасси и механизмов сельхозработ (например, сенокос, сбор соломы и т. д.);
(2) Путевой лист тракториста (сельхозучет, форма № 68) — при проведении транспортных работ сельхозтехникой (например, перевозка трактором сельхозпродукции с поля к месту хранения).
Обе формы утверждены приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 24.11.72 г. № 269-2. На сегодняшний день у субъектов хозяйствования есть возможность использовать приведенные выше документы по установленной типовой форме, либо, руководствуясь ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и пп. 2.4, 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, самостоятельно разработать и изготовить формы подобных документов, содержащие все необходимые реквизиты, с помощью компьютерной или множительной техники.
На основании этих листов и определяется расход ГСМ: нормативный (с использованием установленной нормы) и фактический (остаток горючего на дату выдачи листа плюс заправка и минус остаток на дату сдачи листа). Стоимость ГСМ, использованных при работе сельхозтехники:
— в пределах норм — будет попадать в налоговые расходы в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в периоде признания доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) либо в общепроизводственные расходы (ст. 138 НКУ);
— сверх нормы — в связи с нехозяйственной направленностью таких расходов в налоговые расходы включать нельзя (п.п. 139.1.1 НКУ). Нехозяйственная направленность сверхнормативных расходов ГСМ вызывает необходимость начисления налоговых обязательств по НДС в связи с отражением условной поставки таких ГСМ. При этом база налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения (п. 189.1 НКУ).
Наталия Дзюба, экономист-аналитик